Многолунье. Джеймс Тербер. перевод

Джеймс Тербер. Многолунье.
перевод с английского М. Равенская

_________________________

Когда-то давным-давно,в королевстве за морем, жила маленькая принцесса по имени Ленор.
Ей было десять лет, практически одиннадцать. Однажды Ленор заболела, объевшись малиновых пирожков, и слегла. Тогда пришел Королевский Врач, чтобы померить ей температуру, пощупать ее пульс и потрогать палочкой язык.

Королевский Врач разволновался. Он послал за королем, отцом Ленор.

"Что ты хочешь?" спросил король. "Что твое сердечко желает?"

"Я хочу луну с неба, и если у меня будет луна, то я поправлюсь."-ответила принцесса.

У короля было много советников, которые всегда доставали для него что угодно, так что он пообещал принцессе луну.
Король пошел в тронный зал и дернул шнурок звонка три раза, и Лорд-канцлер вошел в комнату.

Лорд-канцлер был крупным, тучным человеком, он носил толстые очки, которые делали его глаза гораздо больше, чем они действительно были. И потому казалось, что он в два раза мудрей, чем он действительно был.

"Я хочу луну," сказал король. "Принцесса Ленор хочет луну. Как только у нее будет луна, она поправится."

"Луну?" воскликнул Лорд-Канцлер и глаза его расширились.

"Да, луну," сказал король. "Луну с неба.Достань ее к сегодняшнему вечеру, самое позднее- завтра."

Лорд-канцлер вытер лоб носовым платком и затем сморкнулся
громко.

  -Я, Ваше Величество, уже достал вам много всякой всячины - сказал он. - Кстати, здесь при мне список того, что я уже вам достал.
       И он вытащил из кармана длинный пергаментный свиток.
       Он пробежал список глазами.
- Я добыл вам слоновую кость,обезьянок, павлинов, рубины, опалы, изумруды, чёрных орхидей, розовых слонов и синих пуделей, скарабеев и мошек в янтаре, а также языки птиц, крылья ангелов и рог единорога. Приводил я вам великанов, карликов и русалок, приносил ладан, амбру и мирру. Были у вас трубадуры, менестрели и танцовщицы, а еще фунт масла, две дюжины яиц и сахар - нет, это дописала моя жена.
       - Вот синих пуделей что-то не припомню, - возразил Король.
       - Ваше Величество, вот синие пудели, здесь в списке, а против них галочка, - сказал Лорд-Канцлер. - Значит, были, просто вы запамятовали.
       - Ладно уж, Бог с ними, с синими пуделями, - проворчал Король. - Сейчас мне нужна луна.
       - Я отправлял гонцов в Самарканд, Аравию и Занзибар, и они доставляли оттуда, что было угодно душе Вашего Величества, но луна- невозможно: до неё тридцать пять тысяч миль, она больше спальни, в которой лежит ее высочество.И знайте также, что луна медная. Нет, я не могу достать вам луну с неба. Синих пуделей - запросто, но вот луну, Ваше Величество, это невозможно!
       Король рассердился, прогнал прочь Лорда-Канцлера и вызвал в тронный зал королевского Мага.
       Маг был маленький, худенький, в высоком островерхом колпаке с серебряными звёздами и тянувшейся по полу голубой мантии.
       Услышав, что Королю нужна луна с неба для маленькой принцессы, Маг побледнел:
       - Я, Ваше Величество, уже сотворил для вас много чудес, и держу в своём кармане их полный список.

