Свадьба Петра Калнышевского

                СВАДЬБА  ПЕТРА И МАРИНЫ

  (Глава из исторической повести Аркадия Польшакова "Кошевой Атаман", печатается с сокращениями, перевод с украинского языка)




                Фото. Девчата на свадьбе у плетня.

"Ах, свадьба, свадьба, свадьбачка!
Гуляй и пей братва.
Невеста просто лапочка,
Весенняя краса.
Пей до дна!
Пей до дна!
Счастья паре на века!
Пей до дна!
Пей до дна!
Много разного добра!
Пей до дна!
Пей до дна!
Крикнем дружно им:
Гей, гей! Ура-а!"

(Из сборника лирических песен Аркадия Польшакова)

        После очередного похода на "божий промысел",  Петр, накопив денег, приехал в родное село, чтобы жениться на Марине. Подъехав к дому, он увидел мать,  которая вешала сушиться глиняные кувшины на забор.
        Агафья, увидев сына, всплеснула руками, радостно запричитала:
- Петро, ты приехал домой!
- Да мама, приехал. Как твое здоровье.
- Ничего, сынок, потихоньку с Божьей помощью.
- Хорошо мама! Смотри, я тебе здесь подарки привез.
- Спасибо! А что это за лошади с тобой?
- Да наши лошади, это добыча от похода на "божий промысел".
- Сынок, а не страшно было?
- Да нет, все в порядке было.
- Ой, что это я тебя здесь расспрашиваю, пойдем в дом!
        Они зашли в дом. Агафья быстро собрала на стол различную крестьянскую пищу.
        Посадила напротив себя сына. Петр начал кушать, а мать стала расспрашивать его о службе.
- А куда вы ходили сыну  на «божий промысел»?
- Далеко, в Крыму были!
- Семен Кочубей был с вами?
- Да, мама!
- Это хорошо, что он был с тобой! Мне спокойнее! Ты ешь, ешь сынок!
- Мама, а как вы тута живете?
- Да ничего, хорошо! Твои меньшие братья помогают мне по хозяйству. Они тоже мечтают попасть на Сечь.
- Где они сейчас?
- На реке, рыбу ловят!
- А как Марина?
- К ней недавно сватался Павел Савицкий! Так она ему отказала, тыкву огромную «подарила».
Петр засмеялся и сказал: - Вот как! Тыкву подарила?
- Да! Он такой обиженный был. Ну, а ты сынок, когда собираешься жениться.
- Да хоть сейчас?
- На ком? На Марине?
- Да, мама!
- А не боишься тыкву получить в подарок.
- Нет, мама, так что засылай в нее сватов. Пока я здесь в отпуске буду, невестку тебе в дом приведу.
- Вот это дело, сынок! Будет мне помощница. Завтра с кумом мы займемся этим.
- Мама, свадьбы проведем скромно. Пусть будут только родственники, соседи и казаки из Сечи, которых я пригласил во главе с Кочубеем.
- Хорошо, сынок! Но если придут все сельчане,  мы не сможем отказать им в приеме.
       Сельский быстрокрылый слух быстро разнес по селу весть о том, что Петр женится на Марине.
       И вот уже в доме Агафьи третьего дня играет (идет) свадьба, Петр женится на  Марине.
               

                Фото. Праздничный кныш на столе..


        За накрытыми белыми скатертями столами, по одну сторону ряда сидят родные жениха, по другую - невесты, тут же сваты, в середине сидят гости, среди них Семен Кочубей, казаки Нечипайзглузду и Неразлейвода, отдельно сидят музыканты.
        Музыканты играют, а девушки поют песню:
«Зелёное  жито, зелено,
Хорошие гости у меня.
Зелёное жито за селом,
Хорошие гости за столом,
Зелёное жито на поле,
Хорошие гости в доме.
Зелёное жито, еще и овес,
За столом собрался род наш весь»

Сватья, согласно старому обычаю, поет:
- В огороде растут плоды,
Золотое семя,
Ой скажите, добрые люди,
Где здесь в доме веселье?

