Глава 8 Земляника

Больше недели мы с дедулей в Финеюшкином доме трудились. И крыльцо поправили. И калитку перевесили. Даже дверь в сенях удалость починить. Вот только крыша. Стропила настолько прогнили, что она вряд ли бы дедулин вес выдержала бы. Он у нас не худенький совсем. Я предложила мне на крышу лезть, потому, что я гораздо легче, но дедуля только кулаком пригрозил. Вечером на общем совете решили крышу не трогать, ввиду ее ветхости. Потому, что если крыша рухнет, дому и зиму не простоять. Да и как это без крыши. А дождик пойдет? Финеюшке же решили ничего не говорить. Что зря расстраивать.
Дни пролетали незаметно. И каждый день, что-то новое приносил. Так мы узнали, что в заброшенных садах растет не только бурьян. Где-то там, в глубине его растут кусты смородины, крыжовника и малины. И, хотя, точно такие же кусты росли в саду у тети Ариши, и я и малышня предпочитали лазить по этому травяному бурелому в поисках новых ягодных месторождений. Как видно радость открытия тоже чего-то стоит. Впрочем, не только мы этим грешили. Несколько раз и дедулю мы заставали при исследовании заброшенных садов.
Тетя Ариша хоть и не одобряла нашего лазания по садам, никакого неудовольствия не высказывала. Иногда, правда говорила – да вон же она смородина то, ешьте, сколько хотите, И охота вам крапивой то обжигаться.  Мы послушно сначала ели свою смородину, а потам по протоптанным нами же в бурьяне тропам, шли обжигаться крапивой.
Обжечься крапивой, кстати, если кто не знает, дело не из приятных. Вроде бы на первый взгляд, ну чего страшного, ну обжегся, подумаешь, что теперь из этого трагедию делать. Но только на этом все не кончается. Вроде бы и пройдет уже все и не жжет больше, но стоит только, обожженное место водой намочить, как жжение возвращается просто с удесятеренной силой. Никогда не мочите водой, обожженное крапивой место.

А, тем временем в лесах поспела земляника. В Вешке лесов то практически нет. Поля, да узкие посадки березы вдоль дорог. Единственный лес был за рекой на бугре. Да, и то лес, не лес. Роща сосновая, длиной километра полтора. А шириной уж и не знаю сколько, но немного. Туда мы и снарядили свою экспедицию. Снаряжение было предельно простым. Тетя Ариша вручила каждому члену экспедиции плетеный лыковый туесок. Нам с дедулей побольше, Белке с Сашкой, совсем крохотные. Вот и все, снарядились. Ну, еще бутылочку воды взяли на всякий случай, вдруг малышня пить запросит.
Позавтракали поплотнее, и в путь. Переехали мы на лодке, на другой берег, Лодку вытащили подальше, чтоб течением не унесло, и пошагали к лесу. Белка с Сашкой как всегда впереди, мы с дедулей в арьергарде. Так удобнее за ними присматривать. 
Сосновая роща, звучит то как. А сосновый бор. Разве хуже. Главное, что, и то и другое ассоциируется со светлым, пронизанным солнцем лесом. Вековые сосны вознесли свои ветви куда-то в высоту. Чтобы разглядеть, нужно голову  как следует вверх задрать. Красота! И внизу, Встречается кое-где мелкий колючий подлесок. Но чахлый такой. Нет, не расти ему тут. Заглушат его сосны-богатыри. Их это лес. А на прочую мелочь, такую как редкие кустики можжевельника, да волчьей ягоды, смотрят снисходительно. Что мол, это там под ногами путается, сверху и не разглядеть. Густотравья в таком лесу тоже нет, встречаются иногда поляны папоротника, да и только. Хорошо ходить по такому лесу, радостно.
А, мы не просто гулять пришли, мы по ягоды. Вскоре увидели первую земляничную поляну. Ох, малышня на нее и набросилась. Еще бы, столько ягод.
На поляне этой мы задержались надолго. Не хотелось ни одной ягодки пропустить. Мы и не пропустили, в туески, правда, ничего не попало, ну да лиха беда. Успеется еще. Набрели, на другую поляну, затем на третью. Смотрю, и в туесках кое-что  появилось, особенно у дедули.
