Эх, школа

                Эх, школа
  Скажу честно, всегда верил Пифагору!
Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Что и говорить, честный мужик, догадался и доказал, всё ясно и понятно.
  Вот Ферма слегка намутил воду, какая – то его теорема оказалась не доказанной, даже учитель математики толком не смог нам объяснить, в чём суть. Только сказал, что уже много лет математики пытаются опровергнуть или доказать истинность, извели горы бумаги, но напрасно.
 С Пифагором всё просто, есть данные, подставил в формулу и получил ответ, часто он сходится с тем, что написан на последних страницах задачника.  А вот с возгласом «Эврика» не всё понятно. О какой ванне идёт речь, чугунная эмалированная, или ещё какая? На ванну из мрамора, думаю, у него не хватило бы денег. Как он заметил, сколько воды вылилось, чем измерял, зачем бегал по Сиракузам, прикрываясь всклокоченной бородой, сплошные непонятки.
  Всё бы хорошо, но есть большая закавыка, оказывается надо уметь ещё и доказывать,  что  теорема верна. Это сплошное издевательство, подобие треугольников, равновеликие фигуры…. Надо совмещать какие – то точки у фигур и если они благополучно совместились, вам повезло, фигуры равновелики!
 По сей день не очень приятно вспоминать жестокую шутку о равновеликости частей тела преподавателя математики.
 Можно конечно вызубрить доказательство как стих, но чуть сбился и сразу потерял нить своей речи. А разобраться и понять саму суть, порой просто лень, вот и надеешься на авось.
  Вызовут, бывало, к доске, докажи, будь любезен, теоремку и реши задачку на эту тему…. Вот и несёшь несуразицу или молотишь заученный стих, а уж сбился тут уже один смех. Хорошо, если учитель с юморком подскажет, что дальше говорить, повезло, значит. С задачей проще, конечную формулу теоремы применил, что – то сократил, ввёл, главное близко к ответу что – бы получилось. Обычно ставили тройку с большим минусом. Лучше, когда задачи две и учитель в хорошем расположении духа, можно и до четвёрки дотянуть. Как я не любил эти теоремы, решать задачи порой даже нравилось,  сложность мало смущала, тут уже был простор. Поскольку  мне  не хватало терпения корпеть над математикой, по оценкам я был прослойкой между прилежными учениками и отпетыми двоечниками.
 Химия, приятнейшая из наук, закиси, гидраты, бутадиен-стирольный каучук, дихлордифенилтрихлорметилметан, что проще. Этот предмет, проклинаемый многими, давался мне легко. Получение чугуна, вещества на основе бензола, полимеры, всё это легко укладывалось в голове, без напряга.
 Физика, тут не было теорем, законы чётко прописаны, Формул хоть и много, но понять их суть просто, если они в пределах школьной программы. Задачи совсем баловство, хотя и встречались хитрые, даже коварные.
 История. Учебники по истории прочитывались за лето по несколько раз, интересно было знать о походах князей русских,  Войны, события в своей стране, личности, оставившие после себя яркий след. Интересная наука. Самое сложное началось, когда изучали  период Октябрьской Революции. Надо было знать, чем отличались программы эсеров, меньшевиков, кадетов. Почему идеи большевиков так увлекли народные массы.
Но самое коварное, это конспектирование работ Ленина.  Я так ни разу и не сделал конспект самостоятельно, все, до единого, списывал на перемене. Списать – то было не сложно, сложно было выдержать пытку учителя. Очень часто он пытал нас, какое издание мы использовали при работе, какого года, какой том. Если бы кто записывал, как приходилось виртуозно запутывать следы, выкручиваться, можно было бы составить пособие по вранью. Конечно, преподаватель понимал, что мы говорим не правду, понимал, что в библиотеку идут далеко не все, но строгое лицо ему полагалось делать. Хоть таким способом, но мы что – то знали из программы про «Апрельские тезисы», « Империализм и Эмпириокритицизм».
  Так мы и терзали друг друга.
  Много лет прошло с тех пор, многое из школьной программы пригодилось в жизни. Умение быстро считать, отыскивать нужные формулы, технологии металлов. Только вот доказательства теорем не понадобились ни разу.
 Выяснилось, что школьные знания хорошо вбиты в мою голову, физика, химия, математика. И сейчас иногда удивляются, что  помню, какой закон физики куда показывает, какие процессы происходят с материалами при обработке. Конечно,  многое познавалось уже после школы, но без базовых знаний, ни чего бы не усвоилось.
 Когда дочки учились в старших классах, часто разъяснял им не понятное по физике, химии. Несколько раз решал их задачи по алгебре. Не смотря на правильный результат, метод решения был признан устаревшим, но это уже не моя вина.
 Поскольку я находился в прослойке (по успеваемости) между отличниками и двоечниками, получалось, учился по системе среднего таланта (цитата из КВН), то есть-4-2. Либо двойка, либо четвёрка. Достигалось такое довольно просто, может, применяется и сейчас.
 Если не готов отвечать урок или не сделано домашнее задание, совершался манёвр. Подходишь к учителю перед началом урока, делаешь грустное лицо и сообщаешь «пренеприятнейшее известие», что не готов к уроку. Ответ стандартный: «Хорошо, ставлю два»! Только вся хитрость в том, что двойку учитель ставил в свою тетрадь, а не в журнал. Первый этап системы сработал. А вот к следующему уроку надо знать новую тему и старую, хоть ночами не спи.
 Второй этап системы. В самом начале урока учитель спрашивает самого храброго, кто будет отвечать первым?  Оценка на один балл выше. Привычка, надеяться, что могут не спросить, подтормаживает активность, вот в этот момент и надо тянуть руку вверх, привлечь внимание первым. Тут и надо выкладывать все свои знания. Бодренько рассказываешь всё, что спросят и звучит вожделенное: « Вчера была двойка, поэтому пять не поставлю, твёрдая четвёрка»!!!!
Этот приём срабатывал почти всегда

