Старый долг. Часть 3

Часть 3

***
    
        На такси она добралась до знакомого дома, поднялась на этаж, позвонила. Ей долго никто не открывал, потом в квартире послышались шаги босых ног, дверь распахнулась, и когда Зинаида увидела вульгарную, длинноногую девицу с дымящейся сигаретой в зубах, в мужской рубашке, одетой на голое тело, — сердце ее тревожно сжалось.
— Ты чо, тетя, адресом ошиблась?

        Девица сделала глубокую затяжку и  медленно выпустила дым тонкой струйкой. Улыбка, которую попыталась выдавить из себя Зинаида, сразу исчезла. Из комнаты послышался голос Артема:
— Кто там, Нонка?
— Какая-то тетка, не знаю.
       Зинаида шагнула в прихожую, не обращая внимания на девицу, захлопнула  дверь и заглянула в комнату. На кровати, там, где они вместе с Романом провели столько незабываемых минут, среди кучи разбросанных вещей и нижнего белья, на несвежей постели, едва прикрывшись одеялом, лежал Артем, и из одежды на нем были только наручные часы. Чем занимались молодые люди пять минут назад, догадаться было не трудно.

— Ну, здравствуй, сынок. Вот как ты здесь поживаешь!
      Артем вскочил.
— Мама? — Одной рукой он придерживал одеяло, другой пытался натянуть свои джинсы. — Мама, почему ты не позвонила? Надо же предупреждать!
— У тебя телефон разряжен.
— Правда?
       В комнату вошла девица. Ни на кого не глядя, она неспеша собрала свои вещи и отправилась в ванную. Когда зашумела вода, Зинаида усмехнулась.
— Может быть, объяснишь, наконец, что всё это значит?
— Ой, мама, ну что тут объяснять? Твой сын стал взрослым, вот и всё объяснение.
— И, значит, теперь, ты можешь жить как в свинарнике?
— Да, это мы уберем, потом.

        Зинаида заглянула на кухню, увидела батарею пустых пивных бутылок, целую тарелку окурков, спросила:
— Ты что, уже куришь?
— Нет. Это Нонка.
— И что же это за Нонка?
— Моя девушка.
— Вы вместе учитесь?
— Нет, мы вместе живем.
— Где же вы познакомились?
— Какая разница, мам. Познакомились на площадке, перед парком. Там  собирается молодежь. Я ее подвез, потом пригласил к себе, она не отказалась. Вот и вся история.
— Чем она занимается? Работает, учится?
— Она просто моя девушка.
— А по-моему у этой девушки кроме смазливой мордочки и длинных ног ничего нет.
— А мне больше ничего и не надо. Именно эти длинные ножки я и люблю.
      Зинаида вспомнила, как то же самое говорил о ней Игорь, когда представлял ее Жанне Витальевне. Получается, что Артем, сам того не зная, повторяет своего отца.

        Возразить сыну Зинаида не успела, из ванной вышла уже одетая девица. В  короткой юбке и кофточке с большим вырезом, она прошла мимо притихшей женщины, опустилась в кресло и демонстративно закинула нога на ногу. То, что рядом на стуле бесформенной кучей валялась какая-то одежда, а на спинке висели капроновые колготки и бюстгальтер, — это, видимо, ее ничуть не смущало.
— Мам, познакомься, это моя девушка, ее зовут Нона.
— Здрасте.
— Ну, здравствуй, Нона. Как поживаешь, чем занимаешься?
— Мама, — вмешался Артем. — Мы же с тобой только что об этом говорили.
— Хорошо, не буду. Но спросить, откуда человек приехал, кто — родители, я, надеюсь, могу?
— Спросить можете, — сказала Нона. — А вот услышать ответ, — вряд ли.
— Почему?
— Потому что мне нечего ответить. Родители мои — никто, приехала я из глубинки. Чем занимаюсь? Занимаюсь любовью с вашим сыном.
— И ты считаешь этого достаточно?
— Конечно. Иначе бы Артем нашел себе другую.
— Но, кроме любви, человеку надо что-то кушать, а у вас я смотрю, кроме пива нет ничего.
— Пиво — тоже еда, — ответила Нона. — Жидкий хлеб, слышали?

       Зинаида поняла, что говорить с девицей, у которой три извилины в голове, не о чем, поэтому она направилась к выходу. Артем догнал ее уже в дверях.
— Мама, не обижайся. На самом деле, Нонка очень хорошая.
— Угу, особенно в постели. Скажи мне лучше, ты в институт-то ходишь?
— Конечно, хожу.
     Артем потупил взгляд.
— Отвечай честно. Учти, я завтра же проверю.
— Ну, там…, всего несколько хвостов надо сдать.
— Только начал учиться и уже — хвосты?
— Но, мам…
— Запомни, Артем. Если из института вылетишь, из этой квартиры вылетишь тоже. Машину тебе придется поставить в гараж, и тогда твоя длинноногая красотка улетит от тебя сама.

        Теперь Зинаида взяла за правило контролировать успеваемость сына. Каждую неделю она приезжала в институт, и если ей говорили, что студент Журавлев пропускает занятия или не сдает зачеты вовремя, Зинаида тут же звонила Артему и настоятельно советовала ему взяться за голову, напоминая о последствиях. Уговор действовал. Парень старался заниматься изо всех сил. 

        Зинаида опасалась только одного, как бы Артем не сделал ее бабушкой раньше времени. Нона, эта непростая девица, похоже, нацелилась на парня очень серьёзно и просто так своего не упустит. Зинаида даже стала креститься, перед тем как ответить на неожиданный звонок сына. Не дай, Бог, Артем звонит, чтобы сообщить маме «радостную» новость. Однако опасаться ей следовало совсем другого…

***

        Обычно, работая в зале с клиентами, Зинаида на звонки не отвечала, однако на этот раз, телефон звонил непривычно долго и как-то очень тревожно. Она поспешила в кабинет. На дисплее мобильника светилось имя сына.
— Алло, Артем, что случилось?
     Ответил незнакомый голос.
— С вами говорит следователь Каримов, из восемнадцатого отделения. Ваш сын имеет право на один звонок, и я ему это право предоставляю.
     Зинаида не успела ничего понять. В трубке послышался голос сына.
— Алло, мам, привет, ты только не волнуйся. Я попал в аварию.
— В аварию? Что-нибудь серьёзное? С тобой все в порядке, ты цел?
— Я цел, цел. В общем, приезжай сюда. Следователь тебе всё объяснит.
     Мужской голос подтвердил.
— Восемнадцатое отделение милиции. Шестой кабинет.
— Алло, алло, — кричала Зинаида, но в трубке уже звучали короткие гудки…
   
        Белая как полотно, она выскочила в зал и объявила, что по техническим причинам магазин закрывается. Такого количества покупателей, некоторые из которых уже выбрали себе товар, Зинаида, казалось, не видела никогда. Недовольные клиенты потянулись к выходу, а у нее даже не хватало сил улыбаться им вслед.

        Через полчаса она уже стучала в кабинет с табличкой: «Следователь Каримов В. Б.»
— Войдите.
     За столом сидел усталый мужчина с черными усами.
— Мой сын — Журавлев Артем, вы звонили. — Зинаида сильно волновалась. Что она только не передумала, пока добиралась сюда. — Скажите, что случилось?
— Успокойтесь, женщина. Садитесь. Выпейте воды.
     Мужчина говорил с еле заметным южным акцентом. Наполнив стакан, он подвинул его Зинаиде. Дождался, когда женщина сделает глоток, спокойно сказал:
— Ваш сын сбил женщину.
— Насмерть?! — в ужасе воскликнула несчастная мать.
— Жива, но находится в критическом состоянии.

