Матриархат. попытка восстановить истину. часть 2

При всех формах групповой семьи неизвестно, кто отец ребенка, но известно, кто его мать. /Ф.Энгельс/ Второй этап матриархата характеризуется развитием мотыжного земледелия, разведением домашних животных, продуктивным рыболовством и морской охотой. См.: И далее: "Парный брак становится господствующим(?), дислокальное проживание супругов(?)  сменяется поселением мужа(??) в родовой коммуне жены(??)" Автор непроизвольно переносит в эпоху первобытно-общинного строя современные брачные отношения. О каком таком "парном браке" можно говорить вообще, если в эпоху первобытнообщинной формации отсутствовало даже понятие собственности? Если необходимой и основной предпосылкой для возникновения  парного брака и впоследствии, выросшей из него моногамной семьи необходимо наличие личной и частной собственности? Собственничество, моногамная семья наряду с мужской полигамией, свойственны лишь раннему патриархату на стадии его окончательного формирования. Это подтверждается отсутствием института моногамной семьи у некоторых современных матриархальных народностей, например, того же племени Мосуо, где не знают ни "мужей", ни "отцов". См.: http://vs-t.ru/plemya-mosuo-zhenskoe-carstvo/ "Здесь не знают слова "отец", не знают понятий "измена", "неверность" и "брак"..." И это несмотря на то,что члены Мосуо обладают личной собственностю. Но парных браков, как и вообще браков, у них нет. Единственно возможной формой некоторого подобия  парного брака в ту далекую эпоху можно считать гостевой брак. Но брачные отношения в этой форме брака нестабильны и носят  непродолжительный характер. Очень спмнительно что из этой нестабильной формы брака, основанной к тому же на равноправии полов, могла развиться древняя патриархальная семья, основанная на жестоком мужском деспотизме и полном бесправии женщины.  Основной же формой брака матриархальной эпохи являлся групповой брак, который представлял собой древнейшую форму брака, при которой все мужчины одной кровнородственной группы могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы, равно как и женщины со всеми мужчинами другой группы. И так же полиандрия , при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. И все же  авторы энциклопедии делают попытку из наличия такой нестабильной и малозначимой формы отношений, как гостевой брак вывести объяснение  значительной деформации матриархального уклада, благополучно просуществовавшего десятки тысячелетий: "Включение мужа(?) как чужака в хозяйство родовой коммуны (а какая потребность в чужаке была у самодостаточной родовой коммуны?) ведет к постепенному отделению отношений кровного родства по линии матери от производственных отношений(?!)". Уж очень сомнительно, чтобы "чужак", не играющий никакой определяющей роли в родовой коммуне мог поколебать ее незыблемые устои или даже иметь какое-либо влияние на ее структуру. Древним людям эпохи матриархата уж никак не были свойственны такие чисто патриархальные понятия как "верность" (в супружеском смысле), "измена" и прочие позднейшие предрассудки. Здесь следует не забывать, что преемственность шла по линии матери, а это было прежде всего право на жилище, которым обладала мать и ее кровные родственники. И в матриархальной семье чужой мужчина был полностью бесправен, матриархальное общество не знало "брачных уз". И только в семье матери он был полноправным членом семьи. Практически невозможным было и возникновение личной, и затем, частной собственности внути родовой общины. И только по какой-либо причине изолированный от общины индивид, и проживающий отдельно, может со временем относиться к окружающим его вещам, которыми пользуется только он один, как к своей собственности, при этом не осознавая себя их хозяином, и становится, таким образом, неосознанным собственником. Осознание себя собственником окружающих вещей происходит через конфликт, т.е., тогда, когда кто-то другой начинает пользоваться его вещами. Тогда происходит осознание личной собственности и человек становится осознанным собственником. А им можно стать лишь изолировавшись от влияния родовой общины.


Рецензии