Воспоминания о Советском Союзе и совгражданах ч. 7

                Часть 7. МОСКВА, 1960-1963
    Итак, осенью 1960 г. я был принят на должность инженера-исследователя в ТБ-4,  ОКБ-3 организации п/я 1408.  Со времён ВОВ  до 1966 г. в СССР все граждане, связанные с оборонной промышленностью,  кодировались в личных данных через аббревиатуру п/я. Например: «настоящая справка выдана  такому-то, что он работает в НИИ п/я 3456». С 1960 г., чтобы запутать шпионов, все стали  работать просто в организациях. Только в 1967 г. главней всего стал человек. Все п/я забыли как сон.  Десяток тысяч организаций срочно выдумали себе благозвучные названия. В соответствующем главке КГБ решили, что вражьи разведки зубы сломают, привязывая массив из 10000 имён существительных к реальным заводам и т.п.  Ну и, конечно, чтобы больше запутать шпионов, переименовали военпредов в представителей заказчика.
   Так вот, наше ОКБ-3 разрабатывало автопилоты для управления ракетами типа воздух-воздух, земля-воздух и воздух-земля. Ракеты с нашими автопилотами давно были на вооружении.  За сбитый  U-2 были награды, но за недостаточную дальность полётов ракет были порицания.   Наше ОКБ было детищем бериевской шараги, где работали немецкие трофейные специалисты.
Они спроектировали помещения, отобрали из трофеев нужное оборудование для лабораторий и обучили выпускников  МАИ немецкой специальности инженеров-исследователей для разработок в области точной механики и электроники.  Подготовленные кадры были распределены в четыре ТБ (тематических бюро). И начался процесс проектирования.  ТБ-1 разрабатывало рулевые машинки, датчики линейных и угловых ускорений, гироскопические платформы. ТБ-2 и ТБ-3 разрабатывали, главным образом, операционные усилители. В ТБ-2 полупроводниковые,  ТБ-3 - ламповые.  ТБ-4 разрабатывало автопилоты, скомпонованные из изделий первых 3-х ТБ.
Кроме того, в ОКБ был теоретический отдел с аналоговой ЭВМ, который  разрабатывал эскизные проекты и должен был помогать ТБ по части теории.  После принятия на вооружение первых ракет с автопилотами разработки ОКБ-3 немецкие специалисты были  репатриированы в восточную Германию. А нашим главным конструктором и ведущими стали те первые выпускники МАИ.  Летом 1961 г.  наше ОКБ-3 передали в другое ГУ Минавиапрома, и нас переселили в Филёвский парк на берег Москвы реки. Там мы расположились в ангаре самого большого советского самолёта М-50 В.М. Мясищева.  Когда этот самолёт в сопровождении десятка мелких родственников появлялся над Красной площадью,  он приковывал к себе взоры всех приглашённых на парад иностранных  военных атташе – так говорили лет 10 радиоведущие.  Сталину и его наследникам это нравилось. Но большой красивый самолёт для парадов был нелеп, потому что в современной войне не имел военного применения.  Через 2 года  после официального назначения Хрущёва Председателем Совета министров в марте 1958 г. у него нашлось время заняться советской авиацией.  Самолёт М-50 был передан в музей авиации в Монино. ОКБ-23 Мясищева было расформировано.  А его здания вместе с заводом им. Хруничева были переданы в ОКБ-52  В.Н. Челомею. Ну а нашему  ОКБ-3 достался знаменитый ангар. Чтобы превратить его в цеха,  лаборатории и подразделения (так теперь начальство назвало то, что немцы до них назвали ТБ),мы провели несколько субботников.  На наших субботниках было так же демократично, как на Ленинских,  Как Ленин брёвна,  наш главный таскал стальные балки.
