Медведи

   В горах Полярного Урала довольно уютно себя чувствуют бурые медведи. Это самый крупный, сильный, умный и смелый хищник. Для большинства охотников-любителей, рыбаков, туристов он невидим. Защитная бурая окраска меха скрывает его от любопытных и случайных глаз человека. Плюс ко всему, отличное обоняние помогает его скрытности. И конечно, неприступность гор, их каменные завалы. Все это способствует для сохранения, обитания и успешного размножения медведей.
   Осенью поехали мы на вездеходе половить хариуса, на речку Хара-Маталоу, в верховье, в гористую ее часть. Не доехав до конечной точки, остановились на крутом берегу горной речушки Степан-Рузь. Ходовая часть вездехода была старая, пришлось уменьшать ее длину на один трак. Стучим кувалдой, разделяя звенья, выбрасываем трак, соединяем. Естественно, громко разговариваем стоя на вершине, а вокруг – горы! Короче говоря, слышимость такая, что даже глухой мог нас услышать.
   Еще когда остановились, и я сидел на крышке моторного отсека, на противоположном берегу речушки увидел странную темную глыбу. Она меня заинтересовала, но расчехлить бинокль и рассматривать было некогда.
   Закончив с ремонтом – сидим, отдыхаем, невольно я глянул в сторону темной глыбы и…
   - Смотрите!.. Медведь! А я его за валун принял, - говорю товарищам.
   Медведь, на открытой горной террасе, в полный рост, показался нам гигантом! Он смотрел на нас, мы с любопытством смотрели на него. Чувство боязни в нем не проглядывалось. И только когда заработал двигатель газушки, медведь, косолапя, и виляя огромным своим задом, мгновенно вбежал на сопку, и уже оттуда долго следил за нами. Четко, как на картине, вырисовываясь на сопке, в лучах заходящего солнца.
   Мы поехали ловить хариуса, а медведь скрылся в кустарнике на склоне коньена, а впечатление от увиденного помню до сих пор.
   Вторая встреча произошла довольно наивно. На следующий год мы снова собрались ехать в уже знакомые нам места за хариусом. Компания рыбаков подобралась большая, но «разношерстная». Большинство сидело в салоне вездехода, а трое сидело наверху. От чего водитель вездехода ехал намного тише обычного. Иначе могли бы кого-то и потерять в дороге. В походах и поездках, и не такое случалось.
   Прошлогоднюю встречу с косолапым я рассказал Геннадию Шкаропад, и он все время упрашивал меня показать место, где мы встретили медведя.
   Переехав очередной ручей, говорю ему:
   - Ген, уже скоро медвежьи угодья.
   - Ты мне покажи точное место, где вы его встретили. Очень интересно узнать, где они обитают. Да не забудь!
   - Не забуду, покажу, - успокоил я товарищу.
   Проехав некоторое расстояние, он снова напомнил мне:
   - Ты не забыл, где медведя-то видели?
   - Уже скоро, вот… - я хотел объяснить и показать, что дорога сейчас обогнет сопку, и мы взберемся на крутояр. Но договорить мне не довелось. Из-под одиноко торчащего ольховника вымахнул медведь.
   Шум ручья и огибающая сопку дорога не дала ему вовремя услышать работающий и приближающийся вездеход, который он подпустил к себе на метров двадцать, не больше, видимо спал, и не успел вовремя скрыться не замеченным.
   Водитель остановил  вездеход, но двигатель работал.
   Взбежав на крутояр, до которого было метров шестьдесят, семьдесят, медведь встал в профиль левым боком и, как нам показалось, пренебрежительно рассматривал нас с высоты. И только когда вездеход тронулся с места, его словно ветром сдуло!
   Выехав на вершину, мы видели, как медведь стремительно уходил от ручья в распадок, густо заросший ивняком, карликовыми березками и елями. И сделав крюк-петлю, залег. Это расстояние, километра три, он преодолел ну, очень быстро! А еще говорят тихоход косолапый! Косолапый - да, но не тихоход. Это уж точно, сам видел.
   Может быть этот, а может быть и другой медведь на этой же речушке, позже года на два, испугал  геолога.
