Мишкины каникулы

Каждый раз, когда Мишка поднимал взор к небу, то прибавлял шаг. Солнце уже клонилось к земле, а Мишка
не знал, сколько ему ещё предстоит идти. Он шёл по незнакомой местности не по своей воле. Мать у Мишки умерла. Зимой отец женился на другой женщине. И вот. Не успели наступить летние каникулы, как его изгоняют из родного дома. Он стал мешать чужой тёте и его выгнали в чужую деревню. К матери этой самой тёте. Мишка просил отца не отсылать его в ссылку. Но отец злился на мишку за это дурацкое слово «Ссылка».
- Что за дурацкое слово ты говоришь! – кричал отец. –Какая ссылка?! Многие ребята были бы рады такой возможности, побывать на свежем воздухе, вдали от городской грязи. А он, видите ли, ссылка! Тоже мне, декабрист!
И вот Мишка, хотя и не ссыльный, но выгнанный с родных пенатов, торопился до темноты найти хоть какое убежище. Мишка устал. Двое суток в поезде, почти не спавши и не меньше десяти км. пройдённые потом. Выбили Мишку из сил. Увидев не далеко от дороги сарай, двери которого были распахнуты настежь, Мишка решил передохнуть, а в случае чего, и заночевать, если темнота застанет. В сарае пахло слежавшимся сеном и пылью.
«Ладно, не барин», - подумал Мишка. Повалившись в груду сена, Мишка достал из рюкзака снедь, купленную на вокзале, откусил, и сразу заснул.

Мишка шёл по деревне. Вдоль дороги стояли жители и смотрели на него такими глазами, что Мишку охватила жуть.
Мишке казалось, что это не люди, а зомби выстроились вдоль дороги. Сердце было готово выскочить из груди. Но вот он дошел до нужного дома и стал стучать в дверь. Через минуту дверь резко распахнулась и пред Мишкой предстала баба яга. Мишка бы с криком шарахнулся назад, но не мог, его парализовал страх.
«Вот это да, - пронеслось у Мишки в голове. – Вот это мамаша у жены отца. Вылетая баба яга. Ей наверно нечего есть? Вот меня и прислали ей на обед».
- Чего тебе?! Чего стучишь, словно за тобой черти гонятся?! – прошамкала старуха.
Мишку чуть отпустило. Заикаясь, он стал объяснять ведьме, кто он такой.
- Нахлебника прислали!!! – завизжала старуха.
У Мишки закружилась голова, сердце подскочило к горлу.
«Всё, амба. Мне конец», - подумал Мишка и рухнул к ногам старухи.

Мишка открыл глаза и не понял, где он.
«Где баба яга?», - это первая мысль, что пришла Мишке в голову.
В руке, что-то было. Мишка подвинул руку к лицу:
«Пирожок. Я вчера его пытался съесть и видно уснул. Уснул?! Так я спал, и весь этот кошмар мне только снился?!»
Мишка взглянул в распахнутую дверь сарая. На улице было темно, но ощущался близкий рассвет. Мишка вскочил с кучи сена и стал отплясывать от радости, что это был всего лишь сон.
«А вдруг сон, это предупреждение?», - подумал Мишка.
В голову полезли ночные кошмары, от которых Мишка не знал куда деваться. Он бегал по сараю, размахивал руками и твердил лишь одно:
- Это предупреждение, это предупреждение, это предупреждение!!!
Выбившись из сил, он повалился на кучу сена.
«Что же мне делать?! В городе я не нужен. Здесь нужен, но на ужен. Прямо стихи получились, ( Здесь нужен, нона ужен). Хоть в газету посылай», - с горечью подумал Мишка.
Он снова вскочил на ноги и выбежал из сарая. Утренняя прохлада остудила разгоряченные мысли. Мишка стал рассуждать логически:
« Вопрос первый и наиважнейший, что мне делать? В городе я не нужен. В деревне, только на ужин. Остаётся – в бомжи?
В бомжи я не хочу. Вопрос. Что делать?»
Мишка достал из кармана монету, осмотрел её со всех сторон и подумал:
«Орёл – в деревню, решка – в бомжи».
Монета упала в щель на ребро.
«Это, что ещё за фокус?», - подумал Мишка.
По всему выходило, что монета указывала на третий, неизвестный Мишке, вариант. Мишка почесал затылок и сел, готовый разреветься из-за того, что ничего не знает о спасительном, третьем варианте. С трудом сдержав слёзы, Мишка поднял монету и зашвырнул её как можно дальше.
«С глаз долой из сердца вон», - подумал Мишка и вернулся в сарай.
Достав из рюкзака кусок копчёной колбасы, Мишка понюхал:
«Вроде не пахнет».
И принялся жевать.

От сарая, где Мишка ночевал, и до деревни, было недалеко. И вот, Мишка уже стучит в дверь. На стук ни кто не откликается. Мишкины удары продолжают сотрясать дверь. Наконец, по ту сторону Двери послышался грубый голос:
- Чего стучите?! Сейчас открою!
Дверь распахнулась, и мишка увидел упитанную женщину, ничуть не напоминавшую бабу ягу.
- Чего тебе надо?! – пробасила женщина.
Мишка замешкался.
- Мальчик, ты чей?!
Наконец Мишка опомнился и протянул женщине записку от жены отца.
- А,  нахлебничек! – проговорила женщина, дочитав записку. – Они там судьбу устраивают, а ты тут мучайся, нянчи чужих детей. Ну, чего встал?! Проходи, раз пришёл!
«Карга старая», - подумал Мишка, хотя женщина не выглядела старой. С такими мыслями, Мишка переступил порог чужого для него дома.

