In vino veritas!

««Тот –вор и пёс, кто убытчит казну государеву! Пити не идёт к кабаку, а варит на дому, без меры»

-Это я процитировал надпись, выгравированную на кабацком сундуке для хранения питейной выручки, времён царя Алексея Михайловича». (Когда Иван Ильич- в ударе, он, кажется, может изъясняться исключительно цитатами. Образованность, эрудиция из него- так и прут. А  жизнь стареющего холостяка оборачивается, в его натуре, обострённой потребностью в общении. И стремлением, своими знаниями поделиться).

- И что же из этого следует? –Возражаю я Ильичу.-Ваша цитата, мне кажется, подтверждает, как раз, мои слова. 
-Не совсем. А, лишь в том смысле, что –пьют на Руси давно, это-да. И пьют много. Настолько, что уже во времена первых Романовых, гос-монополия на производство и торговлю спиртным являлась существенной статьёй доходов «казны государевой». (Кстати, из моей цитаты следует и второй вывод: Пьянство, видимо, было серьёзной проблемою и в те времена: «Варили на дому, без меры». Но Вы же связываете пристрастие русских к спиртному с приходом христианства на Русь. А это- совершенно не так. Не спешите верить всяким интернет-глупостям. Выпить наши предки любили- за многие тысячелетия до крещения.
-Вот как? А что же они, в те далёкие времена, пили? Виноград ведь, в нашем климате, не растёт. А самогон, насколько я знаю, научились гнать лишь в средние века.
-Да- не было у  наших предков проблем со спиртным! Сейчас я Вам расскажу, как у нас было дело. Одну минуту!
 Ильич ушёл в другую комнату и вернулся с бутылкой Саперави. «Это- говорил Ильич, разливая вино из бутылки по бокалам,- чтобы слушать Вам было- не слишком скучно».
 Сделав, в задумчивости, несколько глотков, Ильич продолжил:

Начать, я думаю, следует с маленького ликбеза. C краткой технологической справки по виноделию:

1. Любой хмельной напиток- результат жизнедеятельности естественного дрожжевого грибка, присутствующего повсюду, в том числе и на сладких плодах (точнее, отходы  жизнедеятельности этого грибка. Содержащиеся в соке, растворе, сахарА (глюкозу, фруктозу) дрожжи потребляют и выделяют спирт).

2. Крепости, более 14% , ни у какого (ЕСТЕСТВЕННОГО!) хмельного напитка достичь нельзя. Ибо, при достижения этой крепости, происходит самоотравление дрожжевых грибков. Они погибают. Брожение прекращается. (БОльшая крепость достигается «креплением». Т.е., добавлением в вино спирта. Но спирт научились гнать (из того же вина или иного дрожжевого «продукта») только в 14-м, примерно, веке).

3. В реале, 14% вино получалось (и получается) не часто. И не везде. Только в очень благоприятные, для винограда, годА он набирает сахаристость, достаточную для достижения вином 14%. Оставшийся ещё, после гибели дрожжей, сахар делает вино сладким, десертным. И такие (натуральные) сладкие вина всегда стоили и стоят- недёшево. Чаще же получали (и получают) «сушняк». Т.е., весь, имевшийся в виноградном сусле сахар перебродил. А крепость получилась- 9-11%. (И сахара в нём уже нет. Кисло…)

Спиртное, подчёркиваю, издревле употреблялось по всему миру. Изготавливалось из самых, порою, …неожиданных ингридиентов. Но вышеизложенные технологические принципы- едины.

