Гвоздь

               
  Он лежал на полотне автобана, очень удачно, как раз на той полосе, что вела в сверкающий огнями город. Его острие было немного согнуто и развернуто ровно на столько, чтобы вонзиться в шину мчащегося автомобиля.  Как он  попал на эту дорогу, этого уже никто не скажет.
  Это был обычный строительный гвоздь, «сотка» - как говорят в народе. Впрочем, и не совсем обычный. Гвоздь имел душу, но что важнее он имел амбиции и несгибаемую волю для воплощения в жизнь этих смелых амбиций.  Появился он на этой земле шесть лет назад, когда сошел со станочной линии какого – то маленького гвоздильного завода.
  Итак, гвоздь был выпущен на свет. И следуя далее по производственному циклу, был упакован в ящик в числе нескольких сотен своих собратьев, еще теплых и покрытых маслом.  Затем их погрузили в грузовик и отправили на склад.
«Ну да, - думал наш гвоздь, - все понятно, дело не шуточное, людям нужно все учесть и оформить документы, и мы пару дней побудем на складе».  Чтобы не тратить попусту время, гвоздь принялся строить планы на будущее, планы эти были грандиозными и заняли его мысли на несколько часов. А в это время среди гвоздей в ящике завязался разговор, каждый высказывал свои впечатления и делился мыслями по поводу того, чего он намерен достичь в этой жизни.
 - Чтобы там ни говорили, нужно знать чего ты хочешь и как этого добиться, – четким уверенным голосом произнес сосед слева, - вот я, например, абсолютно точно знаю, что моя карьера сложится весьма успешно. Быть забитым в забор или в сарай – это не для меня. Меня наверняка используют при строительстве замечательной яхты, я буду нести на себе снасти на мачте. Меня ждут путешествия, мне предстоит увидеть многие земли.
 - Но, позвольте, коллега, - вступился более осторожный собеседник, - едва ли кого – то из нас привлекут  к службе на флоте, в морском климате мы очень быстро заржавеем. Нужно обладать необходимыми качествами. На флот идут гвозди из особого состава, да и покрытые медью.
  - Пустое, - ответил первый оратор, - с подобными пораженческими мыслями вам лучше оставаться всю жизнь в этом темном складском помещении.
  - Да, быть гвоздем – это само по себе уже замечательно, можно принести обществу немалую пользу, - это говорили где – то в отдаленном углу. Я, друзья, вот, что думаю о себе. Меня весьма привлекает работа в технической библиотеке.  Я бы мог, к примеру, поддерживать полку с научными трудами, и это был бы мой скромный вклад в науку.
  - А я хотел бы крепить перила балкона,  в роскошном особняке. Этаже, этак, на третьем. Перед балконом цветущий сад,  чудесный вид. И барышни за столом пьют чай с вареньем. Вот это так жизнь, господа! – мечтал вслух гвоздь, что лежал на самом верху.
 - Вижу себя в искусстве, - сказал кто – то из гвоздей, - вобьют меня в стену театральной уборной и станут известные актеры на меня свои шляпы вешать. Афиши, поклонники,  шампанское!
 Наш герой выслушал еще несколько потрясающих прожектов. И затем тоже решил взять слово.
 - Не плохо, не плохо, коллеги, - сказал наш гвоздь, - но все это мелко и незначительно.  Меня же ждет иное предназначение - высокое. Знаю я, что трон короля невозможно собрать без гвоздей и я…
 - Трррон, короля! – раздался вдруг пронзительный скрипучий голос. Этот возглас шел откуда – то снизу и принадлежал старому ржавому гвоздю, что был плотно засажен в покрытые плесенью половые доски.
-Трон короля, - повторил старый гвоздь, - безумцы! Жалкие проволочные обрезки! Посмотрите на меня, я торчу в этой гнилой доске вот уже девяносто лет! Девяносто лет я не видел солнца!  Я больше и сильнее каждого из вас, хотя и изъеден ржавчиной. И делали меня не на каком – то там станке, а закаляли в горне в настоящей кузнице!  Все мои братья – это шедевры ручной работы,  каждый из нас  стоит сотню вас – обезличенных и неуклюжих! И что же вы думаете, мы не мечтали о великих свершениях?
- О чем вы здесь раскричались?! Что за ерунду вы вбили себе в голову? Лучшая судьба, что вас ждет – это быть вколоченными в строительные леса или в собачью конуру. И это еще будет хорошо. Многие из вас сломают себе хребты! Да, да. Вы вспомните, вспомните мои слова.  Забудьте о сухих и светлых помещениях, где нет ржавчины, а лучше подумайте о том, что всех вас ждет встреча с молотком! С тяжелым неумолимым молотком!
И старый гвоздь  внезапно замолчал и больше уже не сказал ни слова. Эти ужасные слова угнетающе подействовали на всю компанию новеньких «соток» и они тоже приумолкли. Утром, однако, все уже забыли о жутком пророчестве старого гвоздя – пришел грузовик, ящики с изделиями погрузили в кузов и доставили в скобяную лавку.
«Что там болтала, эта старая заржавленная железка? » - думал наш герой, лежа в светлой чистой витрине магазина, - «Ему не повезло, это правда, - но зачем нам его рассказы, полные отчаяния и злобы? Все идет  хорошо, и я верю в свою мечту». Так новенький гвоздь провел еще несколько дней в витрине магазина. За это время он видел разную публику, от плотников с грубыми толстыми пальцами, до изысканных  господ в дорогих пальто.  И вот под вечер в магазин зашел невысокий старичок в поношенном ватнике. Он купил ножовочное полотно, несколько скоб и крючков, и заказал килограмм «сотых» гвоздей.
- Дам вам все, что  осталось в витрине, - сказала покупателю продавщица, и упаковала его заказ в плотную бумагу.
  И так наш гвоздь отправился к месту своего предназначения, в какой – то дальний хутор, лежа на полу мотоциклетной коляски и вздрагивая на ухабах. Он все еще надеялся на лучшее. Но судьба была неумолима. На следующий день хозяин мастерил свиное корыто. Старик разметил и заготовил несколько березовых досок. Затем распаковав сверток, он извлек дюжину гвоздей, в числе которых был и наш мечтатель. Бесцеремонно послюнявив гвоздь, старик вбил его в корыто несколькими ловкими ударами полуторакилограммового молотка.
   С тех пор прошло шесть лет. В конце – концов свиное корыто рассохлось и пришло в негодность. Корыто разобрали, и доски пустили на какие – то другие нужды. А гвозди, что хозяин извлек гвоздодером, он положил у сарая, да так и позабыл про них. Но для соседских мальчишек все сгодится, даже старые погнутые гвозди. И вот сорванцы что – то себе там мастерили, и гвозди им пришлись кстати, кто – то из мальчишек поднял их и сунул в карман. Но дети есть дети, через час у них уже другие заботы и они бегут в рощу через дорогу.
  Гвоздь лежал на  дорожном полотне. Наступал вечер, а в воздухе пахло дождем. Вдалеке послышался нарастающий рокот колес. Это был большой красный кабриолет. Его широкие черные  шины катили прямо на острие нашего гвоздя! О, да мечта его уже близка, он обязательно попадет в этот большой, сверкающий огнями город.


Рецензии