7. Анатолий Джугаш Иду за паном Гашеком повесть По

               (Продолжение.Начало в № 1-6)

   Борис Шальнев подошел ко мне,поздоровался за руку и произнес.
  -ГЛАДНЕВ,АНАТОЛИЙ,ПРОСИЛ ПЕРЕДАТЬ,ЧТО ВАША С НИМ ВСТРЕЧА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ НА ВЕЧЕР.А СЕЙЧАС ВРЕМЕНИ У НЕГО В ОБРЕЗ,ПОТОМУ ЧТО ЕМУ ЖЕНА ДАЛА ЗАДАНИЕ,СРОЧНО доставить из их квартиры всю домашнию мебель в подвал Дворца культуры тракторного завода,где ее ждет Рабинович,директор этого культурного заведения.Так что ждет он тебя потом уже прямо на железнодорожном вокзале.Подходи вечером,если захочешь,к поезду на Москву.Вагон номер,вот нацарапан.Борис сунул мне в руки клок бумаги.Он продолжал еще что-то рассказывать мне,как то,что мебель Гладневы не стали сдавать в комиссионный магазин или продать ее на сторону,только нет на это времени,да и дадут за нее таким способом реализации полцены,а так Рабинович закупил гладневский мебельный гарнитур якобы для нужд коллектива художественной самодеятельности,причем оформил покупку по цене в трое дороже,чем она даже стоит в мебельном магазине.

   -Да что с тобой происходит,возвратись на землю?-продолжал мне звенеть словами Борис,в мое оглохшее на момент, ухо.
   Мираж благополучия к одному из близких друзей,которым для меня до этой минуты Гладнев,исчез.Другу,которому личное благополучие,заслонило остальное общественное.Это надо же додуматься,используя свое служебное положение,должность работника аппарата обкома партии,умудриться сплавить свою деревянную,домашнюю рухлядь,как мебель.Мебель,которой семейка Гладневых пользовалась много лет,то-есть продвинуть личное благополучие на более высокий уровень за счет денег Липецкого тракторного завода.?!Москва,наверное,ему квартирку уже приготовила со всем содержимым,а как же иначе.Он ,Гладнев,взят на работу в Центральный Комитет партии Советского Союза,а это не фунт изюма...

   После этого дня прошло много лет,а горечь досады все не исчезла.С Гладневым я больше не встречался,как и не пошел к нему на встречу тогда вечером на железнодорожный вокзал.Пусть кадится колбаской по Малой Спасской!
  Помню,что тогда,чтобы прийти в душевное равновесие,я поддался уговорам Бориса Шальнева и потащился за ним в редакцию областной молодежной газеты"Ленинец",где он работал литературным сотрудником в то время.И не жалею об этом походе всю свою жизнь.

