Тупик

    OJS Манель всегда приходил на работу вовремя. Изо дня в день его будни повторялись: он просыпался, завтракал и отправлялся на работу. Ему также приходилось приводить себя в порядок, умываться и бриться, хотя, в сущности, это уже не требовалось на его работе. Как, впрочем, и на большинстве современных работ. Людям практически никогда не приходится взаимодействовать друг с другом в ходе рабочего времени.  Все безотлагательные дела решает техника.
    Так было и сегодня. Манель проснулся, как обычно, с совершенно безразличным настроением. Он поднялся с кровати, отключил прибор контроля сна и стал одеваться. Приборы контроля сна давно вошли в обиход всех жителей Земли. Они заменили будильники и не только контролировали продолжительность сна, но и осуществляли медицинский надзор, чтобы люди во сне отдыхали. Что касается сновидений – они стали редкостью, потому что приборы блокировали большую часть из них. Были, конечно, и те, кто не пользовался такими приборами, хотя это не совсем законно. Страховка на случай психических заболеваний предписывает всем использовать эти приборы во время сна. Манель оделся и позавтракал. Его обычный рацион составляла паста из различных белково-углеводных смесей. Когда-то давно похожие продукты использовали первые космонавты, а со временем производители поняли, насколько такой вид продуктов экономичен и полезен.
    Жизнь Манеля уже давно стала рутинной. Он даже не помнил, когда она была другой. Каждый день он повторял одни и те же действия. На работе перед ним никогда не возникало каких-то новых, нестандартных задач. Все было прописано четкими процедурами. После завтрака Манель сразу отправился на работу.
    Работа эта касалась практически каждого жителя Земли. Во всяком случае, каждого жителя города Jam точно. Манель работал на Производственном Предприятии Земли №15. «Земли», потому что на Луне уже лет сто также располагались производственные предприятия. Эти комплексы производили практически всю продукцию, все вещи, которые человеку требуются в течение его жизни, начиная с одежды и заканчивая архитектурными постройками и транспортом. Предприятия представляли собой гигантские комбинаты, работающие на атомных реакторах. Несмотря на весь их масштаб, контингент сотрудников состоял из считанного числа людей. Всю основную работу проделывали автоматические роботы, которых на каждом предприятии было несколько миллионов. Человек требовался лишь для осуществления контроля и корректировки объемов производства, а также разрешения внештатных ситуаций, наподобие поломки автоматики. Корректировки производства осуществлялись по указанию Всемирной статистической службы, которая отслеживала общемировой спрос на товары. Все используемые людьми приборы, механизмы и устройства контролировались этой службой, которая и составляла программу изменения объемов производства для всех ПП. Подобная организация процесса изготовления товаров позволила решить множество социальных проблем. Понятие «деньги», без которого еще несколько десятков лет назад нельзя было представить себе мир, исчезло из обихода. Теперь все производила автоматика, а люди могли бесплатно получать любую, требующуюся им продукцию. Проблема преступности тоже была решена – теперь незачем стало воровать, все можно было получить бесплатно. Конечно, существовала определенная система иерархии, согласно которой регламентировались разрешения на получение больших объемов продукции, но, в целом, это было очень маленьким ограничением. Особенно если вспомнить ситуацию на планете 2-3 века назад, когда люди умирали даже от голода. Благодаря такой организации, древние идеи общественного равенства, о которых написано в учебниках истории общества, были воплощены в жизнь.
    Манель отправился на работу как обычно, в транспортной капсуле. Вход в невзрачное серое здание административного блока ПП №15 был ярко освещен. В вестибюле было пусто. Манель приложил идентификационный браслет к пропускному терминалу и вошел внутрь. Дальше он на лифте поднялся на свой этаж. Административный блок был небольшим. Работало в нем всего около 10 человек. С учетом миллиарда потребителей продукции ПП немного, не правда ли? На нужном этаже по бокам длинного белого коридора располагались серверные отсеки. В конце коридора ярко горело электронное табло «OJS Манель – начальник отдела бытовых приборов». Самое главное место в его жизни.
