Альфред Хейдок. Огонь у порога 22

   Часть 22
                Альфред Хэйдок
                ОГОНЬ У ПОРОГА
                ~~~~~~~~~~~~~~
                Сборник работ разных лет
                Амрита-Урал 1994
      Это записи небольшого количества тех знаков, которые вспыхивают как огненные вехи на великом пути человеческого духовного восхождения.
      Бесконечно разнообразными могут быть они, как бесконечно разнообразны и те, кто устремились к Вечному Свету.
      Знаки умножаются по мере того, как человек побеждает свою низшую природу, как он из раба страстей становится их господином...
    Пусть эти записи послужат ободрением всем устремившимся по огненному пути.
                Альфред Хейдок

                Кто стоял за дверью?

      В тот зимний день нас в квартире всего трое: я, Л. И. и гость из Москвы*.
      В тот день я после обеда лег спать, а Л. И. и приехавший из Москвы гость пошли по магазинам за покупками. Чтобы никто не потревожил моего сна, Л. И., уходя, закрыла на ключ входную дверь.

      Я выспался и сидел в своей комнате за письменным столом (было около 5-ти часов вечера), как вдруг слышу звонок. Я подошел к двери и спросил: "Кто там?" Женский голос ответил: "Это я". Я снова спросил: "А кто же это "я"?" И женский голос ответил: "Галочка". Я был ошеломлен. Почему?

     Дело в том, что Галочка - моя давнишняя добрая знакомая, старый друг и сослуживица, с которой мы, сдвинув письменные столы, просидели друг против друга (работая над переводами в научно-исследовательском институте) более пяти лет. Она замужем. У нее две дочери, а с ее мужем у меня тоже прекрасные отношения. Хаживали в гости друг к другу.
   * Место происшествия - г. Змеиногорск. Время - 01.12.85 г.

      И нужно же так случиться, что в последнее время эти прекрасные отношения вдруг испортились. Не стану углубляться в детали (они ни к чему), но между нами произошла размолвка, грозящая превратиться в окончательный разрыв. По существу, основания для такого разрыва были весьма шаткие. Галочка первая это поняла и написала мне примирительное письмо, на которое я ответил в таком же примирительном духе и просил приехать ко мне, чтобы в доброй откровенной беседе восстановить прежние отношения. Письмо к ней я отправил всего два дня тому назад, а Галочка жила далеко, и чтобы к ней добраться по железной дороге, требуется не менее двух суток. И если Галочка теперь оказалась на лестничной площадке второго этажа за моей запертой дверью, то это означало, что она моего письма еще не получила и приехала по собственному почину.

      И этому можно было радоваться, как доказательству, что Галочка не меньше меня стремится возобновить прежние добрые отношения. И это было очень хорошо и в то же время плохо, так как у меня не было ключа, чтобы открыть запертую дверь.

      Меня ошеломила мысль о том, в каком глупом положении я нахожусь. Женщина ехала ко мне двое суток по железной дороге, потом добиралась до моего городка на автобусе в зимнюю стужу и теперь озябшая стояла за дверью, а я не мог ее впустить.

     Путаясь, я начал ей объяснять, что Л. И. с московским гостем ушли, заперли меня, а ключа у меня нет. Просил ее подождать, пока они вернутся, причем уверял, что они вернутся вот-вот, так как ушли давно. Я чувствовал себя чрезвычайно неловко и глупо, просил у нее извинения за такое нелепое положение. Я спросил, не замерзла ли она? И та отвечала, что нет. У подъезда нашего дома была скамейка, я предложил ей спуститься вниз, чтобы не стоять у дверей. Та согласилась, и я больше не слышал ее голоса.

      Но тут я вспомнил, что скамейка погребена под сугробом снега и сесть на нее невозможно. При этой мысли мне стало еще хуже. С удвоенным нетерпением стал ожидать возвращения Л. И. с ключом. Наконец, я услышал голоса и шаги. Л. И. и московский гость поднимались по лестнице. Я облегченно вздохнул и подумал, что они внизу встретили Галочку и поднимаются вместе. Открылась дверь, и в комнату вошли только двое: Л. И. и московский гость. В изумлении я спросил:
- А где же Галочка?

     Они ответили, что никакой Галочки не видели. Тут я впал в еще большее смущение. В моей голове проносились всевозможные мысли, что Галочка, спустившись и обнаружив сугроб вместо скамейки, могла расстроиться и весьма дурно истолковать мое предложение - могла обидеться, могла также принять решение разыскать гостиницу и вернуться ко мне позднее. Обидевшись, могла уйти на автовокзал и, дождавшись очередного рейса, уехать обратно.

