Я выхожу!

          Заявка на сценарий полнометражного фильма

     “Я Выхожу” – притча об освобождении человека от оков, наложенных собственным разумом. В самом названии уже обозначен хребет этой истории и разворачивающийся в ней процесс.   
     Эта притча основана на реальных событиях. Это история жизни женщины, Марии, которая не может покинуть свою квартиру из-за давней психической травмы. Когда она выходит за порог – она падает в обморок.
     По своей структуре это типичная драматическая моноистория, протекающая в одном месте с одним главным персонажем. Она может быть решена как экзистенциальная драма, мрачная, торжественная и серьезная. Или это может быть артхаусное, экспериментальное кино, с его непредвзятой сиюминутностью, неожиданными решениями, неряшливостью, которая оборачивается тонким расчетом. Или она может быть абсолютно реалистичной драмой преодоления.
     Тут очень важен также выбор актрисы на главную роль. Актрисы немолодой, не обязательно красивой, но многогранной, способной привлечь и надолго удержать внимание зрителя. И при этом совершенно искренней и максимально обыкновенной в своей манере существования.
     Потому что Мария, запертая в своей квартире с  24 лет просто не могла нигде натренировать серьезные социальные навыки и взрослые манеры. Она не повзрослела в своей башне из слоновой кости. Ее образ жизни на первый взгляд ничем не отличается от остального человечества, просто у нее в прихожей нет никакой обуви, кроме тапочек.
     Дорогие и качественные кроссовки, подаренные на день рождения приятелем, могут вызвать у нее попытку суицида.
     Зато она может часами сидеть в углу своей гостиной и наблюдать безмолвное, неспешное путешествие солнечных лучей по стенам. Ей снятся сны о том, что ее квартира – это декорация внутри большого павильона. Вокруг нее установлены экраны, проецирующие в ее окна постоянную, однообразную картину повседневной суеты. Но эта не реальность, а только компьютерная подделка. Мария видела передачу по телевизору о том, как снимают телесериалы, и знает, как выглядят огромные и пустые съемочные павильоны.
     Мария живет одна в двухкомнатной квартире, окна которой выходят на оживленный перекресток двух проспектов. Марии уже 42 года и в ее прихожей нет никакой верхней одежды вот уже восемнадцать лет.
     Она работает онлайн, но не может участвовать в новогоднем корпоративе своей компании. Она заказывает еду в службе доставки и знает всех курьеров в лицо. Ее психолог приходит к ней, а не наоборот. Ей не на что тратить деньги и у нее неожиданно много времени. Идеальный работник, она получает похвалы за то, что всегда готова поработать, даже ночью. Но у нее бессонница, почему бы и не поработать?
     Ее изоляция настолько незаметна в мелочах, насколько полна по своей сути. Мир за пределами ее квартиры все более отдаляется и забывается, становится все менее реальным, пока героиня вообще не начинает ставить под сомнение его существование.
     Может быть поэтому она категорически отказывается переехать из своей тюрьмы-квартиры куда-то еще. Ее пугает и манит шаг за порог, за невидимую черту, которая изолирует ее от мира других людей, оставляя одинокой, покинутой, забытой всеми пленницей своего собственного страха.
     В жизни каждого человека бывают времена, когда он ощущает себя изолированным в своей собственной пещере. Каждому хоть раз казалось, что жизнь течет мимо него, приближая его к смерти. Поэтому образ пленницы, запертой без причины и тюремщика, интуитивно понятен каждому человеку. Переживания героини, которая сидит в чате и притворяется нормальной девушкой, но отказывается пойти на свидание, также понятны и прозрачны.
     Однако, это не плач по бедным несчастным инвалидам и не рассказ о болезненном наслаждении изоляцией. Нет, эта история – о борьбе и победе любой ценой.
     Однажды Мария подходит к своей двери и отмыкает замок. Она ждет, что кто-то – кто угодно – повернет ручку ее двери и войдет к ней. Каждый раз, когда на лестничной клетке слышатся шаги и голоса, она замирает от страха и надежды. Но никто не входит в ее дверь.
     Мария отказывается отчаиваться. Она находит ответ: никто не приходит просто потому, что не знает, что она ждет гостей. И тогда Мария начинает придумывать, как же ей пригласить к себе ту жизнь, которая проходит мимо ее двери.
     У нее только два пути для побега из сложившейся ситуации. Один – открыть газ и отравиться, а другой – выйти наружу и не потерять сознание. И она начинает борьбу со своим страхом, здраво рассудив, что покончить с собой она всегда успеет.
     Вся структура сюжета глубоко психологична, но решать ее с помощью диалогов неинтересно. Больше всего в этой истории меня интересует возможность создать такие ситуации, которые бы вскрыли мысли и состояние Марии без длительных бесед с психологом. Несмотря на то, что психолог приходит к Марии раз в две недели, говорит с ней, призывает звонить, советоваться и всячески побуждает к общению, достаточно быстро становится понятно, что Мария воспринимает эти разговоры, как диалог с телевизором. Это забавно и ни к чему не обязывает того, кто говорит. Но показывает всю глубину одиночества говорящего тому, кто наблюдает. Зрителю в нашем случае. В конце концов никто не может залезть к нам в голову, кроме нас самих.
     Однако, самостоятельные действия по приглашению жизни в дом Марии выявляют ее фантастическую неприспособленность к жизни. Она не готова начинать и строить любые отношения, она привыкла выполнять задания, но не общаться. Она все еще молоденькая девушка. Ее развитие остановилось тогда же, когда она в первый раз упала в обморок за порогом своей квартиры.
     И история исцеления травмы становится историей взросления в краткие сроки. Мария переживает в острой форме все те этапы становления личности, которые пропустила за восемнадцать лет. И, как и любое запоздалое острое заболевание, это очень и очень тяжело и опасно. Жизнь требует свое от Марии и приводит женщину к смертельной черте.
     Мария решает покончить с собой. Она долго обдумывает это решение, и все тянет с выбором способа его исполнения, она пишет завещание. Она заказывает по интернету то моток крепкой веревки, то длинный военный нож из хорошей стали. Этот неспешный выбор метода странным образом развлекает и успокаивает ее.
     Однажды Мария заклеивает все окна в своей квартире скотчем, включает газовую плиту и садится пить вино на подоконник. Но по мере того, как газ травит ее, она почему-то начинает вспоминать тот поход в горы, когда ее жизнь покатилась под откос.
     Она тогда сорвалась со скалы и упала вниз. Упала удачно, всего пара синяков, и самостоятельно вернулась домой в компании друзей. Но на следующий день после возвращения, выйдя за дверь по пути в институт, она упала в обморок прямо на пороге подъезда. 
     Мария собирается с последними силами и выходит из квартиры на лестницу, а потом и на улицу. Она задыхается и хрипит, она зовет на помощь. Она просит позвонить в службу газа. Ее квартира взрывается у нее на глазах, вокруг переполох, пожарная служба и полиция. Но когда психолог находит Марию в этой суете, он видит, что Мария сидит на каталке скорой помощи и хрипло смеется сквозь слезы.
     Мария победила. Ее душа, глубоко раненая смертельным ужасом падения в бездну, исцелилась. Она вышла.


Рецензии