БИйские порОги НЕ ТАК уж ОПАСны и СТРАшны и СТРОги

БИйские порОги: ВЫ НЕ ТАК уж ОПАСны и СТРАшны да СТРОги!
ФОТО Автора: ВЫход из порога "КУЦый"

С 24 июля по 16 августа 1962-го
Владимир Николаевич Рылеев (прОфи марешейдер),
ЕГО сослужИвица - сосЕдка по столАм в НИИ-СЕКТоре №17
и партнЁрша по играм в ШАХ-МАТ и СЕКС - Тамара Кодрянская и я -
 втроЁм - проехали от АнгрЕна (в Ташкентской области) -
до Барнаула, потом до Бийска, а от Бийска - вдоль Катуни и Чуи -
на автомашинах-попУтках добрались почти до Монголии,
 а далее - пешком прошлИ-продрались через дикие ущелья
 Чулышманского плато до мИни посЁлочка Коо (<МИни>, <Малый> -
в перевОде с ойроти) в срЕднем течении прилИчной рекИ Чулышман,
там НАШ <мэнеджер>-общАга (в отлИчие от меня!), а по совместИтельствУ -
маркшЕйдер "Подзем-ГАза" - РылЕев - "увЁл" - по-мИни ценЕ - лодку-лАйбу.
На ней МЫ с комфОртои (не идтИ ж пешком через непролАзны ГОРы и тайгУ!)
проплыли по Чулышману и Телецкому озеру АлтЫн-Куль, а потом -
и по порогам Бии до Бийска.
       Я ТУТ не бУду рассказывать обо ВСЁМ Этом походе
(САМом живопИсном и "везУчем" для НАС - из ВСЕХ моИх тур-похОдов!),
а расскажУ только о моих впечатлениях от реки Бия и ЕЁ речных - БИйских порОгов.

        Чуток про БИю
На этот поход нас совратил Вова Рылеев (Родом из Джунгарии, учился в Алма-АТА).
Я ВСЮ дорогу до Бии - боялся плавания по БИе:
290 км плыть, а у меня ручки слабенькие - поотрывАю я их вёслами
(хотя 140 кг, ЧТО я Ими поднимал - ИХ - нЕ поотрывАли!),
порОги СТРАШНые да оПАСные (я же БИю судИл по КатУни -
с ЕЁ Острыим камнями в РУСЛе!)...
Правда НАМ на АлтАе КТО-то УЖЕ сказал, что:
"-  В БИйских порОгах ВСЕ камни - давно повзрывАли:
    в суровую зиму, когда река замёрзла, - в этих камнях -
    пробурИли шпуры, заложили в НИХ взрывчАтку и взорвали!
    Так что плывИте СЕБЕ на здоровье и камней НЕ БОЙТеся!
    А БИю (от слова "бий" = "господин") у НАС ТУТ кличут по-РАЗНому:
    и БИя, и БиЯ, и БИЙ, и Бий-суу, и БийсУйка, и Бес-СУйка, и Бес-***ка,
    и БесНУйка, и БисУйка (от хохлАцкого "Бис = ЧЁРТ, дьявол"),
    и Южно-Алт, и ЮжноАлта, и Южно-АлтА, и Южно-АлтАйка! -
    У НАС ТУТ хоть и СибИрия (вон за ТОй горкой - УЖЕ Кузбасс начинается!),
    а не ТАК уж и сурОвая погода: на 7-мое ноября - в одних пиджачкАх ХОДим!
    ТАК что НЕ робЕйте, робЯтушки: плывИте спокОйно!"

И МЫ плыли по Бие 5 дней.

В посёлке Арты-Баш (в переводе: "Порог Головной") мы ночевали на турбазе
и туристы дали нам вечером 2 талона на ужин в столовой турбазы.
Но это увидел директор тур-базы, подошёл к Рылею:
"- А ну-ка дай - я гляну!" Рылей дал, а Дир - сунул их себе в карман и ушёл.

