Таро и герметизм продолжение10

                XII – ПОВЕШЕННЫЙ

   Аркан называется «Повешенный» или, как вариант, - «Жертва» и изображает повешенного за одну ногу человека со связанными руками. Он висит на перекладине посреди пустыни и уже умирает, потеряв сознание от голода, жажды и прилива крови к голове. Говорят, что такая смерть еще мучительнее, чем быть привязанным вверх головой. Закат жизни человека символизируется кровавым закатом неправдоподобно огромного диска Солнца за его спиной. Пустынная дорога показывает, что  никакой  случайный  путник  его  не  спасет,  сняв  с  перекладины.
    Обьяснение этого аркана обычно ни для кого не составляет особого труда. Ведь он так созвучен идее христианства! Может быть, легенда о мученической смерти Христа как раз и была позаимствована с этой древнеегипетской  карты ? Хотя историки утверждают, что именно на переломе старой и новой эры римляне для наказания военных преступников    ввели    в    обиход    казнь   голодом,   жаждой   и   жарой, подвешивая  жертву  на  деревянном  столбе  в  беспомощном  состоянии, т. е.  со  связанными  руками  и  ногами. Но те же историки замечают при этом, что Христос военным никогда не был и его, как религиозного еретика, по тамошним законам должны были приговорить к публичному побитию  камнями  на  городской  площади.
    Если Христос на самом деле существовал, то, скорее всего, так оно и было, а затем, лет эдак через сто описывающий это событие активист новой религии упомянул, что простой плотник во имя торжества истинной веры принес себя в жертву. Дабы не умалять величия подвига своего предтечи каким то банальным «побитием», было решено украсить «откровение» вставкой аркана «Жертва», после чего вся эта история уже выглядела, как священная, осененная мудростью древнего «ТАРО».
    Имеется немало исторических свидетельств, что раннее христианство сплошь основывалось на древнейших языческих верованиях и символах, и только через несколько сот лет Папа Григорий VII Гиндельбрант волевым порядком провел ряд реформ церкви, следуя которым старые языческие обряды были запрещены, а древние письменные раритеты специально изыскивались и уничтожались «посредством огня», как «бесовские». Из всего обилия описаний приключений Иисуса Христа разрешено было к использованию только пять (их, так сказать, признали каноническими), они и составляют нынешнее, современное «Евангелие». Вот так и получилось, что само «ТАРО» ушло в подполье, хотя его символика, успев «зацепиться» за христианство, открыто рекламируется в государственных масштабах и даже более. Вспомним, к примеру, судьбу аркана «VIII - Правосудие».
    Теперь уже никто не помнит, что аркан «Жертва» или «Повешенный» говорит не о реальной, физической смерти. В иносказательной форме подразумевается смерть моральная, духовная, в ходе которой некто как бы погибает, исчезает из поля зрения окружающих его обывателей, причем уходит от них навсегда, ибо отныне он будет не от мира сего. По аналогии : если герой аркана «0 - Безумец» или «Шут» есть пытливый, ищущий индивидум, который отправился в поход за истиной, то на аркане «XII»  поход  закончен,  ибо  он  ее  нашел!
    В какой-то степени трагизм одиночества человека, обретшего истину, уже отражен в аркане «IX - Отшельник», но отшельник чаще всего является «Посвященным», т.е. до него довели определенную, ранее кем то разработанную систему, в рамках которой он либо открыл для себя новое знание, либо получил его готовым. Он не выстрадал его, оно свалилось на него в общении с такими же посвященными и стало для него хотя  и тяжким  грузом,  но  он  уже  был  к  этому  готов.
    «Повешенный» дошел до истины сам. О других посвященных он даже не подозревает. Будучи ранее обычным обывателем, как все, вдруг ощутил,  что с этого дня  на всей Земле он остался один.  Для него больше не существует односельчан, родителей, братьев, сестер, жены, детей. Истина, вломившись в его сознание, развалила там всю старую систему ценностей, откристаллизовала новое мировоззрение. На словах это звучит вполне мирно и совсем не страшно, но на деле процесс ломки старой личности и выковывания новой не может быть безболезненным, причем в одиночку, без участия какого либо учителя или товарища. В общем, сплошная мука, поэтому основным мотивом аркана идет именно мучение. Приходится отрывать от себя, от своей души былые привязанности, сопровождая  процесс моральными сомнениями перед собой и стыдом перед близкими, разрываться в противоречиях, пытаясь вернуться «обратно» и понимая, что сделать этого уже не сможешь, как рыба не может жить на суше, в чужом мире. Ведь он любит своих родных, он учился долго своей профессии, он привык вести определенный образ жизни и вот у него открылись глаза и стало ясно, что жить надо по другому. Он один как бы проснулся среди всех, «воскрес» для новой, настоящей, праведной жизни, а остальные так и остались, спящие, как «зомби» или на инстинктах, как животные (для него!) в плену старого, ненастоящего, иллюзорного мира, который по индийски называется «Майя». Как старая, прежняя личность он умер, а из под осыпающейся шелухи «трупа» появляется совсем другой человек, которого никто пока не знает.
    Вот такое воскресение имелось ввиду в древнем «ТАРО». Наверно, аркан так и надо  называть – «Воскресение», хотя, для современного менталитета еще лучше подошло бы название «Перерождение». На эту мысль наводит еще один вариант изображения аркана :  посреди пустыни полусрубленное засохшее дерево и из одной из трещинок на нем пробился  и  тянется  вверх  свежий, зеленый  росток.
    Видно, что каждый из вариантов имеет свои достоинства и свои недостатки. Первый вариант подчеркивает мысль, что перерождение обязательно сопровождается муками, но картинка пренебрегает хоть каким то намеком на появление «нового» существа. Во втором варианте, наоборот, упор делается на демонстрацию появления «нового», но не показывается, какой дорогой ценой пришлось за это появление заплатить «предыдущему». Имеющееся на сегодня название «Жертва» как раз и говорит об этой плате, поэтому его тоже можно назвать удачным, чего не скажешь о названии «Повешенный», которое является формальной констатацией факта, изображенного на карте : висит человек, ну и пускай себе  висит,  может быть,  ему  так  удобнее.


