Река времен легко преодолимая

Вам никогда не доводилось хлебать уху на священном камне наших далеких предков на реке Сухоне? Рассказывают, что на этом камне пробавлялся стерляжьей ухой Петр Первый, когда на Север направлялся. И с ним свита в 90 человек на этом камне обедала. В тридцатые годы камень взрывали, как мешавший судоходству. Поэтому 90 человек сегодня усадить на камне трудно. Но я с товарищами хлебал и не раз ушицу на этом святом камне и много всяких историй слышал о реке и камне Лось, колдующем воду…
Говорят, что силу свою камень тот сохранил и поныне: удивительно, вокруг его в радиусе пятидесяти километров нет змей. Везде есть, а тут нет их… Чудеса.
Да и река эта самая удивительная из всех, какие только бывают на свете.
Для начала скажу, что в одной нашей реке текут сразу три реки.
В самом своем начале, когда вытекает из озера Кубенского, она глубокая, полноводная, неспешная.
И зовется она там рекою Рабангой. Так назвали ее далекие наши предки, когда еще только формировался язык, и все мы общались на древнем санскрите, давшем миру индоевропейское языковое древо. «Ра» - это солнышко, свет, значит. «Бан» - путь, «га» - движение.
Далеко лежит ее путь – бан, за тысячу с лишним километров до Белого моря, где по небу ходят «радужные водяницы» северного сияния, где «день и ночь длятся по полгода». Так писалось в священных книгах «Ведах». Получается, что река наша - это путь к свету – на восток.
Она долгое время и течет на восток, «встречь солнцу», словно выискивая подходящее место для броска на Север. Ведь что бы попасть в «белопенное море Вараукаша», нужно реке взобраться на отроги Северных Увалов, промыть, прорезать их. И вот недалеко от Тотьмы река поворачивает на Север, вгрызается в гряду Северных Увалов и прорывается на Северный склон их.
От Тотьмы меняет река свой характер, стремительно скатываясь с Северных Увалов, мелеет, то тут, то там обнажая золотистые песчаные косы… Вымывает в берегах гигантские каньоны – опоки высотой до 80-90 метров, обнажая земные отложения аж на 250 миллионов лет и течет по эпохе пермского периода – временами динозавров и гигантских морских хищников…
Стоишь, бывало на берегу ее в Опоках и ощущаешь себя каким-либо трилобитом триасского вымирания. До человека тебе еще далеко: предстоит пройти путь в миллионы и миллионы лет, прежде чем осознаешь себя, выйдешь на берега этой реки времени и дашь ей еще одно имя.
Здесь на Отрогах Северных увалов название свое река меняет: отсюда она течет уже Сухоной, то есть рекой «легко преодолимой». И то, правда, в середине лета Сухону напротив Великого Устюга можно перейти вброд по колено, не смотря на ширину ее почти в километр.
За Устюгом, там, где Сухона вбирает в себя воды Юг- реки, течет наша великая река уже Двиной. Опять же в древних ведических сказаниях, в священной книге Махабхарате называется она Ардвисурой Анахитой, что по-русски в переводе с нашего общего языка древности санскрита звучит, как «река двойная чистая, непорочная» - «дви-на».
В прошлом веке теперь в 1995 году путешествовали по Сухоне наши ученые с индусскими санскритологами. И когда утром, выйдя на палубу, они увидели высоченные слоистые берега Опок, то в священном трепете упали на колени и молись, радуясь возвращению на родину предков…
И еще одно удивительное свойство имеет эта река: раз в год по весне она поворачивает свое течение от священного камня Лось и течет вспять, пока не наполнится склень Кубенское озеро. А потом, умиротворенная, поворачивает свои воды и течет покорно в студеное Белое море, сливаясь с водами великого Скифского океана, ныне Ледовитого, на дне которого, как предполагают некоторые ученые, лежат останки страны Дарии… Древние греки называли ее Гипербореей.


Рецензии