«Спасибо, папа,- Мишка мысленно разговаривал с отцом. – Хороший отдых вы устроили мне со своей мегерой, - так Мишка обозвал свою мачеху. – Чуть свет, баба яга подняла с постели и велела таскать воду в бочки с пруда. А эти бочки, каждую, можно спокойно назвать озером «Байкал». Ещё добавила ведьма, мол, потрудись немного на благо родины».
Мишка сидел на ступеньках крыльца. Он только, что управился с заданием. От усталости тряслись руки. Время обеда, но мишку не звали за стол. Набравшись смелости, Мишка зашёл в дом. Женщина сидела за столом, обедала.
- Я натаскал воды, - сказал мишка тихо.
- А я завертелась с делами и забыла тебя позвать обедать. Ладно, садись. Отобедай, чем бог послал. Потом чуть отдохнёшь, пойдем, грядки прополем. Это не долго. И на сегодня, пожалуй, всё.
«Лучше бы она меня слопала за обедом, чем я помру  от непосильного труда», - подумал Мишка.
Мишка не заставил себя уговаривать и съел всё, что ему предложили.
- Да ты больше ешь, чем работаешь, - проговорила женщина. – Тебя невыгодно держать. Наверно по тому и из города отослали, что не могли тебя прокормить.  А мать прокормит! Она ведь богатая!
-Нет. Не за это, - проговорил Мишка.
- А за что?
- Я ночью иногда брожу по дому, как лунатик, и делаю всякие смешные вещи.
- И что это за вещи?
- То, за что меня выгнали,  ваще умора была. Я взял нож и чуть не зарезал жену отца, - Мишка врал, не моргнув глазом.
- Отцову жену? – с выдохом проговорила женщина. – Мою дочь, что ли?
Мишка вытаращил глаза, как будь – то до него только дошло, что жена отца это её дочь, и закивал головой в знак согласия.
- И часто с тобой происходят такие весёлые вещи? - заикаясь, спросила женщина.
Мишка пожал плечами и сказал, что не знает.
- Я тебе постелю спать на погребе. Там свежий воздух и яне буду тебе мешать своим храпом.
- Хорошо, - великодушно согласился Мишка.
***
Руки и спина ныли. Мишка теперь знал, как тяжёл крестьянский труд.
«Хорошо, что меня на погребе положили, - подумал Мишка. – Лягу когда захочу. Есть свет. Могу читать
сколько влезет. А могу и гулять,  сколько захочу».
Не успел подумать о гулянье, как сразу захотелось гулять. Накинув куртку, не застёгивая, Мишка подался на улицу.
Где  -то в центре деревни визжали девчонки и смеялись ребята. Мишка пошёл на шум. Когда ребята увидели Мишку, шум стих. Над поляной воцарилась тишина. Десятки глаз молча,  изучали новичка. Чуток не доходя до ребят, Мишка остановился и тоже стал изучать компанию.
- Чего надо?! – спросил крепыш, поднимаясь со скамьи и направляясь неспешным шагом в сторону Мишки.
Намерения крепыша явно были не мирными. Мишка не боялся драки один на один. Три года занятия боксом научили его постоять за себя. Но со всей оравой, ему точно не справится.
- От тебя, ни чего.
- А от кого?!
Мишка оглядел присутствующих и сказал:
- Пожалуй, ни от кого, ни чего мне тут не нужно, - и направился дальше.
- Стой! Уж больно ты дерзок! Придётся тебя проучить! – проговорил крепыш.
И сразу как по команде поднялись несколько ребят. Все ожидали, что чужак побежит. Но Мишка остановился и спросил:
- Один на один? Или слабо?
Мишка не выделялся мощной фигурой. Казалось, перешибёшь одним ударом. И крепыш согласился  один на один.
- Ребята, если он меня побьёт, вы его не трогайте, - проговорил Мишка. Все загоготали, говорили, что не будут трогать Бориса. Так звали крепыша. – Но если я его побью, то уж и меня не трогайте. Договорились?
Не веря, что Мишка может побить их предводителя, ребята обещали и его не трогать.
Мишка стоял напротив крепыша, окружённый ребятами. Кольцо из ребят напоминало ринг. Кто-то крикнул:
- бокс!
И бой начался. Крепыш, ни какого понятия не имел о боксе. Удары его были размашисты. Мишка легко увёртывался, сам не нанося ударов. После пяти минут боя, крепыш начал выдыхаться. Было видно, что он немало курит. Мишка продолжал придерживаться своей тактики боя. Поняв, что его надолго не хватит, крепыш остановился и стал обзывать Мишку не
хорошими словами. Мишка сказал противнику, что тот сам такой. Это вконец взбесило крепыша. Он как бык на красную тряпку бросился на Мишку. Мишке надоело это занятие, и он одним ударом в живот нокаутировал противника.
Пацаны взревели. Кто-то крикнул:
- Бей его!
Мишке пришлось бы туго. Но раздался окрик:
- А ну отвалить!!!
И какой-то парень откинул от Мишки самых ретивых.
- Бой был честным! Вы обещали не трогать его! Чего нарушаете своё слово?! Вы же мужики, а не бабы!
Мальчишки стояли, понурив головы.
- Он тёти Нюрин. Его нужно прогнать, - проговорил один из пацанов.
Мишка смотрел на своего спасителя. Здоровый парень, почти мужик. Курносое доброе лицо. После крика пацана, что мишка тёти Нюрин, лицо спасителя посуровело.
- Это правда, - спросил он Мишку.
- Я не знаю, - Мишка и правда не знал как зовут мать его мачехи.
- А ну не врать! Ты, что не знаешь, где живёшь?!
- Где живу, знаю, а как женщину зовут, не знаю.
- Ты кто ей?
- Мой отец женился на её дочери.
- Вот видите, - проговорил парень. – Он не родной ей. Авы, нужно бить! Эх вы! Парень не зная того, попал в беду. Ему нужно помочь, а не бить.
- А в какую беду я попал?
- Тётя Нюра колдунья, - проговорил Мишкин спаситель.
- Да ладно, - усмехнулся Мишка. – Их не бывает. Только в сказках.
Потом Мишка задумался, вспомнив сон, приснившийся в сарае.
- Наверно вы правы, - проговорил Мишка и рассказал ребятам о сне.
Ребята зашумели. Стали кричать, что сон в руку. Что Мишку судьба предупреждала, а он не понял и приехал сюда.
- А куда мне деваться? – чуть не плача, спрашивал Мишка. – Меня отец сюда послал. Где же мне жить?!
Девчонки, добрые души, заохали, стали жалеть Мишку.
- Тихо! – Крикнул Мишкин спаситель. - Вот, что парень, ты не трусь. Не съест же она тебя, в самом деле. Живи и не бойся. Если почувствуешь что подозрительное, беги ко мне. Ребята покажут, где я живу.
Мишка узнал, что его спасителя зовут Сашкой. Подружившись с таким хорошим парнем, Мишка почувствовал себя увереннее. Да и ребята, вроде, не собирались гнать Мишку от себя.