Вот тут Сашка и обозначилась. - А мы не заблудимся? – говорит. Надо же, мне вот, такая мысль даже в голову  не пришла. Ну, то я, а то Сашка. У нее здравомыслия и осторожности на двоих хватит. Впрочем, что там, на двоих, вот, на всех четверых хватило.
- А и в самом деле, дедуль – говорю – не заблудимся мы?
- Это, тут – то. В трех соснах? – возмутился дедуля – да, ни при каких обстоятельствах.
В этот момент над ухом у меня как будто, хмыкнул кто-то. Оглянулась я по сторонам, нет никого. Значит показалось.
- В лесу, если желаете знать, вообще заблудится невозможно, даже если захочешь. Потому, что всегда по солнцу сориентироваться можно. Вот, например, кто помнит, с какой стороны солнце было, когда мы в лес вошли?
Оказалось, что не помнил никто. Как выяснилось, включая и самого дедулю. В связи с этим, возник вполне конкретный вопрос. В какой стороне наш дом? А ответа на него не было. Дедуля, однако, не сдавался.
- В пасмурную погоду, когда солнца не видно, можно ориентироваться по деревьям. У каждого дерева, с северной стороны, ветвей всегда меньше. С южной стороны, разумеется, наоборот. Кроме  того, на северной стороне стволов могут произрастать различные мхи и лишайники. То же самое относится и валунам, вросшим в землю. С северной стороны они обязательно обрастают мохом.
Все эти дедулины знания могли бы нас сильно впечатлить, если бы от них была хоть какая-то польза. Ветви, там, в вышине мы сразу считать отказались, гиблое дело. Стволы сосен, сколько ни рассматривали, так ничего и не высмотрели. С валунами  то же самое, их тут, нигде и в помине не было.
- А еще по звездам можно ориентироваться – подсказала я – может,  до ночи подождем.
- Не ехидничай – ответил дедуля. А Белка и Сашка сделали попытку захныкать. Вот этого как раз нам еще не доставало.
- Ребята, не унывать – попытался взбодрить нас дедуля – если у нас нет ориентира, мы его создадим.
- Вон видите корявое дерево. Оно и будет нашим ориентиром. Лес небольшой. Пойдем от него все время прямо в любую сторону. Куда-нибудь обязательно выйдем.
Дерево, действительно было каким-то корявым. К тому же явно высохшим, с отвалившейся корой и двумя крючковатыми ветвями. И, откуда оно только тут взялось, такое. Остальные сосны, как мачты корабельные, а это. Впрочем, для ориентира сойдет.
Выбрали мы направление, пошли. Идем все время прямо. Ни шага в сторону. И уже достаточно долго по ощущению идем, а лес все тот же, солнечный, красивый, да только никак не кончится. Но мы упрямо идем, идем и вышли, наконец. Прямехонько к тому корявому дереву, ориентиру нашему. Вот тут мы в первый раз, всерьез заволновались. Но делать то, что-то надо. Пошли от дерева в другую сторону. Шли след в след, чтобы с прямого пути не сбиться. На этот раз путь покороче оказался. Да только конечный пункт все тот же, ориентир наш. Дерево это корявое.
- Похоже, влипли – мрачно сказал дедуля.
Мы промолчали, А чего тут скажешь. Сели на травку, сидим. Ноги гудят, устали. И немудрено, вон, сколько по лесу то пройти пришлось.
Сашка хныкает потихоньку. Пока, потихоньку. Дедуля сидит мрачный весь, молчит. Наверное, думает в какую сторону теперь идти. Я тоже молчу, но не думаю ни о чем. Апатия одолела. Белка задумчиво так, из дедушкина туеска землянику ест. Ягодку за ягодкой, ягодку за ягодкой
- К бабуле Рише хочу – вдруг заявила она.
Сашка, словно только этого и ждала. Как закричит – Бабуля Риша.
