Бигл-конфликт. Conflict Between Chile and Argentin
В настоящее время часто можно услышать о многополярности мира и интеграционных процессах на тех или иных территориях. Постоянные разговоры ведутся о главенствующих странах в мире, которые имеют претензии на участие в принятии решений, важных для всего человеческого мира. К подобным полям, бесспорно, принадлежат Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Российская Федерация и страны СНГ. Также набирают весомую мощь интеграционные процессы в странах Азии и Латинской Америки.
Важность интеграции стран Латинской Америки для решения актуальных и сложных вопросов глобализации была отмечена главой Иберо-американского секретариата Энрике Иглесиас. Нынешний момент создает для региона прекрасную возможность для качественного скачка в развитии, что даст ответ потребностям и запросам общества, национальные экономики и развитие государств.
Сейчас правительства стран Латинской Америки действительно серьезно рассуждают об экономической и возможной политической интеграциях: при объединении эти страны будут чувствовать себя намного уверенней, укрепят сообщество связями сотрудничества, окрепнут и станут по-настоящему конкурентоспособными в нынешнем мире.
Но для подобной интеграции в мире новых международных отношений для стран Латинской Америки необходимо межрегиональное сотрудничество как единственно верный интеллектуальный инструмент.
Это самое межрегиональное сотрудничество все время подвергается испытаниям из-за различных разногласий между государствами: историческими, политическими, территориальными, культурными и т.п.
Конфликт, рассматриваемый в работе, в основе своей относится к типу территориальных противоречий. Бигл-конфликт – это конфликт между Республикой Чили и Аргентинской Республикой по поводу принадлежности нескольких островов и морских прав.
Сам конфликт возник еще в 19 веке, длился на протяжении целого века и в итоге завершился только в 1984 году. По историческим меркам, это совершенно недавно произошедший спор, соответственно, сложно говорить об устоявшихся межрегиональных мирных отношениях, что подразумевает под собой пока еще невозможную интеграцию стран Латинской Америки.
Бигл-конфликт
Аргентинская Республика и Республика Чили имеют третью по протяженности в мире границу в 3000 миль от севера до юга вдоль горной цепи Анд. Сегодня эти две латиноамериканских страны сотрудничают и решают возникающие вопросы о границах мирно, но в прошлом в большой степени эта самая граница ожесточенно оспаривалась.
В 1881 году Чили и Аргентина попытались окончательно решить их территориальные споры через обоюдное соглашение, известное как «Договор о границе 1881 между Чили и Аргентиной». В соглашении оглашались четкие условия о границах между этими двумя странами. Границы четко проводились по градусам и меридианам.
Оказалось, что у аргентинцев существуют различные интерпретации Договора о границе 1881 года. Хотя вроде как без сомнения пролив Бигл был и в Аргентине, и в Чили, а острова Пиктон, Нуэво и Леннокс принадлежали Чили (так, по крайней мере, в 1887-88 годах было указано в аргентинской картографии). Руководитель аргентинской комиссии исследования южных территорий, Франциско П. Морено в сообщении Английскому послу в Буэнос-Айресе в 1918 году рассматривал аргентинское требование как необоснованное: «Я не могу понять, почему аргентинское правительство требует суверенитета по островам Пиктон, Нуэво, Леннокс и т.д., основывая свои аргументы на Соглашении 1881 года и Протоколе 1893 года, когда первое лишает законной силы их заявление, а второй не имеет никакого отношения к установлению границ пролива Бигл».
В 1904 году аргентинское правительство просило руководство Чили совместно заняться замером параметров пролива Бигл, чтобы определить установленные границы. Но на основе международной картографии этой зоны, описаний исследования канала и диспутов подписавших Соглашение 1881 года, Чили отвергло это прошение.
Таким образом, нерешенный конфликт продолжал назревать. Попытки свести спор на нет были крайне неудачными с 1904 до 1971 годов. Наиболее остро проблема встала во время инцидента 1958 года (Snipe incident), когда аргентинские силы разрушили чилийский маяк на островке Снайп в начале пролива Бигл, установленного 1 мая 1958 года, и поставили под ружье своих морских пехотинцев, владеющих землей на островке. Однако чуть позже обе страны согласились придержать свои вооруженные силы и демонтировать маяки.
В 1971 года Чили и Аргентина подписали соглашение, формально представляющее проблему канала Бигл обязательному арбитражу под покровительством королевы Великобритании Елизаветы II. Суд, который должен был решить противоречие, был составлен из пяти судей, отобранных Чили и Аргентиной от Международного суда в Гааге. Окончательное решение арбитражного суда должно было быть представлено британской королеве, которая в свою очередь рекомендовала бы принятие или отклонение решения суда, не изменяя его. Таким образом, 2 мая 1977 года суд постановил, что острова и все смежные образования должны принадлежать Чили.
