Братья-ханты

Чтобы начать полевые работы на площади, нужно было подписать гору согласований в различных организациях и у владельцев родовых угодий- хантов. Этим заниматься приходилось мне. Отработав одно месторождение, в середине зимы мы перебазировались, и я спешно начал объезжать всевозможные фирмы. Слава Богу, площадь небольшая, на ней хозяевами угодий были два брата Хоровы. Один-Сергей, лет 45 возрастом, после долгих уговоров и обещаний, подписал, а брата его никак найти не могли . Ему было 65 лет, жил в тайге с женой. А где, конкретно- никто не знал.

Уже работаем, но на душе нехорошо- по закону не имеем права начинать. Обратился к Серёге, тот, поломавшись, запросил за услугу бензин и масло дополнительно.

Рано утром я с коллегой Витей Роговым выехали на снегоходе, встретились с Сергеем, и он поехал первым, показывая дорогу к брату. Солнечный морозный денёк, я сижу позади Вити, помечаю на карте маршрут. У ханта новый короткий "Буран" летит, как птица, а мы с Витей тонем время от времени в глубоком снегу, мне приходится соскакивать, раскачивать снегоход, потом снова запрыгивать. Один раз не успел, а Виктор, думая, что я сел, укатил вперёд. Метров 100 я тащился по пояс в снегу, пока Витёк не почувствовал моё отсутствие.

Наконец, километров через 50 подъехали к избушке на берегу озера. Даже собак у деда не было. На шум вышла женщина неопределённого возраста в рваных ватных штанах с незастёгнутой ширинкой, в шали и замызганной телогрейке. Сергей нам говорил, что она моложе его брата на 20 лет, но я особой разницы в возрасте у супругов не заметил. Поздоровались, заходим в зимовье и тут же пробкой вылетели наружу.

Витя сделал озабоченное лицо, сказал, что ему срочно нужно проверить снегоход, а Сергей сразу сказал, что внутрь не пойдёт.
И пришлось мне, глубоко вдохнув в себя воздух, нырнуть в избу. Небольшое зимовье, из мебели столик, пара лавок и железная печка. На полу грудой навалены оленьи шкуры, матрацы, какая-то одежда. Тут же повсюду валяется рыба- свежая, протухшая, кости рыбьи, какие-то объедки. Стол завален грязными чашками-кружками. И вонь, невыносимая вонь от давно немытых тел, от гниющей рыбы, шкур...

Рано или поздно, но дышать-то надо. Сжав зубы, чтобы завтрак не вышел наружу, сказал деду, который сидел в груде этой одежды на полу, что надо подписать договор.
Супруги ответили, что видят не очень хорошо, и я должен прочитать текст. Силой воли и мускулами сдавливая свой протестующий желудок, прочитал скороговоркой содержимое, протянул авторучку деду:
- Подписывайте!

Сам кошусь на дверь, рассчитывая, за какие доли секунды я вылечу на свежий воздух.
Но дед, подумав, попросил жену ещё раз прочитать. Пока искали очки, пока читали, я медленно задыхался. Потом ещё объяснял суть, сколько денег и бензина им полагается и куда всё переведут и привезут.

После этого они очень долго выводили корявыми буквами свои росписи. Когда я был уже на старте с бумагами в руках, дед удивлённо спросил:
- А чаю с нами попить?
Один взгляд на кружку, которая не мылась со времён приобретения, и я уже на улице ловлю судорожными глотками чистый воздух...

Отъехав километров пять, остановились, достал бутылку водки, которую всегда возил на всякий случай под сиденьем "Бурана". Разлили по кружкам, выпили, но запах прокисшей рыбы, казалось, пропитал меня насквозь. Допили водку, на морозце даже не почувствовали мы её с Витей, а хант Серёга, выпив, вдруг, начал творить чудеса.

Заявил, что он каратист с чёрным поясом. Стал прыгать вокруг нас по снегу, кувыркаться в нём, пытаясь вскинуть ногу над головой, выкрикивая азартно:
- Ки-я-а...
Мы с Витей ошарашенно смотрели на его ужимки и попытки сделать сальто. Ладно бы, мальчишка двенадцатилетний такое выделывал, но тут солидный мужик, отец семейства... Весь извалявшийся в снегу, подбежал к нашему cнегоходу", завёл и стал кругами ездить вокруг нас, выкрикивая:
- Давай меняться "Буранами", а? Мой-то новый, а...?

Я стоял с пустой бутылкой в одной руке и двумя кружками в другой, в шоке следя за клоуном, а Витя пытался догнать взбесившегося ханта. Наконец, тот засадил технику в сугробе, и мы с Витей мигом оседлали своего коня.
Проехав ещё немного и устав от его постоянных обгонов, подрезов и попыток таранов, сопровождавшихся  криками Брюс Ли, остановились. Я по карте посмотрел, что можно уехать другой дорогой, попрощались с Сергеем и рванули от него подальше, облегчённо дыша.

Два придурочных брата-ханта за один день- это было чересчур даже для нас, привычных к их поведению и запахам...


Рецензии
Узнаю. Вот такие есть на земле человеки. Под новый год, я, еще молодой девчонкой, пошла с подарками в чум. Рядом с нашей геологической экспедицией было этакое привлекательное для меня поселение. Точнее, это мы были рядом, а они как раз там хозяева. По центру конструкции в шкурном тряпье сидел махонький мальчонка с совершенно голубыми глазами и ясным личиком. И выковыривал пальчиком что то очень нелицеприятное из глазниц оленьей головы... И ел это... А на мои конфеты косился очень подозрительно. Я пулей вылетела вон и почему то предпочла в тот вечер стакан воды вместо ужина в столовой...
Спасибо, очень точно помечены особенности национальной работы с местным населением. У нас они тоже вплоть до забастовок на дорогах устраивали когда своего "чикалона" напьются. В Вашей работе я почувствовала некоторое пренебрежение и немного отвращение к немытому народу. Увы, долго с подобными чувствами не могла справиться и я. Пока на вертолетки не увидела древнюю бабушку их рода, взахлеб причитающую над потерянной где то иголкой с большим ушком, купленный на рынке. Я ее утешала и много что интересного выслушала... С тех пор внимательно присматриваюсь к непохожим на бледнолицых болотным людям. У них есть чему поучиться.
С искренним уважением и интересом,

Морова Алена   10.04.2014 10:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Алёна за отзыв. Отвращение, действительно, было, но редко. Когда уж совсем засранцы попадутся. Но такие и среди бледнолицых есть. А, в основном, отношения приятельские создавались. Часто менялись- горючее на рыбу.
Очень приятно повстречать на этом сайте родственную душу- геолога. Или, если нежнее, геологиню.
С уважением.

Александр Маевский   10.04.2014 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.