    Рабочее место Манеля представляло собой большую полукруглую комнату с десятком сенсорных мониторов по периметру. В центре комнаты в воздухе висело специальное кресло, на котором оператор мог передвигаться от монитора к монитору, проверяя и корректируя показатели. Когда Манель вошел в кабинет, на центральном экране уже отображалась необходимая информация для корректировки производства на сегодняшний день. Он сел в свое кресло и приступил к работе. На сегодня требовалось изменить параметры производства по двум тысячам позиций. Операторы никогда не знали расшифровок номеров позиций, да им это и не требовалось. Манель занялся своей рутинной работой – проверкой и изменением параметров. Хотя для него это были лишь цифры на экране монитора, на самом же деле каждое их изменение влекло за собой изменение работы тысяч роботов. Но Манель редко задумывался об этом. Он просто делал свою работу, так же, как и каждый день. Словно оркестранты под управлением дирижера, тысячи скрытых глубоко в недрах предприятия механизмов подчинялись Манелю.
    В середине рабочего дня, во время обеденного перерыва, Манель отправился в комнату отдыха. Там каждый день собирались все сотрудники предприятия. Кроме директора. По сути, комната отдыха была единственным местом, где люди могли общаться друг с другом. Директор ПП никогда там не появлялся. Вероятно, на это у него были свои причины. Среди сотрудников даже ходила шутка – а есть ли вообще директор? Может быть, всем управляет тоже робот?
    – О, Манель, доброго дня! – приветствовал его самый пожилой работник предприятия, всегда приходивший на перерыв первым. – Как проходят ваши рабочие будни, увлекательно?
    – Здравствуйте. Да, вы знаете, как всегда. Корректировки, мониторинг, исправления…
    – Что ж, как и мой. Это и неудивительно, – улыбнулся собеседник. – Но что я вам скажу, эти новые кресла на магнитной подушке крайне удобные штуковины! Представьте, несколько лет назад приходилось самому передвигаться между доброй сотней мониторов.
    – Это ужасно! Вам, должно быть, положены дополнительные бонусы за работу.
    – Ваши слова, да нашим чиновникам в уста, – легкая усмешка пробежала по лицу коллеги. – Впрочем, что мы все о работе. Расскажите, что вы делали на прошедших выходных? Я вот был в путешествии по подводному городу №26. Довольно интересное местечко, я вам скажу, – он явно соскучился по общению. Типичный человек старой закалки.
    – Да я, собственно, ничего особо не делал. Был в гостях у родственников в соседнем городе. Делал дополнительные расчеты по управлению производством, да и все. Сегодня согласно расчетам осуществлял корректировки, – без особого энтузиазма ответил Манель.
    – Дорогой друг! Вам нужно меньше работать! Найдите себе какое-нибудь хобби! – встрепенулся мужчина.
    Тем временем в комнату отдыха стали подтягиваться другие сотрудники, что позволило Манелю уйти от дальнейших расспросов навязчивого собеседника. Завязалась достаточно вялая дискуссия между всеми обедающими. Манель принимал в ней участие постольку поскольку. Обсуждались последние новости в мире. Ходили слухи, что на Луне снова бастуют рабочие, из-за планируемого сокращения штата сотрудников. «А что еще там делать, на Луне, кроме как работать на ПП?» – недоуменно подумал Манель, но не решился присоединиться к обсуждению. Также прошла информация, что чиновники собираются ввести программу по замене атомных реакторов на солнечные батареи. Атомная энергия давно устарела и является слишком дорогой. В таких разговорах прошел весь обеденный перерыв. Манель встретил его окончание с облегчением.
    – Хобби, Манель, найдите себе хобби! – напутствовал его перед уходом пожилой коллега.
    Манель вернулся к работе в свой родной полукруглый кабинет. За время его отсутствия произошел небольшой сбой в работе на 2145 участке. Манелю пришлось переключаться на ручное управление и транспортировать поврежденный механизм в ремонтный док, где им должен заняться механик. Каждая секунда простоя одного участка ПП может создать дефицит продукции, поэтому дальнейшую программу производства требовалось откорректировать. В таких рутинных заботах и прошел весь оставшийся рабочий день Манеля. По обыкновению, он задержался на час, запустив дополнительную диагностику оборудования для предотвращения сбоев производства в свое отсутствие.