      Прошел час напряженного ожидания - Галочки не было.

     Видя мое расстройство и обеспокоенность, московский гость отправился на поиски в гостиницу, а оттуда - на автовокзал, но нигде не обнаружил никаких следов. Теряясь в догадках, я о случившемся написал Галочке, и она тотчас же мне ответила, что в последнее время никуда не выезжала, ко мне не собиралась и не может понять, кто мог назваться ее именем и разговаривать со мною через запертую дверь?

      Раздумывая над этим происшествием, я припомнил другой подобный случай. Рассказал его мне в Заполярье много повидавший на своем веку старый партийный работник.

      Так как беседа наша состоялась более тридцати лет тому назад, то некоторые детали и название места ускользнули из моей памяти. В общих чертах события выглядели так.

      После Октябрьской революции рассказчик и его близкий друг были командированы в город (название которого не помню) для установления и закрепления там Советской власти. Оба - молодые партийные работники, оба недавно женились; в городе, куда они были командированы, им отвели общую квартиру, в которой они и поселились. Квартира была расположена на втором этаже и попасть в нее можно было только по наружной лестнице, вне дома. Лестница была солидная, закрытая с обеих сторон дощатыми стенами с прочной крышей, как в верхнем конце, так и в нижнем находились двери с замками, закрывавшимися на ночь.

      Трудными были те дни становления новой власти; и совсем не лишними были наганы, выданные обоим работникам.

      В один из таких дней оба они, усталые, поздно (уже ночью) возвратились домой. Как всегда, тщательно заперли как нижнюю, так и верхнюю дверь на лестнице и вошли в квартиру. Не помню уж, сколько времени успели провести в своем семейном кругу, как за входной дверью на верхней площадке послышался голос, который тут же перешел в дикий, нечеловеческий вой. Казалось, кто-то злобный в приступе звериной ярости, оскалив зубы, растянул рот по обе стороны и сверляще воет и-и-и...

      Мужчины выхватили наганы и открыли стрельбу по двери. Пули должны были пробить дверь и поразить непрошеного пришельца. Но стрельбу пришлось прекратить, так как их молодые жены, не привычные к таким экстремальным проявлениям жизни, заголосили от страха. Крик за дверью прекратился.

      Тогда мужчины, распахнув дверь, выскочили с наганами на изготовку, но за нею, так же как и на лестнице, никого не было. Нижняя дверь лестницы тоже оказалась запертой.
Как в первом случае со мной, так и во втором с партийными работниками вопрос о том, кто стоял за дверью, остается без ответа.
   г. Змеиногорск, 25.04.86 г.

                Взорвался ... стакан с водой

       В тот зимний вечер мы, обитатели 6-ой квартиры дома № 56 по улице Волкова города Змеиногорска, разместились перед телевизором, который стоял в углу, направо от окна. В другом углу (налево от окна) стоял комод, на который молодая хозяйка Л. пару часов тому назад поставила стакан с водой. Старая хозяйка А. А. любила смотреть телевизионные передачи лежа и поэтому улеглась на кровать, примыкающую к комоду. Л. уселась в середине комнаты под лампой и занялась вязанием. Я, потерявший зрение, воспринимал передачу только на слух и поэтому сел на стул у входной двери.

      Все мы внимательно слушали выступление М. С. Горбачева на международном форуме в Москве.

     Вдруг раздался звук, который можно охарактеризовать одним словом взрыв. При этом стоявший на комоде стакан разлетелся на мелкие осколки, величиной с полфасолины и меньше. Некоторые осколки отлетели на расстояние 1,5 метра. Уцелело только дно стакана, которое оказалось испещренным мелкими трещинами (мы его сохранили).

      Взрыв стакана с водой произвел на всех нас сильное впечатление. Какая сила действовала? Откуда она явилась?

     Может быть, время принесет ответы... Это произошло вечером 1 6 февраля 1 9 8 7 года.
Дальнейшие события показали, что описанный выше взрыв стакана с водой не должен рассматриваться как единичное явление, поскольку такого рода случаи происходят не столь уж редко, о чем свидетельствует один наш молодой друг. Он сообщил следующее: "В 1982-83 гг. Вл. Скребцов побывал на Кавказе, у православных отшельников вблизи Афона. Там ему рассказали об отшельнике, живущем среди них, который, осеняя стакан крестным знамением и сотворяя молитву, каждый раз разрывал стакан с водой на части".

                * * *

      От автора: Моя гостья, кавказская ясновидящая А., провела ночь в комнате, где произошел описанный взрыв стакана с водой.

      Наутро она дала следующее объяснение случившемуся.

