Орловщина волшебная моя!

Я чувствую бездонность совершенств
и полную гармонию со всеми,
и бесконечность вспыхнувших блаженств,
когда я прикасаюсь к этой теме.
Орловщина — отечество моё!
Я угадал родиться в славном крае!
России сердцевина, речь её!
И каждая тропа - стезя святая!
И нам необходимо плодотворно
всегда законам памяти служить.
Известно, что отчизна — это корни.
А без корней какая ж это жизнь?
О благодать! О гордость! И слеза!
Родились здесь мои отец и мама!
О почва, корни, птицы, небеса!
Нет символичней этой панорамы!
И нас, детей, ласкали каждый миг
орловцы чудные: старушки, старцы.
И я считал, что именно о них
рассказывают пламенные святцы.
Мой край так мал в длине и ширине,
да и по численности населения,
однако среди первых он в стране
по своему величию — значению.
Орловские раздолье и размах!
В моём краю магическом, прекрасном
все свечи сами зажигались так,
как будто в храме из старинной сказки.
Дотрагиваюсь до любой струны
любой эпохи — удивленье высится!
Да это же бездонный клад страны -
великие орловцы!.. Их же тысячи!!!
И мы подскажем мировой молве,
что по числу писателей, поэтов
великих, переплывших смело Лету,
Орловский край уступит лишь Москве.
Гордимся, что происходили здесь
событья величайшие на свете.
Нам радостна тут даже вьюги весть,
и стал для нас попутным всякий ветер.
И по лесам, холмам, полям
шагаю с рюкзаком я вдохновенно.
Пою всю жизнь я гимн земле орлян,
земле моей, навек благословенной.
И даже, если б прожил я в отчизне
не жизнь одну, а десять долгих жизней
то всё равно о крае песнь моя
была б неполной. В том уверен я.
О Родина! Ты небо и росток,
моей неспетой тайны островок,
где отступает даже смерть сама
и сами же растут торжеств дома.
Орловщина — отечество моё!
Друзья, ведь я желал на самом деле
качаться сквозь столетий забытьё
в такой уютной, тёплой колыбели.
О вятичи! Державности под стать!
Сюда их привели походы дальние.
И стали землю обживать, мечтать.
И стали явью помыслы хрустальные.
Великая тут каждая из вех.
О них ещё не раз споют свирели.
И лучезарней украшений всех
Орловского Полесья ожерелье.
Какая богатырская земля!
Навек салюта первого свеченье.
Верх одержал тут Муромец Илья
над Соловьем — разбойником в сраженье.
Воспитывают наш иммунитет
поступками достойными, молитвой
и иноки Ослябя, Пересвет -
герои гулкой Куликовской битвы.
Кавалерист Митюхин всем знаком,
ведь стал он первым из солдат России,
кто награждён Георгия крестом.
Такие вот орловцы удалые!
Ермолов на коне летит, как встарь,
по небесам с отвагою девиза
туда, где на востоке, как алтарь,
мерцает дом Давыдова Дениса.
Из книги рекордсменов мировых —
Иван Леонов, человек ударный:
предпочитал дорогу напрямик
Герой России, летчик легендарный!
И ураганы бед, трагедий, ран,
как ни старались, нас не покорили,
поскольку и Затворник Феофан
поддерживает нас духовной силой.
Тут жили Кукша, Карамзин, Толстой,
Жуковский и Киреевский, Есенин,
Жемчужников и Глинка. Боже мой!
О земляки Андреев, Керн, Тюленин!
Разнообразен орловчан престол.
Борис Орловский — скульптор наш сердечный
в Санкт-Петербурге ангела возвёл,
чтоб тот оберегал Россию вечно.
И Римский — Корсаков у нас же есть!
И автор «Мастера и Маргариты»!
Их пращуры столетья жили здесь,
в краю, где каждый встречный - знаменитый.
Отсюда, из орловских же краёв,
и Пушкина, и Лермонтова предки,
и Алексей Брусилов - из Орлов.
Сергей Булгаков, Пришвин, Куренцов -
бесценные цветы орловской ветки.
У нас явил свой мощный, редкий дар
и Дмитрий Кантемир - наук наследник,
писатель и молдавский господарь,
царя Петра Великого советник.
