Детство Лермонтова 4 Песня матери

Мелкий сентябрьский дождик негромко барабанил в окно. Марья Михайловна уныло глядела на мокрые, начавшие желтеть ветки деревьев и сереющую сквозь них рябь пруда. Миша под присмотром Христины Осиповны забавлялся на кровати игрушками.

Мать запела. Мелодия песни грустная, протяжная, нежная. Мальчик оставил игрушки и слушает. Слов он толком ещё не понимает, но красивый задушевный голос матери завораживает его.
— Маменька, гоюбушка, ещё! — просит Миша.
— Да ты плачешь, мой птенчик? Сейчас спою, — она вытирает сыну слёзы и сажает его на высокий детский стульчик рядом с клавикордами.

Тихонько аккомпанируя себе, мать поёт снова свою чудесную песню, а потом начинает импровизировать. И опять мотив получается грустный. Слушая прекрасную музыку, мальчик засыпает, и бонна осторожно перекладывает его на кровать.

Кончив импровизацию, Марья Михайловна садится за стол и открывает свой альбом, переплетённый в коричневый сафьян с золотым тиснением на обложке. Сегодня ей особенно тоскливо и одиноко: Юрий Петрович уехал с утра в Чембар по делам и вернётся только завтра. Её очень тревожат его трудные отношения с Елизаветой Алексеевной. Почему мать так холодна и придирчива к её мужу? Он-то уж, кажется, во всём ей уступает: переехал в Тарханы, после свадьбы не стал настаивать на получении приданого. А оно немаленькое. Только при разделе наследства от дедушки Василия Васильевича и бабушки Евфимьи Никитичны Арсеньевых Марье Михайловне досталось двадцать пять тысяч рублей, которые маменька получила на хранение. Муж удовольствовался векселем тёщи на такую сумму. Предпочёл не вмешиваться Юрий Петрович и в оформление наследства жены от её отца, когда Елизавета Алексеевна приписала себе больше душ, чем дочери. Но не это печалит молодую женщину: всё равно ведь она единственная наследница, а мать гораздо лучше разбирается в хозяйстве. Куда хуже бесконечные сплетни об изменах супруга с горничными и служанками. Маменька постоянно твердит о том, как ей не доверять? А верить не хочется. Муж по-прежнему нежен, внимателен к Марье Михайловне и сыну, не скупится на слова любви, и она боится обидеть его своими подозрениями, только втайне плачет. Слёзы невольно капают у неё из глаз. Неужели её любимый Юра изменяет ей с дворовыми девками? Вряд ли. Но вот Юлия Ивановна… Эта смазливая самоуверенная кокетка появилась в доме летом. Елизавета Алексеевна представила её дочери как компаньонку, чтоб в отсутствие мужа Маша не скучала. Но Юлия Ивановна и не думала её утешать, зато сразу по возвращении Юрия Петровича из очередной отлучки в Кропотово принялась строить ему глазки, всячески пытаясь соблазнить. И маменька, и Дашка твердят о его измене.

Марье Михайловне и в голову не приходит, что Юлия Ивановна, её дальняя родственница, для того и приглашена в дом Елизаветой Алексеевной, чтобы поссорить зятя с дочерью и вынудить их разъехаться. Тогда бы матери одной безраздельно принадлежала любовь Машеньки. Да только Лермонтов не поддаётся на чары опытной соблазнительницы и не может надолго покинуть обожаемую жену. А её, бедную, затерзали ревнивые сомнения, и она снова тихо плачет, думая: «Для чего Юлия Ивановна увязалась сегодня с мужем в Чембар? Сказала, будто к модистке, а там кто знает… Но нет, надо верить, как жить без веры?»

Утирая слёзы, молодая женщина берёт перо и принимается изливать свои чувства на бумаге. Ей становится немного легче, и она тщательно перебеляет стихи в альбом:

     Расстаться, милый друг, с тобою,
     Увы, так рок определил.
     Но образ твой всегда со мною
     И вечно будет сердцу мил.

     Что может сделать отдаленье?
     Любовь сильнее укрепить.
     Одна минута утешенья —
     И я готова всё забыть.

