Трудно быть Богом

Картина, сценарий которой больше десяти лет подвергался забвению, всплыла на поверхность.  Картина, идея которой томилась в уме великого человека, переходила из уст в уста и в итоге ускользнула. Мысль, которую удалось донести не всем и не до всех.
Вышесказанное характеризует вышедший совсем недавно фильм “Трудно быть Богом” Алексея Германа. Работа над которым продолжалась больше 10 лет. К сожалению, фильм был завершен уже после смерти режиссера. Право закончить начатое досталось сыну Алексею – младшему.
Сюжет:
На планете, погружённой в глухое Средневековье, работают наблюдатели-земляне, которые пытаются бережно подправлять ход событий, не нарушая логическое развитие истории. Главный герой, дон Румата Эсторский, осознавая свою задачу сохранения нейтралитета, тем не менее, не выдерживает, когда в Арканаре (одном из городов планеты) захватывает власть «чёрное братство», свергнувшее господство «серых», столь же отвратительных, но не столь кровавых. Румата берётся за меч, чтобы покарать злодеев, и тем самым нарушает все правила и закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс.

Начнем с того, что людям непосвященным будет очень тяжело смотреть этот фильм. Ведь он является воплощением научно-фантастической повести братьев Стругацких. И прочитав книгу, можно будет понять намного больше. Но я решила пойти другим путем. Сначала всё-таки посмотрела фильм. Не могу сказать, что он мне понравился или не понравился. У меня осталось смешанное впечатление. С одной стороны, это вполне себе потрясающая картина, показывающая быт и нравы Средневековых людей. Таких же, какими были наши предки, только с другой планеты. Хотя то, что это другая планета забывается практически с первых минут просмотра. С другой, это абсолютно нелогичное, не имеющее развития действия произведение, построенное лишь на человеческих пороках, отвращении, животной природе и бесцельности существования.

Фильм снят в черно-белой гамме. И это сделано не  случайно. Человеку дается возможность полностью отключиться от нынешней реальности и переместится в тот ужасный, страшный мир. В большинстве своих случаев, вспоминая события прошлого, рассказываемые родителями, мы представляем себе их не полно цветными. Например, рассказы о войне. Там кроме черного, белого и кроваво красного ничего практически не было. С “Трудно быть Богом” такая же история. Смотришь и понимаешь: “Ну что ещё там могло быть? Вечно блюющие, испражняющиеся, живущие в рабстве и бедности люди, не имеющие собственного мнения и души. Душа продана”. Сделать этот фильм цветным, возможно, стало бы самой большой ошибкой. Он должен быть черно-белым.