      Утром мы поплыли к мосту (ПЕРВому и последнему -
на ВСЁМ путИ до Бийска!), перекинутому через самое узкое место,
где вода из Телецкого Озера Алтын-Куль - выливается в реку Бию.
 Мы всегда греблИ вдвоём - вёсла же тяжёлые.
 Рылей налегает на своё, а я на моё веслО -
 и лодку течение несёт точно в середину опоры моста.
 ТОма не выдержала Этой грЕбли-Ебли, согнАла РылЕя с еГО места:
 "- Будь вперЁд-Смотрящим и командуй нам!" -
 и СЕла за веслО (зАдом наперЁд!) и ТАК мы потом плыли до конца в Бийске.

И ВСЕ 14 порогпв БИи мы прошли невероятно удачно
 (как и весь Этот поход по АлтАю!).
 Тома и я греблИ вдвоём МОлча,
 не обращая внимания на команды Рылея -
 держАли лАйбу стрОго против стоЯчих волн.
 На КАЖДОМ порОге нашу лайбу заливало до-верху,
 но она держала нас на плавУ, словно плот.
 После КАЖДОГО порога мы плыли к берегу, 
 опорожняли от водЫ нашу лайбу
 и без задержек плыли дальше,
 проходя ВСЕ порОги БЕЗ просмОтра.
 Сверху ВЕСЬ день моросило,
 но мы и так уже промокли "до мозга костЕй"
 и дождь нам не мешал.
 А рюкзаки тихо сидЕли вдвоЁм в однОм мешкЕ.
 А спички, деньги и паспорта висели у меня на ремне на поясе.
 Окрестности были скрыты серой пеленой дождя,
 а Бия большей частью. -
 от берега до бЕрега -
 бело пЕнилась -
 стоЯчими вОлнами,
 накрывАвшими нас с головой.
 К ночи мы прошли все 14 порогов
 и в 22 часА леглИ под дождём -
 под огромной Ёлкой,
 где было совсем сУхо! -
 У НАС же НЕ было палАтки иль навЕса от дождЯ!
 И даже костёр Рылей развёл из сухо-мшистого лапника!

 И дальше МЫ плыли ТОЖе БЕЗ ЧП,
 хотя боЯлися посЁлка ТурочАк,
 где НАМ обещАли жУткий водоворОт
 и где НАМ обещАли,
 что нас остановят и потребуют "КУПчую Бумагу" на лайбу.
 Но ВСЁ Это обощлО нас
 и лайбу НАШ <мЭнеджер> РылЕй -
 за три рублЯ -
 "спихнул"-продАл - "на дрова" -
 зав-хОзу Тур-бАзы в Бийске.
 И, уходЯ, мы увидели лайбу РылЕя -
 ужЕ на привязи у кораблЯ...

А ДАЛЬШе ВЫ МОЖете и НЕ читАть -
ЭТо УЖЕ - НЕ про БИйские порОги!

 А вот сцЕнка послЕднего ДНЯ -
 над Бией 16 августа 1962-го.
 ТЁплое утро (мы купались и в Бие, и в Озере).
 Я приготовил кашу рИсову и чай
 (тогда ТОма - ещЁ мне - НЕ женА -
 Ела ВСЁ, ЧТО готОвил ИМ я -
 изгОй НЕ кошЕрный! -
 Это потОм уже Тома приняла принцип:
 "- ИудЕю - дозвОлено есть ТОЛЬКо ТО,
 ЧТО ПРИГОТОВЛЕНО ИУДЕЕМ"!
 И, как мне кажется,
 на сей принцип перешлИ -
 и дЕтки немногие моИ).
 Тома и Рылеев пьют чай;
 Рылеев взял сумку с печеньем и положил у себя меж ног;
 Тома взяла Эту сУмку у Рылеева меж ног
 и положила ЕЁ - на середину "столА" -
 скАтерти-самобрАнки на пескЕ на чУдо-полЯнке меж молодЫми сОснами -
 на террАссе над самой рекОй;
 Рылеев рЕзко (чемпиОн Казак-СТАНа по пинг-пОнгу!)
 схватил Эту СУмку,
 а Тома мговЕнно вскочила и вЫплеснула ВСЮ кружку чая -
 РылЕеву в РЫЛо!
 Рылеев вскочИл и ТОМу - <за грудки> схватИл,
 вцепился в ТОмку,
 КАК в коТОмку,
 а я ИХ разнимАю -
 ДРАКи ИХ - НЕ желАю!

