Парень из музея
Мелодрама с элементами детектива
Полнометражный фильм
Берег реки, белая ночь, наше время. Роман Измайлов в грязном, перемазанном землей, костюме, раскапывает склон на берегу реки. Он уже совсем измучен, когда замечает, что к нему присоединилась Маша Давыдова в белоснежном свадебном платье. Она берет лопату и начинает раскапывать землю, не заботясь о чистоте своего наряда. Рома улыбается и, воодушевившись ее присутствием, продолжает работу. Вместе они докапываются до запертых железных дверей, замурованных в склоне речного берега и Рома взламывает двери, открывая проход внутрь, в таинственную темноту. Силы покидают его и он садится у входа прямо на кучу земли. Маша садится рядом и кладет голову ему на плечо.
Вдалеке слышится завывание полицейских сирен, но молодые люди только улыбаются и признаются друг дружке в любви.
Титр: Год назад
Маша Давыдова, молодая, но уже достаточно известная журналистка и ведущая популярного ток-шоу, прямо за ланчем получает обручальное кольцо и предложение руки и сердца от своего продюсера Владимира Васильева. Это брак без особой любви, по расчету, но он устраивает их обоих. Несмотря на то, что жизнь Маши выглядит вполне успешно, сама Маша, оставшись в одиночестве, пьет антидепрессанты, почти не общается с бабушкой и бьет в ванной зеркала.
Однажды, на закрытом аукционе, Маша и ее бабушка Алена Викторовна собираются приобрести дневник прадеда, отца Алены Викторовны, пропавшего в блокадном Ленинграде. Они надеются не только вернуть себе память о пропавшем родственнике, но и узнать место, где прадед, директор музея-усадьбы “Приветное”, спрятал парковые статуи от разграбления фашистами.
Алена Викторовна видит обручальное кольцо на руке Маши и очень неодобрительно высказывается насчет брака по расчету. Чувствуется, что это давний спор. Чтобы прекратить неприятный разговор, Маша начинает задавать вопросы выступающему перед аукционом молодому профессору-историку. У них завязывается дискуссия, в результате которой историк (а это Рома Измайлов) проявляет удивительную осведомленность и рассказывает ей о трех поколениях ее семьи. В этот момент он похож на экстрасенса и производит большое впечатление на зрителей, и, конечно, на саму Машу.
Когда он спускается с кафедры и подходит к ним, становится понятно происхождение его суперсилы: он сотрудник музея, в котором бабушка Маши директор. Маша и Рома знакомятся, Рома галантно целует ей руку.
Начинаются торги и дневник прадеда, вместе с пейзажем, изображающим парк со статуями, внезапно выкупает Владимир. Это несложно сделать, ведь сотрудники музеев всегда ограничены в средствах.
После торгов Маша и Владимир предлагают Алене Викторовне принять дневник в дар от Владимира, тем более, тот пришел купить картину, и дневник ему без надобности. Но Алена Викторовна, человек суровой послевоенной закалки, отказывается брать дар из рук человека, который склоняет ее внучку к браку по расчету.
Понимая, что упрямая бабушка на уговоры не поддастся, Маша устремляется вслед за Ромой. Ей пришла в голову “гениальная идея” сделать телепередачу о расшифровке дневника и поиске спрятанных в парке статуй. Однако, Рома куда-то очень торопится, да и в целом не готов подставляться под камеры. Но Маша такая же упрямая, как и бабушка, поэтому, сняв туфли на шпильках, она продолжает преследовать Рому, и, естественно, накалывает ногу на каком-то стеклянном осколке. Роме приходится взять ее на закорки и транспортировать в ближайшую аптеку.
Таким образом он опаздывает сдать взятый напрокат смокинг. Только тут Маша понимает, что Рома торопился потому, что беден, как любой музейщик. Лишний час аренды стоит ему всей наличности и все равно он остается должен. Он вежливо отказывается принять помощь у Маши, оставляет в залог сотовый и золотую цепочку с медальоном и обещает завтра с утра привезти остаток денег. Попрощавшись с Машей, он уходит. Маша, позвонив Владимиру, чтобы он забрал ее из магазина на машине, тут же выкупает вещи Ромы.
Алена Викторовна очень расстроена из-за сложившейся ситуации. Когда они с Ромой едут обратно за город на электричке, она искренне просит прощения за то, что не смогла себя заставить взять дневник в дар от Владимира. Ведь это остановит всю работу Ромы по поиску статуй. Рома ее успокаивает. В это время ей звонит Маша и обещает приехать завтра и привезти Роме его “сокровища”.
Солнечным утром Маша на собственном автомобиле приезжает в загородную музей-усадьбу “Приветное”. В глубине старого, слегка запущенного парка, стоит дворец. На площадке перед ним туристический автобус. Машу встречает Петя Васильевич, служитель преклонных лет, которого Маша называет “дядя Петя”.