Пить «от лозы», как сказано в Библии, (виноградной- имеется в виду),начали ещё …с Начала Времён. (Ной, как известно, после потопа, посадил, первым делом, не хлеб или капусту, а именно виноград). Пили и античные боги (Зевс даже, по пьяни, одного из богов (Гефеста) зачал неудачно. Уродцем).
А войско Александра Македонского, к примеру, наибольший урон терпело не от врагов, а …от пьянства. (Плутарх упоминает такой эпизод: однажды, на пиру у царя Александра, затеяли соревнование, кто кого перепьёт (-знакомая развлекуха, правда?). Так вот, …40 человек перемёрло к утру. Высший комсостав армии македонцев… Джонатан Свифт утверждал, что от пьянства умер и сам Александр.
Это, конечно,- примеры крайностей. В норме же, античный мир выработал чёткие правила культуры пития.
Действовали ограничения по возрасту. (В Риме- до 30 лет). –По семейным обстоятельствам (Ограничивалось потребление в репродуктивном возрасте). –Считалось дурным тоном пить неразбавленное вино. (Если Вы внимательно читали Апулея «Золотой осёл», то, наверное, обратили внимание: в описании каждой сцены с винопитием присутствует чаша с водой, для разбавления вина. А неразбавленное там пьют только маргиналы, отрицательные персонажи).
Так, примерно, выглядит «винная карта» от сотворения Мира…

Что же известно про Русь пьющую, с времён Античности? Почитайте Геродота.
Предприняв путешествие по всей Скифии (Начав с Крыма, исконно скифской земли), он лично познакомился с бытом и нравами наших предков. Отзывы, в общем, …восхищённые. И храбрый народ, и предприимчивый, и разумный, и благородный, и красивый. Один их недостаток, значительно обесценивающий их достоинства, печалил Геродота: неумеренность (а, если сказать жестче:- безудержность) в питие спиртного. …А жил Геродот- за сто, примерно, лет до Македонского. И за 500, примерно, до пришествия в мир христианства.
Что пили? Ну, во-первых,-пиво. Сырьём для пивоварения, как известно, является ячмень. А он на Руси известен- от веку. Это- вообще_самый северный злак, из культивируемых. (Чуть отвлекусь:египтяне пили ячменное пиво (почему-то- не виноградное вино) и возделывали лён (Почему-то- не хлопок. А лён- тоже-сугубо северное растение. Т.е., возможно, земледелие- с Русского Севера на Ближний Восток пришло. А- не наоборот, как у нас в школе учат. Египтяне, кстати, страну свою называли Кемь. Есть у нас, на берегу Белого моря, город с таким же названием). Но- возвращаюсь к теме винопития на Руси.
 Я не думаю, что вино было, для русов, малодоступным товаром. Если б вино, и вправду, ввозилось только из Византии и Средиземноморья, оно, конечно, было бы дорогим. Но, северные регионы Античного мира: Кавказ, Тамань, Крым- активно его производили. В т. ч., и НА ПРОДАЖУ! Тому свидетельства- артефакты, Страбон и тот же Геродот. Последний даже сорта винограда описал: мелкие, полтные грозди. Узнаются, в описании, легко -именно винные сорта, кльтивируемые в Тавриде и поныне. И товарообмен вёлся активно. По Днепру и Дону. Виноделием занимались греки. В кавказских и крымских колониях. Но сам Крым как и всё Приазовье с северным Причерноморьем- историческая родина южных скифов. (Тьмутаракань, кстати,- слышали? А так называлась нынешняя Керчь во времена существования в Крыму древнерусского Тьмутараканского княжества. Во времена Геродота, впрочем, Керчь именовалась Пантикапеем).
И, во- вторых (А может, и- во-первых), пили, конечно, медовуху. И не верьте интернет-дезинформаторам, что медовуха была крепостью- не выше 6%! Её-то, как раз, (в отличие от виноградного вина) легко получить и 14%! Достаточно лишь мёд в воде разбадяжить в нужной концентрации. И сладко получится и …крепко. (А в питие такой вкуснятины- меру соблюсти - …непросто).
То, что в предхристианской Руси пили …хорошо, -косвенно подтверждает, думаю, следующий летописный факт: князь Владимир, прежде чем крестить Русь, выбирал будущую религию из нескольких предлагаемых. Так вот, ислам он отклонил по тем соображениям, что …НЕВОЗМОЖНО было лишить русичей радости, пить вино. (А вот лишить их прежних языческих богов- ему представлялось, видимо, гораздо более реалистичной задачей). (В Коране, кстати, я не нашёл категорического запрета на спиртное. Там сказано следующее (пересказываю своими словами. Лень лезть в первоисточник): «В вине есть польза. Но много и вреда. Вреда, однако ж,- более, чем пользы. Поэтому, лучше вина не пить». В ранг категорического запрета это, видимо, было возведено уже последователями Пророка).