Мишку разбудил крик петуха.
«В городе машины спать не дают, а здесь петухи! Что за жизнь! - с раздражением подумал Мишка, засовывая голову под подушку.
Но мишке было не суждено продлить свой сон. Тут же послышался противный, как показалось Мишке, голос:
- Миша, вставай завтракать и за дела приниматься!
«Нет. Меня здесь не съедят. Меня замучают работой».
Не выспавшийся, с больной головой, Мишка сел за стол. Пища была не ах. Мишке хотелось кофе, бутерброд, а тут домашняя булка и кружка молока. Мишка не любил молоко. У него с него урчало в животе.
- Миша, ты кушай скорее, и пойдём в лес. Ты грибочков, ягодок по собираешь, я травку нужную поищу.
«Приворотное зелье ты поищешь, Ведьма проклятая!», - подумал Мишка зло.
Так как другой пищи не ожидалось, пришлось Мишке, есть молоко.

Лес успокоил Мишку. Городской житель, он не знал, что лес может быть таким прекрасным. На душе полегчало, голова больше не болела. Но тут дало знать о себе молоко. На весь лес, как казалось Мишке, раздалось урчанье в животе.
- Это что у тебя урчит? – Как будь-то, беспокоясь, спросила Мишкина работодатель, так Мишка теперь называл мать мачехи.
- Это с молока, - краснея, проговорил Мишка. – Всегда так.
- У тебя кишечник болит. Но ты не беспокойся, я вылечу тебе его.
«Нет уж. Фигу! Без твоих чертей обойдёмся!»
- Не стоит. Мне становится плохо, когда начинают лечить кишечник. Я даже впадаю в клиническую смерть, - Не краснея, врал Мишка. – Врачи говорили от чего это, но я не помню.
- Врачи, они химией лечат, а я травками, заговорами. У меня не умрешь.
- Не, всё равно помру, - упрямился Мишка.
- Да с чего ты взял?! – сердито спросила женщина. – У меня ещё ни кто не умирал.
- А я помру, - упрямился Мишка.
- Тьфу, на тебя! – рассердилась женщина, и больше не стала спорить.
Ягод было мало, а вот грибов было много. И Мишка насобирал целую корзину. Над головой что-то застучало. Мишка поднял голову и увидел, как птичка клюёт дерево.
«Дятел», - подумал он и повалился в траву.
Не успел закрыть глаза, как тут же заснул.
- Вот, что значит городской житель! Ты, что за грибов насобирал?! – услышал Мишка голос тёти Нюры. – Ты что отравить нас  хочешь?! Набрал одних мухоморов!
- Зато вон, какие красивые, - отвечал Мишка сонным голосом.
- Грибами не любуются. Их едят! - констатировала тётя Нюра. – А твои съешь и копыта откинешь.
- За себя беспокойтесь. У меня нет копыт, - проговорил Мишка, и тут же получил хорошую затрещину.
- Поговори у меня! - строго проговорила тётя Нюра, вываливая Мишкину добычу в траву. – Пошли, покажу ,какие грибы нужно брать.
Хороших грибов было не так уж и много, по сравнению с мухоморами и Мишка подумал:
«Какая несправедливость. Что не нужно, полным полно, а что нужно не найдёшь».

За обедом Мишка понял, что его труды были не напрасны. Баба Нюра нажарила грибы с картошкой. Было такое объедение. Пальчики  оближешь.
Набив желудок, Мишка решил идти к ребятам. Но не тут –то было. Тётя Нюра нашла ему работу. Нужно было траву, что она принесла, связать в небольшие пучки и повесить сушится на чердак. А принесла она не мало. Мишке казалось, что столько и лошадь не довезет. Наконец, трава была увязана в пучки, повешена на чердаке, и Мишке разрешили идти погулять.

Когда Мишка пришёл на поляну, ребята гоняли мяч. Мишке предложили сыграть, за кого ни будь - на выбор, но Мишка уже набегался сегодня и играть отказался.
- Я лучше посмотрю, - сказал он ребятам, садясь около девчонок, которые весело щебетали, делясь новостями.
Вскоре пришёл Сашка. Он подсел к Мишке и спросил:
- Чего не играешь?
- Устал. Яга замучила. Я у неё как негр на плантации.
- А ты плюнь. А отец приедет, скажи ему, как она над тобой издевается.
- Ага, плюнь, - с тоской в голосе проговорил Мишка. – Она жрать не даст. А отец пляшет под дудочку мачехи. Иначе, разве бы отправил меня сюда?
-На счёт еды, не беспокойся, - заверил Сашка. – Прокормим. Правда, ребята!?
Ребята хором подтвердили, что не дадут погибнуть Мишке от голода.
- А трёпку от отца, тоже со мной разделите? – печально спросил Мишка.
- С отцом труднее, - согласился Сашка. – Тут мы бессильны. Ты тогда терпи, до его приезда. Может он всё же встанет на твою сторону, или попросит старуху не загружать тебя так сильно.
- Может, - неуверенно пробубнил Мишка. – Хорошо. Я потерплю. Спасибо вам ребята за поддержку.
Сашка потрепал Мишку за плечо и сказал:
- Послушай, Миша. Ты бы смог выполнить мою просьбу?
- Если смогу.
- Мне давно хотелось, - продолжал Сашка. – посмотреть жилище колдуньи. Проводи меня, когда она будет отсутствовать.
- Саша, без проблем. Как только она уйдёт, мы попытаемся проникнуть в дом. Правда, меня одного не пускают в дом. Но я всё выведаю и попытаюсь, что, ни будь незаметно отпереть.
Сашка снова потрепал Мишку за плечо и сказал:
- Ты настоящий друг.