       Тут он вытащил из глубокого кармана лист бумаги и стал читать:
       "Почтенный Маг. Возвращаю Вам с этим письмом так называемый философский камень, который, как Вы обещали, может... Нет, что-то не то..."
       Маг достал мантии длинный пергаментный свиток из другого кармана.
       - Вот он, этот список, давайте посмотрим. Я выжимал для вас кровь из реп и выращивал репы из крови. Я превращал шляпы в кроликов и кроликов в шелковые шляпы. Доставал цветы, цимбалы и цапель прямо из воздуха. Я приносил вам также волшебные палочки и магический шар, чтобы предвидеть будущее. Я изготавливал приворотные зелья, настойки и мази, дабы излечить вас от сердечной боли, заворота кишок и звона в ушах. Также изобрёл для вас мазь из мороза, ночной тени и орлиных слёз, отвадил всех ведьм, чертей и всё, что ухает по ночам. Я принёс вам семимильные сапоги, а также дал вам дар превращать в золото все то, чего вы касались, и плащ-невидимку...
       - Плащ-невидимка не удался! - возмутился Король.
       - Нет, удался! - еще больше возмутился Маг.
       - Нет, - сказал Король, - в нём я, как и раньше врезался в окружающие предметы.
       - Плащ был создан для того, чтобы сделать вас невидимым, а не для того, чтобы вы могли проходить сквозь предметы.
       Королевский Маг снова заглянул в список:
       - Я достал вам рога эльфов, песочного человека, луч радуги, катушечку ниток, картонку с иголками, кусочек воска и... - нет, об этом попросила моя жена.
       - Пойми: сейчас мне нужна луна. Принцесса Ленор захотела луну, и когда она её получит, то выздоровеет.
       - Никто не добудет вам луну с неба, - ответил Маг. - До неё сто пятьдесят тысяч миль, она целиком из сыра и вдвое больше вашего дворца.
       Король рассердился и отослал Мага прочь,затем ударил в гонг и вызвал Математика.
       Математик был лысый и близорукий. Он явился в чёрном костюме с белыми цифрами и шапочкой на самой макушке.
       - Не читай мне список того, что ты сделал для меня, - сказал Король,-Только скажи, как достать Луну с неба для принцессы.
       - Я рад, что помните о всех задачах, которые я решил для вас, начиная с 1907 года, - сказал Королевский Математик. - Кстати, вот и список.
       Он достал из кармана длинный свиток пергамента и заглянул в него:
       -Я определил длину между рожками дилеммы, между ночью и днем. Я нашёл кратчайший путь Вон, куда вы часто приказываете мне идти. Я вычислил угол, из которого видно Ничего, вычислил площадь гиппопотама. Я знаю, сколько вас в семерках и шестерках. А знаете ли вы, сколько птиц можно поймать морской солью? - 187 796 132.
       - Столько птиц не существует, - возразил Король.
       - Я и не утверждал, что они существуют. Я сказал, о том, что теоретически можно было бы поймать столько птиц.
       - Не хочу даже слышать о ста восьмидесяти семи миллионах воображаемых птиц, а хочу чтобы ты достал с неба луну для принцессы.
       - До луны целых триста тысяч миль, - объяснил Математик. - Она круглая и плоская как монета, сделана из асбеста, и размер ее равен доброй половине королевства. К небу она приклеена намертво,так что снять ее не представляется возможным.
       Король велел Математику идти вон и дёрнул за звонок, вызывая Шута.
       - Что вам угодно, ваше Величество? - спросил Шут.
       - Никто не может помочь мне, - мрачно сказал Король. - Принцесса хочет луну с неба, и говорит, что не выздоровеет, пока ей не принесут эту несчастную луну. Я уже просил, кого только мог, но каждый раз мне говорят, что она всё больше и всё дальше.Ты, конечно, тоже не сможешь мне помочь, так хоть сыграй мне на лютне.
       - А что они вас сказали? Что луна очень большая и сколько там до неё? - спросил Шут.
       - Лорд-Канцлер сказал, что до неё тридцать пять тысяч миль, а Маг - что сто пятьдесят тысяч, и она больше моего дворца, Математик - что до неё триста тысяч миль, и что луна размером с пол королевства.
       Шут побренчал немного,да и сказал Королю:
       - Все они люди мудрые, и все, вероятно, правы. А раз все они правы, то луна такой величины, и до неё так далеко, как каждый из них думает.
       -Я даже и не подумал об этом! - удивился Король.
       - Я сейчас пойду и поговорю с принцессой, ваше Величество, - сказал Шут и отправился мягкими шагами в комнату девочки.
       Ленор не спала и очень обрадовалась Шуту, но лицо её было бледным.
       - Ты принёс луну? - спросила она.
    - Нет пока, - ответил Шут, - но я сейчас пойду за ней.
       - Как думаешь, луна очень большая?
       - Она чуть меньше ногтя на моем пальце, потому что я могу закрыть её ногтем.
       - А как до неё далеко? - спросил Шут.
       - Луна висит немного ниже того большого дерева за окном, - ответила принцесса, - потому что иногда запутывается в его верхних ветках.
       - Значит, мне совсем не трудно будет достать для тебя луну, - сказал Шут. -Ночью, когда она запутается в верхних ветках, я залезу на дерево и сниму тебе. А из чего сделана луна? - спросил он у принцессы.
       -Конечно же из золота, глупенький, - ответила принцесса.
       Шут пошёл к Королевскому Ювелиру и попросил его сделать крохотный золотой кружок и надеть его на золотую цепочку.
       - Что за вещь ты попросил меня сделать? - спросил Ювелир, когда закончил работу.
       - Ты сделал луну, - сказал Шут. - Самую настоящую луну.
       - Но ведь до луны, - удивился Ювелир, - пятьсот тысяч миль, она бронзовая и круглая.
       Шут принёс луну принцессе, и девочка была счастлива. На следующий день принцесса поправилась, встала с постели и отправилась поиграть в саду.
       Но Король не успокоился. Он знал, что луна опять взойдёт на небе этой ночью, и волновался, что принцесса увидит ее, ведь если она её увидит, то непременно поймёт, что та луна на ее шее ненастоящая.
       Поэтому Король позвал Лорда-Канцлера и сказал:
       - Нужно спрятать луну, чтобы она не взошла сегодня ночью. Придумай, как это можно устроить.
       Лорд-Канцлер задумался, почесал лоб и сказал:
       -Есть один хороший способ: пусть принцесса Ленор наденет тёмные очки - такие тёмные, чтобы она вообще ничего в них не видела. Тогда она не увидит луну.
       Король, услышав, рассердился, встряхнул головой и сказал:
       - Если она наденет тёмные очки, то станет натыкаться на все подряд и расшибется.
       Он велел Лорд-канцлеру идти прочь и позвал Мага.
       -Необходимо убрать луну с неба, - сказал он, - чтобы принцесса не увидела её, когда луна покажется в ночном небе. Как это сделать?
       Маг встал на руки, потом на голову, а потом снова на ноги.
       -Думаю, я знаю как скрыть луну, - сказал он. -Растянем на шестах чёрные бархатные шторы. Шторы закроют весь сад, как шатёр, и принцесса Ленор ничего сквозь них не увидит, а тем более и луну.
       Король раскричался, замахал руками:
       -Твои шторы не пропустят воздуха, - сказал он, - Принцесса не сможет дышать свободно и опять сляжет.
       Король отослал Мага и вызвал Математика.
       -Срочно нужно что-то делать, - сказал Король, - чтобы принцесса не увидела луну сегодня ночью. Если ты действительно знаешь многое, тогда придумай, как нам спрятать луну.
       Королевский Математик стал ходить кругами, потом прямоугольниками, а потом замер на месте.
       -Вот! - воскликнул он. -Можно устраивать в саду фейерверки каждую ночь, открывать множество серебряных фонтанов, и когда они все небо наполнится искрами, станет светло как днем, принцесса не заметит луну.
       Король в гневе подпрыгнул и затопал ногами:
       -Твои фейерверки не дадут принцессе спать, - сказал он. - Она не сможет уснуть и опять заболеет.
       Поэтому он приказал Математику ступать вон самым наикратчайшим путём.