     Забуду горесть и мученье
     В разлуке, что терпела я,
     Забуду всё и в восхищенье
     Дам клятву вечно быть твоя.

     Но если ты, о мысль ужасна,
     За страсть изменой платишь мне,
     Тогда что делать мне, несчастной?
     Сокрыть мой стыд в сырой земле.

     Ты в скором времени услышишь:
     Она скончала жизнь, стеня,
     Взойдёшь на холм и там увидишь
     Мой гроб, ах! он сразит тебя.

     Любовь и горесть, и мученье -
     Всё смерть моя окончит вдруг,
     Она отмстит за преступленье
     Тебе, жестокий милый друг!

Вдруг кто-то осторожно положил на плечи Марье Михайловне тёплую шаль. Она не заметила, как вошёл муж, обернулась от неожиданности и прошептала:
— Ой, Юра… Вернулся…
— Я успел всё сделать сегодня и поспешил к тебе. Ты плакала? О чём?
— Так, пустое.
— И стихи сочиняла. Можно? — Юрий Петрович протянул руку к альбому.
— Нет, нет, я ещё не дописала, потом покажу, — Марья Михайловна захлопнула альбом и убрала в ящик стола. — Только ты без меня не читай.
— Машенька, милая, ты же знаешь, что я без спроса не читаю чужих стихов. Вместе прочтём, когда ты сама захочешь, — ответил муж с лёгкой обидой, чуть повысив тон.
— Тсс! Мишеньку разбудишь, — она тихо встала. — Сыночек прямо здесь уснул, когда я играла импровизацию. Прости меня, мой друг, ненароком тебя обидела. Я альбом потом заберу, когда наш малыш проснётся. Пойдём к тебе.
Обнявшись, они вышли из гостиной.

Однако Юлия Ивановна сдаваться не собиралась. Не для того её взяли в дом. Однажды она зашла в покои Юрия Петровича якобы за книгой. Он хотел выйти в библиотеку, но она задержала его на пороге комнаты, кокетливо заведя пустой разговор. Лермонтов стоял спиной к двери и не видел идущей к нему жены. Соблазнительница не растерялась и вдруг порывисто обняла его, разыгрывая сцену измены. Марья Михайловна закрыла лицо руками и кинулась в свою комнату. Юрий Петрович мягко отстранил Юлию Ивановну:
— Ну, полно, полно.
— Отчего вы сторонитесь меня? Я ведь вам нравлюсь, — сказала та, театрально всхлипнув.
— Присядьте и успокойтесь, — он налил в стакан воды из графина и подал ей. — Сейчас я принесу вам книгу.

До библиотеки Юрий Петрович не дошёл: услышав плач жены, поспешил к ней в комнату.
— Машенька, что с тобой? Кто тебя обидел? Не плачь, — он попытался обнять её, но она шарахнулась от него и упала на кушетку, продолжая рыдать.
— Ты… ты изменяешь мне с этой… этой…
— Нет, мой друг. Я люблю только тебя.
— Я всё… всё видела. Ты её обни… обнимал.
— Нет, она сама полезла ко мне с объятиями.
— Ло… Ложь!
— Поверь, я люблю тебя одну. Не знаю, отчего она третий месяц пристаёт ко мне, да ещё на людях. Может, влюбилась, как кошка. Но я ей надежды не давал.
— А маменька го… говорит, что ты мне с ней… с ней…
— Тёще показалось, любовь моя. Я только твой. Юлия Иванна мне даже неприятна. Моя бы воля, я отослал бы её.
— Правда? — спросила Марья Михайловна, успокаиваясь и вытирая слёзы платочком.
— Конечно. Но я здесь не хозяин. Ну да Бог с ней. Давай лучше подумаем, что ты завтра наденешь на званый обед к Тарховым, — предложил жене Юрий Петрович.
— Пожалуй, белое атласное платье с высоким кружевным воротником, — оживилась молодая женщина.
— Прекрасно. Оно тебе весьма к лицу, мой друг. И жемчужные серьги с браслетом не забудь. Очень подойдут.