 А ужЕ в лодке ОНИ ОБа=обОе=вдвоЁм -
 набросились на одногО бЕдного меня
 и довелИ менЯ до тогО,
 что я до САМого НАШего гОрода АнгрЕна -
 перестАл считАть себя человЕком!
    Оказывается, Тома, не доверяя мне,
 перед порогами Бии -
 отдала Рылею (на сохранение) -
 своИ паспорт и деньги,
 а РылЕев, себЕ не доверЯя, -
 отдал (на сохранение!) -
 своИ пАспорт и дЕньги - МНЕ!
 А я об Этой хитрой комбинации не знАя, -
 и даж НЕ догадАлся,
 и когда Рылей уж перед Бийском -
 заявил, что у него НЕТ денег,
 что ЕГО деньги у МЕНЯ,
 я удивился и что-то неосторожно лЯпнул языкОм -
 "як корОва - гивнОм", -
 вот ОНИ и набрОсилися на меня вдвоЁм,
 вот ОНИ и взъярилися на меня,
 забЫв о "ЧАе в РЫло РылЕю"!
 
     А в Барнауле мы вышли из нашего поезда
 (Ехали всю ночь) в сумерках в 4 часА утрА 17-го августа.
 Тома сразу же сказАла:
 "- О! ГЛЯ - пОезд <Барнаул-Харьков>! - Я поЕду!" -
 и без билета шмыгнула в поезда сегО вагОн -
 БлАго - без кондУктора был ОН!
 А Рылей и я днём сели в поезд на Ташкент.
 Рылей сразу зАперся в служебном купЭ -
 со смазливой (Рылею под стать!) проводницей
 и до вечера 20 августа оттуда так и не выглядывал,
 и не выходИли
 ("- Там и спАли, там и жрАли,
   там и ссАли, там и срАли и епАлись!").
 Всё дЕлала ЕЁ не-ТАК-смазлИвая угрЮмая напАрница ЕЁ.
 Вот только меня (как и ОНА,
 не-смазлИвого и угрЮмого!) -
 ОНА - НЕ захотЕла поразвлечь-поразвлекАть...
 И я трОе суток скучал на унылом путИ -
 по пустынным равнинам.
 В Ташкенте мы устроились в "Доме приЕзжих" комбината <Узбек-Уголь>
 и Рылей умотАл на ночь на вокзАл -
 в купЭ к своей проводнИце -
 смазлИвой и мИлой.
 А я всю ночь скучАл унЫло...
 А Утром 18-го в автОбусе в АнгрЕн -
 Я даже жУтко удивИлся,
 КогдА ЕЛЕНа СалдурИди с "ПодзЕм-ГАЗа" -
 САМа со мнОй заговорИла! -
 Я же за человЕка себЯ уж НЕ считАл!

     А ТОма ТЕМ врЕменем - доЕхала до Харькова
 (билет - в Семипалатинске уже купИла!),
 потом в Мелитополь,
 где бАбушке и ТЁте - ситуацию в ЛюбОви изложИла:
 В ЛюбОвь-ебОвь-не-ЛюбОвном квадрАте "ТОма-ВЛАдик-ВалЕра-я
 (недоЁпаный ВИКрыл)".
 Бабушка Анна Ефремовна и Тётя Лида -
 ТОме "синИцу в рукЕ ЕЁ" - предложИли -
 неЁпана и недоЁпана меня!
 Тома приЕхала в Ангрен 10 сентября 1962-го,
 а ТАМ ЕЁ ебОвь - Валера КОбец -
 ужЕ женИлся на другОй -
 на лаборантке ВАле Коваленко
 (потОм ЕГО обручальное кольцО -
 ВалЕре пАлец оторвАло,
 когда Он спрЫгивал с борта автомашины -
 в Центральном посЁлке АнгрЕна)...