    Не хотел я об этом писать, не к месту вроде, но как чёрт за язык дёргает. Я уже года 2 как ушёл из ОКБ-3.  В 1967 г. я был на защите приятелем кандидатской в НИИТП.  Неожиданно его защиту передвинули на вторую очередь, мелькнули знакомые лица, и председатель совета объявил о начале заседания по ходатайству присуждения ученой степени доктора наук по совокупности заслуг  главному конструктору нашего ОКБ-3.  В перерыве я разговорился со старыми знакомыми и вспомнил ставшее для меня забытым прошлое. С 1965 г. наше ОКБ из авиапрома передали в Министерство  общего машиностроения.  Взамен конкретных технических заданий я, к примеру, получил задание на поисковую работу по САУ дальних космических станций. Было ясно, что нашему ОКБ подыскивают работу в МОМе, и нашли.  Наше КБ подчинили  Н.А. Пилюгину, и вскоре мы получили техническое задание на систему управления автоматической межпланетной станцией Луна-7. В ТЗ была ошибка выставки гироплатформы, и наши знатоки пытались объяснить механику точного торможения.  Но победил апломб и малограмотность заказчиков. Луна-7 разбилась на поверхности  Луны. Виновниками сделали исполнителей. Наш главный конструктор был переведён с понижением, его место занял зам. Пилюгина – Лапыгин. Когда же и следующий запуск дал тот же результат, нашему бедолаге дали утешительный приз – докторскую степень. А советские лунники кувыркались по лунной поверхности ещё лет 10.
   Возвращаюсь в 1961 г.  В ангаре построили 2-й этаж с остеклёнными металлическими панелями между помещениями подразделений и кабинетами начальства. Повсюду на полах настелили линолеум.  Мы перевезли наши столы и приборы,  в ОКБ продолжилась прерванная работа.  Я работал в подразделении электроники. У нас основной была бригада ламповых операционных усилителей.  Собственно, я и взят был на работу за знание ламповой электроники.  Но при размежевании наше ТБ полупроводниковой электроники отказалось от перевода из организации   п/я 1408. Чтобы исправить это, ещё до меня взяли двух выпускников МВТУ. Не мудрствуя, ребята содрали схему компьютерного операционного усилителя НИИ Счётмаш и полагали, что им осталось только заменить германиевые транзисторы на кремниевые. Меня взяли третьим, но самим по себе. Наш начальник подразделения Роальд Шарифович  заготовил для меня задачку с подвохом. Я должен был без спешки разработать полупроводниковый операционный усилитель с параметрами не хуже  нашего серийного лампового.  Разрабатывал я долго, написал несколько статей, даже Роальду Шарифычу предложил кое-что для диссертации. Но  вызвали меня однажды к начальнику отделения на ковёр, и задал он мне коварный  вопрос. А хватит ли мне недели, чтобы передать конструкторам схему моего изделия. Услышав положительный ответ, наш Виктор Фёдорович даже повеселел. Он вызвал конструкторов, системщиков и предложил мне рассказать принципы работы моего детища.  В.Ф. был механиком и делал вид, что знаком с электричеством только на уровне включения лампочки. Он прервал мою складную речь вопросом: правильно ли я понял, что вы электроны накапываете как капли воды в стакане, а потом выплёскиваете для дела?  Я зацепился за такое сравнение, как за подкинутую мне подсказку, и рассказал всё подробно и с подобными примерами. Как я использовал модуляцию аналогового сигнала методом К. Ярборуга, в импульсе повышая в десятки раз мощность входного аналогового  сигнала. В СССР это я применил первым. Тогда разработчики Москвы и Питера знали про достижения смежников так, как потом в 90-е годы друг о друге знали братки. Шла осень 1962 года.  Мой операционный усилитель успешно прошёл испытания и осваивался в серию на заводе в Ростове н/Д.  Я же с ведущим разработчиком автопилота ракеты Р-40,  Валентином В.,  пытался устранить принципиальный дефект в работе системы. Р-40 проектировалась на высоты 500-30000 м,при скорости до 5М. Охлаждение было впрыском фреона.  При лётных испытаниях выявились на низких высотах спорадические уклонения ракеты от курса. Причину мы определили быстро, но устранили её уже не мы. 