В субботу приехал отец. Мишка предчувствовал, что его враньё вылезет наружу и приготовился получить нагоняй.
Ждать долго не пришлось.
- Сынок! Ну - ка иди сюда! – послышался строгий голос отца.
«Начинается», - обречённо подумал Мишка.
Ладно бы отец был один, Мишке было бы легче. Но он сидел за столом со своей женой и её матерью.
Понурив голову, Мишка подошёл к отцу.
- Ну - ка расскажи, за какие такие грехи я тебя сослал в деревню?! Чего молчишь?
- Чего рассказывать? Тётя Нюра уже все рассказала.
- Я от тебя хочу услышать!
- Ну, ты захотел, чтобы я подышал свежим воздухом, вот и отправил меня на каторгу.
- Куда я тебя отправил?!
- Сюда.
- Куда, сюда?!
Мишка видел, что отец начал терять терпение. Он и добивался этого. Мишка думал так:
«Отец разозлится и забудет, что ему сказала эта яга».
Пока Мишкины надежды оправдывались.
- Ты, что не знаешь, куда меня отправил? Вот же я, перед тобой стою. Посмотри внимательно.
Отец резко встал и стал расстегивать ремень на своих брюках:
- А ну снимай штаны! Я как следует, рассмотрю, куда тебя отправил!
Схватив Мишку за шею, пригнул его, чтобы удобнее было воспитывать. Но тут раздался визг обеих женщин. Они визжали на отца, стыдили, что он издевается над ребёнком. Отец плюнул в сердцах, отпустил Мишку и сказал:
- Пошёл с глаз моих!
Мишка не стал ждать и стремглав выскочил из дома.
Мишка был свободен. Но свобода не радовала. В животе было пусто. Сильно хотелось есть. Он так и не успел пообедать.
«Ладно, не помру. Наверстаю за ужином», - думал Мишка, подходя к ребятам.
Увидев Мишку, ребята, знавшие, что у него приехал отец, стали спрашивать, не сильно ли попало Мишке от отца?
Мишка махнул рукой и с недовольным видом сел на траву. Кто – то предложил сходить на речку. Предложение тут же поддержали, добавив, что можно наловить раков и прямо, на речке, сварить и полакомиться. Кто-то побежал за котелком, кто-то за солью. Ох, и пир устроим! – кричали ребята.
Мишка попытался ловить раков. Но рак так цапнул его за палец своей клешнёй, что от неожиданности Мишка вскрикнул. Ребята стали смеяться и Мишке расхотелось заниматься ловлей. Мишке сказали, чтобы шёл, помог девчонкам собрать дров для костра. И он поплёлся выполнять поручение.
Костёр весело потрескивал, в котле варились раки, а у Мишки в животе сильно урчало. Так хотелось есть. Мишке было стыдно, но куда деваться. Он отшучивался. Говорил:
- Кишка кишке бьёт по башке, а та орёт.
Ребята смеялись и говорили, что ща помирим твои кишки. Дадим им по раку, они и успокоятся.
Кто-то спросил Мишку:
- Когда собираешься вести нас в дом колдуньи?
- Когда смогу, - сказал Мишка. – И поведу только Сашку. Я ему обещал. Не хватало, чтобы там наследили и, старуха догадалась обо всём.
Ребята стали возмущаться, выказывать своё недовольство. Но Мишка был непреклонен. Наевшись раков и искупавшись, Мишка лежал на берегу речки и загорал под летним солнцем.
«Вот бы недельку так пожить. А кто мне собственно мешает? Уговорю ребят идти в поход. Не пойдут, один уйду. А старухе скажу, что с ребятами. Но нужно у отца спроситься. Старуха скажет, что не сможет отпустить без отцовского разрешения».
- Всех раков съели? – услышал Мишка голос своего заступника.
Сашка повалился рядом с Мишкой в траву, и сказал:
- Вот обжоры. Хоть бы одного оставили.
Мишка попытался оправдываться. Ему стыдно было перед другом. Но Сашка хлопнул его по плечу и сказал:
- Ладно, друг, не парься. Я же шучу.
- Слушай, Саша, а неплохо бы сходить на недельку в поход? – глядя на друга, проговорил Мишка.
- Я тоже думал об этом. И знаешь, куда я хочу?
- Куда?
- В заброшенный дол. Есть у нас такое место, километров в пяти отсюда.
- Почему заброшенный дол?
- Туда ни кто не ходит. Все бояться. Там много людей пропало. Ушли и не вернулись.
- Да ладно?
- Вот тебе и ладно. Спроси у своей колдуньи. Она уж точно знает, в чём там дело.
У Мишки от такой новости в глазах появился азарт.
- Саша! А пошли в этот понедельник?
- Не боишься?
- Нет. Даже интересно.
- Там будет видно. Может и сходим.
- Давай сейчас с ребятами поговорим?
- О чём?
- О походе.
- Они не пойдут. Боятся. Вдвоём придётся идти.
- Пойдём вдвоём.