        Несмотря на то, что Зинаида уже приготовилась услышать что-то подобное, перед глазами у нее всё поплыло.
— Как это произошло?
— Единственный свидетель, — муж пострадавшей, утверждает, что автомобиль не остановился на запрещающий сигнал светофора. Женщина стала переходить улицу, тут всё и произошло.
— А где же находился ее муж?
— Он чуть замешкался. Говорит, что наклонился отряхнуть брюки, а когда поднял голову, его жена уже лежала на асфальте.

        Зинаида закрыла глаза. Ей отчетливо припомнилась та давняя авария — глухой удар и старушка, лежащая на обочине.
— Скажите, Артем остановился, или…
— Остановился. Вышел, подбежал к женщине. Вместе с ее мужем они погрузили пострадавшую в машину, и ваш сын отвез ее в больницу. Там его и задержали.
       Зинаида немного успокоилась. Все-таки не под копирку повторяет Артем судьбу своего отца.
— Что теперь ему грозит?   
— Зависит от многих обстоятельств.
— Но ведь он не уехал, он помог этой женщине.
— А вот свидетель утверждает, что ему пришлось, чуть ли не угрозами заставлять вашего сына везти пострадавшую в больницу, и если бы не он, паренек наверняка бы скрылся.
— Нет-нет. Артем не такой. Он никогда не оставит человека без помощи.
— Охотно вам верю. Но поверит ли в это судья? И потом, еще неизвестно, как будет себя чувствовать пострадавшая после такой аварии? Она уже далеко не девочка, ей за пятьдесят, и за ней наверняка тянется шлейф своих болезней, прибавьте к этому многочисленные переломы… Как все это отразится на ее здоровье? — Тут мужчина понизил голос. — Не дай, Бог, — летальный исход, тогда точно — тюрьма на долгие годы.
— Скажите, а эту женщину можно навестить?
— Зачем, передать апельсины? Они ей вряд ли помогут. Советую вам навестить ее мужа. Поговорить, заинтересовать, помочь материально. Может, он согласится изменить свои показания.
— Я вас поняла, давайте адрес.
        Следователь написал на клочке бумаги название улицы и номер дома. Протянул женщине.
— Спасибо. А с сыном я могу увидеться?
— Можете, только…
       Зинаида поняла всё без слов. Она достала из сумочки и протянула мужчине зеленую бумажку с изображением американского президента.
      
       В кабинет Артем вошел бледный, испуганный, еще не до конца понимающий, что с ним произошло. Сел напротив матери.
— У вас пять минут, — сообщил опер, выходя из кабинета.
— Мама, ты не переживай, всё будет в порядке, — попробовал улыбнуться Артем.
— А вот следователь считает иначе. Тебе грозит реальный срок.
— Да это он тебя пугает. Наверное, хочет деньжат срубить.
— Расскажи-ка мне лучше, как всё произошло?
— Ну, понимаешь… Мы ехали…
— Мы?! Ты ехал не один? — чуть не закричала Зинаида.
— Я… это…
— Кто был еще в машине, твоя Нона?
— Мам, слушай, давай не будем ее сюда приплетать. Хорошо?
— Нет, плохо. Очень плохо. Эта твоя Нона…

        Зинаида вдруг с ужасом подумала, а не девица ли управляла машиной? Ведь в прошлый раз всё было именно так! Игорь доверил ей руль, и она сбила человека!
— Посмотри-ка мне в глаза, сынок, и отвечай быстро: «Женщину сбила Нона?»
     Глаза парня забегали. Он опустил голову.
— Мама, повторяю, не надо ее приплетать.
— И всё же ответь, за рулем сидела она?

        Несколько секунд Артем собирался с духом, потом проговорил:
— Ладно. Тебе я скажу. Но учти, только тебе. Все равно виноват во всём я. Я не имел права доверять ей машину. Она меня упросила. Понимаешь, улица была совершенно пуста, и откуда только появилась эта семейная пара? Я крикнул: «тормози», но… было уже поздно.
— Я знаю, что ты бросился в этой женщине, а что делала Нона?
— Она открыла дверь и сразу убежала.
— Понятно. И теперь ты хочешь взять ее вину на себя?
— Мама, ты не знаешь самого главного. Нона беременна.
— Что?!
— Нона ждет от меня ребенка.
     На Зинаиду словно выплеснули ушат холодной воды.
— Ты уверен?
— Конечно. Она сама мне говорила.
— Говорить мало. Она проверялась у врача? Делала тест на беременность?
— Всё это ни к чему, мама. Я и так ей верю, и допустить, чтобы она в таком положении оказалась за решеткой, просто не имею права.

        В кабинет вошел следователь.
— Ну, поговорили?
     Конвоир увел задержанного. Зинаида тоже поднялась.
— Скажите, Артема выпустят до суда?
— Не знаю, решать будет прокурор.
— А где произошла авария?
— На Лобачевского. Там только один пешеходный переход.

        Не теряя времени, Зинаида сразу поехала к мужу потерпевшей. И зря. Мужчина еще не успел успокоиться, придти в себя, он только-только возвратился из больницы, а тут  уже мамаша пожаловала хлопотать за сыночка. Он и взорвался.
— Тебе чего надо? — заорал мужчина.
— Хотела просто поговорить.
— Ах, поговорить. Пришла уговаривать, чтобы я заявление не писал? Хочешь отмазать своего ублюдка от тюрьмы?
— Я хотела…
— Может, ты хотела мне денег предложить? Так вот, учти, не всё за деньги можно купить. Я свою совесть не продаю.

        Поняв, что разговора не получится, Зинаида повернулась и побежала вниз по лестнице, а в спину ей всё ещё неслись оскорбления.
— Буржуи недобитые! Привыкли всё на деньги мерить. Я твоего поддонка посажу, помяни моё слово, посажу! Будит гнить за решеткой, так и знай!
        Дверь с шумом захлопнулась. Зинаида выскочила на улицу, прислонилась спиной к стене и несколько минут собиралась с мыслями. А ведь она действительно хотела предложить ему денег. Хорошо, что не успела, иначе  он бы ее просто с лестницы спустил.

        Следующий день Зинаида начала со звонка следователю, но тот обрадовать ее ни чем не смог.
— Прокурор посчитал, что отпускать вашего сына нельзя.
— Почему?
— Есть опасность, что он скроется и уйдет от справедливого наказания.
— Господи, какая ерунда, я своего сына прекрасно знаю, он никуда не убежит.
— Вы может, и знаете, а вот прокурор — нет.
— Послушайте…
— Нет, это вы послушайте. Я советую вам не терять времени и нанять хорошего адвоката. До свидания.

        Найти адвоката ей помог Роман Матвеевич, после того, как Зинаида позвонила ему и рассказала обо всём, что произошло.
— Не переживай, — попробовал успокоить ее счастливый дедушка. — Это очень опытный защитник, он обязательно поможет твоему сыну.
        Михаил Моисеевич перезвонил Зинаиде через час. Расспросил об обстоятельствах дела, назвал сумму гонорара и, получив согласие, попросил ни о чем не беспокоиться.
— Мне кажется, дело не такое уж и сложное. Попробую сделать всё, что в моих силах. Будем на связи.

         Открывать магазин Зинаида не стала, решила сразу съездить на место аварии, вдруг найдутся свидетели, которые что-нибудь видели…  До улицы Лобачевского  доехала на такси. Осмотрела трехэтажный дом, окна которого выходили на пешеходный переход, и смело вошла в подъезд.

         Она звонила в каждую квартиру. Расспрашивала жильцов, но, как и следовало ожидать, никто ничего не видел, и только на третьем этаже ей вдруг повезло. Веселый мужичок в застиранной майке, на вопрос о вчерашней аварии ответил:
— Всё видел, всё знаю, всё расскажу.
     «Может быть, шутит», — подумала Зинаида, глядя на улыбающегося мужчину. Оказалось, нет.
— Я как раз у окошка курил. На улицу глядел. Вижу двое к переходу подошли. Чего стоят, думаю, чего ждут, дорога-то пустая. Женщина первая и пошла, а тут, откуда ни возьмись, летит — сарай черный на колесах. Бац, и в дамки.

