Им всё равно, что с нами после их смерти

               
   Жизнь и смерть. Смерть и жизнь. Интересно, что всё-таки за гранью? Этим вопросом я задаюсь сейчас, задавался всю жизнь, задавался ещё, будучи молодым человеком. В те незабываемые годы мне однажды довелось присутствовать на перезахоронении останков героев гражданской войны.
   В селе Большенарымское, что в Восточно-Казахстанской области, в 1920 году произошёл белый мятеж. Здесь, как и по всей стране, большевики взяли власть, но она на какое-то время снова перешла к власть имущим. Снова произошёл переворот, и белый мятеж. Против него выступило всё взрослое население небольшого прииртышского посёлка. Они восстали, и – победили! В кровопролитных боях погибли девять лучших сынов простых сельских людей.
   Их хоронили впопыхах, боясь нового кровопролитного мятежа, на берегу Иртыша. Спустя 64 года, в 1984 году, останки героев решили перенести в парк, находящийся в центре Большенарымского. Я был там, где раскапывали могилы героев. Я был там, где в свежие могилы опускали их свежие гробы.
   Истлели их тела, но кости сохранились. В сухой, песчаной земле неплохо сохранились и доски гробов. Сняв одну из полусопревших крышек, мы обнаружили останки героя, у которого, видимо, была отрублена правая нога. Кости, чуть ниже колена, были, видимо, обвиты лоскутом какой-то материи. Стоило к кусочку истлевшей ткани прикоснуться, и он рассыпался, как пепел.
    Доски гробов тоже сохранились неплохо. Один из них во время похорон был окутан куском красного знамени. Его материя тоже сопрела. Но, на истлевших досках хорошо отпечатались некогда золотистые буквы. Это был своеобразный фрагмент истории, с обрывком названия воинской части, где служили герои.
   Для останков молодых ребят, восставших против белого мятежа, выкопали свежие могилы. И, похоронили в местном парке.
   Для чего они жили? За что воевали? Зачем гибли? Ради чего терпели неимоверную боль, когда беспощадная белогвардейская шашка кромсала по живому, отрубая ногу? Ради чего подставляли под пули свою юную грудь? Интересно, пошли бы они в бой, если бы были способны, по мановению волшебной палочки, заглянуть в наше время? На, что они надеялись? На светлое будущее? И, вот оно, светлое будущее! Общество равных возможностей!
   Они, эти юноши, подставлявшие свои груди под пули, мечтали о всеобщем благоденствии. И, оно, судя по словам власть предержащих, уже наступило. Это высокие дома, красивые улицы. И, бабки – пенсионеры да ветераны, бряцающие то никому не нужными правительственными советскими наградами, то пустыми бутылками возле пунктов приёма стеклопосуды.
   Зачем, для чего, ради чего они жили? Эти раненные да убиённые, чьи кости перед захоронением в кучу тряпочкой собирали. Зачем, для чего жили эти бабки, бряцающие то медалями, то пустыми бутылками?
   Се – ля – ви, как говорят французы. Такова жизнь. Но, смерть – лучший судья. Она всех уравняет. И, для усопших – всё равно, в полном смысле этих, в общем-то, малозначащих слов. Им всё равно, что истлевшие кости с одного места на другое перетаскивали. Им всё равно, что кто-то, чтобы съесть лишнюю конфетку, пустыми бутылками бряцал, не заработав на достойную жизнь в преклонные годы. Им всё равно, что кто-то, вспоминая изуродованный «Мерседес» олигарха, грешным делом погибшего водителя за толстый кошелёк проклянёт. Им всё равно, что будет после них на этой грешной земле.


Рецензии