     Старая хозяйка питала ненависть ко мне, автору этих заметок. Ее враждебное чувство в виде энергетического снаряда устремилось ко мне, но было отброшено светлой энергией и направлено в стакан - произошел взрыв. Считаю, это объяснение в точности соответствует действительности, и приношу А. глубокую благодарность.

     Примечание: А. (наша гостья) рекомендовала в будущем постоянно иметь в комнате стакан с водой. Сказано: "... чем сильнее зоркость и находчивость, тем легче толковать знаки подаваемые. Высокие Существа и хотят намекнуть о многом, но рассеянность людей мешает дойти ценным Советам" ("Мир Огненный", § 178).
   г. Змеиногорск. 10.05.89 г.

                Запоздалая запись

      Событие, о котором пойдет речь, было сообщено мне в 1960 году в Балхаше (Казахская ССР). Рассказчицей явилась молодая девушка, самая способная ученица 37-го строительного училища, в котором я работал библиотекарем. Ее девичья фамилия была Чеботарева. То, что она мне рассказала тогда, показалось столь значительным и слишком сухо изложенным, что я попросил от нее вторичного и более детального письменного изложения случившегося. Она обещала, но шли годы и обещание не выполнялось. А потом мы разъехались в разные города, и я окончательно утратил надежду получить подробное описание случившегося. Теперь, четверть века спустя, я решил сам сделать эту запись в том же первоначальном и очень сухом изложении. Повествование веду от первого лица.
- Я с матерью живу в Имантаевском районе Казахстана. Однажды мать решила посетить своих родственников, живущих в Омске, до которого от нас не так уж далеко. Поехали туда на грузовике. У родственников оказалась девушка моих лет, с которой я подружилась. Между прочим, она мне рассказала, что в Омске временно практикует знаменитая предсказательница, которая безошибочно называет по имени каждого приходящего к ней клиента, и предсказания ее непременно сбываются. Мы решили эту вещунью посетить. Все оказалось так, как мне рассказывали.

      Предсказательница занимала две комнаты: в передней толпились посетители, а в задней она принимала. Как только я шагнула в комнату, она сразу назвала меня по имени - Нина - просила присесть и начала рассказывать. И все то, что мне она предсказывала, последовательно выполняется в моей жизни. То же самое было с моей подругой. Но это не все. Самое интересное было впереди. Через пару дней после визита я со своей подругой оказалась на перроне Омского вокзала перед самым отправлением очередного поезда. И тут мы увидели, что нашу предсказательницу ведут два милиционера. Из услышанного между ними разговора мы поняли, что предсказательница арестована и что милиционеры хотят посадить ее на поезд, готовый к отправлению. Запомнились слова предсказательницы: "Никуда вы меня не отправите! Никуда я не поеду, вот сами увидите!"

      Сопровождающие посадили ее в вагон. Машинисту был дан сигнал к отправлению: колеса завертелись, но поезд не двинулся с места - колеса буксовали. Машинист несколько раз включал и выключал пар и наконец перестал. К нему подошли милиционеры, последовало краткое совещание, после которого предсказательницу сняли с поезда. Машинист сразу дал пар, и поезд тронулся. Но милиционеры тут же подали сигнал остановиться. Снова посадили предсказательницу в поезд и велели машинисту трогаться. Но повторилось прежнее: колеса буксовали на месте, а состав не продвинулся ни на йоту.
Так повторялось несколько раз. Кончилось тем, что милиционеры увели предсказательницу, после чего поезд, набирая скорость, беспрепятственно ушел.

               Подобный случай описан академиком Н. К. Рерихом в одной из его статей.

      В Индии контролеры обнаружили в поезде безбилетного садху* (странствующего монаха). Предложили ему сойти с поезда, что упомянутый садху и сделал. Но поезд после этого как бы уткнулся в незримую стену - не мог тронуться: колеса пробуксовывали на месте. Когда садху предложили снова сесть в поезд, тот беспрепятственно последовал дальше.

       Приведенный рассказ Чеботаревой является прекрасным доказательством того, что за чудесами вовсе не нужно ездить в далекую Индию, что и здесь, на Руси, люди обладают неизмеримой мощью психического потенциала, который может проявиться в самых неожиданных формах.
   г. Змеиноторск. 18.06.89 г.
      * Садху - святой человек, духовный учитель, теперь же - наименование каждого бродячего монаха или паломника. - Письма Е. И. Рерих от 08.08.1934.
 