        Зинаида слушала мужчину с замиранием сердца.
— А дальше, дальше что было?
— Дальше-то? Отлетела эта тетка. Хорошо так отлетела. Лежит не шелохнется. Мужик ейный к ней подбежал…
— А машина?
— Машина по тормозам. Из нее парень выскочил, и тоже к тетке, наклонился, о чем-то с мужиком говорит. Потом женщину погрузили и отчалили.
— Подождите, а парень, с какой стороны из автомобиля выскочил, вы заметили?
— Всё заметил, всё знаю, всё расскажу. Парень справа выскочил. Я еще подумал, что машина японская. Там машины с правым рулем выпускают.
— А слева?
          Зинаида затаила дыхание. От этого ответа зависела судьба Артема.
— А слева евойная девка выпорхнула.
— А как она выглядела?
— Юбка короткая, ноги длинные. Как припустилась вдоль улицы, только ее и видели.

         Зинаида готова была этого мужчину расцеловать. Но радовалась она рано. От денег он почему-то отказался, заявил, что ни на какие суды не пойдет, и показаний давать не будет.
— Ничего не видел, ничего не знаю, ничего не расскажу.
— Но как же так?
— Однажды я уже свидетелем побывал. Дал показания. А меня же потом и упекли.
— Но, здесь совсем другое, поймите…
— Нет-нет. И не уговаривайте. Эти университеты я уже прошел. Дал себе зарок, — ни за какие деньги! 

         Зинаида ушла расстроенная. Что делать, как доказать невиновность сына? Может поговорить с Ноной? Если она и вправду ждет ребенка, ей могут дать условный срок. Но где ее искать? Вряд ли она возвратилась в квартиру, где жила с Артемом. Наверняка подалась на свою малую родину. Может, поговорить с ребятами, которые собираются на пятачке перед входом в парк? Ведь кажется, там Артем с ней познакомился.

***

         Все лавочки на небольшой площади перед входом в парк Гоголя занимали молодые люди. Они как гроздья свисали со скамеек, теснили друг друга, толкались, смеялись, а те, кому не хватило места, стояли напротив, пританцовывая под музыку, доносящуюся из парка. Многие девчонки восседали на коленях у парней, без стеснения выставляя на всеобщее обозрение свои ножки в ажурных чулках, в колготках всех оттенков.
         «Да, в своё время мы так себя не вели», — подумала Зинаида, забыв о том, что точно таким же приемом, сидя на высоком стуле, в баре ресторана, здесь неподалеку, она и привлекла внимание Игоря.

          Приблизившись к притихшим молодым людям, оккупировавшим одну из лавочек, Зинаида весело спросила:
— Ребята, я ищу одну девушку, зовут ее Нона.
     Молодые люди дружно заржали. Засмеялась и Зина.
— Я понимаю, имя смешное, но вот девушка, похоже, неплохая. Высокая, стройная, и мордашка ничего.
— Ага, — подхватила девица с короткой стрижкой. — И еще дымит как паровоз.
— Точно. — Зина сразу переключилась на эту девушку. — Ты ее давно видела?
— А вам зачем?
— Хочу ей долг отдать, сто долларов.
— Ого. Отдайте мне, я ей передам.
— Договорились. Давай отойдем.

         Девушка спрыгнула со спинки лавочки и под одобрительный гул друзей пошла вместе с Зинаидой.
— Ну, и где же деньги? — спросила она, прекрасно понимая, что долг Ноны, это только предлог.
— Тебя как зовут?
— Ира.
— Слушай, Ир, — начала Зинаида, протягивая девушке несколько купюр на сигареты. — Ты не знаешь, где я могу найти эту самую Нону.
— Она живет с одним парнем, где — не знаю.   
— А имя парня знаешь?
— Артем, кажется. У него красивый джип. Папашин, наверное.
— Точно, откуда у молодого парня такая дорогая машина! А здесь Нона когда последний раз появлялась?
— Недели две назад.
— Слушай, Ир. Если ты ее увидишь, позвони мне, а? — Зинаида протянула свою визитную карточку. —  У меня, между прочим, свой магазин одежды. Зайдешь, подберем тебе что-нибудь модненькое.
— Отлично, договорились.
     Ира побежала к друзьям, на ходу засовывая деньги и визитку в лифчик.    

        «Нет, это дурацкая затея, — размышляла женщина, глядя ей вслед. — Допустим, найду я эту Нону, и что? Скажу — иди в милицию и признавайся? Смешно. Она ответит также как и тогда: «Те чо надо, тетка, ошиблась адресом? Я тебя знать, не знаю». Надо звонить следователю. Пусть устраивает здесь засаду. В конце концов, ловить преступников — это его работа».

         Зинаида достала телефон, но вдруг вспомнила, что его номера она не знает. Следователь звонил ей с телефона Артема. Она попыталась позвонить сыну, но безуспешно. Ей ничего не оставалось, как ехать в отделение. Однако и там ее ждала неудача.
— Каримов на вызове, — сухо ответил дежурный. — Он вам назначал?
— Нет. Я по срочному делу. А когда он вернется?
— Неизвестно.
— Скажите, а я могу увидеться с сыном?          
— Фамилия?
— Журавлев Артем. Его вчера задержали.
         Дежурный открыл журнал, проверил записи.
— Переведен в городскую тюрьму.
— Как?
     У Зинаиды неприятно защемило внутри: «Господи, какое страшное слово...»      
— Не знаю. Обращайтесь к Каримову. Он ведет ваше дело.
— А можно узнать номер его телефона?
— Нет. Если хотите, запишите номер дежурной части.
             
         Зинаида внесла в память телефона несколько цифр, которые продиктовал ей сержант и вышла.
         Куда теперь? Конечно, в городскую тюрьму, надо попробовать добиться свидания с сыном или хотя бы передать ему что-нибудь съестное. В ближайшем универмаге она набрала целый пакет продуктов и села в такси. Опытный водитель хорошо знал куда ехать. Сам когда-то томился в тех мрачных застенках в ожидании суда.
— Неужели сбили человека? — поинтересовалась Зина.
— Нет. Одного клиента наказал. 
— Как?
— Сел ко мне один хлыщ. Полдня катался, а потом решил сбежать. Но ведь и я тоже бегать умею.
— Догнали?
— Догнал. Проучил по-мужски. — Тут мужчина поднял кулак. — А он в милицию побежал, и всё по-своему вывернул. Будто я у него два счетчика потребовал, а когда он платить отказался, я его и отделал несчастного. Кому вера? Свидетелей нет. Клиент всегда прав.
— И чем всё закончилось?
     Шофер тяжело вздохнул.
— Отделался легким испугом. Опознали его таксисты, от которых он сбегал в своё время.
         Зина не выдержала и рассказала о своей беде, однако мужчина ее ничем не обрадовал. Сказал просто:
— Тут, знаете, по-всякому может обернуться. Придет судья в плохом расположении духа — с женой, допустим, поссорился, — вот вам и реальный срок.
         Настроение у Зины сразу упало. Она уже пожалела, что начала этот разговор, поэтому больше вопросов не задавала.

         На пункте приема посылок, после того как Зинаида долго стучала в закрытое окошко, её просто обругали.
— Ну, чо барабанишь?! — крикнула злобная женщина, приоткрыв заслонку — Самая умная?
— Извините, я бы хотела…
— Завтра с утра будешь хотеть.
— Скажите, а свидание…
— Свидания разрешаются только по предварительному согласованию.
         Окошко с шумом захлопнулось.
       «Как же это всё грубо, неприятно», — на душе у Зинаиды просто кошки скребли…
        Весь остаток дня, она пыталась связаться со следователем, но он в отделении так и не появился.