-Папа, можно я с ребятами в поход на неделю пойду? – робко спросил Мишка отца, уплетая за обе щёки пшённую кашу.
- На речку. Хотим отдохнуть на природе. Рыбку половить.
- Мне не жалко, - Глядя Мишке в глаза, проговорил отец. Одна беда.
- Какая беда?
- Не хочу подвергать риску жизнь твоих друзей.
- Какому риску, - потупил Мишка взор. А сам подумал:
«Неужели отец узнал, что мы идём в заброшенный дол? Но откуда!?»
- Ты же по ночам с ножом бегаешь. Вдруг кого зарежешь.
Мишка покраснел от досады.
- Ты же знаешь, что я пошутил!?- в запальчивости крикнул Мишка. – Но продолжаешь меня доставать! Не хочешь отпускать? Так и скажи!
Тут за Мишку вступились обе женщины, отцу пришлось капитулировать. Мишка получил разрешения идти в поход.
- Баба Нюра! А, что за заброшенный дол? Ребята, о нём какие – то страсти рассказывают.
- Есть у нас такой дол. Куда люди ходить бояться.
- И ты боишься?
- А я не человек что ли? Конечно, боюсь.
- А что в нём ужасного? – допытывался Мишка.
- Был дол как дол. Но однажды там пропали два парня из соседней деревни. Потом, через месяц, ещё два, но уже из другой деревни. И сколько не искали, так и не нашли.
Баба Нюра строго взглянула на Мишку и спросила:
- Уж не туда ли собрались идти!?
Мишка потупил взор и ответил:
- Сказал же, на речку!
- Ну, ладно. Только очень прошу, не вздумайте туда идти. Пропадёте, и косточек ваших не сыщут.
- Да что мы дураки что ли? Слава богу, не маленькие. Понимаем.
- Ну и хорошо, что умные, - вздохнув тяжело, проговорила баба Нюра, и стала собирать со стола пустую посуду.

В воскресенье, вечером, Мишка провожал отца в город.
- А когда в отпуск приедешь?
- Отпуск в июле. Но мы поедим отдыхать на юг. А с юга, на несколько дней, приедем в деревню.
- А меня на юг?! – Обиженно спросил Мишка.
- Тебе-то зачем? У тебя и тут курорт.
Мишке было обидно. И он пробурчав прощальные слова, ушёл в дом. Вскоре послышался шум отъезжающего автомобиля.
« Даже и не заметил, что я обиделся», - подумал с горечью Мишка. На глазах появились слёзы. Мишка вздохнул, вытер тыльной стороной ладони глаза и пошёл на улицу. Он не видел, проходя мимо стоявшей у крыльца бабы Нюры, с какой жалостью она смотрела ему в след.

В понедельник Мишка запыхался, бегая по деревне в поисках Сашки. Но, как назло, его ни кто не видел. Даже мать сказала, что не знает где он.
«Уж не ушёл ли он в заброшенный дол без меня?»
От такой мысли Мишка обиделся на Сашку.
«Вместе же собирались идти, а он?!»
Мишка с понурой головой вернулся домой. Если чужой для него дом, можно назвать домом.
- Миша, чего тебе в поход собрать? – спросила баба Нюра.
- Ни чего, - буркнул Мишка угрюмо.
- А что так? Аль передумали?
- Передумали, - опять пробурчал Мишка.
- Вот и хорошо. А-то грядки заросли. А одной мне не справится.
«Лучше бы я один пошёл в тот заброшенный дол. И пропал там», - и с видом обречённого человека направился к двери.
- Миша, да куда же ты?
- Грядки полоть.
- Погодь немного. Ща доделаю дела, и вместе пойдём. А ты пока блинчиков попробуй.
Мишка нехотя сел за стол и не заметил как упробовал с десяток вкусных блинов.

У Мишки от напряжения гудела спина. Но, зато, улеглась досада на несостоявшийся поход.
- Баба Нюра, а черти есть? – задал Мишка вопрос, не разгибая спины.
- Кто же знает. Старые люди говорят, что есть. Сама не видела. А с моей бабкой вот что случилось.
И баба Нюра поведала свой рассказ о приключениях своей бабки.
«Когда бабка была молодая. Её мужа призвали на службу. Бабка сильно тосковала по мужу. И вот, родители мужа стали замечать, что ночью бабушка встаёт и уходит в другую комнату. С начало они не придали этому значения. Но это стало продолжаться каждую ночь. Тогда мать мужа проследила за моей бабушкой. Она залезла на печку и оттуда послышалась её речь. Будь-то она, с кем-то беседует. Её не стали беспокоить. А утром мать мужа посмотрела на печку, а там, в уголке, лежали щепки и куриный кал».
- А откуда он взялся? – спросил Мишка, заинтересованный рассказом.
- Старые люди говорят, что её навещал чёрт. А щепки икал, это подарок чёрта бабушке.
- Это взаправду было?
- Люди говорят, было.

Вечером к Мишке подошёл Сашка.
- Когда поведёшь в дом бабы Нюры? – Спросил он Мишку.
- Как я могу знать. Она без меня ни куда не уходит. А когда пойдём в поход?
- С начало нужно пробраться в дом к бабе Нюре. Мне кажется, мы что ни будь, можем там узнать о заброшенном доле.
- Нет. Она ни чего не знает. Я спрашивал её.
- Так она тебе и скажет. Держи карман шире. Ты вот, что. Когда она тебя позовёт идти с ней, скажи, что ты заболел. Она уйдёт, а ты придёшь за мной.
- Она дом запирает. А я сплю на погребе. Забыл?!
Сашка почесал затылок. Крякнул и спросил:
- Ты же заходишь в дом обедать?
- Чтобы принять пищу.
- Вот и отлично! - воскликнул Сашка. – Выбери момент и отопри одно из окон. Ночью мы осторожно проникнем в дом.
- Если получится, отопру. Только страшно. Поймает, подумает, что воровать залезли. Тогда мне совсем хана.
- Да не боись ты. Всё будет тип топ.
- А на другой день уйдём в поход?
- Там увидим. Что найдём у старухи.