Когда они заходят в центральную гостиную тихой загородной усадьбы, их неожиданно чуть ли не сбивает с ног толпа веселых, смеющихся детей, пробегающих через гостиную. Петя Васильевич сердито кричит, но дети уже убежали. Петя Васильевич идет жаловаться директору, а Маша подходит к дверям музыкального салона и видит, что дети, рассевшись на полу и банкетках, слушают, как Рома рассказывает им про коллекцию статуй, которой был знаменит этот парк до войны. Он видит Машу и улыбается ей. Он играет детям на рояле, импровизируя на ходу и они внимательно и увлеченно слушают.
До Маши доносятся возмущенные голоса. Это Петя Васильевич и Алена Викторовна спорят насчет новаторских методик Ромы. Маша идет в кабинет директора и просит их говорить потише. Обрадовавшись внучке, Алена Викторовна отправляет Петю Васильевича работать и остается с Машей вдвоем. Они пьют кофе и ждут, пока Рома закончит экскурсию.
Когда он к ним присоединяется, Маша отдает ему его вещи, а также шутливо пересказывает количество и содержание звонков на его сотовый, потому что она взяла на себя смелость поработать его секретарем. Один из звонков вызывает у Ромы неподдельное воодушевление и он приглашает Машу посмотреть, как именно он работает.
Они едут в крупный музей, директор которого звонила Роме, чтобы сказать, что капитального ремонта в здании музея не было с 1910х годов. Рома в компании работников музея и Маши, буквально носится по помещениям запасников, словно вынюхивая что-то, на ходу сыплет сведениями о привычках бывших работников и хранителей, спрашивает о назначении помещений. Маша узнает, чтов течение полутора лет Рома разыскивал два полотна Айвазовского, которые в 20х годах Госхран должен был продать за границу, но не продал. Они просто пропали. Рома уверен, что они остались где-то здесь, в музее, и сообщение о том, что капитального ремонта не было с 10х годов, стало для него последним кусочком мозаики. Наконец, он находит одну батарею, которая всегда стоит холодная. Рома снимает покрытую наслоениями краски деревянную панель, за которой прячется старая чугунная батарея. Рома запускает руку за батарею и жестом фокусника достает оттуда старинные, свернутые трубкой, холсты.
Работники музея ликуют и сразу же, стремительно и бережно, как больного в операционную, несут найденные холсты к реставраторам. Рома довольно улыбается и ловит взгляд Маши. Ее глаза сияют искренним восторгом. И, несмотря на то, что Маша уже не надеется на съемки фильма, он неожиданно соглашается сниматься.
Получив дневник из рук Маши, и в сопровождении оператора с камерой, Рома развивает бурную деятельность. Он возит Машу по крупнейшим петербургским музеям, потому что в “Приветном”, естественно, нет дорогой и редкой техники для изучения такого документа. Маша даже вынуждена оформить целую папку документов, подтверждающих, что она снимает телефильм и разрешающих вести съемку на территории музеев. Маша снимает, как Рома осматривает дневник под рентгеном, сканирует с высоким разрешением, обрабатывает полустертые строки так, что их можно читать и, наконец, распечатывает копии.
Рома проводит целую презентацию, рассказывая что он уже успел выяснить и на что должны обратить внимание его “разведчицы времени”. Восемнадцать полноразмерных статуй из бронзы или чугунного литья, копии с утраченных древнегреческих мраморных оригиналов, единственные в своем роде, они оцениваются теперь в миллионы долларов. Они были спрятаны прадедом Маши на площади в два гектара. Скорее всего, в одном месте, потому что время поджимало и не было людей, чтобы закопать каждую статую отдельно. Рома просит обращать внимание на любую мелочь. Его разведчицами становятся сама Алена Викторовна, Маша и смотрительница Рита Марковна. Петя Васильевич отказывается из принципа. Сам дневник, упакованный в полотно и полиэтилен, Рома отдает Алене Викторовне, а остальным желающим поучаствовать в поиске раздает распечатанные копии на вычитку.
Женщины читают дневник прадеда и часто плачут, глубоко тронутые его словами, обращенными к жене и дочке. Маша даже в пробках читает. Алена Викторовна просит Рому послать в архив запрос. Она нашла в дневнике сведения, которые могли бы пролить свет на судьбу отца. Рома на лету подхватывает ее мысль и обещает все узнать.
Маша на работе подготавливает первый эпизод будущего фильма и показывает его Владимиру прямо в монтажной. Владимир одобряет работу над фильмом, даже ему интересно узнать, найдутся ли статуи. Маша рада, что ее проект такой перспективный. Владимир интересуется, почему она не носит обручальное кольцо, и только тут Маша замечает, что забыла, где его оставила. Ей неловко признаться в этом и она говорит, что оно дорогое и ей его жалко. И тут же меняет тему, напоминая, что у бабушки скоро юбилей и Владимир обязан там быть, ибо это еще одна возможность заключить мир с кланом Давыдовых. Владимир обещает присутствовать в лучшем виде.
