15. Ман

В субботу 15 ияра 2448 года от сотворения мира на тридцать первый день после Исхода евреи прибыли в пустыню Син. Все запасы еды, которые они несли с собой подошли к концу. Возникла реальная угроза голода. И среди общины Израиля вновь поднялся ропот. Во всем, естественно, обвиняли Моше и Аарона.

«Лучше бы нам умереть от руки Господа в земле Египта, когда мы сидели у горшка с мясом и хлеб досыта ели, ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы уморить все собрание это голодом!»(Исх.16:3).

Казалось бы, забыто все. Унижения и издевательства надсмотрщиков, бесчеловечные законы фараона. Весьма сомнительно, что большинство из протестующих объедались мясом в Египте.

Они и в самом деле утратили память? Вряд ли. Дело совсем не в этом. Даже если кто в жизни своей не пробовал мяса, сейчас стал считать, что обязан его получать. Это Бог объявил их своим народом, это по Его желанию евреи покинули Египет, так вот пусть теперь Он и кормит их мясом. Они не очень-то хотели уходить, да вот «вывели вы нас». Сказали, не только имея в виду Моше и Аарона, но и Бога. А раз вывели, теперь кормите, и не абы чем. Мяса подавайте.

А тут еще Моше стал оправдываться и фактически перекладывать ответственность на Бога:

- Мы – что? Что роптать вам на нас?

Самое удивительное, что Моше дважды повторяет почти слово в слово, что они с братом тут ни при чем.

Однако часто комментаторы толкуют поведение народа в сторону его заслуг. На самом деле евреи в Египте мяса вовсе и не ели, они только сидели у горшков с мясом и смотрели, как египтяне едят свинину. Т.е. евреи закон кашрута не нарушали. Поэтому жалобы евреев обоснованы, они действительно заслужили награду.

Только здесь смущает один момент. Разве евреи уже голодают? Может быть, они уже неделю сидят без пищи? В чем причина их недовольства? Бог избрал себе народ. Под Его контролем состоялся Исход. Он ведет евреев через пустыню. Поэтому Он никак не может не знать, что запасы пищи у евреев подошли к концу. И если бы, предположим, евреи терпеливо дождались следующего утра, у них точно также был бы «хлеб небесный».

Бог не потому сказал Моше: «Вот Я дождем ниспошлю вам хлеб с небес», что евреи стали роптать и возмущаться, а потому, что таковы были Его планы. А вот то, что евреи стали просить мяса, по общему мнению, вызвало неудовольствие Создателя. Вот мяса они бы точно не получили.

Стало темнеть. Появилась первая звезда. Шабат закончился. Наступил первый день следующей недели – 16 ияра 2448 года.

«И было вечером, и налетели перепела, и покрыли (собой) стан…» (Исх. 16:13).

Бог фактически идет на поводу у своего народа. Никто бы не умер с голоду без этих перепелов. А когда их можно было дать? Только с наступлением сумерек. Днем никак нельзя, потому что день этот был суббота, а приготовление перепелов на огне стало бы нарушением субботы. Наутро же 16 ияра Бог приготовил своему народу другую, принципиально иную, пищу.

На рассвете 16 ияра евреи вышли из своих шатров и увидели, что вся земля вокруг покрыта странным веществом: маленькими, кругленькими, белыми зернышками, вроде инея.

- Ман гу (что это)? – спрашивали они друг друга.

Поэтому хлеб небесный назвали «ман». Господь позаботился, чтобы ман не упал на грязную землю. Вначале выпадал слой росы, затем ман, а сверху он укрывался еще одним слоем росы.

Моше объяснил, что это хлеб небесный, который Господь будет давать ежедневно с этого дня евреям, исключая субботу. Каждому еврею положено на день один омер мана (приблизительно 2,2 литра). Сверх этого собирать не нужно, никаких сборов про запас. Исключая последний день перед субботой, когда нужно будет собрать по два омера мана.

Все общество выслушало лекцию Моше о пище небесной, но не все услышали сказанное. Всегда находятся самые «умные» и «практичные». Нашлись такие, кто решил основательно запастись продуктом. Мало ли что случится, а у них будет запас. Говорят, это были уже известные нам Датан и Авирам. Они забили в шатрах своих все свободные емкости маном, а наутро их соседи с удивлением наблюдали, как из их шатров, выползло целое полчище червей и расползлись в разные стороны. Это запасенный ман сгнил и в нем завелись черви.