    Заведующий отделом пропаганды и агитации этой газеты Владислав Зорин,с которым Борис меня познакомил в тот день,был команейским парнем.Недавно вернулся из армии,в которой служил в десантных войсках.Оказалось при нашем с ним разговоре,что его родная сестра работает у нас в бригаде плотников-бетонщиков,строит со мной вместе промышленный комплекс разливочных машин Третьей доменной печи.
   -Можешь ничего не рассказывать,-сказал он мне,-Тамара,хотя и ничего не говорит мне о ваших делах,но газета наша все и так знает.
   -Знаете ,вы-газетчики,и молчите,почему не пишете об этом?-горячо бросил в лицо я,свои слова.
   -Потому,что ваш-наш кавардак на Ударной Всесоюзной комсомольской стройке,а в частности во всей стране не по зубам нашей молодежке.Такую тему может поднять на страницах для читателей,руководства стройки и области,только центральная пресса,-сказал в ответ на мое обвинение Владислав.-И еще не надо забывать,что наша газета-это орган не только комсомольской ,но еще и рупор партийной печати.
   -Хочешь сказать мне,что комсомол ходит в хомуте партии?-зло,раздраженно произнес я.Зорину.
   Брови у Зорина резко подскочили вверх,он изумленно уставился на меня.Резкий мой выпад речи,ошарашил его.Было видно,что мои нелестные слова о роли партии в жизни нашей,задели его за живое,он резко повернувшись,шагнул от меня к другому редакционному столу.Взял,стоящий на столе графин с с блеклой,желтоватой водой и стал жадно пить воду глотками прямо из горла граненной,стеклянной,пузатой посуды.
   Осушив до конца графин с водой,Зорин поставил его на стол,чуть повертелся у стола и ,ничего не сказав,вышел в длинный,полутемный коридор.
   -Зачем ты так с ним?-сказал мне Борис.Парень он боевой и журналист отчаянный.Его статьи такие резкие,что наш с тобой родной обком комсомола уже напоминает ему об уходе из газеты...Представь себе еще такую картину,если газета"Ленинец" напишет о безобразных делах на строительстве доменного производства Ново-Липецкого металлургического комбината,то у Владислава еще партийный билет отберут.Мафию стройки и области он не боится,как никак является Заслуженным мастером спорта по боксу,десантник.Моральная трамва,потеря душевного равновесия для него будет невероятная,если он останется вне нашей молодежной газеты...А тут еще нашего редактора газеты в обком комсомола переводят.Так что критика власти имущих строго не допускается.Пошли-ка лучше обедать,да с горя пиво хлебать,брат-казахстанец,ты ведь бывший покоритель целинных просторов Казахстана,если я не ошибаюсь?Так что сегодня у нас с тобой,камыш шумел,деревья гнулись.
   Балдеж дня продолжался.

   Быстро перекусив в редакционном буфете и вудув только по одной кружке пива,мы с Борисом поплелись в журналистскую гостиную,как в редакции называли самую большую угловую комнату,где собиралась всегда свободная журналистская братия двух областных газет:"Ленинское знамя" и "Ленинец".Здесь в перерывах отдыха курили,играли в шахматы,в бильярд.Сквозь пелену табачного дыма я разглядел в комнате много знакомых липчан.Кого только не было здесь.Поэтесса Майя Румянцева,недавно приехавшая из Мурманска,писатели Иван Смирнов,Иосиф Герасимов,Виктор Авдеев,Аркадий Переведенцев.Все,кто находился в помещении в эти минуты болели за самого сильного игрока  в бильярд...им был поэт,журналист Зорин.Играл он напористо,классно,вел счет ,забитых шаров,насухую.Однако я заметил,что манера его игры сильно отличалась от той,которую я видел у одного пожилого игрока однажды в доме отдыха под Борисоглебском.Не только видел,но пока там отдыхал,даже овладел этим искусством бильярдного боя.Меня тогда научил играть без проигрышно в эту игру тот пожилой ,статный мужчина,он был в молодости белым офицером.
   И вот,глядя на сосредоточенные лица игроков и на оживленные,веселые лица их болельщиков,мне пришла в голову сумасшедшая идей,которую надо было срочно обнародовать сейчас,обязательно среди такой маститой публики писателей и журналистов,только после очередного посещения буфета,куда мы и отправились с поэтом и журналистом Шальневым.
   Опять выпили по одной кружке пива и вернулись в гостиную,изрядно угоревшую от папиросного дыма.
   Непобедимый в Липецке бильярдист Зорин опять выиграл новый раунд игры у нового противника,закончил игру с сухим счетом.К столу бильярда снова пробирался с кием очередной против Зорина,а он стоял,гордо усмехаясь,уже заранее зная,что это будет его новая жертва  ,его победы.Время мое пришло,понял я в этот миг...
   Комната,публика,игроки вздрогнули от моего голоса.Голоса,который природа, родители  создали  мне для уличных боев и митингов на площадях,сценических площадок в театрах.Мой голос ворвался между стен гостиной редакций газет и буквально раздавил своим прессингом тембра ее,оглушил людей.Они все повернулись к порогу двери,где стоял я.
  -Братья -журналисты,товарищи писатели,отчетливо подпирая слова,произнес я громовым голосом.-Есть жаренный сатирический материал для любой газеты,любого уровня.Но печатать мой материал будет та газета,чей представитель дас мне фору в игре в бильярд.Сейчас,здесь в гостиной,на этом зеленом поле бильярдного стола.
  Возникла гробовая тишина.А потом на меня обвалился водопад  оглушительного смеха...
   Как я и ожидал,Владислав Зорин,непобедимый доселе бильярдист в кругу пишущей братии и среди горожан,принял мой вызов.Но не зная броду,не лезь понапрасну в воду.Так случилось и с Владиславом.Он мне проиграл.Теперь он должен был сдержать свое журналистское честное слово,даже как говориться ценой своей жизни.Красный как рак,он пожал мне руку после игры и громко буркнул,под одобрительный возглас болельщиков.
   -завтра,чтобы твой материал лежал у меня на столе.Напишешь сам,опубликую,слов нет.-произнеся эти слова,он внимательно посмотрел на меня,затем отошел к курильщикам,которые угостили его сигаретой,повернулся ко мне спиной,прикурил от папиросы,которую емулюбезно предложил Аркадий Переведенцев.Аркадий уже в это время опубликовал свою повесть о капитане Флерове,командире первой батарее реактивных минометов"Катюша".
   На следующий день я появился в кабинете редакции у зОРИНА В ТОЧНО НАЗНАЧЕННОЕ ВРЕМЯ И ПОЛОЖИЛ НА СТОЛ ПЕРЕД НИМ НЕСКОЛЬКО,НАПИСАННЫХ ТОРОПЛИВОЙ РУКОЙ,ЛИСТКОВ БУМАГИ.Он сидел в это время за столом и вычитывал,правил гранки какого-то своего материала в очередной номер газеты.А потому на меня даже в первое время и не взглянул или делал вид,что не заметил моего присутствия в комнате.И было совсем непонятно сейчас,остался ли он при своем вчерашнем решении или нет,по его лицу мало чего было понятно.Уже,выходя за порог двери и прикрывая дверь,я краем глаза заметил,как рука Зорина резко сгребла мои листочки.
   