 А я ТЕМ врЕменем - уже подал моё заявлЕние -
 об с 18 сентябрЯ  увольнЕнии
 (я ж уже отработал полОженных ТРИ гОда!).
 А ТОма - Утром 12 сентябрЯ
 (в ожидании автобуса на работу - "ПодзЕм-ГАЗ") -
 мне подженИться НА НЕЙ - предложИла!
 А я ТАКОГо уж - не ожидАл -
 ОНА же мне ужЕ ТРИ РАЗа отказАла!),
 да и уже успел к НЕЙ охладЕть
 (пОсле ЕЁ напАдок на меня)!
 И я ответил ЕЙ:
 "- ЖРЕбий бросим:
 Если в воскресение 16-та сентябрЯ бУдет выходнОй, -
 мы в гОры пойдЁм,
 а 18-го сентябрЯ - я увольнЯюсь
 и кудА придЁтся уезжАю, -
 поЕду - "заблукАвшее счАстье искАть"!
 А Если в воскресЕнье 16-та сентябрЯ бУлет рабочий день -
 поЕдем в Соц-гОрод в ЗАГС -
 и распИшемся о БРАКе НАШем тотчАс!"
 И 16-та сентЯ 1962-го - оказАлося рабОчим,
 и нам без лишних разговоров -
 за 15 минУт и за полторА рублЯ -
 вЫдали "Свидетельство о браке"
 при свидетелях:
 ГАгельганц Альберт Иоганн
 и КаралУпова Людмила Андреевна.
 Люда за мои деньги купила духИ -
 подарок "от всех" ТОме -
 в День ЕЁ Рождения - 16.09.1939-го,
 и за моИ (теперь - ужЕ - Общие НАШи!) деньги -
 органиэовали стол на 20 персон
 и отмЕтили 23 гОда ТОмы.
 Тома оставила себе фамилию ПАпы
 и сказала, чтобы ЕЁ сыновьЯм - давАть фамилию Кодрянский,
 а дОчечкам - мОжно и Крыленко!
 "ВступИли в контакт-контус" мы 19-та сентя,
 но кровь былА - лишь ТОлько у менЯ -
 от разрыва срОсшейся "крАйней кОжицы" ПипИна КорОткого моегО...
 ЧЕМ ЭТО не ЭКСТРЕМ для меня!?


      ПРИЛОЖЕНИЯ - для желающих (на основе Википедии):
     Длина БИи от выхода из Озера до слияния с КатУнью
                (где начинается Обь) = 301 км.
Площадь бассейна = 37 тысяч км2.
Расход воды = 477 м3/секунду (у Бийска).
Исток - Телецкое озеро в посёлке Артыбаш -
на высоте 436 м н.у.м., ""52°градус северной широты.

БИю используют туристы для сплавов: категория сложности II
(для байдарок и катамаранов), на участке от истока до Верхне-Бийска -
имеет 14 порогов с валами до 2 м и выше.
Основные пороги: Юрток, Пыжинский, Кебезеньский, Сары-кокшАнский.
Последний порог Кипяток находится в селе Турочак
(а МЫ ТОГДА - 13 июля 1962-го - ЕГО и НЕ заМЕТили:
ТОЛЬКо зеркальная ГЛАДЬ РЕКИ, начинАя км за 10 ДО селения ТурочАк!).
Быстрое течение реки 1-1.5 м/с, отложения крупной гальки сохраняется почти до Бийска.

Питание рекИ - главным образом снеговое и дождевое.
Значительную часть водосбора Бии обеспечивает река Чулышман,
питающая Телецкое озеро. Половодье продолжительное. Средний годовой расход
воды 477 м3/с (у города Бийска (по данным наблюдений за 1936-1989 годы).
Замерзает в верховьях в конце ноября - начале декабря (на отдельных участках
ледостав бывает не каждый год), в низовьях - в середине ноября; вскрывается в верховьях в начале апреля, в низовьях в середине апреля.