                XIII - СМЕРТЬ

    На сегодняшний день аркан имеет два равноценных названия : «Смерть» и «Коса». Символика с этого аркана также прославилась, как и с аркана «VIII – Правосудие», а может быть и больше, хотя и с некоторым негативным  оттенком.
    На карте изображена старуха-смерть за работой. В старинном описании акцентируется внимание на том, что это именно женский скелет, только неясно, как на маленькой картинке можно выразить эту тонкость. На современных картах «ТАРО» Смерть обычно одета в светло-серый капюшон, скачет верхом на резвом коне по полям и затаптывает толпы людей. Т.е. демонстрируется неограниченное всесилие смерти и ее неумолимость.
    А вот древние изображения этого аркана несут в себе совсем другую смысловую нагрузку. Смерть косит людей, как косарь косит траву, чтобы освежить    поле.   Чтобы   появилась    новая   поросль,   нужно    для   нее освободить место, убрав старую, поэтому Смерть представлена, как вселенская труженица, которая следит за сменой поколений и без нее не будет прогресса человечества, поэтому она есть благо, а по большому счету – подарок человеческой культуре. Именно она дает шанс появиться последующим поколениям, освободив для них место от предыдущих, тем самым обеспечивая всеобщую справедливость. Мало того, Смерть может быть как бы хирургом, вскрывающим своим острым инструментом застарелую, загноившуюся рану, отсекающим опасную опухоль и принося долгожданное облегчение организму в целом. Розовый восход за спиной проходящей смерти показывает, что за ней всегда следует рассвет новой жизни. Именно в этом оптимистическом ключе нужно читать  данный  аркан.
    Есть один интересный нюанс – азартно работая, Смерть нечаянно подсекла себе левую ногу. Этот момент зафиксирован в очень древнем письменном источнике и подавляющее количество публикаций на тему «ТАРО» о подобном не упоминают, очевидно он уже на грани потери. Если так случится, будет очень жаль, чувствуется, что за этим скрывается какой то глубокий смысл. Возможно, здесь подразумевается, что Смерть не так уж всесильна и ее саму тоже можно подрубить, хотя бы частично. Не намек ли это на возможность продления жизни в исключительных случаях? А может быть все значительно проще : бездушная, безмозглая Смерть косит все подряд, не разбирая, даже, если подставится собственная нога и уж тем более, не любопытствуя, кого она сейчас подсекает – бездельника  или  гения,  трудоголика  или  вора…