        Наутро она опять отправилась по вчерашнему адресу и на этот раз, отстояв огромную очередь, посылку ей передать удалось. Удалось ей и дозвониться до следователя, но тот был чем-то очень раздражен и разговаривал на повышенных тонах.
— Что вы звоните? Что вы меня дергаете? У меня и без вас работы невпроворот.
— Я нашла свидетеля.
— Какого ещё свидетеля?
— Свидетеля аварии. Его дом прямо напротив пешеходного перехода. Он всё видел из своего окна, на третьем этаже. Вот я тут записала. Дом три, квартира тридцать, Сомов Андрей. Правда он не хочет давать показания…
— Послушайте, если ваш Сомов  не хочет давать показания, то это не свидетель. Вы адвоката нашли?
— Да.
— Вот и решайте все проблемы с ним. До свидания.

        Немного отдышавшись, Зинаида связалась с Михаилом  Моисеевичем.
— Мы можем встретиться? – спросила она.
— Зачем?
— Я нашла важного свидетеля.
— Не пойму, зачем нам свидетель, когда дело абсолютно прозрачное.
— Нет-нет, обстоятельства изменились. Я выяснила, что в момент аварии, Артема не было за рулем, машиной управляла его девушка.
— Девушка? И кто вам об этом сказал, ваш сын?
— Какая разница?
— Понятно, и что вы предлагаете?
— Как что? Я хочу, чтобы вы разобрались в этом деле.
— Послушайте. Я уже в вашем деле разобрался. Выстроил линию защиты, набросал конспектик, а вы предлагаете мне выставить себя на суде полным идиотом!
— Почему?
— Потому что никто не поверит в какую-то там «девушку». Ваш сын наверняка ее придумал. Посидел пару дней среди уголовников, они ему и нашептали, как надо себя «правильно» вести.
— А если девушка всё же есть?
— И где же она?
— Она пока скрывается, но…
— Я так и знал. Поймите, я взялся защищать вашего сына, только потому, что об этом меня попросил Роман Матвеевич, я ему многим обязан и просто не смог отказать. Поэтому давайте с вами договоримся. Если вы и дальше будете настаивать на том, что в аварии виновна какая-то девушка, ищите себе другого адвоката, у меня и так в производстве шесть сложных дел. Всего доброго.

         Зинаида без сил опустилась на ближайшую лавочку. Почему? Почему ей постоянно не везет. Чтобы она не делала, к кому бы ни обращалась, везде ей отказывают. Везде она натыкается на глухую стену. Как ее разрушить, как достучаться до людей?

         Зина никогда не бывала в этой части города. Она посмотрела вокруг, подняла глаза в пасмурное небо, и тут среди облаков, мелькнул слабый лучик солнца. Где-то, совсем рядом, за серыми безликими домами  вспыхнули позолоченные купола церкви. Желание помолиться, поставить свечи за здравие сына пришло к Зинаиде моментально. Она поднялась и, словно за последней надеждой, двинулась в сторону храма.

          Как водится, по обе стороны от дороги, ведущей к открытым дверям святого места, расположились просящие милостыню. Зинаида заранее достала несколько монет и, проходя мимо несчастных старушек, клала в их протянутые ладони деньги, слыша в ответ неизменное: «Спаси, Господи». И только у самого последнего нищего она замешкалась. Старик не стоял с протянутой рукой. Обе его ладони опирались на старческую клюку, а взгляд был устремлен себе под ноги. Зинаида смотрела  на старое зимнее пальто, на седые локоны и чувствовала, как на лбу у нее выступает холодный пот. 

          Невероятно! Перед ней стоял тот самый старик, который когда-то дал ей целую горсть мелочи, а она так и не купила ему ни хлеба, ни молока.
— Здравствуйте, — сказала она, не узнав собственного голоса. — Вы меня не узнаете? Мы встречались с вами в Раменском. И потом, уже здесь — в парке. В парке Гоголя…, вы сидели там на скамейке…

          Зинаида ждала ответа, но старик, похоже, ее не слышал. Может быть, за эти годы он давно потерял и слух и зрение?
— Вспомните, дедушка, — не отставала Зина. – Я ушла, чтобы купить вам что-нибудь из еды, но когда вернулась, вас уже не застала. Я же взяла у вас деньги. Я хочу вернуть вам долг. Скажите, сколько я вам должна?

          Зинаида полезла в сумку, готовая отдать все, что у нее было в кошельке, но старик остановил ее, накрыв своей рукой ладонь женщины.
— Оставь, дочка, не надо, — проговорил он совершенно отчетливо. — Ты мне ничего не должна, ступай.
— Как не должна, подождите…
— Отдай долг тому, кому ты действительно задолжала.
— Кто же это?
— Подумай сама…

         Тут старик поднял голову и Зинаида, увидев его глаза, невольно попятилась. Он как будто смотрел сквозь нее. Казалось, этот странный человек знает о ней всё. Он буквально читал ее мысли. Ему был известен каждый ее шаг, каждый взмах руки, каждый взгляд и даже каждый вздох. Ничто не могло укрыться от этих глаз. У женщины стали подкашиваться ноги. Еще мгновение и она бы упала, но в это время старик вновь опустил голову.

         Вовлеченная в людской поток, Зинаида оказалась в храме. Прохлада этого полутемного помещения постепенно привела ее в чувства. Она принялась отчаянно и  неумело креститься, потом поставила свечки, написала записки с именами всех, кому желала здравия, а когда вышла на улицу, — старика уже не было. Его место занимала маленькая невзрачная бабушка. Положив монетку в ее сморщенную ладонь, Зина спросила:
— Вы не знаете дедушку, который стоял здесь до вас? Куда пошел?
— Пошел, пошел, — повторила бабушка, глупо улыбаясь и качая головой.
     Зинаида обратилась с тем же вопросом к старушке напротив, но и та, похоже, ждала от нее лишь одного — милостыни.

          Интересно, о каких долгах говорил ей старик? Кому я могла задолжать. Кому?
Зинаида готова была отдать любые деньги, лишь бы помочь своему сыну, но в них, как ни странно, никто не нуждался. Даже нищий старик, и тот не взял у нее ни копейки. Почему? На что он живет, если отказывается от денег? Кто он, этот странный дедушка? Почему за столько лет он не состарился ни на день? Его пальто, старое и изношенное уже тогда, за четверть века должно было бы истлеть, превратиться в лохмотья…
          Почувствовав, как у нее начинает болеть голова, Зинаида поймала такси и отправилась домой.

***

         Новый день встретил ее пасмурным небом и моросящим дождем. Она долго лежала в постели, вспоминая свой утренний сон. Перед самым пробуждением ей почему-то привиделся Игорь. Может это неслучайно? Может, ей действительно надо навестить его? В конце концов, он — отец Артема, а, значит, имеет право знать обо всём, что происходит с его сыном.
   
         Не дозвонившись ни до следователя, ни до адвоката, — те, видимо просто не желали с ней общаться, Зинаида отправилась к своему бывшему мужу. Когда-то она ждала его, считая минуты, а теперь… Теперь этой встречи она опасалась ни на шутку.
Игорь…  Как он себя поведет? А что скажет ей Жанна Витальевна? Наверняка накинется с упреками. Ну как же, сначала сломала жизнь ее сыну, а вот теперь и внук в тюрьме.

