I-5-7. Последний пророческий период

               
               «Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось». Пс. 32:9.


                Последние иудейские пророки служили во время правления Персидской империи. Лояльное отношение к евреям было выражением Божественного волеизъявления. После указа персидского царя Кира в Иудею возвратились 50 тысяч освобожденных пленников. Руководителем народа Кир официально назначил правопреемника царского Дома Давида – Зоровавеля. В его десятом поколении родится Младенец Иисус.

«В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно:  так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме.  А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме.  И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме». Езд. 1:1-5.

                Сразу же был построен на прежнем месте жертвенник всесожжения, и началось жертвенное богослужение. На  втором году заложили основание храма на остатках фундамента. Но из-за интриг самаритян дальнейшее восстановление храма остановилось на 15 лет.  Первоначальный порыв народа постепенно угас, каждый занялся своей личной жизнью.

«Народ сей говорит: не пришло еще время, не время строить дом Господень. …Во второй год царя Дария, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: «А вам самим - время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?».  Аг.1:2-4.

                Господь наказал народ бедствием. «За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому.  Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд». Аг. 1:9-11.
    
                Бог велел пророку АГГЕЮ сказать народу: «Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. … И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. … И возбудил Господь дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего». Аг. 1:7-8, 12,14.

«И окончен дом сей в шестой год царствования царя Дария. И совершили возвратившиеся из плена пасху в четырнадцатый день первого месяца. …  И праздновали праздник опресноков семь дней в радости, потому что обрадовал их Господь».  Езд. 5: 6:15,19, 22.

                Бог дал Аггею пророчество на явление Мессии, Который возведет иной храм – Церковь Христову – не из камней, а из живых искупленных детей  Божиих.

«Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф». 2:6-9.

                * * *

                ЗАХАРИЯ был моложе Аггея, он, как и все, в продолжение двух месяцев слушал проповеди Аггея и принял участие в возведении храма. В это время Бог призвал Захарию на пророческое служение, и дал ему много воистину мессианских видений, и показал даже детали из жизни Христа. Видения пророков вызваны веянием Духа Божьего на сознание и являются знаками спасительной миссии Сына Божьего.
 
                В первом ночном видении Захарии явился Ангел на рыжем коне, который, разговаривал с Богом о печальной участи Его народа. Он передал пророку утешительные слова от Господа: «Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму.  Снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим.
И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога. И сказал я Ангелу, говорившему со мною: что это? И он ответил мне: это роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим. (Четыре мировые империи).
Потом показал мне Господь четырех рабочих.  И сказал я: что они идут делать? Он сказал мне так: эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей; а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять ее». Зах. 1:16-21.

                В видении из третьей главы записано обращение Бога к священнику Иисусу, который вместе с Зоровавелем вернулся из плена: «Вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день». 3:8-9.
«Один день» - день жертвы Агнца. Камень с семью очами символизирует Всевидящего Христа.

«Вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем».6:12-13

«И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог». 8:22-23.

                Иудеи не признали в распятом Иисусе ожидаемого Мессию, и до сих пор в официальном иудаизме сохраняется это отвержение. Некоторые люди берут на себя право судить за это евреев, хотя Бог не раз в Священном Писании говорит о том, что Он Своим судом будет разбираться с избранным народом. Двенадцатая глава пророчествует и об этом.

«Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит:  вот, Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима. И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли.  В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои.
 И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и ОНИ ВОЗЗРЯТ НА НЕГО, КОТОРОГО ПРОНЗИЛИ, И БУДУТ РЫДАТЬ О НЕМ, КАК РЫДАЮТ ОБ ЕДИНОРОДНОМ СЫНЕ, И СКОРБЕТЬ, КАК СКОРБЯТ О ПЕРВЕНЦЕ. В ТОТ ДЕНЬ ПОДНИМЕТСЯ БОЛЬШОЙ ПЛАЧ В ИЕРУСАЛИМЕ, КАК ПЛАЧ ГАДАДРИММОНА В ДОЛИНЕ МЕГИДДОНСКОЙ. И БУДЕТ РЫДАТЬ ЗЕМЛЯ, КАЖДОЕ ПЛЕМЯ ОСОБО». 12:1-4, 9-12. (Гададриммон – место, где оплакивали гибель царя Иосии).

                Единственное условие спасения  для всех людей, в том числе и для евреев, - это принятие искупительной жертвы Сына Божьего и принесение в жертву Богу своего «духа сокрушенного».  И только Бог знает Свой Остаток.
«И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: "это Мой народ ", и они скажут: "Господь - Бог мой!". 13:8-9.

«И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его
едино». 14:9.

                * * *

                Пророку  МАЛАХИИ  Богом дано было сказать последнее Ветхозаветное слово к непокорному народу. После восстановления храма прошло много лет. Ко времени Малахии евреи уже около 100 лет жили в Иудее после выхода из Вавилона. В народе снова наступило охлаждение к богослужению. И вину за это Бог прежде всего возложил на священников. Через пророка Малахию, имя которого означает «Мой посланник», Он гневно осуждает служителей храма.

«Где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: "чем мы бесславим имя Твое?".  Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: "чем мы бесславим Тебя?" -  Тем, что говорите: "трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее – пища ничтожная".   Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших не благоугодно Мне. …Приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.  Проклят  лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов».  Мал. 1:6-7,10, 12-14.

                Эти слова, конечно же, обращены ко всем духовным пастырям всех времен и народов.

«Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона». 2:7-9.

                Третья глава начинается пророчеством об Иоанне Крестителе, предвестнике Царства благодати: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.  И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде». 3:1-3.

«И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.  Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились».  3:5-6.  Последняя фраза снова объясняет нам, почему Господь так много прощает «народу неверному».

                Последнее в Ветхом завете обращение Бога к народу не могу не привести полностью.

«Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: "что мы говорим против Тебя?".  Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?  И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы ". 
Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его". И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему». 3:13-18.

«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.  А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;  и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф. Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». 4:1-6.

              Так заканчивается Ветхий Завет. «Имеющий ухо да слышит». Откр.3:22.

http://proza.ru/2014/04/09/808


Рецензии