Рома в центре Петербурга, в архиве, и он чем-то опечален. Он звонит Маше и просит ее приехать к нему в архив, только обязательно с паспортом. Когда Маша приезжает, Рома объясняет, что копии документов предоставляются только родственникам, но его тут все знают и ему кратко пересказали содержание. Смысл таков, что Алену Викторовну он решил пока не тревожить. Пришлось просить Машу.
Маша забирает копию найденных сведений и понимает причину, по которой Рома вызвал ее. Виктор Ильич, машин прадед, пережил блокаду и был отправлен по Дороге Жизни в тыл, но не доехал. Машина провалилась под лед во время бомбежки, и он погиб.
Маша и Рома не решаются пока рассказать об этом бабушке, ведь у нее скоро юбилей. Между тем, пока они сидят вместе в кафе, их фотографирует кто-то из знакомых и присылает эту фотографию Владимиру. Тот сердится, но виду не подает.
Маша готовится к съемке в популярном шоу, ее приятельница-гример делает ей укладку и они говорят о парне из музея. Об этом проекте уже потихоньку идут слухи. Маша защищает Рому, объясняя, что он не очкастый задрот, как обычно все представляют себе музейных работников, а... такой... при нем Маше неловко материться. Гример мгновенно понимает, что Рома Маше нравится и предлагает Маше с ним переспать, пока та не замужем.
Очередной вечер в музыкальном салоне усадьбы “Приветное” Рома подводит итоги вычитки дневника, Маша стоит за спиной оператора, который снимает материал для фильма. Рома просматривает цитаты “разведчиц” и свои записи, задает им вопросы, и, на основе выводов, берет цитаты для дальнейшей работы или откладывает. Рома не выбирает ни одной машиной цитаты и не задает ей ни одного вопроса. Она заметно расстраивается.
После окончания съемки, проводив оператора домой, Маша приходит в комнатку Ромы. Тот сидит на полу и созерцает цитаты, расклеенные на стене. В комнате горит керосинка, окно открыто. Маша признается, как ей обидно, что она ни разу не обратила внимание на важные сведения в дневнике деда. Рома ее успокаивает, так бывает. Ведь они не в конкурсе победить хотят, а ищут правду. Рома усаживает Машу рядом и они разбирают цитаты вместе.
Из разрозненных кусочков становится понятно, что прадед взял за ориентир “наше дерево”. Тайник находится на юг от него, но какое именно дерево он считал “нашим” остается неясным. Маша замечает, что часто упоминается Дуб. Именно так, с большой буквы Дуб, и Маша предполагает, что он может быть важен. И он скорее всего какой-то особенный, раз он – Дуб, а не просто дуб. Возможно он и есть “наше дерево”. Рома хвалит ее за сообразительность.
Владимир, готовясь к юбилею бабушки, видит дома на столике бриллиантовое обручальное кольцо, которое Маша давно забыла тут. Владимир мрачнеет.
По пути к дому бабушки Маша и Рома хулигански рвут цветущую сирень. Маша требует, чтобы Рома ее поднял, потому что на вершине куста самые красивые цветы. А если они их аккуратно отломят, на следующий год цветы будут еще красивее. Рома поднимает ее, она рвет цветы, а когда он опускает ее на землю, она обнимает его за шею руками с охапками сирени и целует в губы. Видно, что Роме очень хочется ее обнять, у него даже пальцы дрожат, но он осторожно отстраняется и со смущенной улыбкой предлагает ей все же пойти поздравить бабушку.
У бабушки уже много гостей, она вместе с внучкой Катей, племянницей Маши, носит из кухни блюда с едой. Раздается звонок в дверь и бабушка, открыв, сначала видит только огромный куст сирени, а потом две веселых морды: Машу и Рому. Маша дарит бабушке букет и признается, что наломали они ее в парке, но там 15 кустов и урон незаметен. Хулиганы, резюмирует бабушка, но видно, что она рада.
Катя знакомится с ними и тут же по-детски непосредственно заявляет, что Рома ей понравился, он хороший жених для Маши, чем смущает всех. Из кухни появляется Марина, мама Кати и жена машиного старшего брата, и Катя ей рассказывает, что хочет на свадьбу сирень, как у Ромы. Марина поздравляет Машу и Рому, но бабушка честно объясняет, что Рома — новый сотрудник музея, а не машин жених, а где, кстати, этот самый жених?