Утром, когда они были уже готовы к выезду в Калдусы в гости к бывшему предводителю чембарского дворянства Ивану Афанасьевичу Тархову и его жене Надежде Степановне, вдруг выяснилось, что кучер Ефим слёг в горячке, а Елизавета Алексеевна мается зубами и не поедет. Лермонтову очень хотелось развлечь жену после вчерашней ссоры, да и неприлично не явиться на званый обед к уважаемым людям. И он решил, что по сухой дороге сам управится с экипажем. Погода выдалась ясной и прохладной, поэтому Лермонтов, боясь застудить жену, велел заложить не лёгкие дрожки, а карету. До Калдусов дорога шла в гору, и доехали они благополучно.

Обед у Тарховых затянулся. В гостиной у них было очень уютно, Марья Михайловна с успехом играла на рояле и пела. Лермонтовы засиделись до четырёх часов пополудни. На обратном пути закрапал дождик, и дорога стала скользкой: как говорится, осенью ложка воды — ведро грязи. Когда спускались с крутой горы, карета начала наезжать на лошадей и те понесли. Юрий Петрович всеми силами старался их удержать и уже почти справился, как вдруг в самом конце спуска на высокой скорости кони, испугавшись шмыгнувшего через дорогу зайца, прянули в сторону. Лермонтов не удержался на козлах и вынужден был спрыгнуть на всём ходу, больно подвернув ногу. Карета наполовину завалилась на густые придорожные кусты, по счастью, удержавшие её от полного крушения. Лошади ещё несколько саженей протащили экипаж по кустам и остановились. Забыв о боли в ноге, Юрий Петрович бросился к жене и помог ей выбраться из кареты. Руки-ноги у неё, слава Богу, оказались целы, но напугана она была безмерно: плакала и вся дрожала.
— Машенька, ничего, всё позади. Сейчас согреешься, — он снял с себя плащ и укутал жену. — Что-нибудь придумаем.

Она не отвечала, только всхлипывала в его объятьях. «Что делать? — лихорадочно соображал Лермонтов. — Карету мне одному не поднять. Лошадей распрячь можно, я и без седла доеду, но Машу так не довезти. Идти пешком далеко. Скакать в Тарханы за помощью? Но как оставить жену одну на дороге? Хорошо хоть дождь прошёл».

Положение казалось отчаянным, но тут чуткий слух Юрия Петровича уловил звон колокольчика: кто-то едет навстречу. Слава Богу! На их счастье это были богатырского телосложения тархан Василий Медведев и его молодуха Александра. Увидев лежащую почти на боку барскую карету, силач подстегнул жеребца и быстро подъехал.
— Э-э, барин, беда-то какая! Сильно расшиблись?
— Да нет, ничего. Вот только жена очень испугана.
— Шур, поди-ка к молодой барыне, утешь её. Я покуда карету подыму. Барин, а вы лошадей крепче держите.
Василий деловито осмотрел карету и легко вернул её в вертикальное положение. Придерживая низ одной рукой, другой он ловко подкрутил разболтавшиеся колёса и поправил рессоры.
— Ну вот, теперь можно ехать. Справитесь сами или мне на козлы сесть? Шура с телегой управится.
— А ты куда путь держал?
— В Калдусы. Барыня Надежда Степановна красный товар заказали и по хозяйству разные мелочи. Вёз ей.

— А что так поздно?
— Да в Чембаре на ярмарке долго товары выбирал, а барыня сегодня просили привезти. Мы в Калдусах переночевать у свойственников хотели.
— Ну и езжай. Дальше дорога до Тархан ровная, сам справлюсь, — ответил Лермонтов, потирая ушибленную ногу. — А Шура пусть с женой останется: ей одной страшно.

Василий поехал к Тарховым, а Лермонтовы с Шурой благополучно вернулись в усадьбу. В пути Марья Михайловна всё время дрожала, никак не могла согреться. Наутро у неё проявился  синяк на щеке, ушибленной накануне. И по селу поползли слухи, будто в дороге молодые барин с барыней поругались и Юрий Петрович ударил жену кулаком. Их разносила Дарья, ссылаясь на хозяйку. Напрасно Шура Медведева пыталась разуверить дворню, рассказывая, как было на самом деле. Её никто не слушал: Елизавете Алексеевне доверяли больше.

