Мы и мир

               Как же все таки отличается мир в котором мы живем от мира, который живет в нас, как парадоксально их взаимодействие. Трагедия и состоит в несовпадении этих миров, в постоянной конфронтации между ними. Мир внутри нас постоянно тянется к высшему, хочет лететь к звездам и дышать воздухом высокогорий, трепетать на холодном ветру и погружаться в пучину океанов, впитывать лунный свет и проливаться дождем над долинами…

               Мир, в котором мы живем, не является таковым. Наше стремление натыкается на стену непонимания этого мира, возможностей этого мира. Та мечта, та искра счастья наших желаний, что теплятся в сердце, отовсюду атакуемы, отовсюду ей угрожают. Самое печальное заключается в том, что приходят мысли: «А достоин ли я своей мечты? Или своей собственной жизнью, своими поступками мешаю ей осуществиться?»

               Есть такие моменты в жизни человека, когда на всеобщее «да» надо ответить индивидуальным «нет». Вот что писал по этому поводу Р. Мэй: «…человеческая воля, в ее характерной форме, всегда начинается с «нет». Мы должны противостоять окружающему, быть способны дать отрицательный ответ; это присуще сознанию. Наше «нет» - это протест против мира, в создании которого мы никогда не принимали участия, это также утверждение себя в стремлении перестроить и реорганизовать мир». Но как часто в нас побеждает это «да»! Иногда приходится сомневаться в собственной состоятельности как личности. Порою попытка ответить «нет» оборачивается слиянием с «да». Рушится фундамент нашей неидентичности с миром объектов и мы, субъекты, бываемпоглощаемы объективированным миром.

               Огромный диссонанс этих несовпадений выливается в то, что я бы назвал «духовной шизофренией». То есть, наш внутренний, субъективный мир по-разному реагирует на события и ситуации мира объективного. В одном случае он принимает его как таковой, отказываясь от борьбы с ним, отдаваясь ему; в другом – активно ему противодействует, сражается с ним во имя достижения собственной самобытности и самоидентичности. В сущности, мир внешний всего один, но реакции на единый мир бывают противоположными друг другу.

               Иногда приходится жить, любить и верить только внутри своего замкнутого бытия (порочная субъективность) в объективном мире приходится драться, ненавидеть и забывать о нравственности. По Н.А. Бердяеву такой мир в самом себе называется миром «фантазмов».

               Никакая «любовь в себе», никакая «вера в себе» не может претендовать на реальность, если от этого человек не возвышается, не возрастает духовно. Можно «любить в себе», «верить в себе», но не доказывать своей любви и веры в реальном, сложном и опасном мире, то есть «жить в себе» не стремясь жить и для других. Все эти «в себе», являются гранями эгоистического понимания бытия, это есть эгоцентризм ко всему окружающему, есть провал плана о том, чтобы жить цельно, преобразовывать «мир из себя», преображаться в мире и преображать мир, не созерцать только, но и активно творить – открывать сердце навстречу миру, идти в мир и делать его лучше. Жан Поль Сартр писал: «свобода – это как раз то ничто, которое содержится в сердце человека и которое вынуждает человеческую реальность делать себя, вместо того чтобы просто быть».

               Многие из нас стоят на узенькой тропке, по обеим сторонам которой находится глубокая пропасть, каждый раз, оступаясь на своем жизненном пути – мы падаем с этой высоты и разбиваемся вдребезги, и так трудно бывает подняться туда, наверх – к свету, преодолеть боль разливающуюся внутри. Хочется наверх, но страшно вновь оступиться, страшно вновь почувствовать себя падающим и погибающим, и потому многие остаются внизу… Видимо многому еще предстоит научиться, много шишек придется набить, пока твердо не встанешь на путь. И приходят на память великолепные слова: «Из многих роз – капля масла, из многих страданий – капля мудрости».

               Чем больше начинаешь задумываться над своими поступками, тем больше понимаешь насколько в них бывает мало смысла, содержания. Сколь отвратительны они бывают самому себе, сколь чуждыми они предстают перед нами. В них проявляется то, что ты не хочешь признавать частью твоего внутреннего мира, привязывать к себе, но это твоих рук дело и полностью не уйти от этого. Это есть момент некоей расколотости между внутренним содержанием и внешним проявлением, это исковерканная реализация своей сущности.

               С момента грехопадения человек познал добро и зло, тем самым раскололся в самом себе – отсюда и обратная тяга к цельности. Но избавление от мучительных парадоксов приходит порой лишь на краткий миг, приходит лишь для того чтобы вновь смениться периодами грехопадения и отступничества. Поэтому так важно быть внимательными к своим мыслям и поступкам, дабы не рухнуть в выкопанную для нас ловушку заблуждений.

                2008 год


Рецензии
Батенька, да вы, экзистенциалист. И не отпирайтесь. Интенция Вашего любознания ведет Вас и нас именно туда. А там - джунгли... Многообразие трудно квалифицировать и упорядочить. Поэтому не стоит и углубляться в джунгли психологизма. Впрочем, это всего лишь мнение. Дерзайте!

Марсианский Драмадер   14.04.2014 12:33     Заявить о нарушении
Да, Вы правы. Экзистенциализм оказал на меня большое влияние. Дебри то конечно дебрями, но идти ведь надо =) Спасибо за Ваше мнение!

Николай Ульянов   16.04.2014 01:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.