Маша обещает, что он непременно будет, но попозже, а пока вот Рома поможет еду транспортировать. Бабушка, Марина и Маша с Ромой несут блюда. Но когда они гурьбой проходят в зал, там их встречает шквал смеха и поздравлений, и вот тут уже им четверым не перекричать десяток человек (семья и друзья), которые уверены, что Машуня привела жениха знакомиться.
Когда всех утихомирили и объяснили, кто такой Рома, бабушка снова спрашивает, где же Владимир, надо же начинать ужин, а гость опаздывает. Он обязательно приедет, обещает Маша, задерживается на записи программы, но когда бабушка не видит, Маша набирает номер Владимира. Телефон не отвечает, и Маша в сомнениях.
Она предлагает бабушке начать. И рядом с ней оставляют свободный стул, на который Рома смотрит с печалью. Она чужая невеста.
Позже Катя показывает Роме дом. Рома с легкой завистью говорит, что здорово иметь свой дом и семью, особенно с такой долгой историей. Катя спрашивает его о его семье и он рассказывает, что детдомовский, и корней не знает. И что его увлечение историей как раз и выросло из поисков информации про его родных. Но он ничего не смог найти в архивах. Вместо этого его семейной историей стала история всего мира.
"Я сражался с Ричардом Львиное Сердце и замерзал в блокаду. Мне ничего другого не осталось, потому что других родственников у меня не было. Кроме моих детдомовских друзей. Но у них были другие интересы."
В кабинете бабушки Маша пытается дозвониться до Владимира и не может. В кабинет входят Рома и Катя. Маша показывает Роме фото с прадедом. Оно висит здесь, на стене. На фоне непонятной неровной стены сняты прадед, прабабушка и маленькая Алена. Это одно из деревьев в парке, догадываются они. Какое-то очень большое. Возможно, это и есть Дуб, задумчиво прооизносит Маша. Рома что-то хочет сказать ей в ответ, но тут дверь без стука открывается, входит Владимир и нарушает их настроение.
"А! Вот ты где!" Он весел и шумен, обнимает ее и целует, и уводит в гостиную. Рома и Катя остаются вдвоем. "Если ты на ней не женишься",- говорит Катя,- "Тогда я сама на тебе женюсь." Рома смеется.
Они проходят в гостиную и Владимир привлекает всеобщее внимание. Он вручает бабушке роскошный букет, подарок и бутылку вина. А Маше он при всех еще раз пафосно вручает кольцо с бриллиантом, которое она забыла на столике.
Вечер оживляется. Рома играет на рояле и поет романс и Маша совсем не слушает Владимира, она слушает Рому.
После застолья, в доме на диванах в гостиной Владимир завладел вниманием публики и рассказывает что-то смешное и умное, его слушает много людей.
А молодежь выбралась во дворик. Рома, Маша, ее родня ( брат с женой Мариной и еще пара человек) сидят в саду вокруг огня, жарят шашлыки и треплются о любви. Они проводят конкурс на самое романтичное признание, смеются и шутят.
Маша, когда подходит ее очередь, обнимает Марину за плечи и говорит, что это была Марина.
"...Был закат и мы стояли на крыльце и она сказала мне — люблю! Знаешь, Маша, я так люблю твоего брата, а он меня совсем не замечает!!"
Все смеются.
Рома цитирует на память из дневника машиного прадеда слова, обращенные к его жене и дочери и приз (кусок переперченного шашлыка, который радостно залили сверху кетупом и вином) достается ему. Никто не понял, что это не его признание, только Маша, они вместе уже читали эти слова раньше. Рома под радостные вопли ест кусок и морщится от горечи, а Маша ему улыбается.
На следующий день в своем кабинете бабушка долго и напряженно рассматривает фотографию на фоне Дуба. Маша и Рома не сводят с нее глаз. Рома даже обращает ее внимание, что сбоку, за спиной ее папы видны веревочные качели, а это значит, что они и сделаны были, скорее всего, для нее. Но бабушка не может вспомнить, что это за место и какое именно большое дерево в парке они называли просто Дубом.
"Простите, я не помню", - сожалеет она, - "Мне же было всего четыре годика."
Вернувшись в каморку Ромы, Маша делает попытку снова поцеловать Рому. Но он мягко отстраняет ее и начинает называть ее на “вы” и по имени-отчеству, хотя в его тоне нет и намека на холодность. Маша спрашивает, что случилось и Рома берет ее правую кисть с обручальным кольцом и поднимает к их лицам.
"Вы чужая невеста, мне следует об этом помнить," - грустно улыбаясь, отвечает он.
Но Машу весь этот романтизм злит. Вспылив, она обзывает его музейным задротом и говорит, что он девушек только в медальонах носит, вместо того, чтобы целовать. Этой своей, фото которой у него в медальоне, наверное, так и не признался!
"Это не моя девушка", - отвечает Рома, - "Это моя мама. Она умерла, когда мне было восемь."