Ман обладал многими чудесными свойствами. С некоторыми из них мы познакомимся.

Ман можно было есть сырым, из него можно было делать муку и печь лепешки, его можно было варить, печь на огне и т.п. Определенного вкуса у него не было. Ман принимал вкус во рту едока тот, которые ему бы хотелось отведать. Кроме вкуса пяти овощей наносивших вред кормящим матерям. Это дыня, огурец, чеснок, зеленый (порей) и репчатый лук. Ман содержал абсолютно все элементы, необходимые человеку, и был одинаково полезен и растущему организму и старику.

По преданию, сколько бы человек не собрал мана, много или мало, придя домой, он обнаруживал ровно один омер на каждого члена семьи. В первую пятницу евреи собрали обычное количество мана и вернувшись домой с удивлением обнаружили, что количество собранного удвоилось. Вот тогда Моше и объяснил, что в субботу ман не выпадет. Все что оставалось «в поле» несобранным, таяло на солнце и превращалось в воду.

Ман обладал еще одним чудесным свойством: чем праведнее был человек, тем ближе ко входу в его шатер выпадала дневная порция мана. Те, кто вел себя, так сказать, не очень, должны были ходить собирать ман за пределы стоянки. Поэтому любой мог, выйдя утром и оглядевшись по сторонам, узнать, кто есть кто. Рассказывают, что Йегошуа бин Нун получал в день столько мана, сколько вся община Израиля. Нет, физически это был все тот же один омер, который доставался любому человеку в пустыне, независимо от того много он собирал его или мало в конкретный день. Но ман был не только физической пищей, но больше даже духовной. Чем больше было величие праведника, тем больше духовного возвышения и мудрости получал он от своей дневной порции. Так вот, говорят, что Йегошуа получал столько, сколько вся остальная община, и ман падал прямо к его ногам. Таков был его духовный уровень.

В дальнейшем мы еще познакомимся с некоторыми свойствами мана, а сейчас давайте подумаем вот над чем. Что было бы плохого, если бы ман можно было собирать про запас. И зачем было нужно, чтобы выпадал он каждый день? Что за блажь такая у Создателя?

Вот представим себе, что ман падает раз в месяц, и каждый должен сделать необходимый запас. Но все люди разные: есть более сильные, есть немощные, кто-то мог заболеть именно в этот день, есть женщины, дети, старики. Сложилась бы ситуация, когда некто собирал больше, чем ему нужно, а кому-то собранного не хватало на месяц. Началась бы торговля маном, и очень скоро общество бы расслоилось, возникли в обществе вражда и недовольство. И тогда о единстве в народе не стоило бы и мечтать.

Но главное следствие из установления Создателя – воспитательный урок для народа. Чем евреи сорок лет занимались в пустыне? Куда-то шли? Давайте посчитаем. Пусть каждый день евреи шли всего три часа и преодолевали расстояние в десять километров. Отбросим субботы и праздники. На движение у нас остается порядка 300 дней. За год евреи преодолеют 3000 км, за 40 лет – 120000 км, т.е. обойдут Землю по экватору трижды.

Ничего подобного, естественно, не было. Что же делали евреи сорок лет в пустыне? Стояли станом. Их бытовые заботы были сведены к минимуму. Одежда их не портилась и не грязнилась. О хлебе насущном думать не нужно было – ман выпадал ежедневно. Даже готовить его не было нужды. Чем же тогда они занимались? Изучали Тору.

Так что же воспитывалось у народа? Бесконечное доверие Богу и надежда на его милосердие. Сорок лет евреи просыпались утром и обнаруживали, что ман «на месте», никуда не делся, и Бог помнит о своем народе. В этом и был главный замысел Бога. Жизнь в пустыне должна была укрепить веру народа, с одной стороны в Творца, с другой стороны в свое избранничество и миссию.

И для нынешних поколений, для всех человеческих существ, независимо от национальной принадлежности и вероисповедания история мана есть вечный урок. Урок, что хлеб насущный, все же дается человеку с неба. Хотя это самый трудный урок. Потому что нам все время кажется, что наш хлеб есть результат нашего ума, наших способностей, нашей интуиции, нашей удачи и активности. Как выразился однажды Иван Владимирович Мичурин: «Мы не можем ждать милости у природы, взять их у нее – наша задача».