Сват добавляет:
- В огороде бузина,
За городом зелье,
В этом доме, у нас,
Свадьба идет - веселье!

Дружка поет:
За горой черная туча,
А за столом прекрасная пара.
Хорошо мы сделали,
Что их вместе  посадили!

Встает Старший сват и говорит:
 «А сейчас продолжаем обряд дарения.
Постольку родители ранее подарили молодым
все, что необходимо в хозяйстве,
то сейчас обряд дарения начнем
с дорогих наших гостей из Сечи.
Просим пана Кочубея!..»

Кочубей: - Позвольте мне сначала, панове (господа), всем вам поклониться, честь отдать и добрые слова сказать.
Агафья: - Говори, Семен! Тебя здесь все знают и уважают.
Кочубей: - Мы уже несколько дней гуляем на свадьбе Петра и Марины.
Как хорошо, что собрались мы все в этой хате, у прекрасной  хозяйки  нашей – Агафье. Матери воспитавшей такого знатного казака Петра, который сейчас жениться на прекрасной девушке Марине.
Казаки нашего куреня по традиции дарят матерям и отцу Марине сапоги и шапку, братьям и сестрам молодых - пояса и туфли, а молодым золото и серебро, чтобы всегда было в их семье - свет и добро!

       В этот момент казаки Нечипайзглузду и Неразлейвода раздают подарки, а Семен Кочубей высыпает из папахи в подарочную сумку  молодых горсти золота и серебра.

       Как известно ни одна украинская свадьба не обходится без юмора, розыгрышей, веселых танцев и песен, поэтому здесь на свадьбе молодых этого добра было навалом.
       Нечипайзглузду с улыбкой подходит к Петру и говорит ему:
- Петро, от меня тебе особенный подарок! Вот возьми мешочек яблочек, чтобы больше не бегал к другим сладким девочкам!
       За столом гости засмеялись, особенно женщины.
       Неразлейвода:
- У меня для тебя, Петро, тоже подарок. Дарю тебе два пятака, чтобы у вас родились сын и дочка!
       За столом гости одобрительно смеются, особенно уже мужики.
       Агафья: - Марина! Дарю тебе бубенцы, чтобы не ходили чужие молодцы!

       Марина:
       - Спасибо, мама! Мне кроме Петра ни кто не нужен!

               

                Фото. Невеста с венком на голове.

        Агафья: - Правильно дочка!
        Петр: - А мне Марина дороже всего на свете!
        Старший сват: - Вот это дело, Петро! Что же мы молчим, не кричим: - Горько! Горько!..

         Гости за столом все подхватили этот призыв, хором закричали:    
         - Горько!..
         Молодые по традицией встали и целуются. Целуются долго, пока гости кричат: - Горько!
         Музыканты с девушками затянули песню:

« Звенела и пела бандура,
Музыкант  вытворял чудеса,
Танцевала счастливая пара,
И с ними танцевала весна.
 
Жених,  целуя невесту,
Ей шепчет на ушко: - Люблю!
«Горько» кричали все с места,
И свадьба «гудела» вовсю.

Сваты народ веселили,
Все пили горилку до дна,
И «физю», как водиться, били -
Тому, кто не пил за любовь.

А гости все пили и пели,
Спиртное лилось здесь рекой,
Корову с бычком они съели,
«Святой»  запивая водой»!

Припев:
Ах, свадьба, свадьба, свадьбачка -
Гуляй и пей брата!
Невеста словно звездочка -
Весенняя  краса!
Пей до дна!
Пей до дна!
Счастье паре на веки!
Пей до дна!
Пей до дна!
Хату полную добра!
Пей до дна!
Пей до дна!
Кликнем дружно им:
Ура - а- а- а- а!

