Не званый гость- окончание старой тетради

                Незваный гость/окончание рассказа "старая тетрадь"/

       История с тетрадью, которая  почти стерлась из моей памяти,

вдруг получила неожиданное продолжение. Со времени моей поездки к тетушке прошло

 почти полтора года. Периодически мы переписывались, и я был в курсе её дел.
 
      И вдруг  в начале ноября я получаю от неё телеграмму с просьбой срочно

 приехать. В отпуске я ещё не был, поэтому вопрос решился быстро.

      И вот я снова еду на юг. Через два дня я шагал по знакомым с детства улицам

 к дому тёти. Тётя встретила меня радостно, но было заметно, что она сильно чем-

то обеспокоена.  Не мешкая, я приступил к расспросам. Оказывается, недели две

назад, к ней приходил какой-то мужчина  и настойчиво просил сдать ему комнату на

 две-три недели, сказав, что ему посоветовали обратиться к ней.  Но тётя уже

несколько лет не сдает комнаты, и это ее удивило, тем более мужчина вел себя

 несколько странно, пристально оглядывал дом и двор, спрашивал – есть ли собака.
 
       Тётя ему отказала, и он ушел весьма недовольный. Затем, дня через три

после его визита, тётя проснулась ночью от какого-то шума, ей показалось, что по

 чердаку кто-то ходит. Утром она увидела, что лестница, которая обычно лежит у

крыльца, приставлена к двери чердака. Через два дня, возвращаясь с рынка, она

увидела во дворе парня, который пытался открыть дверь в дом. Завидев её, он

кинулся к соседскому забору, перелез через него и исчез. Тетя сейчас жила одна,

 ее дочери, мои двоюродные сестры, в этом году поступили в институт и учились в
 
Ленинграде, и тогда она, напуганная  всем этим, и вызвала меня телеграммой.
                ***
    Утром, выйдя во двор, я заметил парня, который сидел на скамейке, на другой

стороне улицы и наблюдал за нашим домом.
 
     С виду он был похож на матроса, одет в бушлат, тельняшку и брюки "клёш". Я

зашел в дом и стал наблюдать за ним из окна.

      Через какое-то время, к нему подошел другой парень, сел рядом, и что-то ему

 сказал. Матрос встал и ушел, а другой остался, рассмотреть его лицо не удалось,

 он сидел, наклонив голову, в огромной фуражке, надвинутой на глаза. Ясно, что за

 домом следили.

    Мой друг Игорь, с которым я учился в одном классе, работал в милиции

 следователем, и я решил обратиться к нему за помощью.

   Я позвонил, ему и мы договорились встретиться вечером у гостиницы “ Маяк”.

 Вечером мы долго бродили по парку, вспоминая школьные годы и одноклассников.

 Потом я рассказал ему всё, что узнал от тётушки и о том, что за домом следят. Он

 обещал подумать об этом, и зайти на следующий день, на том мы и расстались.
 
     Я был уже недалеко от дома, навстречу мне шел матрос, он остановился и

спросил у меня спички. Не успел я ответить, как сзади меня кто-то огрел по

голове.

       Очнувшись, я увидел белый потолок, белые стены и заплаканную тетю в белом

 халате. Итак – я в больнице. Получил “подарок” к годовщине Октябрьской

революции. Сильно болела голова, и очень хотелось пить. Вошедшая медсестра

сказала, что я  здесь третий день. Постепенно я приходил в себя, тетя напоила

меня чаем с лимоном, потом накормила домашним куриным бульоном. К вечеру пришел

дознаватель и с ним Игорь. Дознаватель записал мои показания и ушел. Игорь

рассказал, что пока тетя была около меня в больнице, в дом кто-то залез, там все

 было перевернуто, явно что-то искали. Сейчас там дежурил милиционер.

                ***
         Значит, все это было не случайно, нужно было удалить нас с тетей из

 дома, чтобы найти то, что им нужно. 6 ноября меня выписали,

а вечером милицейский пост сняли, зашел Игорь и сообщил, что задержали матроса,

 ищут второго парня. На другой день, когда мы с тетей слушали по радио трансляцию

 праздничной демонстрации, к нам  зашел Игорь.  Он рассказал, что задержан второй

 участник нападения, вор со стажем, их допрашивают, и скоро мы все узнаем.