         Стоя перед дверью знакомой квартиры, Зинаида никак не решалась нажать на звонок. Что, если ей откроет новая жена Игоря? Как к ней обращаться, что сказать?!
         Однако все ее опасения оказались напрасны. Дверь ей открыл сам Игорь, и, судя по глазам, которые он сразу виновато отвел в сторону, его организм еще не был отравлен алкоголем.
— Здравствуй, к тебе можно?
— Заходи. Раздевайся. Давай я тебе помогу.
         В голосе своего бывшего мужа она уловила вдруг до боли знакомые нотки. Так Игорь говорил с ней в те далекие годы, — до того, как случилось это несчастье.
         Сняв плащ, Зина осторожно заглянула в комнату, потом в кухню. Спросила:
— Ты что, один?
— Как видишь.
— А где твоя жена?
— Какая еще жена?
— Мне Артем говорил…
— Выгнал я ее. Довела мать до нервного срыва! Скандалистка! Да и не было у меня с ней ничего, так, выпивали вместе, от скуки…

         От этих слов у Зинаиды радостно запылали щеки. Она удивленно переспросила:
— Жанна Витальевна в больнице?
— Говорю же тебе, Валька довела. Она баба, знаешь, — палец в рот не клади. Мать ей слово, она в ответ — десять.
— А ты куда смотрел?
— Пьяный я тогда был, сильно. Утром проснулся, спрашиваю — где мать? На скорой, говорит, увезли. Ну, я ей на дверь-то и указал.
— Игорь, послушай, мне кажется с пьянством тебе надо завязывать. Ни к чему хорошему это не приведет.
         Мужчина ответил не сразу.
— Завязывать? — повторил он, устало. — А как прикажешь жить дальше? Жена ушла, мать в больнице, работы нет, за плечами десять лет отсидки. Ты хоть  представляешь, что это значит — десять лет, вычеркнутых из жизни? Десять лет жрать баланду. Десять лет жить среди уголовников! Кто вернет мне эти годы? Кто? Это же лучшие годы моей жизни.
         Игорь посмотрел на Зинаиду, свою бывшую жену, красивую, яркую, успешную женщину, которую он несправедливо оттолкнул когда-то, поверив ложным обвинениям своей матери, и его глаза заблестели от слез.

        Зинаида никогда не видела Игоря плачущим. Она обхватила его голову, прижала к груди, погрузила пальцы в его густые волосы и, перебирая их, стала повторять:
— Игорь, ну что с тобой, ты же мужчина, успокойся. Я! Я верну тебе эти годы. Слышишь, — я!
— Время не вернешь вспять, — проговорил Игорь обреченно. — Всё прошло, всё закончилось.
— Нет, Игорь, нет. Всё только начинается. Поверь.
— Не рви мне душу, — взмолился мужчина. — Во что я должен поверить?
— Поверь в то, что  я…  Я все еще люблю тебя!
         Она испугалась своих же слов. Они как-то сами собой вырвались из груди.

         Игорь на несколько секунд затих, потом высвободился из объятий и убежал. Он заперся в ванной, долго лил воду, вышел посвежевший, причесанный, без привычной щетины на щеках, с еле заметной улыбкой посмотрел на Зину, которая на кухне допивала уже вторую чашку чая, попросил налить чаю и ему.   
— Сейчас заварю свежего, — пообещала женщина. — Иди, пока одевайся.

          На кухне Игорь появился в новой белоснежной рубашке, в джинсах, отчего казалось, что он сбросил лет пять.  Присел к столу, глядя на чашку с дымящимся ароматным чаем, спросил:
— Твоя последняя фраза… Ты произнесла ее только затем, чтобы меня успокоить?

         Зинаида не знала что ответить, не знала, любит ли она Игоря, так же как и раньше, но в том, что этот человек ей небезразличен, теперь она, кажется, убедилась окончательно.
— Пойми, Игорь, — сказала она, осторожно подбирая слова, — мы изменились. Ты изменился. Я изменилась, и мои чувства к тебе изменились тоже. Но, несмотря на то, что на бумаге мы разведены, я всё ещё считаю себя твоей женой. У нас есть общее дело, есть дом, есть сын. Я как раз и приехала, чтобы поговорить о нем.
— А что случилось?
— По-моему, ты рано доверил ему свой автомобиль.
     Лицо Игорь сразу стало серьезным.
— Он попал в аварию? Он жив?!
— Он в тюрьме.
— Как?
— Боюсь, он может повторить твою печальную судьбу.

          Зинаида рассказала встревоженному отцу обо всём, и Игорь сразу ожил. Теперь у него появилась цель. Он должен помочь своему сыну, тем более, что Артем в аварии, если верить рассказу жены, не виноват. Но как это доказать? Как убедить парня не оговаривать себя?
          Игорь взял все документы на машину, запасной комплект ключей и отправился на штраф стоянку. А уже через час они вдвоем с Зиной мчались на собственном авто к зданию милиции. Только следователь мог устроить им свидание с Артемом, однако  пробиться на приём опять не удалось.
— Каримов на выезде, — устало ответил дежурный. — Позвонили бы, и я вам ответил, чего зря кататься.

           Оказавшись на улице, Игорь предложил навестить Жанну Витальевну.
— Я еще с утра наметил съездить в больницу, — сказал он, словно оправдываясь. — Ты можешь посидеть в машине, я сам к ней схожу. А хочешь, пойдем вместе.
— Ты думаешь, она будет рада меня видеть?
— Мне кажется, — да. В последнее время она часто о тебе вспоминала.
— В связи с чем? Рассказывала, какая я плохая?
— Наоборот, советовала мне с тобой помириться.
— Вот как? Странно.
— Я знаю. Она во многом была не права, но ты не должна на нее обижаться. Пойми, она мать. Она всегда желала мне только добра, так же, как и ты сейчас желаешь добра Артему.
          Зинаида махнула рукой.
— Ладно. Давай не будем… Поехали.
      
          Женщина лежала в общей палате, одинокая, несчастная, среди десятков таких же никому не нужных старых людей. Однако, стоило ей увидеть своего сына, трезвого, чисто выбритого, помолодевшего, к тому же, — в сопровождении Зинаиды, глаза ее засветились.
— Привет, мам, — сказал Игорь, стараясь улыбаться. —  Как ты, как здоровье? 
— Здравствуйте, Жанна Витальевна, — подхватила Зинаида. — Как вы себя чувствуете?
           Женщина переводила взгляд с сына на невестку, которую когда-то люто ненавидела и не могла поверить, что они ей не мерещатся.
— Мам, мы тут тебе гостинцев принесли: витамины, апельсины, шоколад, чтобы ты побыстрей выздоравливала.
— Ой, ребята, — произнесла Жанна Витальевна слабым голосом. — Вы что, помирились?
— Ну, можно и так сказать, — ответил Игорь.
— Вот и хорошо. Вот и ладненько. Вот теперь я спокойна. Игорёк, ты только не пей больше.
— Нет-нет, Жанна Витальевна, — заверила Зинаида. — Он слово мне дал. Больше — ни грамма.
— Не может быть. — Женщина уставилась на сына. — Это правда?
— Ну, на счет того, чтобы ни грамма — не обещаю. А вот с пьянкой я действительно завязал. И всё благодаря ей.
     Тут он демонстративно поцеловал Зину в щечку.
— Правильно, Игорь. У тебя же сын, ты должен подавать ему хороший пример. Как там, кстати, Артем? Всё в порядке?
— Да, всё в порядке, — соврала Зинаида. — Учится, сдает зачеты, скоро окончит первый курс.
— Что же он ко мне не заходит? Совсем забыл бабушку.
— Занят очень, — ответил Игорь. — Сама понимаешь, студент.
— А вы, значит, опять будете вместе жить?
          Вопрос прозвучал неожиданно. Игорь посмотрел на Зинаиду, предоставляя право ответить ей. 
— Да, — чуть помедлив, сказала она. — И жить и работать мы опять будем вместе. 
— Как и раньше?
— Да, мама, мы так решили, — подтвердил Игорь.

