Алеша и Вася
Часть вторая
С первых исполненных Василием, в основном популярных, романсов я услышал нечто новое, свежее и не похожее, на то, что слышал раньше в исполнении самых разных исполнителей. Там не было пресловутого цыганского размаха и удали, не было и грусти с характерным "завыванием". В пении Васи, кстати, отлично владеющего русским языком, присутствовали ненавязчивые , чуть уловимые цыганские интонации и от того его пение хотелось слушать еще и еще. Позже мы встретились и поговорили.
Сколько помнит Василий Янкович (Василий Романи - театральный псевдоним )себя всегда пел, начиная с раннего детства в родном городе Уфе, в цыганской семье гадалки и мастера скобяных дел. Мама хорошо пела, так что было у кого учиться. Позже стал петь на улице большого цыганского поселения, во дворе дома, где собирались с гитарами ребята постарше. Песни пели уличные, цыганские. Вскоре согласно специальной программы всем поселенцам выделили удобные, уютные квартиры . Учился в школе. А когда закончил 8 класс , решил поступать в городское музыкальное училище. И его приняли на специальности "Хоро -дирижерская" и параллельно в класс гитары. Немного позже в город на гастроли приехал театр "Ромэн". Театр объявил, что набирает студентов в студию для молодого поколения с последующим поступлением в саму Гнесинку. Василия приняли в эту студию. В 1978 году он приехал в Москву и начал учиться в институте имени Гнесиных. Было трудно, потому что у нового студента, как и у многих его 15 летних сверстников из разных уголков страны, не было музыкального образования, и ему приходилось брать уроки музыки, сольфеджио дополнительно и , к счастью, бесплатно. Увлекся курсом "Театр музкомедии" (Оперетта) и на нем много занимался актерским мастерством, танцем и пением. После окончания учебы Василий получил диплом "Артиста музыкальной комедии" и его зачислили в театр "Ромэн". Начал работать в основной труппе театра, играл разные роли, в том числе и несколько главных . Женился, родился ребенок. В театре в те годы блистала семья Жемчужных, режиссером был тогда и есть сейчас, через 40 лет, Николай Сличенко. Пришла повестка на службу в армию. Служил в ракетных войсках, но как то сразу стал востребован для художественной деятельности и, конечно же, для пения. Там служили очень интересные, творческие люди и офицеры и рядовые ребята .Однажды , должен был состояться концерт с присутствием больших военных начальников , и солдат срочной службы учебного подразделения сухопутной противотанковой батареи выступил очень удачно, и , вообще - делал успехи в пении. Командир его батареи видел успехи подчиненного и посоветовал попробовать силы в армейском ансамбле . Даже машину для этого выделил. Жена приехала как то в очередной раз в часть и с ней "совершенно секретно" с разрешения командира Василий поехал в Москву пытаться продолжить службу в ансамбле песни и пляски Московского военного Округа . Там он прошел конкурс и когда пришла директива выезжать для дальнейшего прохождения службы в Москву, выяснилось, что его не хотят отпускать. Он по прежнему пел в военном хоре. Командиры посылали способного солдата для выступлений на заводы, на самые разные предприятия и учреждения, тем более, что он не нуждался в аккомпаниаторе - сам отлично владел семиструнной гитарой. Пел цыганские, военные песни . На праздновании Дня 8 марта в 1987 году с большой группой генералов присутствовал генерал Волкогонов из штаба Первой ударной ракетной. Позже он стал заместителем Министра обороны. По этому случаю Василию для выступления выдали более новое обмундирование. После концерта он познакомился с самым молодым ,39 летним генералом армии и поведал ему свою историю. Генерал посмотрел Васины документы и "разобрался" с его вышестоящим начальником, который не выполнил московскую директиву. Через два дня Вася был уже в Москве. И вот - Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Лучшие артисты, которые сегодня выступают на мировых сценах репетировали с ансамблем и выступали с ним. Его назначили командиром взвода . Ансамбль (певцы, танцоры, музыканты) много гастролировал