Ч. 6 Германским кораблям не удалось выполнить зада

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/03/23/995

Контр-адмирал Карф решил поступить так, как учил меня когда-то тренер по боевым искусствам: сначала нужно постараться удрать от противника.

 Адмирал держал свой флаг на лёгком крейсере «Аугсбург», который шёл во главе отряда из минного заградителя «Альбатрос», эсминцев «В-135», «С-141» и «С-142». Карф приказал дать полный ход и вызвал по радио подкрепление - броненосный крейсер «Рун» и лёгкий крейсер «Любек», которые шли к Либаве.

Слабым звеном в немецком отряде был «Альбатрос», где, как ни старалась команда выжать из машины максимальную скорость, от русских оторваться не удавалось. Туман, превратившийся из врага в союзника, плохо прикрывал от наводчиков орудий на русских кораблях.

 Тогда на «Аугсбурге» открыли нефтяные форсунки, чтобы как-то прикрыть минный заградитель клубами густого чёрного дыма. Закоптить всё, что можно, закоптили, но от артиллерийского огня не спасли.

Не помогали ни перемены курса, ни противоартиллерийский зигзаг, русские снаряды ложились в непосредственной близости от немецких судов. Видя, что может погибнуть весь отряд, контр-адмирал Карф приказал командиру «Альбатроса» уходить в шведские территориальные воды, а эсминцам атаковать крейсера. Те дважды выходили в атаку, но с «Адмирала Макарова» и «Баяна» открывали такой огонь, что атака каждый раз срывалась.

«Альбатрос» направился к шведам, отстреливаясь от русских крейсеров. По нему вели огонь «Богатырь» и «Олег». На немецком корабле снаряды разворотили верхнюю палубу и борт в кормовой и носовой частях, сбили фок-мачту, повредили командный мостик, штурманскую рубку.

 Вспыхнули пожары в разных местах судна. От пробоин ниже ватерлинии минный заградитель стал тонуть. Тогда его командир, фрегатен-капитан (капитан 2 ранга) Вест  принял решение выброситься на берег Готланда. На «Альбатросе» двадцать восемь человек были убиты и пятьдесят ранено. Тех, кто остался в живых, шведские власти до конца войны интернировали.

Между тем, к месту боя подошли  «Рун» и «Любек». Началась артиллерийская дуэль между немецкими и русскими крейсерами «Богатырь», «Олег» и «Баян». В «Баян» попал один снаряд. Несмотря на полученные от взрыва снаряда повреждения, крейсер остался боеспособным.

Бой прекратился, немецкие крейсеры стали уходить. Но подошёл ещё один русский броненосный крейсер «Рюрик», который вступил в перестрелку с «Руном» и «Любеком». Из-за атаки «Рюрика» подводной лодкой, тот стал уклоняться от торпеды, а германские крейсеры прекратили бой и стали уходить. Была там подлодка, или не было, одному богу известно. Но «Рюрик» повернул к себе на базу. В него попали одиннадцать снарядов.

Стреляли русские артиллеристы неважно. Потом объясняли это всё тем же злополучным туманом, дымовой завесой, поставленной немцами, в общем, оправдания всегда найдутся. Но, как бы там не было, минный заградитель «Альбатрос» вывели из строя на всю войну. Его отбуксировали в Германию уже в 1918 году.

В 1915 году немецкие войска теснили русских на суше, взяли Варшаву и Брест-Литовск. В конце июля 1915 года положение на Балтике серьёзно изменилось в пользу Германии.

Германское командование к этому времени собрало на Балтике большие силы и поставило перед своим флотом задачу войти в Рижский залив, уничтожить находившиеся там морские силы, тем самым вынудив русских прекратить постановку мин и остановить своё торговое мореходство. 8-го августа мощная эскадра под командой вице-адмирала Эгерта Шмидта направилась к Ирбенскому проливу.

Однако минные заграждения, поставленные русскими минёрами, оказались крепким орешком. Они стали непреодолимой преградой для германской эскадры. Потеряв два тральщика, "Т-52" и «Т-58», которые подорвались на минах и мгновенно затонули, противник был вынужден отойти.

Минное заграждение прикрывали канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый», а позже к ним присоединился эскадренный броненосец «Слава», которым в ту пору командовал опытный офицер, участник Цусимского сражения капитан 1 ранга Серей Сергеевич Вяземский. «Слава» сразу вступила в перестрелку с немецкими линкорами «Эльзас» и «Брауншвейг».

 Новую попытку прорваться в Рижский залив немцы совершили 16 августа. Германская эскадра потеряла ещё один тральщик, подорвавшийся на мине, но попытка русских кораблей помешать немцам в тралении мин была остановлена, когда дредноуты «Позен» и «Нассау», три лёгких крейсера и два эсминца вынудили «Славу» отойти на безопасную дистанцию. Остальные немецкие корабли, входившие в группу поддержки, несли службу в море.

В ночь на 17-е августа два эсминца, V-99 и V-100, прорвались в Рижский залив с целью торпедировать «Славу». С ними вступил в бой эсминец «Новик», которым командовал капитан 2 ранга Михаил Андреевич Беренс. Артиллеристы «Новика» дважды удачно попали в эсминец V-99. Немецкий эсминец получил тяжёлые повреждения. На нём были убиты двадцать один человек. Но если уж не повезёт, то не повезёт до конца. V-99 после этого подорвался на двух минах и затонул.

В течение дня в броненосец «Слава» трижды попали снаряды при перестрелке с немецкими дредноутами «Позен» и «Нассау», поэтому он вновь поменял позицию, скрывшись от обстрела. 

В конце концов, немцам удалось протралить проход сквозь минные заграждения, и они вошли в Рижский залив. Но ночью подорвался на мине и затонул большой эсминец S-31, а торпедой был повреждён линейный крейсер «Мольтке». После этого немецкие корабли, не выполнив возложенной на них задачи, покинули залив и направились в свою базу.


Продолжение http://www.proza.ru/2014/03/09/2245

На фотографии: "Альбатрос"  на камнях у берега.


Рецензии
С удовольствием проглотил очередную дозу военно-морских историй, сражений и драматических поворотов судьбы. Современное оружие вряд ли сделает такие подарки морякам. Дальнейших успехов, Владимир!

Виталий Хватов   29.04.2017 13:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Виталий!
С дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   29.04.2017 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.