34. Театральный художник

НА СНИМКЕ: Свободный танец

Дмитрий Петрович много и увлеченно рисует. Его первые работы художника по костюмам (это подтверждено записями в Тетради №2), а, возможно, и по декорациям (пока записи не найдены), принимают в театре Веры Майя с восхищением.

В 20-х годах, когда Дмитрий Гриневич начал сотрудничество с руководителем танцевального коллектива хореографом и пианисткой Верой Майя. Тогда это был ещё не театр, а студия. В 1917-1920 гг. – Студия Веры Майя, в 1920-1924 гг. – Студия выразительного движения, в 1924-1926 гг. – пластическая секция, а в 1924-1926 гг. класс пластического искусства хореографического отделения Московского театрального техникума им. А.В. Луначарского. в 1927 в связи с тяжелым финансовым положением техникума его хореографическое отделение было закрыто, и из курса Веры Майя был организован ансамбль «Искусство танца», который просуществовал ещё пять лет. С 1932 года он стал называться Театром Веры Майя.

Основателем театра была Вера Владимировна Боголюбова (1891-1974), которая училась в Московской консерватории в классе К. Н. Игумнова и посещала студию Франчески Беата, ученицы Айседоры Дункан, выступления которой в России и послужили созданию многочисленных студий «свободного танца». В 1917 году Вера Боголюбова под псевдонимом Вера Майя начала выступать сама, и вскоре в ее «Студии выразительного движения» появились первые ученики.

«Создавая свои танцы, Вера Майя шла от музыки: прекрасная пианистка, она садилась за рояль и предлагала свою интерпретацию произведений».

Вера Майя ввела в танцы акробатические элементы и этюды на пластику и силу, включая построение живых пирамид. Акробатику в танце одобряли далеко не все хореографы, но у зрителей акробатические номера и эффектные поддержки пользовались неизменным успехом».

Студии Веры Майя существенную помощь оказывал нарком просвещения А.В. Луначарский. В архиве театра хранится его записка, адресованная в земельно-жилищный отдел, куда он обращается с просьбой "оказать этой студии содействие в... подыскании помещения".
 
Луначарский  называл танец высокой формой "агитационной поэзии". Танцу отводилась значительная роль в грандиозных массовых праздниках, о которых он мечтал. Луначарский был внимателен ко всему, что делалось в области танца, и опекал все молодое и талантливое.

С середины 20-х гг. в репертуаре студии Веры Майя появились разного рода стилизации, как египетских и индийских изображений, так и фольклора народов СССР. В фольклорном танце Вера Майя увидела неисчерпаемый запас идей и образов. Со временем самыми значительными ее постановками стали именно народные танцы: русские, молдавские и т. д.

Внимание к фольклору дало возможность «Театру Веры Майя» сохраниться в то время, когда остальные пластические студии, курсы и институты ритмики были закрыты.

Вера Майя ввела в репертуар и жанровые картинки. Например, в 1927 г. она ставит «Маски города» на муз. О. Тихоновой, С. Харкевича.

Первой среди советских балетмейстеров Вера Майя откликнулась на призыв общественности создать бытовой, молодежный танец. Сочиненные ею танцы "Октябрь" и "Галоп" пользовались успехом в московских клубах.

Танцевально-студийное движение, начатое Айседорой Дункан в начале ХХ века, хотя и дало многочисленные ростки в общей культуре века, в профессиональном искусстве танца, в гигиенической и художественной гимнастике, но к 40-м годам исчерпало себя.

Со временем и коллектив Театра Веры Майя стал просто концертно-эстрадным ансамблем, который, гастролируя по провинции, существовал до начала войны.

(Из Энциклопедии «Русский балет». БРЭ, "Согласие", 1997 и по материалам сайта «История танца»/Студийное движение и подготовка кадров эстрадных танцоров:
Но тогда, в конце 20-х это был почти единственный сохранившийся коллектив, пропагандирующий свободный танец, который впоследствии стал называться современным танцем (почти, потому что была ещё студия Айседоры Дункан, просуществовавшая до 50-х годов). Театр Веры Майя – остался единственным новаторским театром, не закрытым властями после НЭПа. Гонения на свободный танец, начались с приходом к власти Сталина в середине 1920-х годов. Свободный танец оказался слишком авангардным. Его обвинили также в чрезмерной эротичности и в дурном влиянии на нравы.

Уже в 1924 году все государственные танцевальные школы и студии были взяты Моссоветом под контроль, а все частные школы и студии танца были закрыты. А вскоре в театре начался возврат к академизму, и все эксперименты с модерном, в том числе, хореографические, были прекращены. В искусстве танца стали господствовать лишь поощряемые государством жанры: классический балет и стилизованный народный танец.

Дмитрий Гриневич начал, как художник, сотрудничать с единственным театром, которому ещё кое-что было позволено – театром Веры Майя. Театром, который сохранился только потому, что искусно замаскировался. 

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/03/14/2305


Рецензии