Первая любовь?

Весна семидесятого года, как и обычно, проходила неспешно. В младших классах уже прозвенел последний звонок.  В седьмом же классе, где учился Саша, стояла глубокая тишина. Ровные ряды, головы девчонок с косичками и бантиками, стриженые затылки с взъерошенными чубчиками у мальчишек, равномерно покачивались или нервно подергивались над партами. Происходила битва умов с  упрямыми, трудными задачками, годовой контрольной. Саша довольно быстро расправился с ними. Математика – любимый предмет и давалась ему легко.
За окном светило весеннее солнышко, слышался смех детей. Они носились по двору школы. Это младшие классы на каникулы пошли, пионерские летние лагеря еще не открылись и при школе организовали школьную площадку, где дети были заняты целый день. Белогорский горный обогатительный комбинат, сокращенно Б,Г,О,К, не жалел средств на воспитание и досуг детей. Закупили раскладушки, игрушки, при  столовой организовали питание. Из классов, одноэтажного корпуса, где учились малолетки,  вынесли парты,  теперь родители могли спокойно трудиться.
На тополях расщелкнулись почки и хрупкая зелень листьев источала терпкий запах весны. Воробьи щебетали, суетливо носили перышки, веточки и всякий мусор, сплетая все в прочные семейные гнезда. В груди разливалась, какая-то истома, хотелось всех и вся любить, безмерно, беззаветно и безраздельно! Залюбовавшись зарождающейся новой жизнью, за весенним окном, Саша и не заметил, как прозвучал звонок.Вокруг все пришло в движение, захлопали крышки парт, все торопились сдать контрольные. Это было последнее школьное испытание в этом году,  впереди ждали каникулы! В дверь вошла классный руководитель.
« Дорогие мои! Вы не забыли, что послезавтра день пионерии! И мы по традиции на весь день идем в поход всей школой!  Нам нужно два ведра, под чай и кашу. Кто принесет?»; спросила она. Я… Я… Я… посыпались, как горох, голоса учеников. Наконец, назначив ответственных за ведра, за топор и за дисциплину она отпустила всех по домам.