    Дома у Манеля было все как обычно. Он провел вечер, просматривая обзор технологических новостей. Перед сном решил просмотреть продолжение одного из новых фильмов на своей трехмерной видео установке. В свое время, когда Манель заказывал это устройство, под него пришлось освободить целую комнату. Но эффект полного присутствия в фильме стоил того. Уже ложась спать, Манель задумался о том, что он давно никуда не ездил, давно по-настоящему не отдыхал и не развлекался. Все-таки тот мимолетный разговор с коллегой оставил свой след. «А как это целыми днями отдыхать и развлекаться?» – подумал Манель. Многие люди на Земле теперь так и жили – ничего, по сути, не делали, только предавались различным видам развлечений. Впрочем, Манель быстро отогнал от себя эти мысли. Завтра предстоял новый рабочий день, и волноваться было не о чем. Прибор контроля сна начал работать, и он быстро заснул.
    Следующий день начался по стандартному сценарию. Манель пришел на работу минуту в минуту согласно своему расписанию и приступил к выполнению своих каждодневных обязанностей. Это был привычный день из жизни Манеля. Производство шло, он его корректировал. Идеальный мир был нарушен звонком по внутренней связи.
    – OJS Манель, вас вызывает к себе директор, – услышал Манель в своих наушниках. – Он ждет вас в своем кабинете на 19 этаже.
    Манель немного напрягся. Что-то было не так. Он очень давно не был у директора, со времени своего назначения на эту работу. Он даже не помнил, как выглядит директор.
    Манель поднялся со своего кресла, вышел из кабинета и направился к лифту. Длинный освещенный коридор здания на его этаже казался ему сюрреалистичным, как будто он смотрел очередной фильм у себя дома… Он вошел в лифт и назвал нужный этаж, «19». Поднявшись, он увидел над головой небо. Действительно, этот этаж выходил на крышу, а его потолок был сделан из прозрачных полимеров. Сегодня было облачно. Вероятно, в расписании службы контроля погоды на сегодня запланирован дождь. Рядовым людям, правда, никогда не было понятно, чем руководствуется эта служба при составлении расписания погоды. Кабинет директора был единственным на этаже. Манель подошел к нему, и дверь автоматически распахнулась. Увидев перед собой внутреннее убранство комнаты, Манель сразу вспомнил свой первый визит сюда. Похоже, с тех пор здесь ничего не изменилось. Кабинет был оформлен в старинном стиле. Большой деревянный стол в центре его, вероятно, был выполнен из какого-то особого дерева. Так как деревьев на Земле почти не осталось, их вырубка была прекращена несколько веков назад, и вся деревянная мебель стала очень дорогим антиквариатом. По бокам кабинета стояли также деревянные стеллажи со встроенными мониторами. Даже пол комнаты, и тот был сделан из дерева.
    За столом сидел директор. Манель плохо помнил, как он выглядел в прошлый раз, но сейчас директор казался очень старым. По его давно уже немолодому лицу змеились морщины. Как и у большинства людей, волос у него не было вовсе. Сейчас все пользуются различными париками, но некоторые люди предпочитают их не носить. При виде Манеля директор улыбнулся.
    – А, господин Манель, здравствуйте! Проходите, садитесь.
    – Здравствуйте, господин директор, – Манель принял эстафету немного старомодного обращения людей друг к другу. Он прошел в центр кабинета и сел на деревянный стул перед столом директора. Было необычно сидеть на твердом дереве.
    – Расскажите мне, как идет ваша работа? Вы довольны ею?
    – Да, господин директор, я доволен. Работа идет хорошо, по инструкциям, изо дня в день я проделываю одни и те же действия, чему очень рад.
    – Конечно. Я помню вашу характеристику. Вы очень усидчивы и предпочитаете монотонную работу, – директор на минуту задумался.
    Манель прервал неловкое молчание.
    – Да, это так. Но, господин директор, могу я узнать, зачем вы меня вызвали?
    – Сразу к делу, не так ли? Вы – деловой человек. Ну что ж, приступим.
    Директор сделал какие-то пометки на своем мониторе и поднялся с кресла. При своем небольшом росте он сохранял стать и походку важного начальника. Он подошел к круглому окну.