        После праздников меня и тетю вызвали на опознание, а затем, через

несколько дней нас пригласили в Комитет госбезопасности, там уже находился мой

товарищ Игорь. Тёте показали фото мужчины, в котором она узнала человека,

 хотевшего снять у неё комнату.
               
         Оказывается, это он нанял матроса и второго парня, чтобы они

 обыскали дом, но когда их попытка сорвалась, они оглушили меня, чтобы я им не

помешал. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что это военный

преступник, скрывающийся от правосудия, а у тети он искал ту самую старую

 тетрадь. Зачем она ему? Какое он имеет к ней отношение? В Комитете сказали, что

 позже нам сообщат об этом.
                ***
          Вечером мы с тетей пили чай, и она вспомнила время оккупации. 11августа

 1942 года Кавминводы были полностью захвачены фашистами. В каждом городе был

 свой комендант и бургомистр. К сожалению, среди населения было много предателей.

           В Ессентуках бургомистром был учитель 2й школы. Часть казаков, вместе

 с атаманом Николаем Кругловым перешла на сторону немцев и восстановила станичное

 правление. Управление бургомистра было на ул. Советская 5, и каждый день надо

 было там отмечаться. Гестапо располагалось на  углу улиц Интернациональная и

Вокзальная. Военным комендантом был старший лейтенант фон Бек. Это по его приказу

 всех лиц еврейской национальности отправили в Минеральные Воды, где позже

 расстреляли.

        Курорт превратили в госпиталь, умерших хоронили в Английском парке. Не

считая спецслужб, воинские части были в основном румынские.

        Прошло несколько дней,  и вот в воскресенье пришел Игорь.

 Он рассказал, что наш незваный гость был предателем и немецким шпионом, и

разыскивался за совершенные в войну преступления.

         Уроженец  Ставрополья, он впервые же дни войны перешел на сторону

немцев, окончил разведшколу в команде Локкерта, входившей в состав

абвергруппы103. У немцев числился под псевдонимом “каланча”. Служил в батальоне

 “Бергманн”, который вел антипартизанские  действия на Кавказе. Перед оккупацией

 Кавминвод, участвовал в подрыве моста в Пятигорске, что затруднило отход наших

 войск. В декабре 1942года участвовал в ликвидации группы “Месть”, которую

 выбросили на парашютах в районе горы Змейка.

     После отступления немцев, по их заданию остался на Кавказе, для ведения

разведывательно-диверсионной работы.

        На допросе “каланча” рассказал, с какой целью он разыскивал тетрадь.

 Оказывается, он лично расстрелял хозяина тетради, его звали Антон, они были

 знакомы ещё до войны. Перед расстрелом Антон сказал, что записал в тетрадь все

 злодеяния “каланчи”, поэтому тот стремился найти и уничтожить тетрадь.

         Антон был в одной из групп подполья, действовавших в городе.

Но их выдал кто-то из местных жителей, немцы захватили группу, скрывавшуюся на

 чердаке одного из частных домов.  Это был дом, в котором жила тетя, там Антон и

 спрятал тетрадь, в которой он писал рассказ и не успел его закончить, но про

“каланчу” он не писал, просто хотел напугать того. Это было в начале января

1943года, через несколько дней началось наступление наших войск и 11января

Кавминводы были освобождены от немцев, так что “каланче” было не до тетради.
                ***
      До Нового 1965 года, года 20- летия Победы, оставалось чуть больше месяца.

 Уже появились первые елки, народ готовился к встрече Нового года.
      
        В начале 60х годов по стране прошла волна процессов над военными

 преступниками, которым удалось скрыться от правосудия после  войны. Их

разыскивали и судили. В конце этого года на экраны вышел фильм “Государственный

преступник”, в нем подробно раскрыта эта тема.    Поэтому “каланча” панически

 боялся разоблачения, и хотел уничтожить свидетельства своих преступлений.

        Вот так и закончилась история со старой тетрадью, заканчивался и мой

отпуск.  Через два дня я был уже дома, и бегал по городу в поисках елки, ведь

 скоро Новый год.

  А старая тетрадь теперь хранится у меня, в неё я и записал эту историю.
 
         Ессентуки.2012г.


Рецензии