                Цветы

      Это случилось летним утром. Мне нужно было освежить в вазе букет, и я направилась к клумбе пышных флоксов, из которых легче всего составляются букеты. Не помню, что отвлекло мое внимание, но я не сразу срезала цветы, а когда наклонилась к ним, неожиданно уловила легкий трепет - цветы мелко-мелко подрагивали. Я перевела взгляд на другие растения, росшие рядом. Никакого движения. Все было тихо, даже на деревьях лист не шелестел. Странное чувство неожиданного явления
взволновало меня. Мелькнула мысль: "Они боятся". Мне стало не по себе, неловко, и вместе с тем чувство жалости проникло в сердце. Я погладила цветы, прошептала: "Не бойтесь. Я вас не трону", и отошла. Сомнения пронизывали мое сознание. Как быть? Что поставить я вазу? Срезать другие цветы? А если им тоже страшно? А, может быть, я преувеличиваю происходящее? До сих пор вопрос - что ставить в вазу? (мы так привыкли видеть вокруг цветы) - для меня не решен. Всякий раз, когда в доме появляются цветы, я вспоминаю случай с флоксами.
   г. Усть-Каменогорск, 02.03.83 г., Р. С. К-ко.

                * * *

      Все живое может радоваться и печалиться соразмерно со своим сознанием. Опыты индийского ученого Бхоша* блестяще доказали высокую чувствительность цветов, которые реагировали даже на появление облачка на небе.
      Хозяйка, отказавшаяся срезать затрепетавшие от страха цветы и пожалевшая их, была права, ибо все живет и чувствует.
г. Змеиногорск, 19.04.89 г.

   * Бхош. Джагадис Чандер (1858-1937) - известный индийский физиолог и биофизик, основатель и директор научно-исследовательского института физиологии в Калькутте; открыл биоэлектрическую деятельность растительных организмов. Это, хотя и открывало новую страницу в физиологии, долгое время не принималось всерьез, так как сам Бхош пытался объяснить его с точки зрения древнеиндуистских взглядов на роль "психической энергии" в природе (А. П. Окладников).

                Эссе
                О Николае Константиновиче Рерихе

      Академик Российской Академии Художеств Николай Константинович Рерих, художник, поэт, мыслитель, исследователь и ученый, родился в 1874 г. в семье Петербургского нотариуса. Русский. Считают, что легендарное имя основателя Русского государства Рюрика, упоминаемое в прежних учебниках истории, ничто другое как русское производное от варяжского "Роерих". Избран членом Академии по рекомендации И. Е. Репина и В. В. Мате.

      Во время революции очутился в Финляндии, оказался отрезанным от Родины, и начал турне по миру, устраивая выставки своих картин. Турне, начавшись в Скандинавских странах, с огромным успехом продолжалось в Англии, и в Америке. В Индии... В общей сложности Рерих посетил 23 государства и совершил пятилетнее путешествие по отдаленнейшим и сокровеннейшим уголкам Средней Азии. Последний период своей необычной жизни провел в Индии, в долине Кулу, вдоль которой возвышаются и сверкают вечными снегами вершины Гималаев. И, как отдельно стоящая, искрящаяся и переливающаяся разнородным светом вершина, светит миру вдохновенное искусство Рериха.

      М. Кузьмин в своей монографии называет Рериха "явлением единственным в Русском Искусстве и неповторимым".

      Горький считал Рериха "величайшим интуитивистом".

      Поэт и философ Индии Рабиндранат Тагор так говорит о картинах Рериха: "Они глубоко тронули меня. Они заставили меня осознать нечто очевидное, но нуждающееся в постоянном открытии: что правда беспредельна. Картины ясны и все же невыразимы словами. Искусство Рериха независимо, ибо оно велико".

      Игнатий Зуолага воскликнул об искусстве Рериха: "Великий художник! Его искусство свидетельствует, что из России на весь мир исходит некая сила, - я не могу измерить ее, не могу определить ее словами, но она налицо".

      Различными издательствами мира выпущено 27 книг, принадлежащих перу Рериха. За свою жизнь он создал более 700 картин. Собрания произведений художника имеются в Ленинграде, Москве, Риге, Горьком, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее...

       Музей Рериха занимает здание в 29 надземных и 3 подземных этажа. В 1934 г. по всему миру насчитывалось 100 обществ им. Рериха. О нем существует большая литература на разных языках.

      Стиль Рериха называют синтетическим реализмом и постоянно отмечают неповторимость этого стиля.

     В 1957 г. в Москве, при большом стечении публики открылась выставка картин академика Российской Академии Художеств Н. К. Рериха.

      Необычность, отметившая весь жизненный путь этого великого сына русского народа, сказывалась сразу при открытии выставки. Она ощущалась и в взволнованности произносимых речей, и в присутствии высокопоставленных лиц и представителей дипломатического корпуса, и в какой-то особенной приподнятости присутствующих.