А незабвенный Корф - наш генерал!
Царицы Милославской лик роскошный!
Орловский мастер - главный капитал!
О вышивка и ткачество! Гармошка!
Резьба, игрушка! С бисером одёжка!
И вышит на одежде оберег,
где птица-солнце на крылах безбрежных
приносит тихо счастье и успех.
Её лучи целительны и нежны.
Загадочные грани мастерства!
И добрый след - судьбы сосредоточье.
Пленяют нас искусниц кружева
и чуткий танец «Аленький цветочек».
Забыв завистливые пересуды,
мы шлём поклоны знатным мастерам,
создавшим в Дятьково такое чудо:
один-единственный хрустальный храм.
Бывают краски ярче, чем у нас,
но наши мне милее, интересней.
Сапфир небес орловских, хоть сейчас,
украсит головной убор невесты.
К моей отчизне кто-нибудь да глух,
но край мой — несравненный, вдохновенный:
буквально в каждой ветви — счастья дух,
буквально каждый камень - драгоценный.
Окинем горизонт мы цепким взглядом
и поразимся замыслу Творца,
ведь чувствует и мыслит каждый атом,
и помнит, и имеет голоса.
А в завещанье давнем говорилось:
«Вмещает атом каждый мирозданье»
Стахович, Писарев, Апухтин, Нилус
к потомкам проторили заклинанье.
Прозрение спасёт от слепоты.
Орловский край - родной, любимый,
где каждая частичка доброты
ни от кого не ускользает мимо.
О гении! Подвижники! Пророки!
Скажите, кто же превратить сумел
активность заблуждений и пороков
в энергию гуманных, честных дел?
Разыскивая истину сурово,
мы в лабиринтах долгих разумеем,
что даже вопреки Козьме Пруткову
объять мы необъятное сумеем.
Орловский край мой очень благодатный.
Орловский край мой очень благодарный.
Для нас важней, чем злато-серебро,
ответить добротою на добро.
И стороны - сторонушки родные
необычайно укрепляют мысль.
И улетает благородство ввысь.
И исполняются мечты любые.
И вновь нас потрясает край родимый
своею тайной в дивной тишине.
И мы становимся совсем другими
в походе по любимой стороне.
В пути нас точно море окружало.
То вверх, то вниз. И не до скуки нам.
Палатки же подобны парусам.
Тут не хватает только адмиралов.
Как будто бы плывём мы по волнам.
У Глазуновки, где любви исток,
сияет чистотой душа живая.
Течёт Ока, впитавшая восторг
и волю, красоту объединяя.
И потрясают пылкая весна,
неистощимых вод степные узы,
где нежные мелодии и Цна,
Сосны и Зуши, Неручи, Неруссы.
Орловской флоры, фауны клубок,
как будто бы из трепетной легенды:
глухарь и вьюн, венерин башмачок,
малиновая орденская лента,
и мнемозина, аполлон, чабрец,
и выхухоль, шалфей, голубоглазка,
фиалка, ветреница и борец,
и благороднейший олень, и ласка.
И я сейчас невольно вспоминаю,
что дочка в детстве стала восклицать:
«Природа вся красивая такая,
что я хочу её расцеловать!»
Я верю, что минует много лет
и на земле Орловщины останутся
косуля, зимолюбка, солнцецвет,
журавль и европейская купальница.
Орловщина - отечество моё,
чья летопись расскажет о народе,
развившим так достоинство своё,
чтоб выше жизни оценить свободу.
Пронизывая дерзко глубь веков,
всех покоряя простотой ажурной,
рождался тут из ясных родников
язык блистательный литературный.
На стыке наций, диалектов разных,
как будто бы на вечный спор ответ,
является вершить глагола праздник
всех гениев-писателей завет.
Лескова и Тургенева строка —
миры, каких не видывал на свете я.
Я открываю Болхова века,
как будто бы тома энциклопедии.
Чарует изумруд берёз, осин.
О жемчуга покоя над церквушками!
А там — со звонкой песней Новосиль,
Малоархангельск с мифами о Пушкине
и бравый Мценск, Дмитровск - собрат,
умелец Ливны, Кром - заступник.
В короне всей Руси Орла брильянт —
один из самых радужных и крупных.
