продолжение, часть-15. государственный переворот

   К 1916 году патриотические восторги были позади,и в обществе царило тихое брожение с повседневными разговорами о шпионах и предательстве. Государственная администрация все больше и больше погружалась в состояние оцепенения.Отсутствовал контроль за работой министров и законодательной работой. Миллионы бывших солдат, состоящих в основном из крестьян, были брошены на фронт и разметаны на огромном пространстве от Балтийского моря до Закавказья. К концу 1916 года общее количество мобилизованных достигло почти до 13-ти миллионов. Оторванные от привычного уклада жизни, загнанные в окопы и землянки они мучились и погибали за цели которые были от них далеки. Постепенно эти миллионы превращались в огромную массу где зрели страшные "зерна гнева",которые позже дали огромные разрушительные всходы.
В Петрограде толпы расквартированных солдат из запасных батальонов вместе с примкнувшими к ним группами гражданских лиц ходили с красными флагами по главным улицам,громили полицейские участки, грабили магазины, вступали в стычки с верными царю войсками. Власть правительства была парализована. Положение в стране становилось все хуже и хуже,толице надо было принимать срочные меры для наведения порядка. Любимец царя,его флаг-капитан адмирал К.Д.Нилов в те дни постоянно повторял:"Все будем висеть на фонарях ! У нас будет такая революция,какой еще никогда не было !" Многие считали эти слова простым зубоскальством. Ко второму марта власти царя в столице уже не было. Его вынудили отречься от престола. Всюду торжествовал красный цвет флагов и транспорантов с надписъю: " Долой самодержавие !" На улицах царило радостное возбуждение, никто не работал. толпы матросов, солдат и студентов, рабочих, низших служащих и обывателей стекались к резиденции Госдумы и Таврическому дворцу, где проходили нескончаемые митинги. Ораторы сменяли друг друга,дамы и курсистки из публики бросали к ногам Керенского первые весенние цветы. Новой власти стали присягать воинские части, и почти никто уже не сомневался,что со старым режимом покончено навсегда. "Долой предателей !", " Долой Тиранов !", " Да здравствует свобода !" - такие были лозунги. Неожиданным для думцев стало возникновение Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, который выдвинул крайние требования и лозунги.
   Кругом ходили слухи будто "большаки" скинули с престолу самого Царя-батюшку, а апосля и все временное правительство заарестовали и будто всеми над энтими большаками верховодит какой-то Ленин. Весть о революции в Петрограде с быстротой молнии долетела и до Красноярска. Вскоре началось шествие Советской власти и в Енисейской губернии. 29 октября 1917 года она установилась и в Красноярске. Рабочий класс города активно включился в процесс установления Советской власти и ее диктатуры в городах и селах Енисейской губернии. Долетели слухи о революции и ее декретах о мире,о земле и до Казанки.
   Но не успели люди толком понять и порадоваться свершившейся как им тогда казалось революции, а продотряды уже зачастили по селам и деревням губернии. И уже в декабре 1917 года, за 15-ть дней только в Ачинском уезде продотряды заготовили 95-ть вагонов хлеба и более 1000 голов скота на мясо. Советская власть сказала: " Берите землю у кулаков-мироедов и помещиков !" "Берите и владейте !" Потому обрадовавшись и переметнулась большая часть крестьян на сторону Советской власти. Но в Казанке брать землю было не у кого, да и незачем. Основная масса ее жителей имела к тому времени уже по 15-ть десятин земли для засева и по приусадебному участку для посадки картофеля и других необходимых культур. Но коли Советская власть дает им землю и лес, да к тому же в свободное пользование, казанцы собрали сход на котором вместе порешили, неподалеку от клюквенного болота, раскорчевать лес и тем самым расширить площади для засева ржи втрое. Так и сделали. Вдоль дороги на Тукай раскорчевали березняк с осинником,и распахав совместно землю разделили по едокам и весной засеяли.
В это время в Казанке уже большинство семей жило в больших пятистенных или крестовых домах, дворы и хозяйственные постройки были у вех новые,у каждой семьи: лошади, коровы, овцы,свиньи, куры.  Филипп с Настей и Ефим с Анной тоже старались во любом деле быть впереди и не отставать от сельчан, работали не покладая рук и это давало результаты.
   По всем волостям и уздам Енисейской губернии зачастили представители Советской власти. Еще в начале 1918 года в Казанку из Ачинска приехала комиссия из уездного начальства, расклеили листовки с Декретами о земле и мире,и собрав деревенский сход, разъяснили жителям об обстановке в стране и сути декретов. А в них было написано вот что: в них объявлялась немедленная и безвозмездная отмена  помещичьей собственности на землю, передача всех имений ,удельных монастырских,а также церковных земель со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестъянских депутатов.  С этого момента провозглашалась отмена частной собственности на землю, недра, леса и воды и их национализацию. Также были запрещены купля-продажа и сдача земли в аренду. Применение наемного труда для обработки земли не допускалось. Устанавливалось уравнительное землепользование: земля между крестьянами делилась по едокам или по количеству трудоспособных членов в семье.
    Представителей Советской власти казанцы слушали по началу молча и терпеливо, пока не пошел разговор о частной собственности на землю и применении наемного труда. Тут крестьяне начали высказывать свое недовольствие и освистывать этих самых представителей Советской власти. И поэтому основная часть селян жившая до сих пор зажиточно и крепко стоявшая на своих ногах, встретила эти самые декреты с негодованием и с большой настороженностью, кроме небольшой части бедноты из поздних переселенцев не успевших к этому времени как следует окрепнуть и встать на ноги.
    У Филиппа с Настей к этому времени тоже уже было добротное хозяйство: 6-ть лошадей, 4-ре коровы, более 20-ти овец, несколько свиней и большое количество птицы. Кроме этого, Филипп занимался плетением коробов, охотой и выделкой шкур и был в этих делах непревзойденным мастером и его знала вся округа. За выделкой шкур приезжали из: Тукая ,Курбатово, Ельничной, Грузенко, Романовки, Ново-Троицкого, Александровки, Ключей и даже с Ужура и Ачинска. А его плетеные короба пользовались   среди крестьян большим спросом, так как они нужны были почти каждой семье. Немалый доход приносила и продажа излишков масла, мяса ,сметаны, кедрового ореха и шишек. Потому хватало Егоровым и на жизнь и на содержание паденщиков во время посевной, сенокоса и уборки урожая ржи, ячменя, овса и льна. Пшеницу в здешних местах старались не сеять, так как она в этих подтаежных местах не успевала как следует вызреть. Казанские женщины прославились изготовлением из хмеля и ячменя чувашского пива и научили этому русских. Пиво действительно было знаменитым на всю здешнюю округу. Хорошим зароботком была и сдача коней в междудворку в Ключах, откуда любой мог  по необходимости арендовать коня на определенный срок для извоза людей по тракту или хозяйственных нужд. Но с появлением декретов Советской власти, многие дела приносящие доход пришлось сократить,а то и вовсе закрыть. Многое нужно было переосмыслить и ко многому перестроиться, что не замедлило сказаться на доходах и уровне жизни Егоровых и других односельчан. Причиной этому стало появление на свет Декретов Советской власти.


Рецензии