Байка про Шахматы, Бегина и Бжeзинского
"Моня, давай в шахматы" - весело сказал Збигнев Менахему по-польски, ввалившись в номер Менахема Бегина без приглашения, но стратегически прихватив с собой бутыль с польской водкой и свеженькую ароматную польскую закусь - грибки, селёдочка по-данцигски.
Менахем иcподлобья посмотрел на непрошеного гостя Збигнева: "Збиг, ты знаешь когда я последний раз играл в шахматы"?
- Когда??
- Сорок лет назад! Я убегал из осажденной немцами Варшавы... И остановился сказать "Прощай!" и "Прости!" моему лучшему другу детства Бене. С Беней мы дружили с малолетства, нас в ешиве рабины вместе пороли ремнем за неуспешность, мы бегали за одними и теми же девочками, ели один и тот же черствый кусок халы!
- Беня" - сказал я - "сбежим вместе от немцев - а не то они нас убьют!"
- Моня" - сказал Беня - "я бы сбежал - да жена моя Броха парализована! Я лучше умру в гетто, но не оставлю моего птенчика умирать тут!" (Слышался плач Брохи из соседней комнаты.)
- Беня" - сказал я - "тогда давай, по старинному еврейскому обычаю сыграем с тобою в шахматы - в последний раз!"
У Збигнева навернулась слеза. Он машинально оттёр её рукавом пиджака Армани.
- Да, - продолжал Бегин - "но так как я любил Беню как брата, а он меня не меньше, нам обоим хотелось очень чтобы противник победил. Поэтому быстро стали играть в поддавки, и игра потеряла интерес. К черту шахматы - решили мы! И, матерясь по-Идиш и по-Польски, с проклятиями выкинули шахматы к чертовой бабушке в окошко".
- Какие шахматы, Моня, когда Адольф Гитлер нам всем аидам поставил шах и мат!" - вскричал Беня.
Бегин повысил голос - "А теперь вы, Збиг - имеете наглость мне, потерявшем друга Беню в пожаре Холокоста, предлагать... сыграть с Вами в шахматы! Через 40 лет! Через 40 лет! Сорок лет я не садился за шахматную доску! 40 лет! Не будет, не будет, не будет такого, не будет!!!" Бегин стукнул кулаком по столу, и Збиг на цыпочках вышел из Бегинского гостиничного номера... Оставив от растерянности водку и закусь Израильскому премьеру (или его охране).
- * -
Через несколько месяцев, Збиг пил в баре со знакомым Американским евреем-электронщиком, представителем гиганта хайтековской индустрии ЭВМ в Израиле. Американский Еврей, назовем его Стэнли, с интересом спрашивал о Камп Дэвиде...
- И как вам Менахем?
Збигнев Б., в нетрезвом откровении, признался:
- Мaзерфакер ваш Бегин, дерется как зверь за каждую уступку, за каждую мелочь, не отдает и пяди земли Израиля, он параноик просто. Мы все стонем от него, и я, и мой босс Джимми [Картер] и Анвар Садат. Я, конечно, не антисемит, но после месяца общения с Бегиным... признаюсь, вечерком, после переговоров, с удовольствием ходил в джим и по 15 минут лупасил там грушу, матерясь по-польски, отходя от вашего Менахема!
Еврей ЭВМ-щик Стэнли хохотал во всё горло. Наконец, после пяти минут хохота, еврей сказал.
- А на самом деле Менахем душка - просто он патриот своей страны - и привык сражаться за нее и на поле боя, и за столом переговоров.
- Но мне то зачем страдать!" - вздохнул Збиг.
- Серьезно, Збиг, мы две недели вместе с Менахемом отдыхали в санатории на Мертвом Море. Сначала он дулся на меня - мол не люблю Американских евреев - а потом потеплел душой.
А какой отличный шахматист" - продолжал Стэнли - "мы с ним в день по двадцать партий играли! Так у нас уж повелось последние десять лет - как только вместе на отдыхе - его охранники приносят нам доску - и рубимся с ним с утра до вечера. Правда, выиграть у него почти невозможно. В год раза 2 получается!"
- О фак! - вскрикнул вдруг Збиг.
- Ты че, Збиг? Совсем набрался" - хихикнул Стэнли.
- Да нет, ничего, просто забыл дать чаевые бартендеру" - соврал Збиг - "А он уже ушел домой".
- Делов то: завтра дашь двойные ему" - безразлично сказал Стэнли...
Друзья долго ещё пили в Вашингтонской ночи...
(2014)
Свидетельство о публикации №214032600330