        Основные притоки (МЫ тогда заметили лишь 2 = ДВА притока!):
Иогач - левый приток.
Пыжа - левый приток.
СарЫ-КокшА - левый приток. После СарЫ-КокшИ вода Бии заметно мутнеет!
Тулой - правый приток.
Бова - левый приток.
Тондошка - правый приток.
Лебедь - правый приток. Летом вода в Лебеде заметно теплее бийской.
Ульмень - правый приток.
Ушпа - правый приток.
Тибезя - левый приток.
Большой Куют - правый приток.
Балыкса - левый приток.
Кажа - левый приток.
Неня - правый приток.
Бехтемир - правый приток.
               
         Населённые пункты (от истока к устью)
         (МЫ тогда заметили лишь 2 = ДВА Населённых пункта!):
Артыбаш, Иогач, Усть-Пыжа, Кебезень, Тулой, Верх-Бийск, Тондошка,
Турочак, Усть-Лебедь, Удаловка, Дмитриевка, Шунарак, Озеро-Куреево,
Усть-Куют, Балыкса, Сайдып, Сосновка, Старая Ажинка, им. Фрунзе,
Усть-Кажа, Новая Ажинка, Лебяжье, Промышленный, Новиково, Соусканиха,
Усятское, Мальцева Курья, Ключи, Стан-Бехтемир, Малоенисейское, Енисейское, Малоугренево, Бийск, Сорокино.

Истоком реки принято считать створ моста, соединяющего два селА - Артыбаш и Иогач.
В Иогаче находится крупный лесхоз. Процветает туристический бизнес.
Почта работает нерегулярно. Рядом с Артыбашем расположена база отдыха <Золотое озеро> (самая большая и старая турбаза на озере),
В Турочаке (районный центр Республики Алтай) Есть водоворот <Улово>,
но МЫ ТОГДА - 13 июля 1962-го - ЕГО и НЕ заМЕТили: ТОЛЬКо зеркальная ГЛАДЬ РЕКИ!

       Скала "Иконостас"
Немного выше по течению селА Удаловка на правом берегу Бии расположена
скала Иконостас, на которой в 1924-м годУ (у НАС - у Крыленков -
в журнале "Красная Панорама" за 1928-й год УЖЕ БЫЛО ФОТО Этой скалы -
УЖЕ с изображением ЛЕНина!) учитель из Турочака Иван Сычёв высек барельеф Ленина.

Город Бийск вытянут на 30 километров вверх по течению от места слияния Бии и Катуни.
По состоянию на 2009 год Бия судоходна от устья до Бийского речного порта (22 км).
В 1960-80-х годах на Бии было регулярное судоходство (пассажирское и лесосплавное):
в период весенне-летнего паводка (от вскрытия до середины июня) - на всем протяжении;
в летний период (середина июня - середина августа) - до села Турочак;
в осенний период (с середины августа до ледостава) - до села Озеро-Куреево.
 
Мосты через Бию (от истока к устью):
Мост между сёлами Артыбаш и Иогач в месте истока реки из Телецкого озера.
Мост на трассе Горно-Алтайск - Турочак.
Обводной мост на трассе М-52 в Бийске.
Коммунальный мост в Бийске.
Наплавной мост в Бийске.

     С большим уважением к ВАМ -
     МИлые читАлочки и читАтели, -
     ужЕ Женщины и покА ещё НЕ Женщины -
    И в трусАх, м ужЕ без трусОв,
    И в юбАшках-нАчнУшках,
    И уже <начашие> и <зачашие> и без нАчнУшк!
    И прошУ у ВАС прощения,
    колИ я по-глУпости, без Умысла -
    КОГО-то обИдел-оскорбИл-уязвИл!
               Крыленко Владимир  22 МАРТа 2014


Рецензии