Маша, смутившись, мямлит извинения и убегает сидеть на берегу.
Туда через некоторое время приходит Рома, садится рядом и начинает рассказывать о своей жизни в детдоме.... Так они и сидят долгое время, Маша молчит, а Рома тихо говорит. Он говорит, что все понимает и очень рад за Машу. У нее богатый и щедрый жених, блестящие перспективы в будущем, доброе сердце и бардак в голове. А у него нет ничего, кроме работы и смешных, старомодных принципов. Маша, шмыгнув носом, показывает пальцем на большой дуб и говорит, что даже вот этот парень в зеленом сексуальнее и пусть Рома не думает, что она распущенная дурочка.
Так они примиряются и продолжают совместную работу.
Обмерив все большие дубы в парке, выбирают четыре подходящих, но ни один из них нельзя в полной мере назвать Дубом. Они проводят эксперимент: пытаются повторить фотографию, используя в качестве моделей Рому, Машу и Катю. Фотограф, который и в этом эксперименте помогает, старый знакомец Ромы Беня Пых. Он обрабатывает на компьютере в своей студии полученные кадры, сравнивая их со старой фотографией. Однако, он приходит к выводу, что ни одно дерево не подходит. Они слишком маленькие. Тот Дуб был как минимум втрое толще любого из претендентов.
Это ставит Рому в тупик, потому что Дуб определенно находился в парке, но они его не нашли. А Маша дома долго смотрит на купленный вместе с дневником пейзаж. На нем изображена аллея парка и ряд статуй, а над аллеей деревья, кроны которых поднимаются в небеса на огромную высоту. Маша фотографирует его на сотовый и решает найти место, с которого художник писал пейзаж. Когда она находит ее, эту самую точку, она оказывается на самом берегу реки, и, не удержавшись, плюхается в воду.
Однако, прежде чем упасть, Маша успевает заметить несходство нарисованного и живого пейзажей, и пока она переодевается в сухое за шкафом, Рома сличает две фотографии на своем ноутбуке. Он видит, что там, где в нарисованном пейзаже в небо вырывается крона могучего дерева, на современной фотографии просматривается только какая-то невнятная поросль.
Маша и Рома идут на это место и находят там рощицу молодых дубков. Пройдя в глубину рощицы, они выходят к огромному Пню, даже скорее остатку ствола того огромного Дуба, который рос тут. Пень высотой с Рому, неровно обломан сверху. Похоже, Дуб упал, разломившись от мощного удара, а его живые могучие корни пустили целую рощу ростков, которые и скрыли родительское дерево. На коре Дуба Маша и Рома находят вырезанную надпись: “Витя и Зоя” внутри сердца. Они показывают его бабушке и она вспоминает, как папа вырезал на коре имена и сердце.
Показывая Владимиру очередной эпизод телефильма, Маша также рассказывает, что работу пока придется остановить. Нсмотря на то, что они нашли ориентир, денег на аренду мощных металлоискателей и проведение раскопок у музея пока нет. Владимир предлагает в этом вопросе помощь. Он выделяет средства на аренду приборов, и людей для работ. Но с одним условием. Музей должен держать в тайне свою находку, пока Маша не доделает фильм о ней. А когда фильм пойдет в эфир, музей может объявить о возвращении коллекции статуй, публиковать статьи, принимать экскурсии, и так далее. Таким образом новость о находке статуй задержится не больше, чем на неделю, а Владимир сможет продать фильм, как эксклюзив и вернуть обратно потраченные на аренду и людей средства. Алена Викторовна соглашается на это.
Начинаются работы по поиску тайника под землей, и он действительно находится именно там, где и планировался, на юг от Дуба, по направлению к реке. Но в день начала раскопок в музей впезапно приезжает комиссия с проверкой. Выясняется, что Петя Васильевич не раз жаловался на Рому через голову Алены Викторовны и вот результат. Алена Викторовна вынуждена отчитываться по всей своей работе. Единственное, что ей удается сделать – это не останавливать раскопок.
Рома, настороженно относится ко всяким совпадениям и тревожится. На площадке у ямы он замечает странных плечистых парней, которые называют себя работчими-землекопами, но не копают, а только наблюдают, покуривая в сторонке. Как-то утром на шоссе у ворот появляется непонятная фура и стоит там, словно чего-то ждет.
На третий день раскопок яма увеличивается настолько, что понятно: сегодня найдут статуи. Рабочие копают осторожнее, Маша и оператор уже снимают помаленьку и готовы в любой момент фиксировать исторические кадры. Рома и Владимир наблюдают за рабочими.