           Задержавшись в фойе больницы, Зинаида предложила:
— Давай попробуем перевести Жанну Витальевну в человеческие условия. Там, где она лежит сейчас, трудно выдержать и полчаса.
— Согласен. Но как это сделать?
     Зинаида подошла к девушке, дежурившей за стойкой регистратуры, и поинтересовалась, можно ли перевести больную из общей палаты, в отдельную палату.
— Можно, — ответила дежурная. — Но об этом надо говорить с главным врачом.
— А как к нему попасть?
— На сегодня часы приема закончены, а завтра Светлана Афанасьевна будет принимать с двенадцати до двух.
         «Афанасьевна…», — Зинаида подумала, что ослышалась. А не ее ли это подруга – Светка? Ведь она закончила медицинский, и за эти годы вполне могла дослужиться до главного врача.
— Скажите, а как ее фамилия?
— Рощина.
          «Нет. Не она. Хотя почему? Светлана могла выйти замуж, взять фамилию мужа».

          Зинаида подошла к Игорю.
— Знаешь, в это трудно поверить, но мне кажется, что главным врачом здесь работает Светлана.
— Светлана?
— Моя подруга. Ты что забыл? Она делала уколы твоей матери, а потом вы встречались в ресторане. Ну, вспоминай.
— Это там, где мы с тобой познакомились?
— Да. Ресторан в парке Гоголя.
— А ты уверена, что это она?
— Понимаешь, у нее редкое отчество — Афанасьевна.
— А фамилия?      
— Вот фамилия другая. Но она же могла выйти замуж. В любом случае, я хочу проверить. Жди меня здесь.
          Узнав, что кабинет Светланы Афанасьевны находится на последнем этаже, Зинаида, не смотря на заверения, что ее все равно не примут, уверенно направилась к лифту. Игорь расположился на мягком диване и приготовился к долгому ожиданию, но не прошло и получаса, как Зинаида вместе со Светланой появились в фойе.

          Подруги, видимо уже успели о многом поговорить. Шли, держась за руки, не скрывая радостных улыбок в пол-лица.
— Узнаешь? — спросила Зинаида у изумленного мужчины, когда подвела к нему подругу.
— Признаюсь честно, с большим трудом, — улыбнулся Игорь в ответ.
         Веселая курносая студентка повзрослела и даже похорошела. Стала серьёзной, занимает ответственный пост. Она побывала замужем два раза, и оба неудачно. У нее дочь, которая пошла по ее стопам — учится в медицинском и подрабатывает здесь же, под присмотром мамы..

         Немного поболтав и обменявшись телефонами, Светлана пообещала «больше не пропадать» и как-нибудь обязательно заехать в гости.
— А что касается вашей мамы, Игорь, можете не беспокоиться. Завтра же ее переведут в двухместную палату и обеспечат самый лучший уход. Я лично за этим прослежу.
 
         Уже в машине, Зинаида попробовала связаться со следователем, но ей в который раз ответили:
— Каримов на вызове.
— Всё ясно, — вздохнул Игорь. — Он просто дал указание, «…если позвонит женщина, говорите меня нет, уехал на вызов». А сам сидит в кабинете, кофеек попивает, да по телефону треплется. 
— Что же делать, может, позвонить адвокату?
— Думаю, это тоже бесполезно. Как ты говоришь его имя, Михаил Моисеевич? Наверняка тот еще жук. Давай лучше навестим свидетеля, который видел аварию. Вдруг нам удастся уговорить его дать показания?
         Игорь рассчитывал найти с ним общий язык, как с мужчиной, который когда-то отбывал срок. Однако поговорить с ним тоже не удалось. Его либо не было дома, либо он затаился и не стал открывать незваным гостям.

— Мы не можем ничего сделать, — вздохнул Игорь, шагая вниз по лестнице. —  Только следователь имеет право допрашивать свидетелей. А он прячется.
— Может на него пожаловаться?
— Кому?
— Не знаю. Прокурору.
— Поверь, они все между собой повязаны.
— Да, ты, наверное, прав. А что если подъехать к отделению милиции с самого утра и попробовать отловить этого неуловимого Каримова. Приходит же он на работу, в конце концов.
— Отличная идея. Завтра же и начнем.

         Оказавшись в машине, Игорь спросил:
— Куда теперь? Может, перекусим где-нибудь?
— Да, не мешало бы.
— Только…
— Что?
— Неудобно говорить. У меня почти нет денег. Могу предложить разве что  закусочную.
         Зинаида улыбнулась.
— А я предлагаю сразу поехать домой. У меня еды полный холодильник…
     Игорь посмотрел на женщину внимательно.
— Значит, ты считаешь, что мы и вправду можем начать всё с начала?         
— Мне кажется, Игорь, это зависит только от нас.
     Мужчина вздохнул полной грудью, как перед прыжком в неизвестность. Потом повернул ключ зажигания и проговорил:
— Ну, что ж, давай попробуем.

***
         В доме, похоже, ничего не изменилось. Пока Зинаида возилась на кухне, Игорь ходил по комнатам и не мог скрыть своего удивления. А когда, открыв шифоньер, обнаружил там  свою одежду, ему стало не по себе. Давно забытые рубашки, курточки, свитера, джинсы — всё аккуратно висело на плечиках, лежало на полках. Дожидалась его и обувь — вышедшие из моды сапожки на массивном каблуке, кроссовки, туфли, даже шлепанцы, в которых он ходил когда-то по пляжу заграничного отеля, — всё это аккуратной шеренгой стояло в специальном отделении.

        … Волна воспоминаний захлестнула Игоря с такой силой, что он опять с трудом сдержал слезы. Ведь если Зина сохранила его вещи, не выбросила, не раздала нищим, не пустила на тряпки, значит, она действительно ждала его? Значит, ее чувства к нему — не просто слова?

           Игорь спустился в кухню, подошел к жене, возившейся у плиты, обнял сзади за талию и поцеловал в голову прямо через волосы.
— Спасибо тебе, произнес он нежно.
— За что, Игорь?
— Просто, спасибо и всё.
— Сейчас будем ужинать. Помогай накрывать на стол.

          Зазвенела посуда, засверкали столовые приборы, заискрилось красное как кровь столовое вино. Пламя свечей наполнило мир двух людей нереальным светом. Игорь уже не мог припомнить, когда в последний раз, вот так он сидел за столом с любимой женщиной… Сидел, наслаждаясь ароматом свежей домашней пищи, перемешанным с тонким запахом женских духов.
           Неужели всё это происходит наяву, и происходит — с ним?

           После ужина,  в гостиной, забыв о времени, они говорили, вспоминали, мечтали несколько часов подряд и разговорам этим, казалось, не будет конца. Однако усталость взяла своё. Первой в спальню отправилась Зинаида.
— Поднимайся ко мне через десять минут, — сказала она шепотом и у Игоря, мужчины, давно разменявшего пятый десяток, защемило в груди, как у юноши, которому предстояло впервые оказаться в постели с женщиной.

           Восстановить близкие отношения после долгой разлуки всегда бывает не просто. Они долго лежали в темноте, не решаясь произнести ни слова. Зина первая нашла руку Игоря под одеялом. Переплела пальцы, слегка потянула к себе, и он повернулся. За первым поцелуем последовал второй, за ним — еще один, потом — еще, и вот уже счет им был потерян…

           Уснули они глубокой ночью. А утром яркий солнечный луч, заставивший открыть глаза, сразу напомнил им об Артеме. Могут ли быть до конца счастливы двое, если их сын в беде?
            Позавтракав на скорую руку, они помчались на встречу со следователем, уверенные, что на этот раз он мимо них не проскочит.

            Ждать пришлось около часа. Каримов вышел из подъехавшей машины так быстро, что Зинаида еле успела преградить ему дорогу.
— Здравствуйте, — сказала она, стараясь придать голосу угрожающий оттенок. — Я вижу, вы очень торопитесь?
           Зинаида приготовилась к тому, что мужчина постарается от нее избавиться, но к своему удивлению, услышала:
— А… Журавлева… Вот вы-то мне и нужны.
— Я?
— Да-да, пройдемте ко мне в кабинет.
— Но, я не одна, со мной муж. Отец Артема.
— Пусть он пока подождет, пойдемте.
           Зинаида махнула Игорю, как бы говоря — «всё в порядке, жди меня в машине».

