Хантейская родня. часть третья

               

                СВАТЬЯ.
Дни шли своей чередой,за ежедневными заботами,пролетело пол-года.Внучок подрастал,Наташа потихоньку привыкала к городской жизни.Я понимала её,жалела.Подкупало меня в ней, её детская непосредственность,открытость и доброта,радовало,что матерью она оказалась заботливой и ласковой.Саша-сынок, слово своё, мужское, держал-деньгами помогал,звонил,но не более того.Жил у подруги,про женитьбу не говорил,а я и не вмешивалась,хотя душа и болела.Вроде всё хорошо и жизнь моя заполнена-рядом внучек любимый,Наташа помощница,живи бабушка,радуйся...Да только,как лягу спать,всё думаю до самого утра не сплю.Ведь у Наташи в стойбище мать и брат остались,они же толком,наверное,ничего не знают про неё и ребёнка,связи такой,как сейчас тогда не было.В чуме тоже мать не спит,матери везде одинаковы-хоть в городе,хоть в тайге глухой.Как не крути,а надо мне в дорогу собираться...
        Поговорила с соседом-вертолётчиком,он мою историю с самого начала знал,согласился помочь,мир не без добрых людей.Одной лететь было страшновато,позвала Галку,подружку, с собой.Собрала подарки нехитрые-шаль тёплую матери,брату Наташа свитер выбрала,чаю положила,конфет разных,тушёнки,печенье.Думаю-там всё сгодится.Утром Галка заехала за мной,глянула,засмеялась:
        -Ты куда так нафуфырилась?Там же глушь несусветная,
         каменый век,а ты причёску соорудила.Ещё бы каблуки
         напялила!
Отмахнулась я от неё,пересмешницы.Короче, сели мы на вертолёт и полетели в гости, не званые.Пока летели, попросили пилота нас через час забрать обратно.Он  почту и груз какой-то геологам доставлял,дальше летел.Высадил он нас на поляну недалеко от стойбища,попрыгали мы с Галкой на землю.Вертолёт поднялся,полетел, вдруг,неизвестно откуда,набежали здоровенные собаки.Окружили нас,лают,кидаются,правда не кусаются.Мы присели на корточки,ни живы,ни мертвы от страха.Слышим кто-то кричит,псины разбежались,мы хоть встать смогли.Подошёл к нам молодой мужчина,хант,в "кисах",на поясе нож с точильным камнем,одет в рубаху холщёвую,молчит,смотрит недоумённо на нас.Я поздоровалась,стала ему объяснять,мол, мы от Наташи,которая в Сургуте ребёнка родила и живёт теперь там.Он,как про Наташу услыхал-закивал,видать понял.Потом повернулся и пошёл,мы за ним,подвёл нас к чуму,рукой махнул:
         -Туда идите!
Мы, полог отогнули и нырнули внутрь.Дух там,мягко говоря,специфический,но терпимо.Посреди чума костерок,в котелке что-то варится,у огня женщина сидит,средних лет,платок на глаза надвинут,нас увидала,не удивилась,кивнула.Я опять объясняю,мы от Наташи,она сына родила,живёт у меня,всё у них хорошо. Я  спросила:
         -А вы Наташина мама?
Женщина кивнула.Я начала доставать подарки и гостинцы,вытащила фотографию,где Наташа с ребёнком.Она подарки в сторону отодвинула,а фотографию взяла,долго смотрела,не отрываясь.
         -Вы возьмите фотографию себе,на память.
Женщина подняла голову,как будто, очнувшись,протянула мне снимок обратно.
         -Нельзя!Дух Калтащ рассердится.
Глаза прикрыла,что-то шептать начала,шепчет и раскачивается.Мы молчим,она всё шепчет,подождали немного,встали и на выход,она, видно, и не заметила.Вышли мы на свежий воздух,выдохнули.Смотрим,невдалеке олени пасутся,нарты стоят,собаки ходят спокойно,на нас не реагируют.Рядом с чумом-"лабаз" под навесом,там же печка небольшая,видать хлеб там пекут.Пошли мы на оленей посмотреть,с ними мужчина рядом,который нас встретил,спрашиваем:
         -Вас Степаном зовут?Вы,наверно Наташин брат?
Молодой хант улыбнулся.Видать,они тут все немногословны,но хоть смотрят приветливо и то хорошо.
         -А отец у вас есть?
         -Есть,но мёртвый.Кынь-Лунк забрал.
Мы не стали ничего расспрашивать,всё равно не поймём.Походили немного по стойбищу,в чум нас не зовут,вроде как и не гости мы тут.Потом,cлышим вертолёт стрекочет,видать за нами.Побежали мы на поляну,а когда в вертолёт начали залазить,снова появился Степан.Закинул нам в люк мешок здоровенный и короб какой-то,крикнул:
         -Сашина мама!Это - тебе!
Поднялись,полетели.Галка на меня глянула и захохотала:
         -Княжна хантейская!Видала бы ты себя!Причёска набок,вся в саже,
          мордаха мошкой покусана!Как есть-княжна!
А я на неё гляжу,сама не лучше меня,хохотали всю дорогу.Домой приехали,Наташа встретила нас,стали мы ей рассказывать про маму,про брата,что всё у них хорошо,живы и здоровы,ей привет передают.Потом развернули короб,а там люлька детская-лёгкая,красивая,а на стенке,где голова младенца должна быть-глухарка нарисована.Наташа объяснила нам,что глухарка, по хантейским поверьям, охраняет душу и сон ребёнка.А в мешке, оказалась связка шкурок собольих,мясо вяленое,клюква,рыба сушёная и кисет с трубочкой.В кисете трава какая-то,навроде табака.Кисет с трубкой Наташа себе забрала,потом иногда покуривала,я не ругалась-у них обычай такой,женщины трубочки покуривают.Галке за поддержку я соболей выделила,хоть она и отказывалась.Cан-Саныча в люльку определили,он лежит-улыбается,видать нравится зыбка бабушки хантейской.Так я познакомилась со своей сватьей,я её всегда в мыслях сватьей называла,хоть и не поженились наши дети.Лет пять спустя,сообщила мне Наташа,что мама её умерла,жаль мне её было,жизнь в тайге тяжёлая,ханты редко до пятидесяти лет доживают.Галке своей рассказала,она вздохнула горестно:
            -И на могилку-то не сходишь.У них есть такие племена,что
             и в землю не зарывают-воздушное погребение называется.
            -Это как?               
            -Кладут покойника на одну доску,а сверху накрывают другой,
             связывают всё воедино и подвешивают высоко на дерево.
Повздыхали мы с подругой,а когда пришёл день поминовения усопших-помянули  мою сватью по-нашему,по православному.Прожила она свою нелёгкую жизнь в тайге и растворилась в ней,в кедрах вековых,в озёрах,в травах.А самое главное-в детях и внуках своих.




                Калтащ-дух Богородиц(ханты)               
                Кынь-Лунк-дух бога смерти.(ханты)            
                Кисы-мягкая обувь с высокими голенищами      
                из оленей шкуры.               
                Лабаз-хранилище для продуктов,стоящее высоко
                на брёвнах.



               
                Продолжение следует....


Рецензии
Заинтриговали. Жду продолжения.
С уважением, Альбина.

Альбина Демиденко   23.06.2017 18:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.