Вдруг один рабочий, воткнув лопату, утыкается в металл. Вокруг начинается радостное воодушевление, Маша командует снимать, Владимир чуть ли шампанское не открывает. За спинами собравшегося народа плечистые ребята Владимира встают со своих мест. Но тут Рома требует внимания. Он считает, с этим металлом что-то не так . Он уверен, что несмотря на спешку, Виктор Ильич защитил бы ценные статуи в земле хотя бы коробом из досок. Владимир соглашается с ним. Рабочие продолжают аккуратно очищать металлическую поверхность от земли. Плечистые ребята возвращаются на свои места.
В этот момент из-под слоя рыхлой земли показывается еще один металлический элемент. Он похож на цветок или на какие-то лопасти. Увидев его, Рома тихо и твердо командует рабочим покинуть раскоп. Тон у Ромы такой, что все, даже Владимир, замолкают и слушаются без вопросов.
"Это авиабомба", - говорит Рома, когда все рабочие вылезли из ямы, - "Отойти всем на десять метров отсюда!!"
Он отходит вслед за всеми от раскопа и звонит саперам. По их указанию он командует всем отойти на максимальное расстояние, а лучше воообще за дом. Пока он разговаривает, он видит, как к станции за рекой подходит, стуча колесами, электричка. Воздух постепенно наполняется ее стрекотом.
Маша входит в кабинет бабушки с белым от испуга лицом и говорит, что Рома нашел бомбу. В этот момент происходит взрыв. В окнах вышибает стекла, все падают, бумаги летят в воздух, компьютеры и свет отключаются. Маша бежит на улицу искать Рому, не заметив, что бабушка лежит под столом без сознания.
На дворе вокруг громадной воронки дым, пепел и крики. Много народу с порезами и кровью, Ромы не видно. Маша мечется в тревоге, кричит его имя, потом видит его сквозь дым. Он помогает кому-то перетянуть кровоточащую ногу. Она подбегает удостовериться, что он цел. С ним все в порядке, только он плохо слышит, после взрыва у него в ушах звенит. Она целует его на глазах у всех. Владимир, который видел, как она искала Рому, пытается остановить ее, но в этот момент мимо него проходит бабушка. Она идет без трости, быстро и целеустремленно ковыляя в сторону аллеи парка. Он окликает ее, ее видят и Маша с Ромой. Рома бросается ее догонять, Маша за ним. Владимир пытается ее задержать и объясниться, но она вырывается и бежит за бабушкой. Когда она подбегает выясняется, что у бабушки спуталось в голове: она считает, что началась война, а Рома – это ее отец Виктор Ильич. Машу она вообще не узнает.
Позже вечером саперы ведут осмотр воронки, у ворот стоят три машины скорой помощи. Кого-то перевязывают и отпускают, кого-то увозят. Рома, оглядываясь, замечает, что плечистые ребята Владимира и фура таинственно исчезли. Врач советует ему поехать в больницу провериться у лора, но он остается. В здании усадьбы нет ни одного целого стекла, а ночь уже близко. Сторожить и ремонтировать некому.
Алену Викторовну, спящую, чтобы не буянила, увозят в больницу. Маша уезжает с Владимиром вслед за бабушкой.
Рома проходит в свою каморку и садится на стул. Его бумаги валяются по всему полу. Прямо перед ним, придавленная упавшей с потолка штукатуркой, лежит выписка из архива о судьбе прадеда. Рома смотрит на нее, потом вертит в руках кусок штукатурки. Затем он встает, берет все ключи охапкой со щитка и идет с керосиновой лампой осматривать усадьбу.
На чердаке Рома находит еще кусок отвалившейся штукатурки и сохранившийся нетронутым тайник. Оттуда он достает карту, на которой указано место расположения бункера, где Виктор Ильич спрятал статуи, схему его помещений и даже список статуй.
Один из сараев на берегу реки был почему-то совмещен с погребом и глубоко вкопан в высокий берег. Прадед расширил и укрепил погреб, заложил туда статуи, а потом попросил местных зенитчиков стрельнуть по сараю, чтобы казалось, что это просто развалины. Прадед Маши решил, что в руинах сарая точно копаться не будут, зачем искать там, где уже все разбомбили? И оказался прав. Через несколько лет земля накрыла развалины, и вход превратился в берег.
Рома забирает эти документы и никому не говорит о них.
Со следующего дня в музее начинается царствование Пети Васильевича. Все ключи под роспись, за опоздания выговоры, задерживаться на работе запрещено, и все такое. Рома начинает следующий день со скандала с новым директором, но ни слова не говорит о найденных документах, и о том, что благодаря взрыву, он знает точное место тайника со статуями.
Рома и новый плотник Вася самостоятельно стеклят окна и ремонтируют усадьбу. Маша сидит в больнице у бабушки, рабочие Владимира растворились, насчет взрыва на территории музея идет разбирательство.