                XIV - УМЕРЕННОСТЬ

    Аркан называется – «Умеренность», «Воздержание». По описанию это ангел или гений (а почему бы тогда и не демон?), переливающий из одного кувшина в другой то ли воду, то ли пыль. Ангел одет в драгоценные  парчовые  одежды,  сплошь  усыпанные  алмазами.
    Сразу ясно, что настоящее название карты потеряно, нельзя же всерьез принимать, что древние мудрецы до такой степени были озабочены алкоголизмом, если для борьбы с ним выделили отдельный аркан! Дескать, смотрите, люди добрые, даже жители небес не напиваются вдрабаган, как свиньи, а отливают половину в другую посуду, оставляя на завтра для опохмела, т. е. «воздерживаются», производя, «умеренное» возлияние!
    Если не принимать во внимание этот бред, то с уверенностью можно прочитать только уже знакомый нам символ «небесности», недоступности,  невозможности  постичь  до  конца  изображенное  здесь явление – облака под ногами ангела. Остальные элементы аркана явно навеяны  христианским  мировоззрением. Скукота !
    Спрашивается, чтобы показать, что персонаж является прекрасным не по земному, есть ли смысл украшать его золотом и бриллиантами? Ведь это же ангел! Он уже есть неземное, прекрасное существо, для которого наши сокровища являются просто грязью! Где нибудь в центре Африки полуголый, сто лет немытый бушмен, продев себе в нос золотое кольцо, вправе ожидать, что он поднялся по лестнице иерархии невероятно высоко. Зачем это ангелу? Он сам по себе есть красота небес, поэтому есть смысл рисовать просто ангела и безо всяких излишеств, даже без обуви, этого символа чисто человеческой слабости, приводящей к вынужденности приспосабливаться. Ясно, что ангела необходимо рисовать  во  всей  его  первозданной  белизне.
    С кувшинами тоже ощущается какой то перебор. По их красоте и изяществу видно, что в них не простую воду носят, они явно предназначены для чего то намного более «крепкого». Но вот в одном из описаний, ссылающемся на какие то опять же древние тексты говорится об изображении демиурга, переливающего из одной полукруглой чаши в другую не что нибудь, а свет! Скорее всего, что этот образ и является первопричиной появления «нашего» ангела.
    Признав, что, несмотря на все логические потуги, оторваться от христианской символики все же так и не удалось, и дабы не отходить от сложившейся традиции давать арканам после их рассмотрения более удачные названия, можно в этом качестве предложить кандидатуру главного оппозиционера Творцу – всем известного и всем непонятного ангела-демона с очень сложной судьбой по имени «Люцифер», что в переводе  означает,  как  «Гений Света».