   Облавливая заводи, где хариус клевал жадно и часто, он и не заметил, как через речушку встретился с медведем. Между ними расстояние метров пятьдесят, а у геолога складной ножичек и удочка, вот и вся защита от косолапого.
   А на той стороне берега много крупнющей брусники и голубики. Там ее в любой год бывает всегда много. Растет она в том месте чистыми от травы и кустарника островками, а вокруг каменное плато, ягоду собирать легко и бистро. Вот и жирует медведь на ягоде.
   Перепуганный таким сопящим соседом, геолог развел аж два костерка. А медведю - хоть бы хны! И только услышав гул вездехода, убежал в горы.
   Геолог попросил довезти его в горы, до их лагеря. Встреча с медведем отозвалась в нем «медвежьей болезнью».
   Встреча с этим сильным и умным хищником состоялась и на Большой Лагорте.
   Моросящий дождь и туман, обманули моих товарищей в «узнавании». Далеко в изгибе реки, на перекате, я заметил медведя. И решил показать это лесное чудо друзьям. Один готовил завтрак, водитель регулировал зажигание, иногда позвякивая инструментом.
   - Эй, ребята!.. Посмотрите на медведя!- окликнул я друзей.
   - Где, где?.. - заинтересовались попутчики.
   - Да вон, на перекате, на изгибе реки.
   - Брось чудить. Что мы дети малые, мужика от медведя отличить не можем? Там дальше база геологов, вот кто-то из них с утречка и ловит хариуса. Вон, видишь, у него и удочка в руке?.. - Отозвался водитель вездехода, Юра Черноусов.
    - Какая удочка? Какой мужик? Сами-то медведя от мужика отличаете? Возьмите бинокли, да посмотрите, и все, как на ладони, будет видно и ясно. - Обидчиво возразил я попутчикам.
   Посмотрев в бинокли, шумные споры-разговоры быстро утихли. В оптике четко и ясно был виден медведь. То ли ему надоело смотреть на нас, или в воде надоело стоять, но перейдя речку, направился в сторону гор.
   Разглядывая в бинокль предположительное его направление, я увидел в распадке пасущегося оленя.  Зрение у медведей слабое,  а нюх - отменный! Да, далеко причуял оленя косолапый! Но у медведя были свои дела, а нас ждала рыбалка. Хариус начал уходить на зимовальные ямы, начал «скатываться», как мы называем. Надо было поторапливаться.
   А прошлой осенью, собирал я ягоды на сто двадцать девятом километре железной дороги Лабытнанги-Воркута. Уставший, дойдя до околотка, встретил знакомого.
    - Медведя видел? – взволнованно обратился он ко мне.
    - Да. А что вы всей этой большой компанией его видели? - отозвался я улыбаясь. Знакомый не обращая на мою иронию, продолжал возбужденно говорить.
    - Да вон он, в распадке, на горе. Видишь?!
    - А-а… - устало откликнулся я на увиденного еще одного косолапого за этот день.
   Молодой медведь был хорошо виден без всякой оптики человекам тридцати собравшимся на околотке грибникам и ягодникам в ожидании поезда. Возбужденные люди, первый раз в своей жизни видели живого медведя в дикой природе. Их возбуждение мне было понятно. А моя сказавшаяся усталость в поисках брусники не позволила мне дольше полюбоваться им, нужно было успеть перекусить и попить чайку до прибытия поезда.
   Днем, этого же дня, перейдя по перекату речку Собь, я бродил по склонам сопок и на вершинах искал-собирал бруснику. И с одной из вершин заметил внушительных размеров медведя, кормящегося на ягоде в низине. Матерый медведище! Отдыхая на сопке, долго им  любовался. Но… у каждого свои дела: ему поесть, да жирку к зиме нагулять, а мне ягод впрок заготовить.


Рецензии
Об этом звере знаю не по наслышке...у нас на Байкале его обитает прилично и мне неоднократно довелось встречать его в тайге. Зверь невиданной силы-просто поражаешься,когда видишь каких размеров камни он с лёгкостью выбрасывает наверх,в поисках запасов кедрового ореха,которые заготовил бурундук на зиму...запасы эти приличные и косолапый знает,за что рвёт пуп... . Охотился на этого зверя-так не держит выстрел ни один зверь,порой бывало трудно уронить его несколькими пулями...
С теплом,Анатолий.

Анатолий Григорьев2   22.06.2016 03:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.