Онтология, символическое, ЖКХ. Заметки на полях

Говорение о возможном или потенциальном в дремучем лесу действительного всегда вызывает определенные трудности, особенно если это касается областей человеческой деятельности, так или иначе сопряженных с культурно-социальными пространствами современности. Гадать на кофейной гуще - дело занимательное, но вряд ли может быть продуктивным. Тем не менее, в области возможного нужно оставаться на чеку - как бы не вышло, что тебя примут именно за гадалку. Поэтому затронутые проблемы имея весьма незначительные корреляты с реальным положением дел в сегодняшнем мире, мы постараемся осмыслить философски, т.е. предпримем еще одну неблагодарную попытку: на полях возможного социального и возможного культурного мы возьмемся выявить ростки невозможного - онтологического.

Для четкого понимания разницы между "символом" и "символическим" мы прибегнем к очень простому примеру. Возьмем крест. Крест является одним из самых известных символов христианской веры и религии в мире. Крест сам по себе есть символ. Символ, обладающий массой значений и смысловых слоев, который неминуемо приводит нас к пониманию определенного смыслового самодостаточного наполнения, содержащегося в данном символе. Но представим художественный фильм или же фильм документальный, посвященный символике креста, христианской религии, истории первых христианских общин или чему-либо в этом духе. Крест, как символ, наверняка будет фигурировать в подобном фильме, но сам фильм, как знаково-символическая структура, будет уже не символом, но тем, что мы называем символическим. Современная среда символического невероятно обширна. Вряд ли Иоганн Гутенберг в самых смелых фантазиях мог представить то количество и обращение текстов, изображений, видео и аудио материалов, которое происходит сегодня, как в реальном вещественном мире рынка, так и в виртуальных просторах Интернета.

Мы должны исходить из того, что восстание масс в глобальной деревне факт давно и безвозвратно свершившийся. Общество массового потребления, вне наших оценочных суждений, это та реальность, с которой приходится иметь дело. Безличностное производство и обращение символического, происходящее в следствии тотального разделения труда, коснувшееся всех областей человеческой жизни, таким образом, также факт свершившийся. Конечно, отдельно взятый художник, как и прежде, остается наедине с Творцом и собственным произведением. Он пишет картину или роман самостоятельно от начала и до конца. В этом смысле мало что изменилось. Но законы, по которым существует общество массового производства и потребления, таковы, что символическое в целом - огромное современное предприятие, в которым наравне с высокими технологиями задействовано огромное количество людей-рабочих.

Возрастание количества производимого символического в современном мире неумолимо отражается на качестве. Все доступность и вездесущность масс-медиа приводит к снижению уровня и качества символического. Теперь оно становится легковесным и одноразовым. Торжествует визуальность, а эпистолярный жанр подходит к последнему рубежу упадка.

 Упрощение, возрастающая инфантилизация символического захлестывают не только реактивные медийные просторы, но и медленные просторы искусства. И речь даже не о массовом тиражировании последнего. Давно и прочно в обиход художественного языка вошли всевозможные шоковые приемы. Дабы завладеть рассеянным подростковым вниманием современного зрителя, патологически не желающего концентрировать терпение и внимание на сложных знаково-символических системах, художники успешно пользуются приемами жестокости, уродства, анти-эстетики и неожиданности. Многие представители художественного авангарда на протяжении всего двадцатого и начала двадцать первого столетий неплохо преуспели на данном поприще, равно как и, например, представители авангардного театрального действа (Эжен Ионеско), и адепты голливудского зрелища, и такие, казалось бы, признанные мэтры глубокого кино для инфантов, как Герман-старший.

 Оперирование сложными символическими единицами автоматически предполагает наличие более тонкого, способного вмещать сложные многоуровневые смыслы знаково-символической системы, мышления. Условно называемый "режим смс", что очевидно, исключает предварительную мыслительную деятельность.
 
