Живой карп

Недавно у нас открыли магазин-ларек "Живая рыба". Большие стеклянные витрины уставили аквариумами со струями серебристых на просвет пузырьков воздуха, где неспешно плавал живой товар, тараща рыбьи глаза и лишь чуть шевеля плавниками. Среди прочих выделялся внушительных размеров зеркальный карп, занимавший самый большой аквариум. Каждый день, проходя после работы мимо ларька, я замечал, что обитатели других аквариумов, поменьше, менялись, иногда их становилось совсем мало, а вот зеркальный карп все также медленно плавал, взирая на публику большими, слегка мутными глазами. При этом шевелил своими рыбьими губами, как бы пытаясь вступить в диалог с прохожими. Любителей живой рыбы почему-то этот крупный экземпляр не привлекал. Его мелких сородичей охотно раскупали, может, дело было в цене? А может постепенно перевелись у нас истинные ценители большой рыбы, уже не встретишь, наверное, людей из гоголевского произведения, способных съесть огромного осетра, обложенного огурчиками на большом деревянном блюде. Кухни стали меньше, кулинарные изыски проще, компании собираются реже, все куда-то спешат, суетятся. Истинно применимо ко многим свойство миллионера Корейко, который не ел, а просто питался. Да еще современные диеты, раздельное питание, калории, сыроедение, прочие глупости, где ж тут до обильного хлебосольного стола наших предков.

Прошло несколько дней. Я стал замечать за собой, что специально прохожу мимо рыбного ларька, чтобы посмотреть, как он, большой зеркальный карп? И неизменно ловлю этот немного удивленный взгляд больших рыбьих глаз, когда приостанавливаюсь и разглядываю рыбину. Мне кажется, что карп, шевеля губами, по-своему, по-рыбьи приветствует меня. Может, хочет о чем-то рассказать, наверное, немало повидал на своем рыбьем веку, может, что-то спросить: мол, как там у вас, у людей, житуха в этом большом неведомом воздушном озере?

Первое время продавец вскакивал и раскрывал окошко витрины, типа: "чего изволите?" Но на третий-четвертый раз, видимо, усвоив, что я покупать ничего не собираюсь, успокоился, только иронично наблюдал за нашим с карпом молчаливым диалогом. И где ему понять, мелкому ларечнику, ценящему в рыбе только живой вес и объем продажи, что с этой самой рыбой можно общаться, пусть даже только взглядом и неслышным шептанием рыбьих губ.

Прошла неделя. Мои общения с карпом стали уже почти обязательными. Иногда я делал немалый крюк, чтобы оказаться возле ларька и постоять с минуту, мысленно спрашивая карпа:

- Ну как, брат, дела?

И он, как мне казалось, шептал на своем рыбьем языке:

- Да вот пока держусь, только скучно в этом стеклянном озере, всех и радостей, что встреча с тобой.

- Ну давай, пока.

И карп, приветливо вильнув хвостом, уплывал в заднюю часть аквариума.

Когда был тяжелый день, наваливались проблемы, встреча с карпом помогала забыть неприятности, он как бы подбадривал меня:

- Ничего старик, все обойдется. Не тужи.

И вот в один ненастный пасмурный день случилось то, что и должно было когда-то случиться. Я еще издалека увидел, что большой аквариум пуст. Сердце тревожно забилось: "Где он, мой визави, мой молчаливый собеседник?" На мой тревожно-вопросительный взгляд ларечник пояснил:

- Продал я сегодня этого бездельника. Надо же, недели две никто не покупал. Сколько корма извел! – голос рыбного бизнесмена звучал торжествующе.

Я взглянул в пустые веселые глаза продавца и поспешил прочь. "Эх, люди – думал я с досадой – вы ничего не видите, кроме пустого коловращения денег и мелких забот! А впрочем, может и хорошо, что мало сейчас настоящих рыбных гурманов. Иначе не подарила бы мне судьба эти несколько дней общения с настоящим живым карпом".


Рецензии