Миша, может, ляжешь спать дома? – спросила баба Нюра, накладывая в тарелку второе блюдо.
Мишка насторожился. По его мнению, больно всё гладко получается:
«Уж не узнала ли она о нашем плане? И не ловушка ли это?»
Мишка сделал как можно безразличнее лицо и спросил:
- А где я тут лягу?
- Да вот, на диване, рядом с печкой. Печку не топим, окна открыты. Жарко не будет.
Мишка пожал плечами и сказал:
- Хорошо. Можно попробовать. Не понравится, уйду на погреб.
- Конечно. Только, Миша, если будешь уходить, разбуди меня, чтобы я заперла за тобой. А – то я боюсь спать не заперев  дверь. Сейчас вон чего твориться. Кругом одно жульё.
Мишка кивнул головой. Давая понять, что он всё понял.
- Баба Нюра, есть какие – то дела, или я могу идти погулять?
- Иди, погуляй. Отдохни сегодня.
Мишка снова насторожился:
«Чего это она? Чего – то тут не так?! Точно ловушка».
Пока мишка шёл по улице у него сложился такой план:
«Скажу Сашке, что сегодня можно попробовать проникнуть в дом. Предупрежу его о своих сомнениях. Пусть Сашка решает, идти или нет».

Сашка находился около своего дома. Чинил старый мотоцикл «Восход». Услышав от Мишки новость, он очень обрадовался. А про Мишкины опасения, словно и не слышал.
- Значит, в двадцать четыре ноль - ноль я буду стоять около крыльца. Смотри, не проспи!
- Не просплю. Но…
- Ни каких, но!
Мишка дождался, когда Сашка заведёт свой драндулет, иначе его и не назовёшь. Они поехали на речку купаться. Мотоцикл так трещал, что наверно многие деревенские старушки перекрестились, когда Сашкин Мотоцикл покинул пределы деревни.
- Эх! Что за благодать!- улыбаясь, проговорил Мишка. – Вот так бы и не уезжал от сюда.
- Так давай ни в какой дол не пойдём, а приедем на неделю сюда?
- Нет уж! Мне очень хочется раскрыть тайну вашего дола.
- А ты соображаешь, что говоришь?! – закричал Сашка. - Там не такие орлы пропали!
И Мишка понял - Сашка боится.
- Если боишься, так и скажи! – твёрдо проговорил Мишка.
- Я боюсь!!! – и Сашка отвесил Мишке увесистую затрещину. – Сегодня веди в дом! А завтра, что бы я ни узнал в доме, идём в дол! Там и посмотрим, кто боится!
На этом и порешили. Сашка отвёз Мишку домой. Ещё раз напомнил ему – чтобы не проспал. И уехал.

Глаза как  нарочно слипались. Когда нужно заснуть, так не дождешься, когда сон придёт, а тут приходится ресницы пальцами поддерживать.
«Нужно встать, а-то точно усну».
Мишка тихонько встал и, стараясь не скрипеть дверью, вышел на улицу. Сел на ступеньку крыльца, привалился к стенке и заснул. Так спящим его и нашёл Сашка.
- Хватит, - прошептал он, опуская руку на Мишкино плечо.
Мишка хотел закричать от страха, но Сашка прикрыл ему ладонью рот. И Мишка только замычал.
- Тихо, ты, чего орёшь?
Мишке показалось, что сердце сейчас выскочит из груди, так оно колотилось.
- Мне приснился страшный сон. А тут ты, - прошептал Мишка, придя в себя после испуга.
- Нечего спать. Сны и не будут сниться, - проворчал Сашка тихо. – Ну, чё, пошли?
- Не. Не пойду.
- Почему?!
- Сон плохой приснился. Вот послушай. Я стою…
- Ты, чё, дурак?! Причём тут сон?!
- Саша, да ты послушай.
- Ничего я не буду слушать! Либо мы идём, либо нашей дружбе конец. Выбирай!
Мишка чуть не заплакал от обиды:
«Почему он не хочет меня выслушать? Конечно, я выберу дружбу. Пускай даже я погибну, но дружбу не нарушу. Но сон приснился неспроста. Это вещий сон».
- Пошли, проговорил Мишка, тяжело поднимаясь со ступенек.
- Вот, молодец. Ты настоящий друг.
Дверь в чулан была заперта. На двери висел амбарный замок.
- Вон, на какой замок заперла. Точно там страшная тайна. Эх, Мишка.
Сашка чуть не припрыгивал от восторга.
- Ща мы его вскроем голубчика.
С этими словами, Сашка достал связку ключей. Провозившись минут пятнадцать, Сашка понял, что нужного ключа в связке нет. От досады он сплюнул на пол и хотел стукнуть кулаком по двери, но вовремя сдержался. Сашка вытащил из кармана складной нож. Разложив его, он стал ковыряться в замочной скважине. Замок щёлкнул. Сашка возликовал. Но в это время, ключи выпали из левой руки и со звоном шлёпнулись на пол…

Сашка успел улизнуть, а Мишка растерялся и теперь стоял перед бабой Нюрой с опущенной головой. Держа Мишку крепко за руку, она холодным голосом говорила:
- Воров в дом привёл!? Кто это был!? Быстро говори!
«Сей час. Так я тебе и сказал. – думал Мишка. – Значится, сон был в руку. Эх! Зря Сашка не стал меня слушать».
- Чего молчишь!!! – перешла на крик баба Нюра. – Или язык проглотил?! Иди на погреб спать. Завтра позвоню отцу и скажу, какой у него сынок! - С этими словами она подтолкнула Мишку к выходу.
«Звони, - думал Мишка, лёжа в кровати. Кому жалко. Меня завтра всё равно не будет. Эх, Сашка – Сашка!»
На глаза навернулись слёзы. Мишка вспомнил мать. Вспомнил, как ему хорошо жилось с мамой. Его горло свело судорогой. Мишке не лежалось. Он встал, достал из-под кровати рюкзак. Там лежали вещи, припасённые Мишкой к походу.
«Жаль не всё припас, - подумал безразлично Мишка. – Ладно. Что есть, то есть».
Мишка тяжело вздохнул и вышел из сарая.

Перед Мишкой стоял густой лес. Мишка знал, что это заброшенный дол. Ребята говорили.
«Ну, что баба Нюра? Звони теперь. Пускай отец наказывает меня», - подумал Мишка, с трудом сдерживая слёзы.
Он ни кого не винил в случившимся. Знал, что сам виноват. Он знал, что теперь пропащий  человек. Несколько шагов и он, как и те, что были здесь до него, бесследно пропадёт.
Шмыгнув носом, Мишка трюкнулся на траву, не в силах ни шагу сделать вперед.
«А ты не только вор, но и трус!», - со злостью подумал Мишка.
Злость помогла мишке справиться со страхом, и он встал и шагнул в сторону дола.

