Хроники Эксперимента в Урае. Ратушный период

К вопросу о периодизации Ратушного периода.
Автор будет признателен за неизбежные уточнения и поправки поскольку пишет по памяти находясь далеко не в самой лучшей физической форме. Годы берут своё.
Прежде чем мы продолжим Хроники публикаций, нам надлежит дать общую картину того периода Эксперимента, который был тесно связан с моим активным участием в развёртывании экспериментальных проверок теоретических разработок.
Первый период – период  апробации Модульной технологии. Поэтому его я именую «Модульным» периодом. Он начинается  с  моей Первой Большой Игры в качестве Ведущего Игротехника, проведенной на базе «Золотое Дно» с 22 по 25 сентября 1988 года и завершается Итоговой Большой Игрой в качестве Ведущего Игротехника на базе школы №4 в период с 4 по 10 января 1989 года. Игра подводила Итог Экспериментальной проверки «Модульной технологии» в ходе развёртывания локальной экспериментальной площадки на базе школы №4.

В этот период сформирована в развернутом виде концепция Экспериментальной площадки и создано Положение о педагогическом самоуправлении площадки
В первый период проверены:
-общая модель технологии «Модульная школа»
- модульное расписание занятий
- впервые проверена идея рейтингов, рейтинг-листов и рейтинг-контроля
- впервые проверена технология разгрузки портфелей школьников
- впервые проверены модульные группы педагогов – 7 групп: административная, МГ начальных классов, Мг математики (алгебра, геометрия, информатика, комбинаторика), МГ социологии (литература, история, обществоведение, правоведение), МГ филологии (английский, русский, немецкий, французский), МГ естествознания (физика, химия, биология, астрономия и ее составная часть география)
- впервые проверена технология работы с трудными «Ночной класс»
- впервые проверена должность диспетчера стабильного расписания (в первой четверти было потеряно более 500 уроков, в экспериментальной второй – два!) то есть впервые было показано, что на той же самой материальной базе при том же самом педагогическом коллективе с тем же самым ученическим контингентом можно разрешить проблемы стабильности расписания занятий!
- впервые была показана кают-компания для педагогов – нечто вроде офицерской столовой, где педагоги ели в нормальных условиях
- впервые были установлены важные эффекты, и в первую очередь оказалось, что в нормально работающей школе ТИХО!
- была апробирована дисциплинирующая технология «Библиотека»
- проверялись идеи полужесткого модуля и гибкого модуля
- была доказана высокая эффективность 35-минутных уроков
На Игре в январе 1989 года коллектив высказался за продолжение и развитие эксперимента
По итогам было решено утвердить прокаты модульной технологии как одно из стратегических направлений развития эксперимента и я был командирован в Москву для работы с архитекторами над проектируемым под эту технологию учебно-воспитательным комплексом
Второй период – период новых разработок, когда я ушёл в «кабинетную» тень, работая над проектом учебно-воспитательного комплекса для Урая в лаборатории доктора архитектуры В.И. Степанова в Москве на Дмитровском проспекте. Именно там я превратился в "коллектив под руководством Евгения Борисовича Куркина". Далее я работал над проектом школы старшеклассников и, наконец, над адаптацией модульной технологии к реалиям школы №5 города Урая. Это длилось с 11 января 1989 года до начала второй апробации на уровне составленного мною расписания занятий. В конце мая я вновь переключился на школу старшеклассников занимался этими разработками вплоть до августовского совещания 1989 года.
Именно в этот период разработаны:
- организационно-педагогическая модель для проекта УВК г.Урая под технологию «модульная школа»
- технологическая модель модуля параллели шестых классов
- мультиплетное расписание
- академическая модель расписания с красной парой стабильных занятий по профилю
- расписание занятий в технологии «модульная школа» с плавающим уроком для второй ступени в школе номер пять
- прописаны многие детали модульной технологии
- создано подробное обоснование 35-минутного урока
- выработаны понятия двух типов оппозиций, локальной экспериментальной площадки, оформлен замысел создания школы иностранных языков,  сформулированы основные положения трех общегородских конференций по трем модулям образования: жесткому, полужесткому и гибкому
- начато преподавание «интесива Китайгородской»
Третий период – период  «Ермака» - период  исполнения мною должности заместителя Генерального директора УПВО по учебно-воспитательной работе и параллельного ведения академической группы Школы Старшеклассников «Ермак». Этот период продолжался с сентября 1989 года до выпуска «Ермака»в июне 1990 года. Именно в этом периоде произошёл успешный запуск Школы Старшеклассников – её Реального Отделения работавшего по мультиплетному расписанию и её Академического отделения с шестью академическими группами первого и второго курсов трёх направлений – историко-филологическое, биолого-химическое и физико-математическое, а сокращённо – истфил, биохим и физмат.
Истфил возглавила Л.П. Алексеева, бывшая завгороно Урая, замечательный преподаватель литературы и русского языка. Биохим великолепно вёл Павлюков Виктор Георгиевич, перенёсший незадолго до этого инфаркт! Дети его просто обожали. Преподаватель химии от Бога. Биологию у него преподавал Евгений Мачула – еще одна восходящая педагогическая звезда эксперимента.
Всю школу Старшеклассников возглавил бывший директор пятой школы (школа старшеклассников получила порядковый номер восемь) будущий основатель Урайского филиала Тюменского госуниверситета Грибов Владимир Николаевич. Он и вёл физику на физмате. А математику вёл Валентин Ямов – ещё один украинский педагог (Куркин до этих событий успешно возглавлял администрацию города Харцызска!)
Об этой школе автор этих строк совместно с Владимиром Николаевичем Грибовым написали небольшую монографию-отчёт, которую выпустили отдельной книгой.
В рамках истфила были проверены:
- Командировка академической группы в Ленинградские библиотеки
- пробная сдача вступительного экзамена в вуз
- игротехническое сопровождение учебного процесса, в том числе выезды на Игры в городе и другой области, в частности выезды в Свердловскую область и в Новосибирский Академгородок
- организация обучения на базе городской библиотеки
- преподавание логики, риторики и интенсивное преподавание истории и литературы


Рецензии