                XV - ДЬЯВОЛ

    Обычно на данном аркане изображается во всей своей красе сам Сатана с многочисленными атрибутами своей власти над этим миром. Иногда, на некоторых вариантах возле ног «Дьявола» рисуют маленькие фигурки связанных, беспомощных людей, чаще всего – мужчины и женщины. В общем, весь вид аркана призван внушить идею вечной греховности рода человеческого, изначальной его испорченности и невозможности от нее избавиться, триумфа сатанизма, который царствует среди людей, как, наверное, «Смерть» с аркана «XIII».
    Опять видим почти современный, христианский сюжет. Ну, почему христианский, это понятно, но - современный ?
    Дело в том, что даже в самой Библии не сформирован образ Дьявола, Сатаны как отдельной, цельной личности, противопоставляющей себя Богу. Упоминается какой-то Лукавый, который соблазнял Христа прелестями  мирской жизни и Иисус, чтобы показать ему,  что он не прав, решил  включить его в свою «команду» и поводить его с собой и сказал ему : «Пойдем со мной!» Так написано в оригинале Библии. В современной Библии, так сказать, для массового потребления, от греха подальше, печатают эту фразу, как : «Отыди от меня!» При этом попы всех конфессий самолично от себя поносят Лукавого, как исчадие ада, выдумывая про него, что в голову взбредет. Кстати сам ад, или, как они вещают, «геенна огненная», также упоминается в Библии вскользь, являясь наряду с Сатаной поповским фольклером, не узаконенным ни одним церковным каноническим документом. Чтобы хоть как то прописать Дьявола в современном мире, Церковь обьявила таковым Лукавого, поэтому пришлось поменять вышеприведенную фразу – не мог же Столп Христианства иметь «панибратские» отношения с прямым врагом его Отца! Так поселился в «Евангелии», т.е. в «Новом Завете» новый персонаж, о котором не подозревали сами Иоанн, Марк, Лука и иже с ними. Долго думала церковная братия, как втиснуть «новенького» и в «Ветхий Завет», считающийся более древним, а значит более авторитетным. Ведь если Дьявол был всегда, то и в древности он должен был показывать свои рожки! Задача была архисложной и, как оказалась, невыполнимой. Безуспешно пытаясь обнаружить следы Сатаны в своем самом уважаемом документе, Церковь в слепом отчаянии ухватилась за хвост змеюки, которая «впарила» Еве яблоко с Древа Познания Добра и Зла. Вот он где! На этом образе Всемирного Зла и основана вся нынешняя литература и кинематограф. И никто до сих пор не задумался, как это Дьявол смог из своего ада  проскользнуть в ставку к всемогущему Богу и там нежиться в тенечке, и не где нибудь, а на ветвях самого главного в раю дерева! И другое – если бы он не уговорил Еву сьесть волшебное яблоко, тогда она и Адам до сих пор бы ходили по раю, как пара голых дебилов, ели бы, что Бог послал, писали и какали бы, где придется, при этом «невинно» глядя друг на друга, как животные. Вдумайтесь - два человека на всю планету и оба идиоты! Не пора ли собирать деньги на памятник Сатане, как прародителю  человеческой  цивилизации ?
    Собственно говоря, здесь и кроется логика возможности поклонения Дьяволу и виновата в этом сама Церковь, избравшая себе «опорным документом» такой запутанный, противоречивый и даже в некоторых местах откровенно жестокий или банально глупый библейский сюжет. Совершенно неубедительно звучит известная сентенция : «Пути Господа неисповедимы» - дескать он держал в голове неизвестный всем вариант Вселенной, который был намного лучше, но из-за козней Сатаны все сорвалось! Но нам-то, людям теперь что делать? Если мы вопреки воле Создателя размножились по планете благодаря проискам Дьявола, то Дьявол и есть наш Бог! Причем здесь тот, второй, который с нимбом? У него-то планы были совсем другие! Конечно, он хотел совершить великое дело,  вырастив  каких-то  там  «супер», которыми  он  мог  бы  гордиться.
   Ну так когда он их создаст, пусть они ему и молятся! Помогая им, он будет пытаться уничтожить людей, как конкурентов своим лучшим созданиям, а  за  нас  может вступиться только  наш  настоящий отец – Сатана!