    Клоунские трюки Никиты Сергеевича Хрущева,которые он начал вытворять в означенное время,будучи очередным вождем советского государства,стали уже лихорадить социально-экономическую и,стало быть внутриполитическую ситуацию в СССР.Еще не наступил 1962 год для новочеркасских событий,где будет подавлен бунт заводских рабочих,недовольных голодной жизнью,но уже прошел мятеж против власти в городе Темир-Тау,его подавляли массовым расстрелом людей и танками.
     Обстановка в стране балансировала на грани пропасти благодаря постоянным экспериментам Хрущева во всех его отраслях.
     Одним из таких экспериментов коснулся сокращения Вооруженных сил,что значительно ослабил советскую армию и обороноспособность государства.Эим Хрущев подорвал престиж военной профессии.Это каприз вождя нации был ,видимо,привязан к тому,чтобы не только снова отомстить Иосифу Сталину,ныне покойному,но и подавить на собой влияние бывших сталинских генералов-фронтовиков,таких как Жуков,Рокоссовский.Достаточно вспомнить факт,что еще в 1955-1958 годах,в бытность Жукова министром обороны СССР, Хрущев инициировал первое сокращение советских Вооруженных сил на треть-почти на 2 миллиона 140 тысяч солдат и офицеров.А газеты,журналы и другие советские СМИ и в те годы,и в снова уже в 1960-1961 годах,когда последовали военные силы новые сокращения,с радостью сообщали,например,о том,как с улыбками уничтожают новейшую военную технику,как солдаты и офицеры с криками "ура" реагировали на сообщения о сокращении армии.
   Еще 27  июля 1959 года Хрущев подписал постановление Совета Министров СССР о пенсиях военнослужащим и их семьям.Оно вызвало новое недовольство в обществе и армии,ибо военные пенсии сократили,а возможности "выслужить" даже сокращенные военные пенсии-затруднили.По архивным данным,это недовольство выразилось в призывах бастовать,"завалить" ЦК КПСС,министерство обороны и прессу протестами.
   Следует отметить,в этой связи,что не одна страна мира,не говоря уже о других великих державах,в это время не сокращала свои войска-ни на собственной территории,ни на зарубежных базах.Наоборот:численность,оснащение и финансирование зарубежных армий быстро увеличивались.А военно-политическая обстановка в мире ухудшалась.