И стал пословицей Орёл давно.
Мы изменили изреченье дружно.
Забыть об амчанине суждено.
Для блага гостем вам орловский нужен!
Да, для меня нет города светлей.
Южней Москвы соорудили крепость,
и стал музеем город наш поздней.
Его история, как будто эпос.
Орёл — мой город. Таинство моё.
Моё и бытие, и бытиё.
В названии — могущество, полёт.
В названии — стремление вперёд.
И фейерверк лучей и облаков,
и Мариинский мост, Богоявленье,
ликующие лики берегов,
как лучшие на свете сновиденья.
В нарядах ало-жёлтых тихо, просто
заходит осень по путям благим
в просторы Александровского моста,
позируя художникам младым.
Мой город постоянно открывает
для всех сверкающее колдовство.
Святые Пётр и Павел затевают
целебный дождь у храма своего.
Театр орловский - чудо из чудес!
Его построил граф Сергей Каменский.
А Михаил Бахтин воздвигнул здесь
свой корпус именитейший кадетский.
Дворянское гнездо к себе зовёт.
А вот и дом, поэтами воспетый.
И верим мы, что всё-таки мелькнёт
в окне Калитина Елизавета.
О праведников слово - пламя!
Взволнованно беседовали с нами
и Голован бескрайне одарованный,
Левша и Странник Очень Очарованный.
Орёл - мой город милый, мой кумир.
Тут я впервые обнял целый мир.
Поддержка мне с утра и до утра
и Орлик - брат мой, и Ока - сестра.
Наверно, был бы счастлив даже Феб,
когда вкусил бы сразу на рассвете
ржаной и пышащий орловский хлеб —
один из самых вкусных на планете.
Давненько повар болховский Кузьмич
придумал диво — Гурьевскую кашу.
А Добрая Вода направит клич,
и утоляют жажду души наши.
Имён заветных пиршество дано,
его оставил предок наш - орловец:
Отрада, Солнце, Золотое Дно
и Добрый Путь, Серебряный Колодец.
И Философово ведёт рассказ,
премудрость прививая нам спокойно.
А защищать отчизну учат нас
Драгунская, Стрелецкая и Воины.
И не грозят нам ухищренья мглы,
ведь нам приносят доблесть и удачу
Орловка и Орловчик, и Орлы,
Орлянка, Орлик и Орлова Дача.
Сомненья мы оставим наконец,
и станут не для нас мотивы грустные,
ведь Здоровяк, Здоровчик, Здоровец
заботятся о нашем самочувствии.
Судбищи повествуют о судьбе,
чтоб меньше совершали мы ошибок,
ну а Весёлые — о той тропе,
где больше ожидает нас улыбок.
А в Сеножатном аромат такой,
что, кажется, дышать не надышаться.
И кажется, что я взмахну рукой
и в каждый миг вернётся лета царство.
Лучатся Яхонтово, Сокол, Труд,
Алмазово и Живописцев, Думчино.
И слышится в Пушкарной ядер гуд.
А к Хорошилово хорош маршрут.
Пусть будут все пути благополучными!
Пройдём по мураве в Муравский Шлях
и насладимся Сдобною Дубравой.
Мы осязаем миг любой да так,
как будто мы на свадьбе величавой.
Огни топонимических дорог!
Перед названьями снимаю шапку:
Любовша, Победитель и Цветок,
ну и конечно, прелесть — Совьи Лапки.
Я чувствую просторный, дивный сад,
где никогда, друзья, не быть нам лишними.
В Вишневском виноградом угостят,
а в Виноградном угостят нас вишнями.
Движенью негасимому сродни
и брод Царёв, и Царская дорога.
Как самоцветы светятся они
на бархате - атласе в дланях Бога.
Какая заповедная земля!
Ей путешественник любой завидовал.
Звучит как чудо — песня для меня
села названья Спасское — Лутовиново.
Учусь у малыша и старика.
Мне творчество раскроется радушно.
Закутает меня в свои шелка
бескрайне - ослепительная дружба.
За то, чтоб расцветал Орловский край,
мы выпили наливочку «Орлея»,
и мы шутили, как бы невзначай,
красивых слов друг другу не жалея.