         Старший сват встал и с улыбкой, обращаясь к молодым, сказал:
         - От меня личный подарок. Дарю молодым в наволочке кусочек глины, чтобы вы позвали нас на детские крестины!
         Петр: - Позовём! Обязательно позовём!

         Сватья: - Дарю мешочек цыбуди (лука), чтобы Марина не крутила родным дули!
         Марина, стыдливо: - Что вы, как можно!

         Теща:
         - Зять ты мой милый, хороший,
           Где-то у меня закопаны гроши (деньги).
           Будешь мою дочь любить,
           Будешь те деньги личыты (считать).

         Неразлейвода, смеясь, заметил Петру:
         - О-о, с деньгами казаки любят женщин всегда и больше всего на свете!

         Агафья:
- Слава богу, сына женила,
Слава богу, невестку дождалась.
Теперь не буду готовить пищу,
Только буду порядочек вести.

         Старший сват:
- А сейчас дорогие, друзья, давайте мы все вместе пойдем с молодыми во двор и начнем там, на свежем воздухе петь, танцевать и веселиться.
 
         Старший сват подал молодым платок и вывел их во двор, за ними вышли все присутствующие на свадьбе.
         Музыканты заиграли, а девушки с ребятами запели веселую песню:

«На берегу Днепра гуляла осень,
Катилось свадьбы золотым руном,
И небо разрывалось от песен,
Танцевали волны крутым гопаком.
Припев:
   «Горько», «горько», «горько»! -
   Кричат молодым.
   Целовались долго,
   Целовались в «дым».
   Сладко, сладко, сладко! -
   Было им, двоим.
   Счастья, счастья, счастья! -
   Все желали им.

Горилка  «лилася»  рекою,
Звучали тосты, песни молодым,
Я им завидовал немного,
Поскольку был, как сокол, холостым.

Припев:

Глаза невесты, словно сине море,
В них утонуть можно было всерьёз,
Сиял жених в счастливом ореоле,
Их осыпали лепестками роз.

Припев: ... »

          Во дворе свадьба продолжалась во всем своем многообразии. Начались всевозможные игры, шуточные розыгрыши, песни и танцы...


               

                Фото. Умопомрачительный прыжок казака в танце.

          Ряженые (цыгане) обходили родственников и гостей, гадали им по руке и ноге, выпрашивали денег, воровали кур, гусей на новое хозяйство молодых.
          Они, шутя, своровали у кума двух поросят, нарядили их в платья и  подарили этих визжащих разовых «очаровашек»  Марине. Резвые поросята вырвались из рук новой хозяйки и стали убегать от неё.

          Видя это дело Неразлейвода  смеясь, стал кричать жениху: - Петро, лови приданое невесты!
          Жених с гостями бросился ловить поросят.


               
                Рис. Свадебные поросята.

          За поросятами помогая молодым, по двору бегала куча мала народу. Смеха и гамму было полон двор.
          Петр с казаками, наконец, поймали поросят и заперли их в сарае.
          Музыканты  заиграли свадебную песню, женщины, и девушки хором запели:
«Куда бы я ни ходила, где бы я ни была,
Есть у меня батько, кланяюсь я.
Кланяюсь тебе, батько,
Что довел меня до порядка,
Больше не будешь, не будешь.

Куда бы я ни ходила, где бы я ни была,
Есть у меня мама, кланяюсь я.
Кланяюсь тебе, мама,
Что будила меня рано,
Больше не будешь, не будешь.

Куда бы я ни ходила, где бы я ни была,
Имею окошки, кланяюсь я.
Кланяюсь вам, окошки,
Что приглашали солнце,
Больше не будут, не будут.

Куда бы я ни ходила, где бы я ни была,
Имею ворота, кланяюсь я.
Кланяюсь вам, ворота,
Где ходило много хлопцев,
Больше не будут, не будут...»

        Щедрыми эмоциями, неподдельными чувствами, идущих из глубины растроганных сердец,  гуляли на свадьбе родственники и гости жениха и невесты. Музыка, танцы и пение во дворе Агафьи продолжались до позднего вечера.