В деревне стоял шум. Пропал мальчишка. Больше всех кричала баба Нюра. Она обхватила голову руками и твердила одно:
- Что я наделала!!! Обидела сироту!!! Бедный мальчик!!! Мамка умерла, отцу с мачехой не нужен, а я, старая дура, обидела сиротку.
Её пытались успокоить, но она не слушала и повторяла одно и, тоже. Ни кто не знал где нужно искать Мишку. Мнений было много. Одни говорили, что уехал в город, другие, что прячется в деревне, проголодается и вернётся как миленький. Но, вот пришёл Сашка и сказал, что знает, куда Мишка ушёл. Когда люди узнали, что Мишка, возможно, находится в заброшенном доле, все притихли. Нужно было искать Мишку. А идти в заброшенный дол ни кому не хотелось. Кто – то предложил вызвать полицию, но другие их охладили, сказав, что полиция и пальцем не пошевелит, пока три дня не пройдёт. Сколько не рядили, сколько не судили, но не нашли добровольцев идти на поиски. Староста, сказал, что в полицию нужно обязательно заявить. Так, мол, положено по закону.
- Пока мы ждём полицию, ребёнок – то погибнет! – запричитала баба Нюра.
Она стала уговаривать людей, чтобы они пошли искать Мишу, но, ни кто не хотел навлекать на себя беду.
- Что же я скажу его отцу! – заголосила она.
Староста пытался уговорить бабу Нюру отнести заявление в полицию, но, ни чего не вышло. Она не хотела ни куда идти. На что уговорил её староста, так на то чтобы она подписала заявление, которое он написал. Получив роспись, он поехал в район, отвезти заявление в полицию.

Мишка подошёл к долу и опустился на траву.
«Отдохну немного», - подумал он.
Хотя краем сознания понимал, что не отдыхать сел, а боится дальше идти.
Дол был глубоким. И оттуда веяло чем-то жутким. Мишка это ощущал всем своим существом.
«Чего боюсь? Подумаешь, пропаду! Гляди, какая потеря для общества! Всё равно ни кому не нужен. Мамка померла. А отцу, начхать. У него есть, о ком беспокоится».
Мишка вытер с глаз набежавшие слёзы и стал спускаться в дол. Тропки не было. Спуск был крутой. Цепляясь за росший кустарник, чтобы камнем не полететь на дно дола, Мишка ободрал не только руки, но и лицо. Солнце почти не освещало дно дола. Настолько он был глубоким. Да и густые заросли мешали солнечным лучам осветить эту преисподнюю.
«Царство тьмы. Не удивительно, что здесь люди пропадают».
Мишка стал продираться вперёд, сквозь высокую траву и густой кустарник. Он не знал куда идти, и зачем.
«Но раз пришёл, значит надо идти», - так думал Мишка, прокладывая себе путь.
Наконец дол расширился. Кустарник исчез. Осталась одна трава. Идти стало легче. Мишка решил передохнуть и повалился лицом в траву.

- Ты все же пришёл сюда, глупец, - услышал Мишка голос Сашки и открыл глаза.
Так и есть. Перед Мишкой стоял его заступник. Он смотрел на Мишку и зло улыбался. От его улыбки у Мишки побежали мурашки по коже.
Из-за Сашкиного плеча показалась страшная рожа, не – то обезьяны, не – то человека, Мишка не смог разобрать.
- Что с ним будем делать? – спросил Сашка, не оборачиваясь к стоявшему позади существу.
Существо что-то пробубнило, Мишка не разобрал. Сердце колотилось всё сильнее и сильнее. Мишка хотел убежать, но тело не слушалось. Он не мог пошевелить ни ногой, ни рукой. Существо вышло  вперед, и Мишка увидел у существа в руках косу.
«Это смерть, - подумал Мишка. – Но чья? – Это моя смерть?!»
Мишка закричал что было сил. Он кричал и не понимал ,чего кричит? Перед ним ни кого не было. Одна трава. Продолжая также кричать, он обернулся назад, но и там, ни кого не нашёл. Тут он понял, что это всё ему только приснилось. И он перестал кричать. Мишка обрадовался, что это был всего лишь сон. Но потом прокралась в голову мысль
«Мне приснилась смерть. А в последнее время, сны у меня вещие. Это, что значит? Я, что, должен умереть?»
Сердце снова забарабанило в груди. И только теперь Мишка заметил, что стало темно.
«Я проспал до ночи!?»
Мишку охватил ужас…

В полиции заявление не приняли. Сказали, что должно пройти не меньшё трёх дней. Староста не стал настаивать. Решил, что приедет через три дня. Никто, на поиски Мишки не пошёл. Героев не было. Сашка пришёл к бабе Нюре и повинился во всём. Баба Нюра готова была разорвать его. Но она сдерживала эмоции. И говорила с Сашкой спокойно.
- Ты же большой. Зачем ты ребёнка толкал на всякие глупости?
Сашка опустил голову и молчал.
- Если он ушел в заброшенный дол, он пропадёт там, - продолжала баба Нюра. – Ты что, не понимаешь этого?
- Понимаю, - угрюмо ответил Сашка.
- А раз понимаешь, то пошли его искать!
- Вдвоём!?
- Вдвоём.
- Да Вы, что!? Ни за что! Там нужен целый взвод в бронежилетах! И – то не помогут! Вы же знаете!
- Я знаю!? С чего ты взял!?
- Так Вы же, - промямлил Сашка и замолчал.
- И что я!!?
Сашка ещё ниже опустил голову и не стал отвечать.
- Продолжай! Чего молчишь!
- Я лучше пойду.
- Ну и иди! Трус!!! Брось друга одного в беде! Не думай, что это ты его туда заманил! Пускай твоя совесть не терзается!