 Хороший предмет литература, читали мы в те времена много, брали книги у друзей, покупали, пользовались библиотекой. Но, оказывается, надо было любить творчество всех до одного писателей и поэтов, обозначенных в учебнике. Громоподобный Маяковский и мягкий Тютчев должны были быть одинаково любимыми. Как было не просто выдумывать сочинения, описывать своё обожание очередного любимца.
 Школа, это столкновение двух стихий. Стихия учителя проста, выдать мне материал и проверить, как он усвоен. Стихия ученика сложнее. Хочешь или нет, но надо слушать, записывать, отвечать, когда спросят. А что делать, если голова занята другими мыслями, если на уроке химии читаешь фантастику Стругацких? Тут необходима хитрость и осторожность.
 Некоторые учителя использовали забавный способ, спрашивали в начале урока тех, кто вёл себя не уверенно, прятался за спины впередисидящих, может им нравилась такая пытка нерадивых учеников. Но они забывали, что на такой приём вырабатывается ответный.
  Не знаю, кто и как делал, но я это раскусил довольно рано и пользовался своей системой с удовольствием.
  Не буду называть предмет, по сей день стыдно, ведь учитель относился ко мне довольно хорошо, но имел привычку пытать заробевшего у доски. К его чести, мы довольно хорошо знали его предмет, ему и самому нравилось то, что он преподавал.
 Запустив в очередной раз материал, да и по времени должны вот – вот спросить, достаёшь этот нехитрый приём. Заходит учитель, здоровается, сразу делаешь вид, что тебе всё до лампочки, всё выучено. Надо вертеться во все стороны, подсказывать из того что знаешь, желательно не перегнуть в этом. Отмахиваясь от тебя, ежеминутно одёргивая, учитель пытает очередного робкого. Дело сделано!
 Дома уже забрасываешь все посторонние дела, читаешь, просматриваешь все записи в тетрадях. Надо выучить, вероятность, что спросят, довольно велика, но и регулируема. Проще ответить понятный материал, чем более сложный, пусть его у других спрашивают.
 После приветствия учителя, привлекаешь его внимание показной робостью, надо листать учебник, заглядывать в тетрадь. Обязательно прятать глаза и себя за чужие спины. Часто слышишь такой желаемый оклик: Пожалуй ка, любезный, к доске»! Значит всё сработало!
 Отвечать надо конечно по полной, выдавать темы, решать задачи, отвечать на дополнительные вопросы. Часто звучало: « Хватит, ставлю хорошую тройку, хочешь оценку выше, спрошу ещё на следующем уроке». На следующем уроке тоже надо было выкладываться, часто вместо четвёрки ставили пять. После этого можно было и не очень готовится, просто просматривать задание и заниматься в пол силы.
   Как учились зубрилы, не знаю, это была отдельная группа учеников, не скрывавших свои методы учёбы.
 Это лишь малая толика из моей  школьной жизни.  Как учились и думали другие, не знаю, многие просто не помнят многие забавные моменты, скорей всего это и есть бывшие зубрилы.
 


Рецензии
Ув. Геннадий!
С улыбкой и любопытством прочитал Ваши соображения о предметах в школе. Чувствуется, что Вы учились в той ещё школе, где были экзамены и знания закладывались. У меня есть возможность наблюдать как учат в нынешней школе, ориентированной на сдачу ЕГЭ - я преподаю немецкий, английский, испанский, в том числе и школьникам. Всё поменялось, хотя люди и типы учеников, наверное, остались те же. Мне доводилось встречать учеников, которые с ходу решали тесты ЕГЭ на отлично, но не понимали, о чём идёт речь в тексте, не могли даже прочитать его и перевести. Подросло поколение ЕГЭ, которые привыкли, что выбирать правильные ответы нужно из данных на выбор, а не отыскивать и/или создавать самим, и это привело к сильным психологическим изменениям. А доказательства теорем действительно не пригодились, ни разу - я переводчик-синхронист, все остальные школьные и вузовские предметы хоть как-то, хоть вскользь, даже математику на английском преподавал, но вот это - ни разу.
С уважением и наилучшими пожеланиями успехов и удач, всегда рад видеть Вас на своей странице! :)

Сергей Лузан   11.04.2014 14:44     Заявить о нарушении
Сейчас на прошлое показывают пальцем и презрительно говорят: СОВОК.... На этом часто и заканчиваются знания о той стране.

Геннадий Митрофанов   11.04.2014 22:48   Заявить о нарушении
Кстати, небезынтересный факт - реформы Обамы в области школьного образования предусматривали переход от тестовой системы проверки знаний к устному приёму экзаменов преподавателями. Кажется, на эти планы не хватило денег.

Сергей Лузан   12.04.2014 23:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.