Но недостаточно просто быть черно-белым фильмом. Нужно быть длинным, внушающим отвращение и боль фильмом. Хотелось бы сказать, что современное общество настолько привыкло к экшену, что возможно именно поэтому люди и покидают зрительный зал уже в середине фильма. Картина слишком статична и идет больше трех часов. Даже не совсем понятно, когда начинается переломный момент (кульминация). Не понятно, кто кому чем успел насолить. И не понятно, что же будет дальше. Сюжет двигается медленно и плавно, словно река. Вспоминается “Ежик в тумане” – пусть река сама несет меня. Вот так же и здесь. Где война? Какая война? С кем? Против кого?
Кстати, ничего не напоминает? Да, чем-то похоже на наши дни. Только грязь и блевотина сменилась помойкой на каждом углу и харкающими прохожими. А “бессмысленная” война осталась.
Тем ни менее, Алексей Герман хотел создать не просто потерявшую цвет реалию прошлого, но и дать людям почувствовать её изнутри. И у него это неплохо получилось. Помимо различных звуков и несуразных речей некоторых актеров, в фильме чувствуются и запахи. Картина настолько пропитана грязью, дымом, испражнениями, гниющей едой, раздавленными кишками и тому подобным, что спокойно есть во время сеанса вы не сможет. Если только у вас напрочь не заложен нос.
Все персонажи фильма при каждом удобном случае сморкаются, плюются и т.д. и т.п. Они грязные снаружи. Они грязные внутри. И вряд ли сама смерть поможет им отмыться. В Арканаре все время идет дождь. Размытые тропинки. Дорог нет. Люди тонут в грязи, перемешанной с навозом и чем-то ещё. Едят всё, что попадется под руку. Мухи, крысы, прогнившие трупы собак. Даже монеты, которые кидают им люди высшего сословья, они в первую очередь суют в рот, даже не обтирая их от грязи.
Над этим всем раздраем и чернотой мерцает луч света. И этим лучом является дон Румата Эстонский, главный герой в исполнении Леонида Ярмольника. Единственного по настоящему чистоплотного человека в этой картине. Дон Румата для народа сродни Богу. Он властный. Его боятся. Он суров и непоколебим. Но у него есть сердце. А на самом деле он обычный ученный с земли. Посланный не понятно зачем. Чтобы понять, нужно ещё раза три пересмотреть фильм.
Внешний образ героя отличается от всех. Не только от простой черни, но и от других Донов и высокопоставленных лиц. Это чистый и светлый вид. Гордый и упрямый. По моему мнению, у дона Румата есть две главные детали его образа. Первая – это кристально белый носовой платок. Причем на протяжении фильма, создается впечатление, что у него там он не один. Их штук десять или двадцать понапихано везде, где только можно и нельзя. Практически в каждой сцене он вытаскивает этот  платок и протирает им свое лицо, а потом лицо смерда и бросает платок на землю. Можно сказать дарит благодать. Вторая деталь – это его перчатки. Я просмотрела все перчатки героев и не нашла в них ничего похожего на перчатки дона Румата. В них его руки похожи на лапы Ястреба. Цепкие, сильные, острые. Это выдает в нем власть, силу и ум. Ярмольник настолько вжился в роль дона Румата, что в какой-то момент создается впечатление – это его жизнь и его правила.
Игра других актеров оставляет желать лучшего. В фильме присутствуют сцены связи со зрительным залом. Но получились они неудачными. Когда какой-нибудь раб подходит к камере и что-то невнятно бурчит себе под нос – это похоже скорее на кривлянье обезьяны перед бананом, чем на человека, пытающегося что-то донести до зрителя.
Из рук вон плохо поставлен звук. Если с декорациями и светом, слава Богу, проблем явных нет. То со звуком косяков немерено. Конечно, в 50% неразборчивости речи виноваты сами актеры. Кто-то картавит. Кто-то шепелявит. Кто-то вообще, такое чувство, что только от зубного выскочил. Но остальные 50% запороли техники. Речь то громче, то тише, то её вообще заглушает шум улиц или скрипящих половиц в доме. Даже у Ярмольника не всегда понятно, что он сказал (хотя с дикцией у него проблем нет). Так что в техническом плане подкачали.
После просмотра говорить о картине не хочется. Нет определённых мыслей, впечатлений. Хочется молча прокручивать всё в голове и пытаться зацепиться хоть за что-нибудь важное. Долго обдумываешь. Вспоминаешь сцены из фильма.  И тут незаметно для себя цепляешься.
“Если будешь писать про меня, а писать, судя по всему, придется, то напиши, что богом быть трудно, - говорит Румата своему коллеге по межгалактическому эксперименту.”
Эта фраза стала для меня рещающей . Именно эту фразу я ждала весь фильм. И наконец, в самом конце, она дала мне ответ. Но я готова и поспорить с ней. Я бы скорее сказала, трудно быть человеком подобным Богу. В фильме для меня дон Румата скорее его посланник. Человек, которому доверили поддержание порядка в Арканаре. Кто такой Бог? Бог – это создатель всего живого на земле; путеводная звезда всего человечества; отец, мать, брат и сестра; тот, кого нельзя услышать или увидеть; в него нужно просто верить. А дон Румата – это тот, кто может говорить с Богом и доносить его волю до других людей так, как он посчитает нужным. Меня поразила воля главного героя. На его месте я бы не смогла вжиться в эту среду и играть по чужим правилам. Но Румата очень умен. Он сдержал обещание, данное им, и понял кое-что очень важное.
“Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счёт ухудшения судьбы других.”
В целом фильм получился неоднозначным и противоречивым. Несмотря на всю черноту мира, сознания, людей, вещей, в нем остается ещё частичка светлого и доброго. В самые сложные времена будут находиться люди ведущие за собой. И будут люди, которые будут идти за кем-то. Но эти люди должны быть не бездумными и бездушными куклами. Они должны знать, что от них требуется и, кто с них это требует. В душе каждый сам для себя Бог. Но есть люди, которым внутреннего Бога недостаточно. Нужен внешний. Думаю, в этом фильме каждый найдет частичку своего внешнего Бога и поймет, что наша жизнь, какой бы она ни была, остается жизнью. А управляем ли мы ей или кто-то ещё это уже другой вопрос.

19 марта 2014 год


Рецензии
С интересом прочитал Ваш отзыв. А вот мой коротенький отзыв на старый фильм http://www.proza.ru/2013/02/03/141

Игорь Волга   22.03.2014 02:20     Заявить о нарушении