       Подняв голову, Король увидел, что уже стемнело, и краешек луны показался над горизонтом. Он с ужасом вскочил и позвал Шута.
       Шут вприпрыжку вбежал в зал и сел на пол у трона.
       - Чем я могу быть полезен вам, Ваше Величество? - спросил он.
       - Никто ничего не может сделать для меня, - угрюмо сказал Король. - Опять восход луны.Луна покажется в окне Ленор, а та поймет что ее луна ненастоящая. Сыграй-ка мне что-нибудь печальное.
       Шут побренчал чуток и спросил Короля:
       - А что сказали вам ваши советники?
       - Никто не смог придумать, как спрятать луну от принцессы.
       Шут сыграл ещё одну грустную мелодию и сказал:
       - Твои советники, верно, знают всё на свете, и если они говорят, что нельзя спрятать луну, значит её действительно нельзя спрятать.
       Король опустил голову и снова вздохнул. Вдруг он соскочил с трона и показал на небо:
       -Посмотри же! - воскликнул он. - Эта луна уже видна в окне принцессы. Как же объяснить принцессе, что луна у нее, если эта луна висит над дворцом?
       Шут отложил лютню.
       -Кто подсказал, как достать луну, когда ваши советники сказали, что она огромная и до нее далеко? Сама принцесса сказала. Значит, принцесса мудрее всех ваших советников и знает о луне больше их всех. Поэтому я сей же час пойду к ней и спрошу.
       Не успел Король опомниться, как Шут выбежал из тронного зала и взбежал по широкой лестнице в спальню принцессы.
       Ленор лежала в постели, но совсем не спала. Она смотрела в окно на луну, что сияла в небе, а в ладони ее блестела золотая луна, которую принес ей Шут. Принцесса была очень грустна, и, казалось, в глазах у неё застыли слёзы.
       - Объясни мне, принцесса, - мрачно сказал Шут, -как это луна светит в небесах, когда она в твоей руке?
       Принцесса взглянула на него и со смехом ответила:
       - Так все просто, глупышка: когда я теряю зуб, то новый вырастает на его месте.
       - Конечно же! - обрадовался Шут. - И когда единорог теряет свой рожок, новый появляется посреди его лба.
       - Верно, - сказала принцесса. -Когда королевский садовник срезает цветы, то на их месте вырастают новые.
       - Как же я сразу не догадался, - сказал Шут, -ведь с солнцем должно происходить то же самое.
       - И с луной, - сказала принцесса Ленор. -Возможно, все на свете проходит этот путь.
       Ее голос стал тихим, а потом совсем смолк. Шут увидел, что принцесса заснула. Он осторожно подоткнул ее одеяло, но перед тем, как выйти из спальни, подошел к окну.
Шут состроил гримасу луне, и ему показалось, что луна ухмыльнулась в ответ.


Рецензии
Марина, очень понравилась сказка! Мудрая и психологическая. Все ответы уже есть внутри нас, надо только прислушаться.
С симпатией,
НК

Наталья Калева   28.03.2014 12:20     Заявить о нарушении