 Это очень расстраивало Марью Михайловну, доводило её до слёз. Она простудилась, слегла в лихорадке с кашлем и сильной головной болью. Недели через две ей стало лучше, и она снова начала заниматься с сыном. Мать сажала его рядом с собой на высокий стульчик и играла, не оборачиваясь, но каким-то внутренним чувством ощущая, что сын внимательно слушает. Однажды она сильно закашлялась, прекратила игру и, вытирая рот платочком, испугалась, увидев кровь.

Мать знаком велела дядьке Андрею унести Мишеньку в детскую. Христина Осиповна позвала Елизавету Алексеевну. Та, взглянув на платок с кровью, переполошилась, уложила дочь в кровать и послала за лекарем в Чембар. Осмотрев больную, врач заподозрил чахотку и, прописав пока отхаркивающие травяные отвары и порошки, посоветовал обратиться к пензенским докторам. Услышав о чахотке, Юлия Ивановна быстро собралась и переехала к другим родственникам — подальше от заразы.

В начале октября Марью Михайловну свозили к докторам в Пензу, те опасный диагноз подтвердили, назначили лечение. Оно не очень помогало: больной становилось то хуже, то лучше. Она уже не брала Мишеньку на руки, несмотря на его капризы, не целовала, не сажала рядом собой, когда играла на фортепиано. Иногда мать тихо напевала свою грустную песню, и у мальчика, сидевшего в другом конце гостиной на руках у дядьки, всякий раз невольно катились слёзы из глаз. Слушать любимую песню он готов был без конца.

     ***

Чудесная песня матери на всю жизнь запечатлелась в душе Михаила Лермонтова. Ему казалось, что если бы он её услышал, то непременно узнал бы — одну из тысяч. Но больше ничего подобного слышать ему не довелось. По малолетству он не запомнил слов, и тайна песни матери осталась неразгаданной. Может быть, потому что её сочинила сама Марья Михайловна Лермонтова.




    Иллюстрация Влады Ирхиной. 15 лет. г. Нижний Новгород

Рассказ опубликован в книге:
Егорова Е.Н. Детство и отрочество Михаила Лермонтова. — Москва: Московский филиал МОО «Лермонтовское общество»; Дзержинский: БФ «Наш город», Литературное объединение «Угреша», 2014. — 288 с., илл., вкл. С.25-36

Предыдущий рассказ   http://proza.ru/2014/03/25/1576 
Следующий рассказ    http://proza.ru/2014/03/25/1635

Справочные разделы:
Словарь терминов, устаревших и редких слов   http://proza.ru/2014/03/25/1700
Упоминаемые топонимы      http://proza.ru/2014/03/25/1706
Упоминаемые исторические лица    http://proza.ru/2014/03/25/1720
Основная библиография      http://proza.ru/2014/03/29/2197


Рецензии
Спасибо Вам за прелестную миниатру. Вы первая у кого в этом юбилейном году я прочла о Лермонтове, горячо мною любимом.

Мира Папкова   12.05.2014 19:13     Заявить о нарушении
Рада, Мира, что понравилось. Читайте и другие рассказы о Лермонтове, это ведь цикл из 30 рассказов. В каждой публикации рассказа есть ссылки на предыдущий и следующий рассказы и на справочные разделы (если возникнет необходимость посмотреть дополнительную информацию о героях и местах действия).

Елена Николаевна Егорова   12.05.2014 19:26   Заявить о нарушении
В книге"Мифы и легенды среневековой Европы" я прочла о шотландском барде Лермонте, который стал пленником девы озера и в озере пел ей свои баллады. Потом она его отпустила. Это "бродячий сюжет", в России - Садко. Но имя барда!

Мира Папкова   12.05.2014 19:35   Заявить о нарушении
Да, Мирра, есть такое предположение, что шотландский бард Лермонт (от же Томас Рифмач)- реальное лицо и дальний предок нашего Лермонтова. Достоверно известный его предок - шотландский дворянин Георг Лермонт, перешедший на службу в Россию. В моей серии рассказов об этом здесь: http://proza.ru/2014/03/28/2304

Елена Николаевна Егорова   12.05.2014 20:07   Заявить о нарушении
Спасибо!

Мира Папкова   12.05.2014 20:21   Заявить о нарушении