Бега к богатству — это западня.
И мы воспользуемся правом вето.
С орловцами общенье для меня —
сокровище, восьмое чудо света.
И тут кудесник чисел Киселёв,
и властелин истории Грановский,
и звёздный Штернберг, лесовод Орлов,
актёрский мир — Федотова, Садовский.
Бабухин - медик, тоже наш — орловский!
О как просты, правдивы и грустны
картины Мясоедов а бездонные!
Неповторимо свежи и юны
Калинникова плавные симфонии!
Талантов Зайцева, Вовчок тона!
Оставлены в наследство нам планеты:
творенья Бунина и Бахтина,
Якушкина и Тютчева, и Фета.
Шатилов — земледелия творец,
великий рыцарь поисков нешумных.
А станция его для нас — дворец
в торжественных владениях подлунных.
О Шестаков - природы патриарх!
Орловцы восхищаются ботаником,
ведь основал он уникальный парк
с чудесными деревьями, кустарником.
О поликарповская вышина!
Даруют свет, как будто бы созвездие:
труды Пясецкого и Фомина,
Русанова лихие путешествия.
И впечатления всегда новы
в моём краю, как в детстве том румянцевом.
И так высок небесный свод любви,
как будто бы сопрано Насти Вяльцевой.
И в Яковлево, где расцвет садов,
я устремляюсь за духовным благом
к Благининой — кудеснице стихов.
Я восторгаюсь местным бивуаком.
Успех спортсменов наших, как вулкан!
Вот Александр Петров, всегда уверенный, -
борьбы французской феномен, гигант.
Он Олимпийских игр призёр серебряный!
Когда же наступает Новый год,
нас поздравляет самобытно, справно
и юмор свой печальный раздаёт
всемирный скоморох Полунин Слава.
Орловцев замечательных скрижаль!
Они — пример непримиренья с косностью.
О Европеец года - врач Рошаль!
О Картуков — конструктор в сфере космоса!
Звонарь Никольской церкви на Песках
Крестьянкин признан, как мудрец, светильник,
писателем духовным стал земляк,
и путь его велик в местах пустынных.
Снимает постоянно, будто маг,
у нас печали и несовершенство
тот уголок, кому-то неизвестный,
где сделали мы самый первый шаг.
И мне казалось в детские года,
что будет жизнь моя неизмеримой
и мне не помешают никогда
счастливым стать и быть всегда любимым.
Но ложен иногда маршрут у нас,
а потому, что взор не осязает,
что есть между событиями связь:
от одного другое вытекает.
И спешка, поиск острых ощущений,
излишней любознательности рвенье.
Порой мы были в переплёте дней
рабами неразумности своей.
Нас разве красит честолюбье наше?
А месть? А тяга к грубому словцу?
А вспыльчивость? ... Какому персонажу
такое всё же может быть к лицу?
Нехватка опыта и озарений
и наши нерешительность, сомненья,
избыток чувств, проверка на экстрим
нас приводили к промахам большим.
Нас край родимый без надрыва учит
быть терпеливыми всегда вполне.
И мы становимся гораздо лучше
в походе по заветной стороне.
Не уважаю я идей лекало.
Уничижению не верю я
Зачем назвали родиною малой?
Орловщина великая моя!!!
Когда же воздают орловцам почести,
то рад я, будто мой тот звёздный час.
Нам незачем бояться одиночества,
ведь есть отчизна верная у нас.
Судьба же счастьем до верху полна,
когда у нас согласие с собой.
И чистота, и свежесть, как зимой,
когда сияют солнце и луна.
Понять бы нам метаморфозы духа...
Мы знаем, что не в том удач секрет,
чтоб в направлении одном смотреть,
а в том, чтобы любить - жалеть друг друга.
Мой край, где каждый встречный - мой
товарищ,
в любом луче — романтики чутьё.
Меня любовью — братством ты одаришь,
Орловщина — отечество моё.
Я познаю с собой наедине,
что посреди житейского прибоя,
глаза любимой помогают мне
найти великий Млечный Путь покоя.
Рубины дарит вечная заря.
Над Девятью Дубами ширь нетленная.
Орловщина волшебная моя!
Ты для меня как целая Вселенная!!!


Рецензии