   Эти события,книга пана Ярослава Гашека"Похождения бравого солдата Швейка",как бы завязались в один исторический сюжет.Послужили мне для написания фельетона для газеты "Ленинец",сатирического материала о проблемах нашей стройки.А почему бы нет? Итак,после сокращения из состава Вооруженных сил,бравый Солдат Швейк,прощается со своим поручиком и идет служить в Липецкий трест УС Металлургстрой,в строительное управление №810,где работает моя бригада плотников-бетонщиков.Он появился с улыбкой на всем лице в бригаде еще в гимнастерке,еще не со споротыми погонами,видимо считал,что на стройке он человек временный и может случится так,что страна опять позовет его на армейскую службу обратно,возможно завтра.И тут того,если это опять будет для него австрийская армия императора Франца Иосифа,или наконец другая,новая хрущевская армия.Хотя признаться,как на духу,хотя и сохранил ОН гимнастерку и погоны,но возвращаться опять в казарму ему не хотелось,уж очень кислая прежняя жизнь была у него в австрийской казарме,от того и драпанул на гражданку от своего поручика Лукаша.адъютантом,но был вечно пустой карман.Надоело Швейку быть вечным холуем у поручика и австрийского императора,захотелось полной свободы и кучи денег в кармане.
    Демократия его взглядов на жизнь,привела его на курортный город Липецк,где когда-то успешно лечились его предки на местных водах и грязях.В Липецком горкоме комсомола ему выдали на руки путевку.И в этот же день,уже к вечеру бывший солдат Швейк стал плотником-бетонщиком в нашей разношерстной по возрасту боевой бригаде.Но радость от прикосновения к новой работе у Швейка оказалось преждевременной.Попробовал Швейк с нашими ребятами принимать тяжелый бетон ежедневно,в каждую смену по двести кубометров,да еше катить его в тачках по скользким,деревяным,узким,как бычья мочевая струя,трапам,так и взвыл ровно через три рабочих дня по-белужьи.Сумасшедший дом,да и только?
   Бросил он все к черту,да и покатил обратно к поручику в Прагу,где тот обосновал после дембеля ритуальную мастерскую,выпускающую гранитные гробы для чешского пролетариата.Пыльное  ,но зато денежное дельце,-смекнул Швейк,выезжая из Липецка,даже не глотнув на дорогу и глотка местной целебной водицы из курортного источника из которого в молодости пил сам император Петр Великий.

   Швейк уехал из Липецка,а я дописал свой фельетон,где он солдат Швейк был главным героем,как и в знаменитой книге Ярослава Гашека"Похождения бравого солдата Швейка" и понес его в редакцию газеты у на второй день после моей встречи с Владиславом Зориным.
   Мой фельетон"Почему Швейк ретировался",опубликованный в областной комсомольской молодежной газете"Ленинец" после выхода в свет взорвал всю нашу стройку,весь ее трудовой коллектив из 32000 человек,весь Липецк,все Черноземье Советского Союза.Люди взахлеб читали о новых приключениях любимого солдата,гашековского Швейка.Автора фельетона узнавали на улицах города,тянули на встречи в рабочие коллективы монтажников и строителей,металлургов,Мне выдавали различные мандаты для участия в качестве делегата от рабочей массы в различных совещаниях,конференциях.
   А между прочим среди грома овации,уже прорывались раскаты шторма,арестов. 

   

          ( Начало в № 1-7. Продолжение следует)


Рецензии