Петя Васильевич на этом разбирательстве утверждает, что Рома мошенник и искусно манипулировал прежним директором для того, чтобы выманивать на свои непонятные исследования государственные деньги. Владимир признает, что вложил собственные средства в погоне за сенсацией, а получил авиабомбу. Съемки фильма, естественно, остановлены. Работы по поиску статуй тоже не продолжаются. Наступает осень.
Маша много времени проводит в больнице у бабушки, но та не узнает ее и зовет папу. Однажды, Маша просит, чтобы Рома приехал и пообщался с Аленой Викторовной. Рома приезжает, говорит с бабушкой. Наблюдая за этим разговором, Маша чувствует себя одинокой и впервые понимает, что значит не иметь семьи. Сейчас в палате именно она – детдомовская, а ее родная бабушка общается с папой, добрым, ласковым и вернувшимся домой с войны.
Когда они выходят из палаты, Маша признается, что винит себя за то, что побежала искать Рому, а не осталась с бабушкой. Рома в тот момент был важнее всего. На миг ей показалось, что он исчез из этого мира, и она забыла обо всем на свете. Маша признается, что любит его, но разорвать отношения с Владимиром – это уничтожить и карьеру заодно. Она на такое не готова. Рома уверяет, что в этом нет ее вины. Он тоже ее любит, и в любой момент возьмет замуж. Но все, что у него есть – это работа и комната в коммуналке. Ее решение очевидно и, возможно, правильно. И что он действительно исчезнет, когда ляжет снег. Уедет в другое место работы и не будет мешать ей строить свою жизнь.
Они расстаются. На выходе из больницы Рома встречает Владимира, который ненавязчиво интересуется, а были ли статуи на самом деле. Рома достает свой телефон, и показывает фотографии плечистых парней и фуры. Он говорит, что предупрежден и достаточно собразителен. Владимир эти статуи не получит. Владимир делает вид, что не понимает, о чем Рома говорит, но Рома просто уходит.
Проходит осень и однажды с неба начинает сыпаться снег, который постепенно переходит в метель. Маша долго смотрит на пейзаж со статуями, а потом собирается ехать в “Приветное”. Владимир вызывается ее подвезти и она соглашается со словами “вот на месте и разберемся”.
В кабинете директора Петя Васильевич в очередной раз распекает Рому за несоблюдение режима, и у того лопается терпение. Рома видит, как начинается метель, первый снег пришел вместе со шквалом. Чему-то улыбнувшись, Рома увольняется из музея и желает Пете Васильевичу царствовать спокойно. Напоследок, правда, говорит, что знает, где тайник со статуями, но не намерен их доставать. Лежали 70 лет и еще немного подождут, пока в этом музее руководство не сменится.
Он уходит пешком на электричку, немного похожий на солдата со своим рюкзаком на плече и шпагой в руке. Таким его видит Маша из окна джипа, проезжая мимо, но не успевает узнать.
Приехав в музей, и узнав, что Рома уволился, что это действительно он шел на станцию, Маша заглядывает в его опустевшую каморку, а потом садится в джип и преследует Рому, бросая Владимира в музее. Она названивает ему на сотовый, но “абонент временно...”
Маша не успевает на станцию, электричка отъезжает, когда она останавливается у перрона. Тогда Маша преследует электричку по шоссе, несмотря на метель, но в городе ей приходится снова оторваться. Когда она прибегает на перрон городского вокзала, электричка и платформа уже пустые и Ромы нет. Она сидит без сил в сумерках на вокзале и плачет. Рома, как и обещал, из ее жизни исчезает.
Для Маши наступает одинокое и холодное время. Бабушка все также не узнает ее. Она ищет Рому, но находит только новости из Европы. Там, в каком-то крупном музее Рома снова триумфально нашел что-то потерянное.
Она пересматривает материал к фильму в монтажной. Ходит по заснеженному парку и выходит на берег реки, сверяя по сотовому пейзаж нарисованный и реальный. Она выходит сквозь рощицу к Дубу и видит, что рядом с сердцем Вити и Зои теперь есть еще одно: Рома и Маша в новом, недавно вырезанном сердце.
Маша продолжает работать, но без задора. Ей больше не кажется, что весь мир создан для ее удовольствия и она больше не видит смысла в своих недавних победах. Она плывет по течению. Внимание и забота Владимира ее не радуют, хотя она вместе с ним и подает заявление в ЗАГС.
Так проходит время и наступает весна. А своем девичнике Маша быстро надирается и начинает жаловаться подругам на жизнь и на себя. Подруги быстро выуживают из нее, что она тоскует по Роме и жалеет, что думала только о себе, и ничего о нем толком не успела узнать. Да она и не хотела узнать. Вот как можно быть такой холодной стервой, чтобы не узнать даже день рождения любимого человека?
Когда одной из подруг надоедает этот балаган, она находит в сотовом Маши номер телефона Ромы и набирает его. Маша вяло возмущается, что он все равно не работает, но....