Мишка провёл кошмарную ночь. Всюду мерещились чудища. Он пытался вернуться назад, но испугавшись очередного чудища, померещившегося ему, бросился, куда глаза глядят, и заблудился. Заблудился он капитально. Наступил день. Но и при дневном свете он не мог найти дороги назад. Кричать и звать на помощь, Мишка боялся привлечь чудищ. Он только временами поскуливал, как маленький щенок. Но толку от его поскуливания не было. Вконец измучившись за ночь, Мишка свалился и уснул. Даже чувства голода не мешал ему спать.
Мишке снился дом, мама. Она была здоровая и весёлая. Часто гладила Мишку по голове, прижимая его к себе. Мишка был безмерно счастлив. Мама снова с ним. Она защитит и ни кому не даст его в обиду.

Сашка шёл по заброшенному долу, со страхом оглядываясь по сторонам. Впереди бодро шагала баба Нюра. Сашка до сих пор не мог понять, как этой ведьме удалось его уговорить идти на поиски Мишки.
«Не иначе околдовала», - так думал Сашка, следуя за бабой Нюрой.
Одно успокаивало Сашку. Ведьма была с ним. И она сумеет защитить его от любой нечисти. Временами баба Нюра громко кричала, выкрикивая Мишкино имя. Сашка очень боялся. Ему казалось, на крик могут сбежаться все мерзкие твари, обитающие в заброшенном доле. Дол был огромен, имел много ответвлений, образуя природный лабиринт. Даже днём легко было заблудиться. Баба Нюра поступила разумно. Она сверялась с компасом, и каждый поворот отмечала карандашом на бумаге, делая своеобразную карту.
«Даже ведьма боится заблудиться», - отметил про себя Сашка.

- Миша! Слышал мишка сквозь сон. -  Миша! - Но сон был таким приятным. Снилась Мама. И мишка не хотел возвращаться в страшную реальность. Миша! Призыв всё удалялся и удалялся.

- Сейчас бы хорошую собаку, мечтательно проговорил Сашка, - следуя за бабой Нюрой. – Но где её взять?
- Да, - поддержала беседу баба Нюра. – Если бы полиция вовремя подсуетилась, мы бы быстро нашли Мишку. Собака у них есть. А теперь роса все Мишкины следы смыла. Теперь и собака не поможет.
-Эх! – вздохнул Сашка и покачал головой.

Голод всё же разбудил Мишку. Как ни сопротивлялся, как ни старался Мишка, остаться во сне со своей мамочкой, ни чего не вышло. Мишка сел и начал вертеть головой в поисках пищи. Как будь-то, ему кто приготовил ужин на поляне. Не увидев ничего съестного, Мишка посмотрел на небо. Солнце уже собиралось на покой.
«Опять проспал весь день, - с досадой отметил Мишка. –Нужно соорудить ночлег, добыть пропитание и спокойно поспать. А завтра днём искать дорогу назад».
Быстро соорудив шалаш, Мишка стал искать, чем утолить голод. На глаза попались ягоды. Потом Мишка наткнулся на грибы.
«Надеюсь, что их можно есть?»
Разведя костёр, Мишка нанизал грибы на прутики и стал жарить на костре.
«Славные шашлычки получились», - улыбнувшись, подумал Мишка.

Сашка вздохнул полной грудью. Ещё шаг и они выберутся из заброшенного дола. Да, Мишку они не нашли, но и сами не пропали. А это не из худших вариант. Баба Нюра шла впереди, голова её была низко опущена. Она что-то говорила себе под нос, но Сашка не слышал. Да его и не интересовало бормотание бабы Нюры. Он был счастлив, что вернулся, цел и невредим.

Мишка медленно шел. Шёл просто так, без цели. Сильно хотелось есть. Ягоды и грибы, жаренные без масла, на прутике, не утолили голода. В кустах Мишка увидел ежа. Он слышал, что ежей едят. Он не помнил, в какой книге прочёл об этом, но знал, что ежи вкусные. У Мишки засосало под ложечкой. Но ему было жалко убивать ежа. Махнув от досады рукой, Мишка пошёл дальше.
«Если будет невмоготу, - подумал Мишка. – Так другого ежа найду. Тут их много».
Мишка шёл искать другое место. Сегодняшняя ночь была очень беспокойной. Кто-то лазил в кустах, около шалаша ,кто-то кричал. И Мишка до рассвета не мог уснуть. Утром, сунув в рот горсть ягод, Мишка направился на поиски нового места ночлега. Вскоре перед ним появилась поляна. Мишка сделал шаг. Что-то ему не понравилось. Почва под ногами словно колебалась. Мишка читал в книгах о таком. Это могла быть трясина, сверху поросшая корнями травы и похожая на поляну. Но встанешь на неё, и провалишься. Мишка сделал шаг назад и остановился.
«А чего я испугался? Ну, трясина, и что? Утону, кто будет плакать? Мамы нет, а отцу я не нужен. Только мешаюсь под ногами и всё».
Смахнув с глаз, слёзу, Мишка сделал шаг вперёд. Где-то вдалеке послышался лай собак.
«Собаки!? Глюки? Нет. Точно собаки! Они приближаются! Я спасён!?»
Мишка забыл, что секунды назад собирался порвать с этим миром. Набрав полную грудь воздуха, Мишка закричал:
- Сюда!!! Я здесь!!!

Баба Нюра крепко прижимала Мишку к себе и причитала:
- Нашёлся, слава богу, нашёлся мой мальчик. Мишка не ожидал, что баба Нюра так обрадуется Мишкиному появлению.
Мишка был на седьмом небе от счастья. Ещё бы. Он герой. Побывал в заброшенном долу и вернулся, цел и невредим. Пускай его разыскала полиция с собаками, но он выжил. Баба Нюра обрадовалась ему как родному. А главное, она предложила ему остаться жить у неё. Теперь он не поедет к отцу и мачехи. Возможно, он будет счастлив с бабой Нюрой…


Рецензии