      Посол Цейлона в СССР Гунарала Малаласекера в своей речи приравнивал выставку звезде, упавшей на Советскую землю, и о самом Рерихе сказал: "Всюду, куда бы он ни ходил по Азии - в Индии, Тибете, в Ладаке, Сиккиме и в Бхутане, в Центральной Азии и Монголии, - везде его встречали со знаками особого почитания, доверия и любви, редко оказываемых чужестранцам в этих странах".

      Выставка пользовалась огромным успехом. В книгах посетителей запестрели восхищенные записи. По поводу картины "Помни" один восторженный зритель написал: "Не было еще такого и не будет..." По истечении назначенного срока выставку надо было увозить в Ленинград, Тбилиси, Ригу, Новосибирск и другие города, но в Москве люди по-прежнему помногу часов простаивали на улице в очереди, лишь бы взглянуть на картины и требовали продления выставочного срока...

      Так совершалось возвращение на Родину художественного наследия великого русского гения, прославившего свой народ и русское искусство по всему миру и прозванного за границей Вождем Культуры.

      Этим возвращением Рерих как бы вторично родился для советского народа, ведь до этого, в период культа личности, его имя перестало появляться на страницах советской печати, и широкие народные массы, просто не знали о нем. Не знали, какую битву всю жизнь вел Рерих за высочайшие идеалы человечества: не знали этого великого странника...

       Сам он умер в 1947 г. 13 декабря в Индии, в им же созданном Институте изучения Гималаев, и прах его был предан огню. И теперь Н. К. Рерих принадлежит двум народам: своему родному русскому и народу великой Индии, которая с 1930 г. стала ему домом, и где он заслужил такую любовь и уважение, что теперь индийские паломники издалека приходят поклониться месту, где жил и трудился великий подвижник Общего Блага... Ведь Рерих был не только художник, но и Учитель жизни, великий мудрый Старец, с которым советовались главы государств.

     Джавахарлал Неру, великий вождь индийского народа, например, в 1942 г. в решительный период борьбы с англичанами, прогостил у Н. К. в Гималаях неделю в беседах и обменах мнениями.

      Та необычность, которую я упомянул в начале своего выступления, есть результат жизни, превратившейся в подвиг служения человечеству, а  подвиг - всегда необычен. И если мы будем отыскивать лейтмотивы творчества Н. К., то они легко откроются в содержании его картин - он так любил изображать великих подвижников и строителей жизни всех народов. И его пятилетнее путешествие по Средней Азии, кроме обычных целей подобных экспедиций, преследовало цель пройти по следам великих подвижников Востока, ощутить живой их след народный, зафиксировать легенды и сказания о них, отыскать духовные источники, питающие дух народов. Он углублялся в сердце пустынь и прокладывал новые маршруты, где не проходили другие.

      Преуспел ли он в своих исканиях? Увенчались ли успехом его поиски? Да, преуспел. И настолько, что многое остается до сих пор неопубликованным и хранится в Институте "Урусвати", а то, что печатается, не всегда находит путь к читателю.

      Тайна его творческого успеха в том, что творил не холодным рассудком, не надуманными схемами, а сердцем - пламенным сердцем, - и творчество его соответствовало предначертанному космическими законами сроку человеческой эволюции: и по-новому он осмыслил значение и воздействие произведений искусства на человека.

      Он говорил: "Таинственная прелесть искусства - его убедительность, кроется в путях его возникновения. Откуда придет, на том языке и говорить будет".

      Это значит - если художественное произведение имело своим источником только расчетливый ум творца, то оно и воспримется только умом зрителя (или слушателя), и не восхитит, не возвысит его. Если же оно исходит из сердца - может его и согреть, и восхитить, и облагородить, и даже исцелить.

      "Знаем непреложные исцеления музыкой и красками. Вспомним мощь пения..." - говорит Н. К. Рерих.

      В Мексике конные пастухи по вечерам загоняют в загоны стада свирепых быков, напевая старинные, специально для этого сложенные песни - иначе не загонишь, чего доброго - еще поднимут всадника на рога. Рерих наблюдал, как в Тибете, когда хотят подоить яка, приближаются к нему с песней - иначе не подпустит. Замечено - в Париже, при приближении к знаменитому архитектурному шедевру, к Собору Парижской Богоматери затихают ссоры между прохожими.

      Я читал сообщение американского врача, который был свидетелем, как во время отступления в Первую мировую войну тяжело раненые сербские солдаты не умирали лишь потому, что к ним приходили сербские женщины и пели героические напевы своей родины.

      Разве не описывает Глеб Успенский, какой нравственный переворот произошел в душе его героя у Мадонны Рафаэля в Дрездене?