Однако Аргентина 25 января 1978 года «отклонила арбитраж» и попыталась через группу войск бросить вызов чилийским властям и принудить Чили вести переговоры об ином разделении островов, которые произведут морскую границу, совместимую с аргентинскими требованиями. Тем временем обе страны развернули вооруженные силы, двигаясь к открытой войне в тандеме с безумством дипломатической деятельности. Это было самой опасной фазой Бигл-конфликта: в тот момент открытая война казалась реальной возможностью.
Прямые переговоры между Чили и Аргентиной начались только после объявления о необходимости обязательного арбитража 2 мая 1977 года и закончились актом Монтевидео в Уругвае 9 января 1979 года, когда обе страны приняли посредничество Ватикана после того, как Аргентина прервала военную операцию Soberan;a. Эту операцию Аргентина начала 22 декабря 1978 года. Была совершена попытка занять острова вокруг мыса Горн с дальнейшим намерением продвинуться далее. Однако операция была прервана в течение нескольких часов – военная хунта в Буэнос-Айресе позволила Папе Римскому найти выход из положения мирным путем.
Решение конфликта, предложенное Папой Римским в 1980 году, было принято Чили, но отклонено Аргентиной. В это время Аргентине пришлось отвлечься еще и на иную проблему. В 1982 года Аргентина пошла на войну против Соединенного Королевства в Фолклендской войне. Аргентинский план включал военную оккупацию спорных островов в проливе Бигл после вторжения на Фолклендские острова. Разумеется, в 1982 году Аргентина все еще официально считала Чили врагом. Правительство Чили, возможно подозревая аргентинское вторжение, утверждало, что не было обязано поддержать Аргентину в войне против Великобритании в соответствии с иберо-американским Соглашением относительно взаимной помощи, потому что то соглашение носило в себе защитный характер, в то время как Аргентина выступила в качестве агрессора. В итоге, и Чили, и Аргентина развернули соответствующие вооруженные силы к границе. Общая проблема укрепило военное сотрудничество между Великобританией и Чили во время войны, в которой Чили предоставляло Великобритании «ограниченную, но существенную информацию».
Напряженные отношения между Аргентиной и Чили не спадали до момента, когда в Аргентине в декабре 1983 года к власти пришло демократическое правительство. Новое руководство Аргентины решило провести необязательный референдум 25 ноября 1984 года по поводу проблем с Чили о спорных территориях. Результатом референдума стало: 82,6% население близлежащих островов поддержало предложение, выдвинутое Папой Римским, а не королевой Великобритании Елизаветой II. В результате 29 ноября 1984 года Аргентина и Чили подписали протокол соглашения в Ватикане, определяющий спорные острова как территорию Республики Чили, но оставивший морские права в той зоне Аргентине.
Заключение
Бигл-конфликт был пограничным спором между Чили и Аргентиной по поводу владения островами Пиктон, Леннокс, Нуэво и области морской юрисдикции, связанной с теми островами, которые ставили страны на грань войны в 1978 году. По всей видимости, страны боролись больше не за сами территории, а за обладание нефтью, залежи которой в немалом количестве присутствуют на островах.
Острова стратегически расположены в южном крае Огненной Земли и в проливе Бигл. Пролив Бигл, проливы Магеллана и Дрейка – вот всего три водных пути между Тихим и Атлантическим океаном в южном полушарии.
Бигл-конфликт начался в 1904 году с первых официальных аргентинских требований о передаче Аргентине островов, которые всегда находились под чилийским контролем. Конфликт прошел несколько фаз: с 1881 – чилийские острова; с 1904 – спорные острова; прямые переговоры, представленные обязательному международному трибуналу; снова прямые переговоры; балансирование на грани войны.
Конфликт был решен через посредничество Папы Римского, и в 1984 году Аргентина признает острова чилийской территорией. Соглашение 1984 года решает также несколько сопутствующих очень важных вопросов, включая навигационные права, суверенитет по другим островам в архипелаге, определение границ пролива Магеллана и морских границах на юге – мысе Горн и вне его.
В течение 1990-ых президенты Карлос Менем в Аргентине и Эдуардо Фрей Руис-Тагль в Чили решили почти все свои споры, и обе страны начали близко сотрудничать и экономическом, и в военном отношениях.
Решение территориальных конфликтов между странами Латинской Америки даст возможность к полноценной интеграции региона.
Список использованной литературы:
http://michile.far.ru/historia.html – История Чили;
– Conflict Between Chile & Argentina;
http://untreaty.un.org/cod/riaa/cases/vol_XXI/53-264.pdf – Dispute between Argentina and Chile concerning the Beagle Channel;
– Treaty of Peace and Friendship between Chile and Argentina (with annexes and maps), 29 November 1984.
Свидетельство о публикации №214032201902