Большой двор в форме буквы «Г» одним торцом упирался в территорию двухэтажного детского садика и школьной спортплощадки с трех других был огорожен тремя трехэтажными и пятиэтажным домами. Посередине двора построенная большая кирпичная трансформаторная будка делила двор на две части. На одной из них располагалась волейбольная площадка и построена большая беседка. На этой половине собирались взрослые играть в домино и карты, а на другой половине, у будки стоял столб похожий на букву «А» Основание столба надежно замуровано в бетон, на этом основании, как на лавочке собирались подростки. На нашей половине играли в  штандр, двенадцать палочек, из круга выбивала и другие игры.
В одном из домов в подвале старшие мальчишки организовали штаб, где тайком от взрослых, при тусклом свете коптилок, играли в карты на копейки и потихонечку курили. Нас туда не пускали, мол, ростом еще не дошли… 
Нам же,семиклассникам, было раздолье на чердаках. Туда вела вертикальная лестница с широкими пролетами между ступенек, да еще на самом верху нужно было поднять тяжелую крышку люка. Так что малышне не попасть туда и смело можно заниматься своими делами.
На чердаке Сашиного дома засыпан был керамзит, другие же чердаки утепляли колючей стекловатой. Мальчишки повесили старые гамаки между стропил. К проводам сети местного радио подсоединили наушники и маленький динамик, сразу стало веселее. Пока малышня днем и ранним вечером суетилась по двору, здесь никто не мешал им читать затрепанные, протертые до дыр, местами с вырванными листами, книги о мушкетерах, о Айвенго.
Они тоже играли в азартные карточные игры, сека,  очко, буру, но без денег на интерес. Даже пробовали курить, правда потом заедая запах табака чесноком , что бы родители не унюхали.
Напротив чердачного окна, в соседнем доме, на третьем этаже жила девочка Женя. К ней часто приходили подруги, непонятные нам мальчишкам девичьи забавы, занимали их. Открыв настеж окно, они шептались и хихикали, искоса поглядывая на крышу нашего дома. Старая радиола, слегка потрескивая на царапинах, иногда заедая, громко исполняла, как говорят сейчас, хиты и шлягеры семидесятых. Мальчишки выбирались на крышу загорать, вальяжно расположившись на шифере, весело, шутками задирали подруг.Смеясь, девчонки захлапывали окно, однако через некоторое время опять окно открывалось и все повторялось вновь…
Ближе к вечеру, когда багряное солнце склонялось к вершинам гор,  синева вечернего воздуха разливалась по долине, покрывалом накрывая поселок. Поужинав, Саша вышел на крыльцо, у столба уже сидели соседские девчонки. Мальчишки тоже были здесь. Среди девчонок сидела и одноклассница  Люда. Большие, серо-зеленые , как у горной козочки, глаза доверчиво смотрели на окружающий мир. Жила она на соседней улице, в полукилометре от нас, однако в нашем дворе жил ее дядя и ничего удивительного, что она приходила часто к ним и оставалась  на посиделки. Просто сидеть было скучно,  тогда начинались подвижные игры. В укромном месте лежало двенадцать палочек и дощечка. Быстро посчитавшись; »На злотом крыльце сидели…» Выбирали водящего. По воле судьбы им стал Саша. На дощечку клали палочки, под дощечку  камень и ногой подбрасывались  вверх палочки. Собирая палочки и укладывая их на место, Саша запоминал кто, куда побежал и где спрятался. Задача была найти и первым добежать и разбить палочки.  Если не успел и кто-нибудь опережал, попытка повторялась,  приходилось снова водить.
Саша приметил,  куда побежала Люда. Она ему нравилась,  По крайней мере она гостья нашего двора;» подумал он и специально пошел в противоположную сторону. Обойдя будку вокруг, он все- таки направился к кустам, где спряталась Люда. Выпорхнув из кустов, как рябчик ,она понеслась к палочкам. Саша мог ее обогнать, но почему-то не торопился, он даже согласен был еще водить, лишь бы она разбила, но судьба в лице друга, Сергея вынырнула из-за угла! « Ну, уж нет!»; подумал Саша, теперь на карту была поставлена его ловкость и сноровка, тем более рядом была Она! Как смерч подхватывает пыль и она взметнувшись несется вперед, так и Саша взметнулся и …  Обогнав всех, он первым  ударил, палочки взметнулись фонтаном! Все вахта сдана!  Поздравляю, Сережа!!
Вечер неспешно продвигался к логическому концу, плавно перетекая в густую синеву ночи. Вдоль улиц зажглись неоновые лампы.  Как обычно мама вышла на крыльцо и в ночи прозвучало: « Саша!?» «Да мам!» «Иди домой, пора!»« Сейчас, попрощаюсь и буду!»  Мама вернулась в дом, это происходило из дня в день и стало традицией. Теперь в течении часа можно было  прощаться, Это первое предупреждение, как желтая карточка у футболистов. Ну что ж, пора. И они всей гурьбой пошли провожать Люду домоЙ.

Однажды, после занятий в школе, Саша читал учебник, вдруг хлопнул почтовый ящик.  Опять пацаны балуются, он подошел к двери и неожиданно обнаружил конверт, на котором была надпись, Саше лично!  Саша выскочил на крыльцо, испуганная стайка девчат, быстро заскочила в соседний подъезд! « Ну, вот теперь и девочки хулиганят!»; подумал он. Все-таки любопытство пересилило, и он вскрыл конверт. Внутри открытка, детским  почерком, старательно было выведено: « Давай с тобой дружить! Ты мне нравишься!"  Люда.П.
 Саша на мгновение опешил, до него с трудом доходил смысл написанного. Одуревший от привалившего счастья, он еще раз выскочил на улицу, но девчонок нигде не было.
Остаток дня прошел в сомнениях и терзаниях, его бросало то в жар от смелых догадок, то в холод, а вдруг шутка или ошибка? Наконец наступило время посиделок, у столба почти все собрались, там была и ОНА! Саша несколько раз подходил к двери подъезда, выглядывал и в стеснении и сомнениях прятался вновь. Собравшись с духом, он все-таки поплелся к столбу, как приговоренный узник. У столба все затихли, Саша подошел и перед всеми, как жених перед сватами, несмело позвал: « Люда?» и вдруг как в омут с головой «ТЫ, правда, хочешь со мной дружить?!!»  «Да»; тихо ответила она, теплая волна восторга накрыла Сашу, да, он спросил! Да, его не отвергли! ДА!! ДА!! ДА!
Теперь они были единым целым и в играх выступали за одну команду, на лавочке сидели рядышком, а когда Люду провожали домой, они шли, держась за руки. Друзья деликатно останавливались на перекрестке и терпеливо ждали, когда Саша доведет Люду до калитки и на ночь скажет: » До свидания…»