Если уж мы не только столкнулись, но давно и прочно увязли в состоянии цивилизационной шизофазии, в состоянии расщепленного клипового невнимания, которое очевидным образом трансформируется вкупе с культурой и товарными отношениями, то наиболее контрпродуктивным шагом стало бы банальное воссоздание нового эпистолярия и культурно-социального нарратива по образу и подобию, например, эпохи Возрождения. Такие попытки решительным образом ни к чему не приведут. Современный горожанин, увлекшийся и уверовавший в действенность шаманских практик, модернизированных по типу "кастанедиады" или чего получше, выглядит по крайней мере привычно, но притертость подобного типажа в социальном пространстве наравне с прочими эльфами, магами и ведунами скорее знак негативной шизофазии. Возможности нового эпистолярного нарратива было бы разумней видеть в современном культурно-социальном поле в целом - негативная шизофазия постиндустриальной деревни очень часто выдает внезапные фокусы - элементы позитивной шизофазии можно запросто обнаружить как раз в кругах производителей и дельцов символического, пускай не везде и не всегда, но они есть. По типу складывания пазла или коллажа потенциал позитивной шизофазии, проглядывающийся в этих кругах, имеет все шансы срыва с орбиты бесконечной симулятивной энтропии символического и собирания в нечто качественно новое. Одной из главных причин брожения в кругах любителей символического, если только они не являются простыми человекоподобными андроидами - продолжением оперативной системы и виртуальными симулякрами, но живыми, интеллектуально и духовно страждущими людьми - неприятие скуки и отчуждения современного сверхскоростного товарного и символического перепроизводства, которое как раз и исключает возможность возникновения нарратива классического типа (пусть не пугает фат схожести в перепроизводстве масс-медийного символического и символического более тонкого авангардного порядка, ведь схожесть действительно налицо).

Кто знает, быть может, именно в подобных средах мало определенной циркуляции и скоростного обновления символического, лежит исток проникновенного зова, воплотившим который будет суждено в очередной раз прервать забвение бытия и подарить миру новую символьную катапульту.

 Не стоит забывать и о взаимном влиянии, которое оказывают в равной мере друг на друга социально-культурные уклады и уклады интеллектуально-духовные. Воплощение в жизнь мегаполиса очагов самоорганизованных жилищно-коммунальных и художественно-символических проектов неминуемо повлечет за собой качественно новое самосознание и культуру мышления. Взаимообусловленное воздействие и синтез социально-политического мышления и художественно-символического мышления и ощущения в пространственно-вещественных средах как своеобразных мастерских для художественно-символической деятельности и реализации творческих проектов, таким образом, становится весьма перспективной и интересной средой инвестирования. Т.е., иными словами, плодородная почва в пределах современного мегаполиса с его разнородной социальной средой лежит в организации новых форм самоуправляемого коллективного хозяйства, целью которых станет претворение в жизнь и сращивание с городским бытом художественных проектов.

Совершенно очевидно, что номенклатурно-чиновничья среда, в подавляющем большинстве серая и реакционно настроенная, всеми доступными средствами станет противостоять подобным смелым проектам и авантюрам. Однако современное положение дел таково, что в условиях разнородной социальной среды мегаполиса будет появляться все большее число людей, придерживающихся определенного образа жизни, свободного от товарного производства и бизнес-корпоративных отношений и вовлеченных в производство и обращение символического, что, в свою очередь,  приведет к необходимости номенклатурного класса считаться с интересами этих людей.
 
Эта область жизнедеятельности, ее скрытые потенциалы настолько мало изучены, насколько до сих пор мало реализованы. Очаги нового типа организованности социально-художественной ойкумены могут стать фундаментом и авангардом будущего, концентрацией всех условий и параметров (как в свое время древнегреческий полис) для консолидации онтологических факторов к историческому прыжку в просвет коллективного бытия.

 
 
2014
 


Рецензии