Телефон работает. И на том конце после нескольких пронзительных гудков происходит соединение и голос Ромы произносит: Мария Алексеевна? Алло?
Когда отвлекшиеся подруги оборачиваются, Маши уже нет. Она выходит на улицу и просит Рому срочно приехать за ней, правда, она не очень понимает, где она, но он обязан приехать и все.
Так Маша оказывается в жилище Ромы, маленькой комнате коммунальной квартиры. Она лежит под одеялом на его неширокой тахте, а Рома рядом с ней на одеяле, одетый. Между ними лежит обнаженная шпага и Рома рассказывает Маше про старинный обычай. Меч клали между мужчиной и женщиной, чтобы сохранить их честь. Маша смеется над этим странным обычаем. Рома рассказывает ей про Тристана и Изольду, которые так любили друг друга, что обычай этот не смогли соблюсти и погибли. Маша называет его старомодным и спокойно засыпает.
Телефон Ромы, поставленный на бесшумный режим, разрывается от звонков, его ждет Вася. Ждет, чтобы вместе раскопать тайник со статуями и спасти их от уничтожения. Но Рома не едет спасать статуи. Он сидит на кровати, смотрит, как спит Маша и жует незажженную сигарету. В “Приветное” в эту ночь Рома не приезжает и не попадает в расставленную на него ловушку.
На следующее утро Маша просыпается в комнате Ромы с сильным похмельем и совершенно счастливая. Она с удовольствием осматривает жилище Ромы, которое кажется ей знакомым – настолько оно похоже на ту каморку в музее, где они вместе искали статуи прадеда год назад. Она собирается остаться в этой комнате навсегда и даже набирает Владимиру смс об этом, когда внезапный телефонный звонок путает ей все планы.
Приехав в больницу к бабушке, она находит там Петю Васильевича и полицейского. Они просят Машу о разговоре, но только тут, в палате у бабушки, он не вызовет подозрений.
Полицейский рассказывает Маше, что ночью, когда она безмятежно спала, огражденная честью и шпагой, в усадьбе “Приветное” была проведена операция по задержанию целой банды черных копателей. Один из участников, Вася, рассказал, что они ждали Рому. Они обманули его, убедив, что тайник может быть уничтожен, и устроили ловушку. Рома должен был показать им место тайника со статуями. Но он почему-то не приехал. Это спасло его от разбирательства, но полиция не получила доказательств того, что заказчик всей аферы – Владимир. Полиция просит Машу о содействии.
Рома, вернувшись обратно, находит на стене, поверх расклеенных карточек нового проекта, записку от Маши. “Я тоже тебя люблю”.
Но свадьбу Маша не отменяет и на телефонный звонок не отвечает. Рома смотрит издалека и с горечью, как она садится в свадебный лимузин, чтобы ехать на регистрацию, вся в воздушном белом шелке. Когда лимузин отъезжает, Рома садится в грязный грузовик и едет за город.
Рома таранит ворота усадьбы, проезжает через парк до реки и берется за лопату. Он хочет успеть самостоятельно открыть тайник, пока усадьба стоит пустая и без сигнализации. Он понимает, что его вторжение незаконно и он, вполне возможно, попадет в тюрьму, но угроза уничтожения тайника пугает его больше.
Маша на регистрации брака вместо “да” говорит “нет” и при большом количестве свидетелей возвращает Владимиру бриллиантовое кольцо, ключи от машины, а завтра готова написать заявление об увольнении. Когда Владимир хочет ее задержать, дорогу ему заступает полицейский с ордером на арест.
Убежав с собственной свадьбы, Маша садится в поджидающую машину. Это машина ее оператора, с которым она снимала телефильм. Они едут в Приветное. Там Маша просит оператора подождать немного, ей надо поговорить с Ромой наедине.
Она приходит на берег реки и видит, что Рома, весь в земле, из последних сил раскапывает склон на берегу. Маша помогает ему и вместе они открывают заржавленные железные двери бункера и падают на кучу грязи рядом. У них нет сил даже посмотреть на статуи внутри. Вдалеке уже слышны сирены полицейских машин. Рома предлагает Маше уходить, пока не поздно, он морально готовится идти в тюрьму, но Маша звонит оператору и просит подойти на берег реки. Удивленному Роме она объясняет, что без нее он, конечно, сел бы в тюрьму, но с ней он не в тюрьму сядет, а хуже. Ему придется жениться на ней. Потому что с ней Рома не закон нарушает, а участвует в съемках телефильма о находке пропавших культурных ценностей.
На берегу появляется оператор с камерой и целой пачкой документов, разрешающих съемки, вслед за ним появляются полиция и журналисты. Рома и Маша, правда, это не особо замечают, они целуются.
Конец фильма.
Свидетельство о публикации №214032601271