по стране и за рубежом -Англия, Франция, Италия. Дирижером ансамбля был Гордеев Владимир Петрович. Однажды он вызывает Васю и играет музыку к песне " Я живу на границе". Музыка была замечательная и песню надо было исполнить чуть ли ни завтра. Василий быстро ее разучил ,а петь надо было под оркестр в Колонном Зале Дома Союзов. Высокопоставленная публика, Центральное Телевидение, все дела..., весь генералитет. Это был первый слет солдатских матерей, воинов погибших в Афганистане. Там присутствовал последний маршал СССР , министр обороны Дмитрий Язов. Василий пел тогда на весь Советский Союз. К сожалению, его успешное выступление на руководство театра "Ромэн" впечатления не произвело. Для них это было неважно. Так уж получилась, что именно там в солдатской бригаде ансамбля, а не в родном театре у него появилась возможность выступать на лучших площадках Москвы и Московской области. И это были лучшие годы творчества. Потом вышел на более широкую эстраду и стал петь там. После окончания службы вернулся в театр "Ромэн". Выступал много, в разных ролях, но по всему чувствовал, что творческого роста у него в сложившейся атмосфере театра не будет . О том же ему говорили опытные артисты театра : "Василий, ты хороший актер и певец, но у тебя в нашем театре не будет будущего". И он покинул театр, а в это время началась пресловутая перестройка. Спустя многие годы, убедился, что правильно поступил: обстановка в театре и на сегодня такая же бесперспективная для роста молодых талантов. Однажды Василия пригласили выступить в Нью-Йорке. Он приехал, выступал на многих больших и маленьких сценах( Пел про приглашению миллиардера и мецената Доналта Трампа на презентации в честь Папы Римского...). Встречался с политиками(знаком с Сергеем Лавровым, в то время представителем бывшего Союза в ООН), художниками и режиссерами , пел для принца Альберта. Несколько раз , снимался в Голливуде(там встретился и подружился с Лари Кингом, с некоторыми кинозвездами), и ...в итоге окончательно остался в Америке, хотя и здесь все было не так уж просто. Василий довольно прилично говорит на английском и это позволило в его репертуар с русскими, цыганскими и итальянскими песнями добавить и английские песни. Пел в ресторане " Русский Самовар", где собирались почаевничать Йосиф Бродский и Михаил Барышников. В 2000 году в течение трех месяцев занимался со своим педагогом по классу неаполитанской песни в Венеции. Определенную роль в становлении нового американца сыграл популярный в Америке музыкант и композитор Александр Журбин. В настоящее время певец завершает работу над первым CD диском "Русские романсы и песни". Необходимо отметить, что именно русские романсы Василию удаются особенно хорошо, хотя при этом довольно сложно в Америке добиться внимания постоянной публики и приходится много тратить времени и сил, чтобы петь именно то, к чему лежит душа. У нью-йоркской публики есть интерес и к русским и к цыганским песням, но выступает перед ней Василий редко и без особой системы. Без системы потому, что в Нью-Йорке много артистов , поющих на русском языке, и конкуренция достаточно высока. "Загрузкой" талантливого певца мог бы заняться профессиональный агент, но пока Василий, к сожалению, его не нашел. Артист в "свободном полете". Я говорил с Дмитрием Хворостовским об этой проблеме : он многие годы сотрудничает с одним агентом, проживающим в Лондоне, который расписывает его выступления на несколько лет вперед, с агентом Шарля Азнавура, без которого легендарный певец не делает ни одного шага. Повторю, у тенора Василия Янкович пока агента нет . И еще и поэтому он частенько "простаивает". Выступать же в так называемых "детских садиках" он не хочет. Его влечет профессиональная сцена и он тянется к ней. И я его понимаю. С другой стороны, возвращаясь к творческой биографии Алеши Дмитриевича, - настоящая певческая карьера у которого началась как раз с 50 лет, Василию Янковичу скоро, 28 августа , исполнится 50. Так что - есть на кого равняться!
Анатолий Ясеник
Фото автора и из архива Василия Янковича
Свидетельство о публикации №214032600171