           Расположившись в кабинете по обе стороны стола, Каримов сразу перешел к делу.
— Ох, и побегал я вчера за вашим свидетелем. До сих пор в себя прийти не могу. С виду простачок простачком, а сам-то хитер.
— Кто?
— Как, кто — Сомов ваш, Андрей.
         Зинаида подумала, что ослышалась.
— А вы что, смогли его допросить?
         Следователь усмехнулся.
— У меня разве что мертвый не заговорит.
— Как вам это удалось, ведь он не хотел давать показания.
         Мужчина развязано откинулся на спинку стула.
— Приемов много и один из них — диктофон. Я незаметно записал его рассказ об аварии на диктофончик, а потом, когда он стал отказываться перенести свои показания на бумагу, включил запись. Пригрозил арестом, за чинение препятствий в расследовании, и вот, пожалуйста, полюбуйтесь.

          Зинаида взяла протянутый ей лист.
— Невероятно, просто невероятно, — повторяла она, читая документ. — Теперь, я надеюсь, вы убедились в невиновности моего сына?
— И не только я. Вчера мне пришлось обращаться еще и с заявлением к прокурору. Он, конечно, просил меня не торопиться с освобождением Журавлева, но я его переубедил.
— Значит...
           От удивления Зинаида  открыла рот.
— Значит, сегодня, в полдень, встречайте своего сына. Я освобождаю его до суда.
— До суда?
— А что вы хотели? Уголовное дело заведено и его необходимо закрыть. А это может сделать только суд. Я настоятельно рекомендую вам посоветоваться с адвокатом.
— Я посоветуюсь. — Зинаида встала. — Спасибо вам! Большое спасибо.

          Не успела она поделиться радостной новостью с Игорем, как у нее зазвонил телефон. Сам Михаил Моисеевич решил удостоить ее своим вниманием.
— Здравствуйте. Я тут случайно узнал о том, что в вашем деле появились новые обстоятельства. Очень рад за вас и спешу заверить, что сделаю всё возможное, чтобы ваш сын отделался только предупреждением. Будем на связи. Всего доброго.

          Зинаида смотрела на телефон, в котором звучали короткие гудки и ничего не понимала. Только вчера она стучалась в закрытые двери, с ней никто не желал разговаривать, и вдруг за одну ночь все изменилось, как будто добрый волшебник махнул своей магической палочкой.

          Артем вышел ровно в полдень, — усталый, осунувшийся, но с улыбкой на лице. Заметив мать, заулыбался еще шире. Подбежал, обнял, поцеловал. Пошел за ней, ничего не замечая вокруг, и очнулся только в машине.
— Привет, Артем! — сказал Игорь, непринужденно. — Как настроение? Смотри, даже солнышко выглянуло, словно решило тебя поприветствовать.
 
          Парень осторожно поздоровался. Он не сразу понял, что за рулем сидит его отец. Ведь он видел его всего пару раз. Журавлев-старший запомнился ему мрачным, неразговорчивым, пьяным, и вот теперь рядом с ним сидит вполне приличный мужчина. Он улыбается, он разговаривает, он шутит.
— Я знаю, что после подобных стрессов человека тянет поспать, — сказал Игорь. — И это вполне объяснимо. Организм, таким образом, восстанавливает силы.
— Артем, сынок, — подала голос Зинаида. — Тебя куда отвезти, домой или к бабушке?
— Лучше на мою квартиру. Буду отсыпаться там.
— Понятно. Надеешься застать там свою Нону?
— А почему — нет?
— Пойми, сынок, она же тебя бросила, убежала, оставила в трудную минуту, неужели ты…
— Она просто испугалась, мама. Любая испугалась бы на ее месте.
           Зинаида не стала спорить. Пусть Артем сам во всём разберется. И, тем не менее, Ноны в квартире не было. Не было и ее вещей, а разгром стоял такой, что женщина, поспешила уйти.

***
           Свой магазин Игорь просто не мог узнать: красивые двойные двери из красного дерева, мраморное полукруглое крыльцо, козырек, отделанный темно-красной черепицей. В лучшие времена, когда бизнес вдруг стал приносить хорошую прибыль, Зинаида решила переделать фасад. И не напрасно. Покупателей значительно прибавилось.

           А вот в зале всё осталось по-прежнему, за исключением того, что к шести рядам одежды Зина умудрилась добавить еще два.
— Как тебе это удалось? — спросил Игорь.
— Убрала одну из примерочных кабинок и по-другому использовала площадь зала.
— А если наплыв покупателей? Я знаю, что капризные дамочки не любят ждать своей очереди.
— Особо капризных я приглашаю к себе в кабинет. Его тоже можно использовать как примерочную.
— Ну, Зина… — Он покачал головой, удивляясь предприимчивости своей женщины. — А как там, в кабинете, есть перемены?
— Посмотри сам.
— Игорь открыл дверь. На окнах яркие шторы, цветы в горшках, уютный диванчик.
— Заметь, стол я оставила. Он такой удобный. Столько разных ящиков — и больших, и маленьких, и совсем крошечных…
— А вот за это особое спасибо. Я этот стол тоже очень люблю.
           Игорь присел на специальный стул на колесиках, прокатился вперед-назад, рассмеялся как подросток и принялся изучать содержимое ящиков.
           Над входной дверью прозвенел колокольчик.
— Ладно. Оставляю тебя, — проговорила Зинаида. — Вспоминай, осваивайся. Я — в зал.
           Игорь с головой погрузился в изучение документов. Теперь ему предстояло начинать всё с начала.

           А часа через два в магазине появилась Ира — девушка с короткой стрижкой из молодежной тусовки. Заметив Зинаиду, она радостно махнула ей рукой.
— Привет.
— Привет.
— А я вчера заходила, — сообщила Ирина. — А магазин не работал.
— Да, закрылись, по техническим причинам. Ты зашла посмотреть одежду, или хочешь что-нибудь сказать?
— И то, и другое.
— Слушаю.
— На пятачке появилась Нона. Уже два дня болтается.
— Она что-нибудь рассказывает?
— Говорит, что ездила домой. Мама у нее, видите ли, заболела. А то я не знаю, какие у нее отношения с матерью.
— Что, плохие?
— Хуже. Они ненавидят друг друга.
— А ты откуда знаешь?
— Так ведь мы из одного городка. Сюда вместе приехали.
— Скажи-ка, Ир, А Нона не говорила тебе случайно о своей беременности.
— О беременности?! — Ирина рассмеялась. — Да вы шутите. Какая беременность. Нонка в пятнадцать лет аборт сделала, да не в больнице, а у какой-то бабки. И, конечно, неудачно. Та ее чуть не угробила, еле откачали. Врачи вынесли свой приговор – о детях можно забыть.
— Да, жалко девочку, — вздохнула Зинаида.   
— Сама виновата. Нечего было шляться со всеми без разбору.
— Ну, ладно. Выбери пока себе что-нибудь, а я сейчас.

           Зинаида зашла в кабинет, позвонила следователю и сообщила:
— На площади перед парком Гоголя объявилась Нона.
— Нона? — не понял мужчина. — Кто это?
— Это девушка Артема, — та, которая сбила женщину, а потом сбежала.
— Так, понятно. Как она выглядит?
           Зинаида дала подробное описание девушки, и следователь заверил ее, что немедленно посылает группу на задержание         
    
           Среди двух десятков нестандартно одетых молодых людей, Нона, тем не менее, просто бросалась в глаза. В короткой юбке и туфлях на высоченных каблуках, с сигаретой в одной руке и банкой крепкого алкоголя — в другой, она грациозно перемещалась среди молодежи,  негромко смеялась над какими-то шутками, и ее смазливое личико при этом не выражало ничего, кроме усталой надменности.   