      И не только воспитательную и облагораживающую мощь видел Рерих в подлинном искусстве - он чувствовал в нем международный язык, призванный объединить человечество.

      "В таинственных обобщающих путях искусства есть тот международный язык, который свяжет все человечество", - вот его слова.

      Искусство - истинный международный мост и язык, который минуя языковой барьер и все различия речи, непосредственно говорит от сердца сердцу. Вот почему Н. К. Рерих называл произведения искусства посланниками, организовывал передвижные выставки, ратовал за культурный обмен между народами.

      Красота великих самоотверженных жизней: Маркса, в материальной нужде всю жизнь ковавшего экономические основы будущего; Готамы Будды, отрекшегося от царского трона и ушедшего в народ, чтобы всю жизнь
оставаться бездомным путником, проповедовать основы нравственности и закладывать мировую общину; Ленина, по тюрьмам и ссылкам пронесшего свою мечту построения социалистического общества. Это суровая красота подвигов всех времен и народов. Это красота человеческих отношений, красота благородной простоты.

      Эту красоту Рерих написал на своем знамени. Но красота требует постижения, понимания, а постижение не мыслимо без знания: поэтому он добавил это слово - ЗНАНИЕ и получилась программа жизненных устремлений, которая выразилась в кратком девизе "ЗНАНИЕ и КРАСОТА". Приводим его слова:

      "Красота и мудрость не роскошь, не привилегия, но радость сужденная миру на всех ступенях достижения. Лучшие люди уже понимают, что не твердить только они должны о путях красоты и мудрости, но действенно вносить КРАСОТУ в свою общественную повседневную жизнь... ,

      Искусство объединяет человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит".

                Ведите себя верхним путем.
 
      "Не уходите от жизни, ведите себя верхним путем", - так сказано в "Зове", первой книге, открывающей серию Агни-Йоги.

      Что представляет собой верхний путь и как по нему идти - возникают первые вопросы. Верхний путь есть путь открытия высших огненных (духовных) центров в организме человека. В отличие от низших центров, расположенных ниже солнечного сплетения и ведающих животными отправлениями и страстями, высшие духовные центры связаны с высокими эмоциями возвышенной любви, самоотверженностью, преданностью Свету*, устремлениями к Общему Благу, благому творчеству и Красоте*.

      Идти по этому пути - значит взращивать в себе все только что перечисленные высокие чувства. Может ли человек, дотоле всецело отдававшийся ничтожным житейским интересам (наживе, наслаждениям), сразу перейти к таким высоким чувствам? Нет, не может. Ему будуг мешать мыслеобразы прежних деяний и наслаждений, главным образом эротических. Яркой иллюстрацией сказанного можно считать Прохора Громова, главного героя романа В; Шишкова "Угрюм-река". Прохор вел разгульную жизнь, которой отдавался с безудержностью своей могучей натуры; удары судьбы заставили его призадуматься о своей неладной, непутевой жизни: когда его брат ушел в монастырь, Прохора охватило раскаяние, и он пытался молиться, но из этого ничего не получалось -перед внутренним взором молящегося Прохора неизменно всплывал голый бабий зад.
   * "Преданность доказывается действиями" ("Зов").
   ** "Через красоту подойдете" ("Зов").

      Человек становится тем, о чем он думает. Думающий о наслаждениях, извлекаемых из различных форм разврата тела и духа, станет развратником и будет увлечен в бездну разложения.

      Думающий о 'возвышенной любви, о радости творчества и внесения красоты в жизнь, о подвиге строительства новых форм тем самым возвышает себя и подвигает по лестнице восхождения к своему назначению - стать космическим сотрудником. Отсюда первая необходимость – очищать свое сознание от низкотелесных мыслей, подобных молитве Прохора Громова.

      Являясь нашими порождениями, духовными детьми, соблазнительные мыслеформы постоянно требуют питания от своих породителей, то есть тех чувств, которые их породили. Для этого они снова и снова возвращаются к своим породителям и производят в них желаемое возбуждение. Получив таковое, они усиливаются и увеличиваются и уже сильнее и требовательнее стучатся, чтобы получить новую порцию желаемого.

      Наконец они приобретают такую силу, что полностью порабощают своего породителя, и последний уже ни о чем другом думать не может... Как бороться со своими вредными порождениями?
Следует заменит их возвышенными мыслями и представлениями, на какие только способен данный человек. Для осуществления такой замены, другими словами, для очищения сознания от низших мыслей и чувств необходима трансмутация своих порождений. На необходимость трансмутации указывает Учение Живой Этики. Термин "трансмутация", обычно означающий преображение или перерождение, в данном случае следует понимать как подчинение низшего высшему. Другими словами ¬человек подавляет свои низшие страсти, сдерживает их ради достижения более высокого идеала, зажегшего в нем устремления своею красотою. Сила его устремления снабжает его силой воли* необходимой для этой борьбы.
   * "... Воля есть лишь одно из проявлений психической энергии" ("Знаки Агни-Йоги").
   ** "Страсть" является кристаллизованной Любовью" (Уранов).