    Надо отдать должное, под крылом Матери Церкви все же иногда попадались здравомыслящие индивиды, которым бросалась в глаза вся эта несуразица. К примеру, один из таких лидеров, Фома Аквинский писал, что «…Сатана - это всего лишь сомнение Бога в своем всемогуществе». Легко догадаться, что Лукавый из «Нового Завета» тоже, либо какой-то встречный прохожий, советующий Христу бросить «это гиблое дело», либо это сомнения самого Иисуса, описанные в иносказательной  форме.
    Итак, разобравшись, что на аркане основным персонажем Дьявол не может быть в принципе, подумаем, а без него что же тогда там остается? Остались мужчина и женщина. И толстая крученая веревка, связывающая их. Один конец веревки плотно обвязан вокруг бедер женщины, а другой конец в виде петли-удавки накинут на шею мужчине. И у обоих     связаны  руки, очевидно, чтобы  они  не  смогли  освободиться от этой  «альпинистской» связки, точнее, этот элемент рисунка символизирует принципиальную  невозможность  для  людей  избавиться  от  этой  веревки.
    И что тут непонятного? Автоматически вспыхивает в сознании название  аркана – «Связь».  Или  даже  -  «Половая  Связь».
    Два разнополых человека изображены совершенно обнаженными, что само по себе наводит на мысль о сексуальных отношениях между ними. Женщина со спутанными бедрами больших возможностей для выбора «своего пути» не имеет. Напротив, мужчина обладает намного большей свободой действий, но стоит женщине «повести своими прелестями», как петля на его шее затянется и он станет абсолютно беспомощным и «шелковым» и, вероятно, далеко от нее «не уйдет». Не в этом ли заключена  изюминка  половых  отношений ?
    Вот только, с какого боку здесь примешан Дьявол? Очень сильно привлекает к себе внимание вариант, в котором Сатана изображен расплывчатой призрачной фигурой, витающей в густом тумане над мужчиной и женщиной верхом на шаре и в левой руке он держит горящий факел, от которого валит черный дым. Конечно, если верна догадка о том, что на данной карте говорится именно о взаимоотношении между полами, тогда фигура с раскидистыми рогами и перепончатыми крыльями должна символизировать определенную качественную  характеристику   этих   отношений.
    Совершенно неожиданно в какой-то литературе обнаружился перевод слова «Дьявол» с латинского – языка древних римлян, а  именно : клевета,  неправда,  ложь!   Т.е. Сатана,  как личность,  сам  по  себе  здесь абсолютно не причем. Витая мутным призраком над отношениями мужчины и женщины, его фигура символизирует, что эти отношения всегда  будут  окутаны  массой  пересудов, наветов  и  просто  лжи.  Они всегда будут мишенью для  злословия  языкастых  кумушек  и  любителей перемывать чужие косточки. Становится понятно, почему Клевета  изображена летающей на шаре, это показывает на шаткость, бездоказательность ее позиций. Вспомним уверенно и прочно сидящие фигуры   на   арканах  «II»,  «IV»,  «VIII».
    Остается добавить, что по древней изобразительной традиции горящий факел с черным дымом, дающий колеблющееся, темно-желтое неестественное освещение, да еще в левой, «неверной» руке, означает, что   освещаемое   будет  показано  в   неверном,  ложном   свете.
    Довольно смутно появляется еще одна догадка,  или, скорее всего, пусть и очень шаткое, но подозрение, что в древности сексуальные отношения вообще-то  не считались греховными и изображенный на карте омерзительный перепончатый козел в дохристианскую эпоху означал только  клевету и ничего более,  но с развитием христианства этот «козел» стал оформляться в сознании европейцев-обывателей в самостоятельное  вселенское  существо  –  символ  Греха  и  Зла,  поэтому
 «связь», изображенная на данном аркане и осененная подобным символом, со  временем  стала  восприниматься,  как  наиболее  греховная из человеческой деятельности, даже страшнее, чем убийство, за которое грешник  получал,  как  правило,  хотя  бы  толику  уважения.
    Подобное тенденциозное отношение к половым отправлениям отсутствует в остальных религиях мира, посему христианство с определенной долей насмешки богословы-соперники из других вероисповеданий  называют  «религией  импотентов».

                продолжение следует


Рецензии