           На улыбающегося мужчину с черными усами, который подошел к ней, она посмотрела также. Добавив, разве что, немного брезгливости.
— Нона? — спросил следователь.
— А тебе зачем?
— Ты знаешь Артема Журавлева?
— Кого?
          Глазки девушки испугано забегали.
— Симпатичный такой паренек, приезжал сюда на большом джипе.
— Не знаю такого.
— Не знаешь? Странно. А ведь он тебя на своей машине катал. Даже позволял иногда порулить.
— А вы кто будете, дядя?  — спросил кто-то.
— А я из милиции. Следователь Каримов. — Здесь мужчина показал удостоверение, потом повернулся к Ноне. — Ну, что ж, пошли.
— Куда? Я никуда не пойду. Вы не имеете права, и, вообще,  я — беременна.
          Площадь взорвалась дружным хохотом.
— Что же ты своего будущего ребенка пить заставляешь. Травишь его организм алкоголем и никотином.
— А это не ваше дело.
— Точно. У меня на твое имя другое дело заведено.

          Мужчина махнул своим бойцам, ожидавшим сигнала возле машины, и пошел прочь. Нона метнулась в сторону, но тут же, споткнувшись на неудобных каблуках, позорно растянулась на асфальте. Банка джин-тоника полетела в одну сторону, сигарета в другую, вызвав среди ребят новую волну смеха. Подняться ей помогли двое парей в камуфляжной форме. Они ловко взяли девушку под руки и сопроводили к машине.

          Запиралась она не долго. Как только свидетель Сомов ее опознал, девушка во всем призналась. Правда, она еще попыталась свалить всю вину на Артема, — якобы это он заставил ее сесть за руль, а она не хотела, но Каримов на подобные заявления внимания уже не обращал. Дело закрыто, и его можно было передавать в суд.

           Получила Нона условный срок. Из города ее выслали и пригрозили — если появится, условный срок станет реальным. Помогло девушке и то, что пострадавшая хорошо себя чувствовала и шла на поправку.
           Артем на суде проходил свидетелем, а спустя пару дней куда-то исчез. Как потом выяснилось — он узнал адрес Ноны и поехал вслед за ней. Вот только вернулся парень мрачнее тучи. Оказалось, что без машины, без квартиры и без денег он ей и даром не нужен. И всё же долго страдать ему не пришлось. В институте накопилось много долгов, надо было догонять, и Артем засел за учебники.

           Чтобы о неудачной любви ему ничего не напоминало, он переехал в квартиру к бабушке. Та всё ещё лежала в больнице. Зинаида не раз напоминала ему о том, что Жанну Витальевну необходимо навестить, ведь она скучает, ждет, обижается и однажды Артем решил к ней заехать. Он как раз сдал очередной зачет, находился в прекрасном настроении. Это настроение передалось и бабушке. Они много болтали, смеялись, шутили. Уходя, Артем пожелал Жанне Витальевне поскорее выздоравливать, а в дверях он неожиданно столкнулся с симпатичной медсестрой. Девушка разносила по палатам обед.
— Марина, — прочитал он имя на бейджике. —  Ну что же вы опаздываете? Мы вас ждем, ждем, ждем…
— Ничего подобного, — ответила девушка, заливаясь краской. — Прием пищи строго по распорядку.
            Она толкнула в палату свою тележку, уставленную тарелками, и принялась обслуживать больных. Артем так и остался стоять в проеме двери. Он никак не мог оторвать глаз от стройной девушки… Её плавные движения, скромный взгляд и приятный голос его просто заворожили.

            С этого дня Артем стал посещать бабушку настолько часто, что уже в третий его визит Жанна Витальевна, кажется, всё поняла.
— Неплохая девушка, — сказала она, когда Марина, проверив температуру больных, вышла из палаты. — Скромная, добрая, заботливая.
            Этим же вечером Артем встретил ее после дежурства. Пригласил в кафе, проводил до дома. Так начался его новый роман — с Мариной.
 
            Зинаида, глядя на то, как ее сын буквально меняется на глазах, однажды не выдержала.
— Артем, ну, когда же ты познакомишь меня со своей новой девушкой? — спросила она с улыбкой. — Я просто сгораю от любопытства.
— А как ты догадалась, мама?
— Можно подумать, что я только вчера родилась. Я же всё вижу. Скажи, хотя бы, как ее зовут?
— Потом, мам, потом. Пока рано.
— Наверное, похожа на твою Нону?
— Наоборот, совсем не похожа.
     Зинаида облегченно вздохнула.
— Что ж, будем надеяться.

***

          Наконец, экзамены остались позади. С большим трудом Артем окончил первый курс, дав себе зарок, впредь никогда не оставлять никаких «хвостов». Наступали долгожданные летние каникулы, и провести он хотел их, конечно же, с Мариной. Она тоже была непротив, однако, в ближайшую субботу, когда Артем уже решился представить ее родителям, девушка вдруг заявила, что как раз в субботу она, к сожалению, занята.
— Не обижайся, Артем, пойми, я пообещала маме…
— Ну, если маме, тогда ладно.

         Артем по-прежнему жил у бабушки. Присматривал за ней, к тому же, не хотелось мешать родителям, у которых, кажется, наладились хорошие отношения. И до института отсюда добираться было куда удобнее, и до Марины, и до дома. А тут как раз позвонила мама и попросила приехать.
— Понимаешь, у нас с Игорем на субботу намечен небольшой праздничный ужин. Хотим посидеть по-семейному. Ты сможешь подъехать к семи?
— Смогу, в субботу я свободен целый вечер.
— Договорились, будем тебя ждать. Не опаздывай.
— Постараюсь.

           И, несмотря на обещания, Артем опоздал. Зинаида встретила его в прихожей. Красиво одетая с уложенными волосами, она осуждающе покачала головой.
— Сынок, ну как же так, ждем тебя уже час.
— Извини, мам, так получилось. Один дед меня задержал.
— Какой еще дед? — насторожилась Зинаида.
— Откуда я знаю. Какой-то старик, подзывает меня, насыпает целую горсть мелочи и говорит:
— Сходи, сынок, купи мне хлеба и молока.
— А как он выглядел?
— Как все старики — седой, с палочкой, сидит такой несчастный, в старом пальто. Пришлось бежать в магазин. А там знаешь, пока мелочь пересчитывали, пока продукты отпускали, Прихожу, а деда уже нет.
           Зинаида слушала сына, буквально открыв рот.
— Да не переживай, мам. Я этот пакет на лавке оставил. Вот и опоздал.
— А ты все деньги истратил?
— Нет. Но, всё, что осталось, я в пакет ссыпал.
— Точно? Ничего себе не оставил?
— За кого ты меня принимаешь?
— Ну, хорошо, пойдем.
— А у вас по какому поводу праздник?
          Зинаида улыбнусь.
— Расписались мы с Игорем сегодня.
— Расписались? А вы разве не были расписаны?
— Я потом тебе всё расскажу. Пошли.

         Артем вошел в гостиную и замер. За красиво сервированным столом сидел отец, какая-то женщина и… Марина.
— Познакомься, сынок, это моя школьная подруга — Светлана, Светлана Афанасьевна, а это ее дочь, Мариночка.
         Справившись с волнением, Артем сказал:
— Марина? Очень приятно.
         Девушка, казалось, была удивлена не меньше. Она решила поддержать игру.
— Артем, ну что же вы опаздываете, мы вас ждем, ждем, ждем…
— Ничего подобного, прием пищи строго по распорядку…
        Артем присел рядом с девушкой и предложил.
— Давайте поднимем бокалы за вновь воссоединившуюся семью! За моих родителей! Ура!
                03. 03.14.               


Рецензии
Дмитрий, хорошо пишете! Зачиталась так, что обо всём забыла. А меня дела ждут!!! Ух, Вы какой!
С уважением, Наталья

Наталья Алексеевна Исаева   03.09.2015 23:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.