      Сказано: "Всякая воля рождается из притяжения к высшему и борьбы с низшим. Это и есть процесс трансмутации". Вдумаемся, что происходит при трансмутации. Нашу необузданную страсть можно приравнять к дикому необъезженному коню, которого мы должны покорить. Непокоренный же. он сбросит нас и растопчет. Покоренный же обратится в полезную, служащую нам силу.
- Но откуда взять силу воли для такой борьбы?
- Было сказано: "Всякая воля рождается из притяжения к высшему..."
- Что подразумевается здесь под словом "высшее"?
- Это внесение в человеческие отношения Великих идеалов братства, взаимопонимания и Любви; это идеалы искусства, которые есть искание и выражение высшего совершенства во всем; это ряды подвижников Общего Блага, борцов за свободу мысли, за внесение красоты в жизнь', за свет, за просвещение. Любовь к этим идеалам, любовь к подвижникам ¬носителям этих идеалов является тем зовущим маяком, тем факелом, который зажигает устремление в наших сердцах и снабжает нас волей для борьбы с низшими.
   
* "Весь Космос живет и дышит Красотой. Говорят: "Красота - это всепокоряющая сила". Такое изречение основано на магнетизме Красоты. Красота притягательна; притяжение к прекрасному, в конечном итоге к прекрасной форме материи, и есть великая энергия, называемая Любовью".

      Итак, подчинение низшего высшему приведет к очищению сознания; чтобы успешно двигаться по верхнему пути, необходимо осознать ведущую роль сердца в человеческом организме. Не правы те, кто считают сердце лишь аппаратом, перегоняющим кровь. Сердце связывает нас с Космосом. В нем дремлет величайшая духовная сила. Сердце - престол чувств и источник чувствознания (интуиции) и духоразумения. Через сердце с нами говорит наше Высшее Я или наш дух; то, что называют совестью, и есть голос этого духа.

      По мере овладения мудростью Учения Живой Этики и применения этой мудрости в Жизни этот Голос усиливается, приносит озарение и раскрывает сверхчувственные области знания. "Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется". Так говорил Величайший Подвижник Земли Русской Сергий'.
Необходимость прислушиваться к голосу своего сердца, его интуиции, продиктована несовершенством нашего рассудка, интеллекта. Привожу по этому поводу выписку из замечательного труда Александра Клизовского "Основы Миропонимания Новой Эпохи" (том 1, г. Рига, 1934 г.).

      "К счастью для человечества, в человеческом организме имеется один дивный орган, который способен разобраться во всех самых сложных вопросах, если сознательно к нему обратиться. Орган этот - сердце. Потому, со всеми сложными, запутанными и кажущимися неразрешимыми вопросами нужно обращаться не к своему уму, но к сердцу.
   * См. "Криптограммы Востока". Наставления Сергия.

      Наш ум - аппарат весьма несовершенный... Он требует постоянного за собой контроля и наблюдений, потому что его интересует не предмет мышления, но само мышление. Он может с одинаковой интенсивностью и напряжением мыслить как о самом возвышенном, так и о самом низменном. Он может по одному и тому же вопросу представить десять решений "за" и десять решений "против", ибо его суждения меняются вместе с дуновением ветра.

      Наш ум никогда не имеет правильного представления о текущих событиях. Он вечно ошибается и вовлекает человека в непоправимые ошибки и заблуждения. Он не видит и не понимает угрожающих человеку опасностей и часто ввергает его в самообман, в пороки и даже преступления.

      Неуправляемый и недисциплинированный ум - наш враг, и доверяться ему весьма опасно. Человек должен из этого непостоянного, капризного, противоречащего и опасного сотрудника сделать своего послушного слугу, который будет мыслить лишь в том направлении, которое ему указывается высшим сознанием человека.

      Совершенная противоположность уму - сердце. Оно наш Друг постоянный, неизменный, верный. Оно никогда не ошибается и никогда человека не обманет. Оно знает все и может дать ответ на любой неразрешимый для ума вопрос, если суметь к нему сознательно обратиться.

      "Сердце вздрогнет первое, сердце затрепещет первое, сердце узнает многое прежде, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить".