Уместно, в рамках темы, ещё и былины об Илье Муромце вспомнить. Там, в частности, упоминается «голь кабацкая». Были, стало быть, во времена дохристианской Руси и кабаки, и голь…

На Руси, однако, теми, кто в питие желал соблюсти меру, практиковался следующий приём. Вы помните?: почти любая сказка с хэпиендом ,в виде весёлого пиршества, оканчивается стандартно: «Я там был. Мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало». А …ПОЧЕМУ не попало?! Если уж по усам текло... Можно, конечно, представить дауна, несущего ложку вместо рта -в ухо. И не способного нормально напиться, не пролив бОльшую часть на себя. Но …дауны ведь к сказительству не способны…
А народный же фольклор, в повествовании о том, что «текло лишь по усам, но в рот не попало», проявляет занудливую настойчивость. Чтоб всякий запомнил! Как говорит Вини Пух: «Это «В-Ж-Ж»- неспроста». А …не скрыта ли в этой фразе прямая инструкция для трезвенников? Как, не обижая тёплую, спОенную кампанию, не надраться, совокупно с нею, до состояния полного не стояния? Надо всего-то …делать вид, что пьёшь, как все. В русском застолье, времён сказкосложений, делать это, видимо, было совсем не сложно. Ибо питиё производилось не из индивидуальных фужеров (или, как ныне, по ситуации, из пластиковых одноразовых стаканчиков), а из общего ковша, БРАТИНЫ.
 Её пускали по кругу. И отследить, кто сколько выпил, было непросто. От «перебора», таким образом, несложно было откосить, лишь изображая питиё, омочив в братине усы, но не приняв вина в организм. «По усам текло. В рот не попало».
А, если, скажем, у вас- проблемы, какие, по жизни, обратить на них внимание друзей- собутыльников (в данном случае, правильнее- побратимов) –более, чем просто. Достаточно –демонстративно не пить из общего ковша. (Помните? У Лермонтова, в песне про удалого купца Калашникова, Кирибеевич «в золотом ковше не мочил усов», и батюшка- царь сразу на то внимание обратил: чем- мол- загружен?).
Можно было, наверное, и не хитрить. Не пить открыто. Но …тогда вы скоро остались бы без друзей.  А не иметь друзей в эпоху сказкосложений- значит поставить себя за грань выживания. Так что, данная хитрость, здоровья и ума ради, видимо считалась сказителями (и народом, эти сказки пересказывавшим)- более чем извинительной.
Может в том, что славные македонцы, завоевавшие практически всю Ойкумену, вскорости сгинули в веках, -в той, или иной мере пьянство виновато. Но мы, потомки их современников, скифов, …пьём и поныне. Может, в какой-то степени, живучестью своей мы обязаны как раз тому, что, вплоть до Петра, вино пили из общей братины, и тот, кто пить не хотел, имел возможность откосить? «По усам текло, а в рот не попало».
После же, когда общие братины в русских застольях сменили индивидуальные, заморского типа, кубки, …дружить стало значительно труднее. И для печени –разрушительнее
««Истина- в вине!»- говорили Римляне. Культура (и культ) винопития, в каком-то смысле,- древнейшая из религий. Согласитесь. Христианство тут- совершенно –ни при чём. Оно- несоизмеримо моложе»- закончил лекцию Ильич, задумчиво глядя, сквозь бокал, в окно, на весенний закат…


Рецензии
«Истина - в вине!»- говорили Римляне.
При допросе подозреваемого или неискреннего свидетеля поили вином, чтобы выболтал спьяну, то, что трезвый скрыл бы. Именно поэтому «Истина - в вине!»

Олег Киселев   02.04.2014 19:27     Заявить о нарушении
-Интересно. Я, прежде, усматривал, в этой поговорке, лишь философско-романтический смысл.
Благодарю за прочтение.

Сергей Сунгирский   02.04.2014 08:35   Заявить о нарушении