Сразу же и Белка к ней присоединилась. Вдвоем то у них, вообще здорово получилось. Как будто весь лес заполнился их настойчивым жалобным криком. И сосны, словно, подхватили этот крик своими кронами, зашумели, зашелестели. Разнося его во все стороны.
- Да не кричите вы – запротестовал дедуля – все равно вас никто не услышит.
- Неправильно говоришь – села на своего конька Сашка – Это ты ничего не услышишь, а бабуля Риша услышит.
Ого, серьезные разговоры пошли, подумала я, и чтобы не нагнетать и без того взрывоопасную обстановку, промолчала. Впрочем, скоро умолкли и обе наши крикуньи. То ли разуверились в своем начинании, то ли просто устали. И тут я опять слышу, как над ухом кто-то вздохнул. Раз, другой. Вокруг, понятно никого нет.  Ну, вот, уже и галлюцинации звуковые начались, подумала я, и так домой захотелось. Домой,  в смысле к тете Арише. Про свой дом я тогда и не вспомнила даже.
Если честно, даже предположить не могу, что бы мы дальше делали. Но тут старичка увидели. Идет в нашу сторону, на палочку опирается. Подошел к нам.
- Что молодые люди, по ягодки в лес выбрались? Хорошее дело. Земляника в этом году уродилась на загляденье. Давненько такого не было. Да, только туески то у вас пустые смотрю. Что так?
- Заблудились мы – неохотно пояснил дедуля – дорогу не подскажете?
- Дорогу то? – непременно подскажу. Как же не подсказать. Да только невдомек мне, как вы заблудиться то смогли. В трех соснах то. Вы, поди, у Ариши гостюете?
Мы кивнули головой, в подтверждение
 – А Вы, тоже где-то здесь рядом живете? – поинтересовался дедуля.
- Да, где-то здесь рядом – уклончиво подтвердил старичок. - А дорога? Да что там дорога, вон видите, за соснами речка блестит. И лодка чья-то, туда вам.
С ума сойти. В самом деле. Вон она речка, а вон и лодка наша. Да мы же практически на краю леса сидим. Ох, чует мое сердце, непростой это старичок. Ох, не простой. И голос. Ведь слышала я его где-то. Точно слышала, а где, не упомню.
 А старичок, вкрадчиво так продолжает - И все же никак в толк не возьму. Как это вы так заблудиться то смогли. Сколько себя помню, никогда здесь такого не случалось. А может, вы в лес вошли, а хозяину то и не поклонились,  Да и разрешения не попросили, ягодок то пособирать, А может быть, даже и обидели его неосторожным словом. Такое иногда случается по непониманию.
Переглянулись мы, а дедуля даже покраснел немного. Затем, распрощались, за дорогу поблагодарили да и направились, было к речке. Но старичок нас остановил.- Погодите, чуток,  Подайте-ка мне ваши туески, не с пустыми же вам домой возвращаться.
- Подождите, вернусь скоро – сказал он и исчез за деревьями.
  Вернулся действительно скоро с нашими туесками, наполненными отборной земляникой.
- Арише то, привет передавайте – сказал он, отдавая нам наши туески.
- А от кого привет то, как сказать? – спросил дедуля.
- Да никак не говорите, поймет она от кого. Не так уж много у нас тут народу, приветы то передавать.
А мне все покоя не давал вопрос, кто же это у меня все таки, над ухом то вздыхал там в лесу. И старичок этот. А голос у него, такой знакомый. И вот уже в лодке, когда дедуля потихоньку выгребал от берега, меня вдруг осенило.
- Дедуля – закричала я – А ведь я поняла, кто тогда в лесу вздыхал.
- Кто вздыхал, когда, где? – недоуменно посмотрел на меня дедуля.
- Да, нет, это я так, ничего – замяла я вопрос, действительно только и не хватает сейчас, как про эти странные вздохи и хмыканье рассказывать.
- А я знаю кто – неожиданно вмешалась Белка – это тот дедушка вздыхал. Он услышал, как мы бабулю Ришу зовем, и ему жалко нас стало. А потом он к нам из леса вышел и дорогу показал.
А ведь мелкая то права, подумала я. Скорее всего, именно так все и было.


Рецензии