   Весной 1962 г. я купил двухкомнатную кооперативную квартиру в панельном   пятиэтажном доме. Мне тогда повезло, как и многим москвичам. Нам пришлось ещё расклеивать объявления, приглашая желающих в наш уже готовый кооперативный дом.  Массовое строительство домов для расселения остро нуждающихся москвичей заканчивалось. Притока в Москву иногородних не ожидалось, снабжение центральных городов Союза ещё не отличалось от Москвы. А жители мелких городов и посёлков покупали продукты на рынках. С 1935 по 1938 г. Хрущёв впервые был  1-м Секретарём МК ВКП(б), так назывался в те времена главный начальник Москвы и Московской области. И повторно он был в этой должности с  1949 по 1954 г. Я это вспомнил к тому, что Хрущёв подписал документ на проектирование МКАД и заложил первый камень в эту дорогу,  а в 1950 г. он распорядился на месте рокадной военной дороги построить всё-таки МКАД. Вот мы и ездим по МКАДу 60 лет, ругая его за тесноту.  Никогда ни от кого в те времена я не слышал, что когда-нибудь  отменят институт прописки.  Даже при коммунизме будут паспорта и прописки. А вот в деревнях не было ни того ни другого. А теперь  и дурак знает, что деньги главнее всего. А вот развелись мы в 1967 г. с женой. Выписался я из кооператива и пришёл в московскую  городскую милицию вписаться к матери в комнату. Так полковник волком на меня: это что за Ротшильд жене с ребёнком оставляет двухкомнатную квартиру. Я ему в ответ:  А вы, товарищ полковник, как бы поступили? Зыркнул и давай листать мои документы, пока совесть не объявилась. Молча подписал мои бумаги и отдал. 
    Хрущёва ближе чем за 100 м от себя я не видел, наград от него я не получал (не то, что от Брежнева).  Но мне были понятны его поступки и я, как бы, был его болельщиком. Ну и как болельщику мне нравилось анализировать его матчи.
 Первое, что никто не отнимет у Хрущёва, это его победа при захвате места на свободном рынке. Американские нефтяники упустили проникновение
советской нефти в Европу и опомнились, когда уже европейские страны позволили Советскому Союзу крупные закупки стратегического и промышленного оборудования:
  Из Великобритании: современные, интегрированные шинные установки и несколько комплектующих типов пластмасс.
   Из Франции: автоматизированная линия по производству грузовиков и запчастей, цементный завод и два бетонных завода (для панельных домов).
   Из Германии: два химических завода, целлюлозно-бумажного комбината и фрезер для насосно-компрессорных труб, чтобы делать трубы для нефтепроводов.
  Из Италии: пять полных химических заводов полимерных тканей и оборудование для других химических производств.
  Скрытую выгоду при покупке технологии с Запада СССР имеет потому, что такие покупки освобождают русских ученых, чтобы те могли сосредоточиться на использовании своего времени для военных и космических исследований.
  Эти покупки не прошли без внимания в свободном мире. Напротив, они привели к проблемам, подрывающим торговые отношения западных стран. Критика одной страны другой при покупке советской нефти и продаже ей стратегических материалов растет. Только Россия может получить выгоду от таких разногласий.
  Эта скрытая экономическая драма разыгрывается против всеобщего исторического развития. Мир быстро движется к индустриализации. Уже нефтепродукты становятся почти половиной потребляемой миром энергии. Таким образом, по самой своей природе нефть имеет фундаментальное значение для мирового промышленного прогресса. Она неразрывно связана амбициями старых стран и надеждами новых.
   С 1953 года  производство нефти в России увеличилось почти втрое. В этот период экспорт нефти из России  в свободный мир увеличился более чем в десять раз, от 35 000 баррелей в день до почти 500 000 баррелей в день.
   Более того, в 1965 году этот экспорт ожидается на уровне 750 000 баррелей в день. И к тому
времени крупные советские трубопроводные системы, которые в настоящее время в стадии строительства, будут построены. Они смогут транспортировать миллионы баррелей в день.
   Крупнейшими  заказчиками советской нефти в Европе являются Италия, Германия, Финляндия, Швеция и Франция. В 1959 году Италия импортировала 15 процентов своего спроса из стран советского блока. В 1960 году эта цифра увеличилась до 19 процентов. В 1960 году Советский Союз поставлял 9 процентов импорта нефти Германии. Советские поставки нефти - почти 80 процентов спроса Финляндии, 14 процентов Швеции и Австрии, 11 процентов Норвегии.
   Кроме того, после экспроприации нефтяной промышленности на Кубе Фиделем Кастро Советский Союз поставляет всю нефть этой страны на экспорт.
   Один из членов американской делегации, которая посетила в России нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы, сказал: «Одна из наших национальных игр недооценка других. Преуменьшать силу другого человека, значит накликать беду на себя».
                www.saudiaramcoworld.com      


Рецензии