 Утро 19 мая, в день Пионерии, солнечным светом встречало школьников. Вокруг школы кипела праздничная суета. Мальчишки  зашли на почту и выпросили старые газеты.На лавочке лежала неровная пачка макулатуры.День обещал быть жарким, из этих газет, в спешке, всем желающим, сворачивали бумажные кепки и пилотки. Саша изготовил две, себе и Люде, однако подружки тоже попросили его еще изготовить. И теперь он,  закусив кончик губы, с усердием вертел пилотки, постоянно вытирая рукавом взмокший лоб. На пороге школы появился директор и пионервожатые, горнист протрубил сбор, это был сигнал к построению на линейку. Директор поздравил всех с окончанием учебного года, с днем Пионерии. Напомнил маршрут и порядок движения. Самых маленьких посадили в автобусы, груз сгрузили на школьную машину. И тронулись…
Машины,  автобусы ушли вперед, а основная колонна, гремя котелками, ведрами, с песнями двинулась в след.Путь был не близкий, четыре, пять километров, у горной речки Таинтинки  в логу было большое поле. Летом оно использовалось как выгон, пастбище для скота, а весной проходил слет, соревнования, зарницы. Вот туда через час полтора подходил отряд школьников. Вокруг поля, вдоль реки, между скал и деревьев, полянки, у каждого класса, своя.  На одиннадцать назначен общий сбор и соревнования на центральной поляне, Разбив бивак, оставив дежурных варить кашу и кипятить чай, все потихонечку подтягивались к полю, каждый нес ветку, две, для общего, заключительного костра. Ровно в одиннадцать горнист снова протрубил общий сбор. На поляну вышли команды и соревнования начались. В одном месте канат перетягивали, в другом футбол пинали, бегали, прыгали,  веселая спартакиада получилась.
Победители получали призы, печенье, сладости, фрукты и с гордостью несли к общему столу. И вот пришло время пионерского костра, старший пионервожатый поднес факел к куче  хвороста, и пламя  взмыло к небу. По традиции все запели:» Взвейтесь кострами синие ночи! Мы пионеры, дети рабочих!»
Голодные и счастливые, мы возвращались к своим стоянкам, откуда аппетитно пахло кашей и свежезаваренным чаем, дежурные в нетерпении колотили ложками по  металлическим чашкам, сзывая всех к столу.
После обеда малышей увезли, а старшеклассникам разрешили самостоятельно возвращаться домой, под ответственность классных руководителей. На поляне вновь образовались кружки по интересам, мальчишки гоняли мяч.Саша позвал девчонок из круга выбивать, ему нравилось показывать свою удаль, увертываясь от мячей, тем более их кидала нетвердая девичья рука. Однако на этот раз он ошибся, в команде соперников тоже появились мальчишки. В команде с ним одни девочки и среди них, Люда. Ради нее он старался,  как же больно жгли мячи от рук мальчишек, и какое счастье поймать мяч и подарить ЕЙ запасную жизнь,  бонус! Вскоре и эта игра надоела им, следующей была- кандалы! 
Разбившись на две команды, одни кричали: « КОНДАЛЫ» им отвечали «ЗАКОВАНЫ»  «Раскуйте нас» «КЕМ из нас» и если Люда оказывалась в другой команде, Саша неистово вопил: « Люда!!!»  И когда она бежала,  старалась попасть, где стоял Саша. Шеренга сгибалась, и он непроизвольно обнимал ее. Выдержав несильный натиск, он твердой рукой сжимал ее ладонь, мягкую и теплую, стараясь защитить своей грудью от набегающего противника. Им было весело и тревожно трогательно от близости тел и прикосновений у всех на виду, одновременно тайна, как казалось им, от всех. Протяжная истома, необоснованная тревога, щенячий восторг и что-то еще распирало грудь! Чувство, зарождавшееся где-то в глубине, будоражило, одновременно окрыляло и несло во временную даль…
Возможно, это первая ЛЮБОВЬ??


Рецензии