21 в из книги Не расстанусл с Комсомолом...

21 в из книги Не расстанусь с Комсомолом... П.Краснощеков

  Немного о своём детстве. Родилась я в 1938 году на хуторе Земляцком,  который был  центром Фрунзенского района, в семье Александра Ивановича (1914 -1939г.г.) и Анны Кондратьевны (1916г.) Любимовых. Сестра Галина родилась в1937 году, а уже в 1939 году умирает наш отец. Он был шофером, однажды зимой в рейсе застрял, и пришлось ночевать в холодной кабине, простудился и умер от высокой температуры в 25 лет. Тогда не было ещё пенициллина. Мама осталась одна с двумя малыми дочками на руках, и это в предвоенное время.
   
  Началась война, немец пёр на восток, приближался фронт и к нашему посёлку. В нашем Земляцком расквартирована была лётная часть, поэтому бомбили особенно часто и интенсивно. С приближением линии фронта бомбёжки ещё более усилились, в одну из таких бомбёжек мама схватила дочек в охапку и повезла их к себе на родину в хутор Теркин на Медведице.

   Полгода мы жили у бабушки в Теркине, но в феврале 1943 года немца от Сталинграда погнали, мы возвратились к себе домой в Земляцкий, в свой маленький и уютный домик под камышовой крышей. Мама работала поваром при госпитале, постоянно была занята на работе, как, впрочем, и другие матери. Однажды к ним в госпиталь к раненым прилетел на самолёте Георгий Константинович Жуков. Анне поручили приготовить ему пообедать, за что получила от знаменитого генерала благодарность.   
   
   Мы дети войны были предоставлены сами себе, пропадали на Медведице днями, она от нас была за два с лишним километра. Питались разными травами: щавелем, диким чесноком, рвали молодые ракитушки, сладкие корни солодика. Босоногое военное и послевоенное детство запомнилось цыпками на ногах, облезлыми носами и вшами на головах, а ещё постоянным чувством голода. Лепёшки из смеси толчёных желудей и чакана были горькими, но все же, утоляли голод.
 
   1945 год, радостный победный год! Пришли с войны фронтовики, мама приглянулась одному из них – образовалась семья, а в сентябре 1945 года мы с сестрой Галочкой пошли в школу. Сразу три радости в одном году!
   
   Помню, к школе нам с Галочкой в быт. услугах заказали чулочки, купили блестящие маленькие калошики, почему-то они были на одну ногу, и наша тётя Дуся сшила нам красивые юбочки. Мы были в восторге от наших       обновок, мы ими очень гордились и берегли. А ещё помню, как на стульчике  подстригал нас перед школой папа, сделал небольшую чёлочку, подстриг довольно коротко волосы, протёр керосином их. Это было тогда  действенное и доступное для нас крестьян средство от вшей.
   
   Своего родного отца я не помню, но по рассказам нашей мамы, он был весёлым человеком, светловолосым с красивой улыбкой, таким он мне иногда снился в моих детских снах. А вот нашему приёмному отцу, Дмитрию Афанасьевичу Антонову (1914-1980г.г.) я бы поставила памятник, это действительно святой человек! Его в 1938 годы призвали в Армию, прошёл Финскую войну, потом всю Великую Отечественную и демобилизовался только в июле 1945 года. К сожалению или к нашей радости за это время его девушка вышла замуж и родила детей.

   Он взял в жёны нашу маму и ни разу об этом не пожалел. Он был добрым и ласковым человеком, не случайно мы с Галочкой сразу же начали звать его папой.  Нас с Галей он воспитывал, как своих, учил в школе, затем в институте, а это в то время дорогого стоило. Словом, спасибо тебе, наш дорогой папочка.
      Наша школа была хорошая, славилась своими учителями – подвижниками. Наша учительница русского языка и литературы Надежда Фёдоровна Кузнецова посвятила себя и свою жизнь без остатка школе, своим ученикам. Её каждый урок литературы для нас был новым открытием, когда она объясняла новый материал, весь класс затаённо слушал Учительницу с открытыми ртами. Мы, ученики, все были влюблены в свою Надежду Фёдоровну. Она была актрисой и на уроке, и после на школьном драмкружке, когда ставили пьесы по Чехову, Некрасову, Островскому. Поэтому я собиралась поступать только на историко-филологический факультет Сталинградского пединститута.  Но огромный конкурс не позволил мне поступить куда я желала, пришлось выбирать факультет, где меньше был конкурс – иностранные языки, и я не пожалела о своём выборе.
                *            *          *

Продолжение  в 21 г


Рецензии