    – Вы знаете, Манель… – пауза. – Хотя на предприятии сейчас работает всего десяток человек, я ценю каждого из вас. Такие времена – когда-то под моим началом было больше тысячи человек. Что делать, технологии развиваются стремительно, и нам нужно использовать все новейшие достижения для оптимизации производства. По крайней мере, акционерам нашего предприятия это нужно… Человек по своим качествам зачастую уступает автоматике.… В общем, на последнем заседании совета было принято решение о переводе ПП №15 на полностью автоматический режим работы. Новейшие технологии сейчас это позволяют. Так что, как бы мне не было жаль, я вызвал вас сюда, чтобы сообщить о сокращении всего штата сотрудников.
    Дальше  Манель не слушал. Его привычный мир разрушался прямо здесь и сейчас. Директор говорил что-то о компенсации, о высоких квотах потребления товаров для уволенных сотрудников. Но все это было уже не важно. Та правильная и понятная жизнь, которая была выстроена у Манеля за многие годы, уходила в прошлое. Манель совершенно не был к этому готов. На секунду у него даже промелькнуло отчаяние, но оно быстро уступило свое место привычному для Манеля рациональному подходу. «Что же мне теперь делать?» – лихорадочно спрашивал себя Манель и не мог найти ответа.
    – … с завтрашнего дня вам не нужно больше приходить на работу, – тем временем закончил директор. Во время своей речи он нервно вышагивал по своему кабинету.
Манель механически поднялся.
    – Я могу идти, господин директор?
    – Да, конечно. Все необходимые данные будут занесены в базу. Я очень благодарен вам за всю проделанную работу и желаю удачи в вашей дальнейшей деятельности, какой бы она ни была, – видно было, что директору уже не раз приходилось произносить эти пластмассовые слова, но он старался придать им эмоциональную окраску. В глазах директора светилось искреннее сожаление. Он как будто хотел добавить еще что-то, но умолк.
    – Спасибо, господин директор, – произнес Манель, поднялся и вышел из кабинета.
    Все дальнейшее происходило для него словно в тумане. Он почти автоматически спустился в свой кабинет. Автоматически доработал свою смену и вернулся домой.
    «Чем мне дальше заниматься в жизни?» – думал он. Другую работу найти практически невозможно, да и на выстраивание нового размеренного уклада жизни у Манеля уйдут годы. Большинство людей на Земле только и делает, что развлекается. Индустрия развлечений развивается стремительными темпами. Кто-то предпочитает активный отдых – путешествия на дно океанов или космические полеты. Гонки на вездеходах по Луне, должно быть, увлекательное приключение. Так же, как и погружение в кромешную тьму Марианской впадины. Однако активные формы отдыха доступны не всем, да и привлекают не всех, а только, в первую очередь, уже не молодых людей. Ведь можно путешествовать, участвовать в приключениях и не выходя из дома – посредством виртуальных миров с «полным погружением». Эта другая, виртуальная реальность, стала местом проведения досуга для миллионов людей. А те, кто даже хотел работать, заниматься чем-то реальным, что-то создавать, зачастую  просто не имели такой возможности. А зачем кому-то работать, если у людей и так все есть, и все доступно?
    Манель оказался в тупике. Теперь он мог только сидеть дома и выбирать себе подходящий вид развлечения. Это непреодолимое стремление человечества к всеобщей гармонии завело его в тупик так же, как завело Манеля. Человек, по своей сути, просто должен что-то создавать, куда-то прикладывать свою психическую и физическую энергию. Но прогресс привел людей к тому, что мест приложения этой энергии просто не стало. Люди стали утрачивать свою индивидуальность, престали получать профессии, они стали превращаться в простую серую массу, тонущую среди нескончаемой череды удовольствий и развлечений. Отсутствие такого барьера, как деньги, сделало доступным практически все и всем. Постепенно люди стали не жить и развиваться, а произрастать, словно растения. Вся планета Земля стала похожа на один гигантский лес, вяло ведущий свое существование безо всякой цели и плана.
    – Добро пожаловать в мир развлечений нашей компании! – на экране домашнего монитора Манеля появилась прелестная дикторша. – Пожалуйста, выберите желаемый вид отдыха.
    Манель в задумчивости посмотрел на представленный список.


Рецензии