               
             
                Фото. Лихой перепляс  во дворе.


         Но некоторые гости были не рады этой свадьбе.
         Отвергнутый Мариной Павел Савицкий, пьяный в "дупель", стоял у забора и говорил,  такому же подпитому казаку:
         - Я еще покажу этому хлысту Петру, где раки зимуют! А Марина у меня еще пожалеет, что тыквой меня угостила.
          Неразлейвода засмеялся и спросил: Тыкву тебе подарили? Большую?
- Не то, что большую, громадную! – сокрушенно ответил, пьяный Павел. – Марина еще ответит, что меня отвергла!
          - Ты что, пьяный упал с телеги!  Это хорошо, что тебе на память громадную тыкву  подарили. Я тебе так скажу, нет худа без добра! Тыква очень полезная лекарственная вещь, с неё сладкую хорошую кашу можно сварганить. Лучше иди домой и проспись!
          Поздно ночью свадьбе закончилось..
          На следующий день казаки стали собираться ехать на Сечь.
          Во дворе Марина, мать, родственники молодых, стали провожать их.

               
               Рис. Прощание казачек с казаками перед походом.

        Марина со слезами на глазах, просила Петра: - Петр, береги себя! После похода возвращайся скорее домой!
        Петр отвечал ей: - Мариночка, дорогая, не волнуйся, все будет хорошо. Прискочу, как только это будет возможно.
        Агафья: - Да сынок, возвращайся скорее, мы будем тебя ждать.
        Петр: - Хорошо мама!
        Кочубей: - Агафья и ты Мариночка, вы не волнуйтесь за него. Петр настоящий боевой казак, он нас всех переживет.
        Агафья: - Хорошо бы, Семен! Ты все же поглядывай за ним.
        Семен Кочубей: - Все будет хорошо, Агафья!

        Затем он, обращаясь к казакам,  громко произнес: - Казаки, мы опаздываем. По коням! Поехали!
        Казаки сели на коней и поехали по проселочной дороге на родную Сечь.
        Отъезжая, они запели любимую песню Петра про белого коня:

«Есть у меня белый конь,
Быстрый как ветер, огонь,
Мчит он меня по степи,
Попробуй его догони.

Припев:
Белый конь, белый конь, славный конь,
Поспеши, поспеши дорогой,
Поспеши, поспеши, милый друг,
Где с тобою нас любят и ждут.

Конь этот для меня словно брат,
Всех он дороже стократ,
Верный и преданный друг,
Хлеб не берет из чужих рук.

Припев:
Белый конь, белый конь, славный конь,
Поспеши, поспеши дорогой,
Поспеши, поспеши, милый друг,
Где с тобою нас любят и ждут.

Есть у меня белый конь ,
Быстрый как ветер, огонь,
Он спасал нас не раз,
Как завороженный Спас.

Припев:
Белый конь, белый конь, славный конь,
Поспеши, поспеши дорогой,
Поспеши, поспеши, милый друг,
Где с тобою нас любят и ждут...»

       Родные и близкие еще долго смотрели им вслед. Постепенно казаки исчезли вдали, и их песня тоже затихла в степи.


===========================
Песня «Кланяюсь тебе мама» из сборника лирических песен   Аркадия   Польшакова.

======================================


    Остросюжетные и юмористические книги, сборники стихов АркПоля можно заказать в Канаде - Welcome to Lulu  !  https://www.lulu.com/    Questions About Placing a Bulk Order? 
Call 919-447-3244  через Интернет: 

1.Сборник любовной лирики - 2.Поэзия космоса - 3.Роман "Кошевой атаман" - 4.Роман "Воскрешение" - 5.Повесть "Исполины" -  6.Сборник юмористических рассказов - 7.Новейший Завет - 8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":
9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":

Купив книги, вы поможете  волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!
============================


Рецензии