Иллюстрация: полотно итальянского живописца Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто (1518 - 1594) «Сбор манны небесной».


Рецензии
<Казалось бы, забыто все. Унижения и издевательства надсмотрщиков, бесчеловечные законы фараона. Весьма сомнительно, что большинство из протестующих объедались мясом в Египте.
И для нынешних поколений, для всех человеческих существ, независимо от национальной принадлежности и вероисповедания история мана есть вечный урок.>
К сожалению уроки истории никого ничему не учат. Напр. уроки французской революции 18671г. не уберегли «старых большевиков», делавших русскую революцию 1917г. от своей гильотины. А в приложении к цитируемому – не вспоминают ли россияне ныне о благодатных временах совка почти в теми же формулировками?

< За год евреи преодолеют 3000 км, за 40 лет – 120000 км, т.е. обойдут Землю по экватору трижды>.
Это – если идти по прямой…

<Что же делали евреи сорок лет в пустыне? Стояли станом. Их бытовые заботы были сведены к минимуму. Одежда их не портилась и не грязнилась. О хлебе насущном думать не нужно было – ман выпадал ежедневно. Даже готовить его не было нужды. Чем же тогда они занимались? Изучали Тору>.
Так ведь Торы тогда, вроде бы, ещё не было?

<Так что же воспитывалось у народа?>
Некогда я вел кружок рукоделия в детском доме, и меня поражала безответственность учеников в отношении материала, инструментов, и, как ни парадоксально, - к собственным «изделиям». Потом я понял – это потому, что им не видно было, как добываются (родителями) благо жизни – еда, одежда, кров итп. Им всё «сыпалось», как манна (ман). И проблема безответственности оставалась главной после их выпуска во взрослую жизнь, - об этом социологи пишут.
Мт бть, такой плачевный результат был оттого, что они в школе изучали математику, физику, (притом нерадиво, «из под палки»), а не Тору?

С интересом -

Марк Олдворчун   19.05.2015 14:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Марк, за отзыв.
Со всем согласен.
Про Тору. Она в своей главной части была дана на 50 день (праздник дарования Торы - Шавуот, дословно "недели" - в субботу 7 Сивана 2448 года от сотворения, хотя сегодня празднуют 6 Сивана) после выхода из Египта (точнее, после Песаха). В христианстве - Пятидесятница или Троица.
А в полном объеме еще через 120 дней, когда Моше окончательно спустился с горы и принес Тору уже в письменном виде + устную часть. Было, что изучать.
Привет, Кот.

Кот Базилио 2   20.05.2015 00:29   Заявить о нарушении
Про школу.
Говорят, кое-где есть уроки Закона Божиего.
Мне сложно оценить их нужность: все зависит от преподавателя.
Вот так и про Тору.
В полном объеме, думаю, не нужно. Но можно сделать интересные занятия построенные вокруг "исторической" части с разбором уроков, которые можно извлечь из этих историй применительно к новому времени. Я бы взялся за такое.
Да, только никому оно нынче по-настоящему не нужно. Нужны рабы бессловесные, с мозгом павиана, и перьями павлина. Нужно чтобы каждый винтик вращался на своем месте, а остаток времени прожигал в развлечениях, дешевых по сути, но не дешевых в натуре. А изучение Торы приведет к множеству ненужных вопросов и мыслей.
К.Б.

Кот Базилио 2   20.05.2015 00:40   Заявить о нарушении
Затея с Законом Божьим в школе обречена и крайне опасна, поскольку, - Вы правы, - всё зависит от качества исполнения замысла, принятого по-советски, в приказном порядке к действию без обеспечения адекватных средств.

А в каком месте у Вас можно прочитать о первых главах Исхода, о египетском периоде?
С уважением Марк.

Марк Олдворчун   20.05.2015 13:25   Заявить о нарушении
Привет, Марк!
Тора Кота Базилио. Шмот.
Шмот - дословно "Имена", в русском переводе Книга Исход.
Внутри все пронумеровано. Читать по порядку.
Кот.

Кот Базилио 2   20.05.2015 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.