      "Сердце человеческое - престол сознания". "Человеку дано сердце для высших сношений". Потому все, что доходит до сознания человека, должно пройти через цензуру сердца. Все, что не может быть принято сразу, пусть полежит у престола сознания, в глубине сердца. Оно обдумает проблему и вынесет правильное и безошибочное решение. Но должен ли человек давать волю своему уму, ибо его скороспелые и необоснованные решения неизбежно приведут к ошибкам.

      Когда человек слышит то, чего он никогда не слышал, он никогда не должен говорить: этого не может быть, это невероятно. Эта убийственная формула несознательности, которую незнание выдвигает против знания, не имеет за собой никакого подтверждения и закрывает врата для доступа знания, потому что происшедшее уже существует, и если мы его не видим, это не значит, что его нет или не может быть.

      Зарождающиеся в человеческой голове идеи где-либо существовали и существуют, а если они еще не существовали, то человеческая мысль дает им существование. Все, что зародилось в мысли человека и произнесено, - все существует и все возможно. Человеческая мысль не может создать то, что невозможно и не может существовать, ибо для невозможного и несуществующего нет идеи, нет выражения.

      Таким образом, лишь в своем сердце человек должен искать ответы на все сложные и неразрешимые вопросы. Ни книжные теории, ни мнения других людей, ни собственное спекулятивное мышление не могут служить основанием для принятия того или иного решения в столь ответственных вопросах я в столь серьезное время, когда решается судьба человека на многие тысячелетия вперед, но лишь голос своего сердца может быть единственно верным советником, правильным судьей и бесспорным авторитетом.

      "У Древних Учение начиналось с положения руки на сердце. При этом Учитель спрашивал: "Слышишь ли?" И ученик отвечал: "Слышу". "Это бьется сердце твое, но это лишь первый стук в Врата Великого Сердца. Если не будешь внимать биению своего сердца, то оглушит тебя биение Великого Сердца". Так в простых словах давался указ: через познание самого себя - путь к Беспредельности" ("Сердце", § 460).

      "... Незнание - главный враг человека и источник многих его страданий. К несчастью, люди ленивы и не любят учиться. Многие люди всю жизнь обходятся теми знаниями, которые они приобрели в детском возрасте, в основном в школе. Конечно, при таких познаниях, не может быть широты взглядов, не может быть правильной оценки происходящих событий, а если нет правильной оценки, то всегда возможны ошибки... Всякое событие, выходящее из ряда обыденных явлений, ставит незнающего человека в тупик. Он беспомощно опускает руки, говоря: "Конец всему", между тем для знающего это будет концом лишь отжившего и началом нового.

      Незнание есть слабость, тогда как знание есть сила и некоторая величина..."

      Роль сердца в становлении человека настолько велика, что Учение Живой Этики отводит ему отдельную Книгу.

      Сказано: "Качество и последовательность малых мыслей наслаивает основу больших действий. Наши враги - малые докучливые мухи" (то есть мелкие, ничтожные мысли - А.П.Х., "Знаки Агни-Йоги", §629).

      Итак, вехами но верхнем пути являются очищение сознания и следование голосу сердца.

     "Мы на земле для того, чтобы научиться управлять стихийными силами и трансмутировать их в высшие энергии, и потому трансмутация земных энергий (особенно половой энергии) есть восхождение к Дальним Мирам".

                * * *

      Закончим историческим примером, когда влюбленность была трансмутирована в гениальное музыкальное произведение.

      В начале своей карьеры композитор Шуберт был приглашен венгерским магнатом Эстергази в качестве учителя музыки для своей дочери. С преподавателем и его ученицей произошло то, что было так естественно для двух молодых устремленных к прекрасному существ - они влюбились друг в друга. Как только Эстергази заметил происшедшее, он немедленно уволил Шуберта. Но спустя некоторое время Шуберт получил от Эстергази приглашение явиться в его замок: была указана точная дата, когда магнат ожидал его. У Шуберта вспыхнула надежда, что, может быть, суровый отец уступил мольбам своей дочери и дал согласие на брак с ним. Как на крыльях он полетел в замок.

      Но там ожидал его удар: в этот день Эстергази выдавал свою дочь замуж за офицера-аристократа и в замке играли свадьбу. Вызов Шуберта в замок был актом мести всесильного магната.

      Трудно представить и передать чувства, которые пережил молодой человек. Но он претворил их, трансмутировал в гимн Великой Матери Мира, известный под названием "ABE МАРИЯ".

      Так из мук неудовлетворенной любви родилось произведение, которому суждено жить века и века, неся утешение и радость людям.
   г. Змеиногорск, 04.12.86 г. (среда, день Меркурия, вечер).

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 23 марта 2014 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии