Абхазские грезы

                День 1.

       Летнее, золотистое солнце медленно клонилось к закату, окрашивая в розовый цвет пушистые облака. Легкий ветерок играл пыльной листвой деревьев. Птицы весело щебетали, воробьи затеяли драку из-за кусочка хлеба, лежавшего на земле.
       На перроне Шахтинского вокзала люди ожидают поезд № 305 Москва-Сухум. Среди пассажиров мальчик и его бабушка.  Мальчик поправил кепку и спросил:
- Бабушка, скоро ли придет поезд?
- Скоро, потерпи! Ты лучше слушай, на какой путь прибывает!
 Послышался неразборчивый, монотонный и скучный голос, оповещающий о прибытии поезда. Люди на перроне засуетились, как муравьи в муравейнике, и поспешили к своим вагонам. Взобравшись по лесенке в вагон, бабушка и мальчик затащили свои сумки в купе, где стали располагаться. В это время вошла проводница, которая сказала “Я Цветкова Светлана Викторовна, предъявите ваши документы”. Она проверила наши билеты, потом посмотрела на мальчика и спросила:
- А доверенность от родителей на перевоз ребенка в другое государство у вас есть?
- А зачем? - спросила бабушка.
- Как? Вы что не знаете, что вас не пропустят через границу?!
- Но нам никто не сказал.
- Сейчас я позову начальника поезда, и вы решите этот вопрос.
 Она вышла. Поезд резво ехал, весело стучал колесами по шпалам, как будто бил палочками по барабану. Он осторожно раскачивался из стороны в сторону, опасаясь сбросить пассажиров с полок. И вообще, поезд был похож на гигантскую, подвижную, стальную гусеницу, которая проглотила много людей. И теперь, она, останавливаясь на станциях, выплевывала и снова проглатывала следующую порцию людей. Бабушка звонила маме. Она боялась, что пограничники не пропустят нас через границу из-за этого документа...
 В узенькое купе, где не было никого, кроме нас, вошла та же проводница и начальник поезда Возба Геннадий Русланович. Он еще раз объяснил более подробно важность документа и успокоил бабушку, что в Ростове-на-Дону поезд будет стоять 61 минуту, и у Вас есть еще время решить вопрос со своей дочерью.
- Вы, конечно, понимаете, какие сейчас времена. Пограничники не знают, с какой целью Вы везете ребенка за границу. Может вы его вывозите, в тайне от родителей, никто не знает! А эта доверенность позволяет вам передвигаться через границу с ребенком, - объяснил Геннадий Русланович.
- Я вас понимаю! Но где мне взять эту доверенность, как?
- У вас только свидетельство? - спросила проводница.
- Да.
- Нет, не пропустят.
 Зазвонил телефон. Бабушка переговорила с мамой и дала трубку начальнику поезда. Он предложил ей несколько вариантов 'спасения' поездки. Мама сказала, что успеет с папой привезти доверенность в Ростов-на-Дону. Поезд двигался, стуча колесами, как будто ничего не произошло. Вот и Ростов-на-Дону. Бабушка вышла на перрон к проводнице, которая, как могла успокаивала ее и просила не волноваться. Время шло быстро и до отхода поезда оставалось минут десять, как на перроне бабушка увидела бегущую маму. 
   Мама влетела в купе:
 - Женек, Женек!
- Мама! - крикнул я.
- Вот доверенность! Можете ехать спокойно.
  Мама с папой успели оформить доверенность у нотариуса. 
 На станции Ростов главный к нам подсели два пассажира: мальчик и его папа. Они затащили огромный чемодан под лавку и стали отдыхать. Я подошел к мальчику и мы познакомились. Его зовут Илья. Они едут до Краснодара. Илья был из города Белгорода. Мы играли с ним в планшеты и рассказывали нелепые истории и сказки. Илья скрасил скучное время в поезде.
 Быстро темнело. Солнце садилось. Оно стало похоже на огромный, огненный диск, или на падающую, летающую тарелку. Когда садилось солнце, то горизонт стал багрово-  кровавым, как злые глаза разъяренного быка. Тучи почернели, превратились в острова, которые образовали спуск к красному морю- горизонту. Перед нами еще мелькали ухоженные огородики и небольшие домики. А скоро совсем стемнело и ничего нельзя было рассмотреть.
 Поезд остановился в Краснодаре. Илья и папа вышли из поезда. Я и бабушка остались одни. Послышалась возня, люди в коридорчике занимали свои места и шуршали сумками. Дверь нашего купе тихонько отворилась, двое мужчин вошли.
- Никто не желает залезть на верхнюю полку? - спросила бабушка. Наши места по билетам были  на верхних полках, и она надеялась, что хоть один мужчина уступит место.
- Не, не, не! - хором ответили пассажиры.
 Мы постелили постели на своих местах и кое как взгромоздились на верх. Мужчины копошились внизу. Один из них, высокий, худощавый и кучерявый, с коротенькой бородой улегся первым. Другой, здоровенный, широкий в плечах, долго возился с постельным комплектом и, наконец, уснул. Мне дуло в голову, было неудобно, и я слез с постели и вышел в коридорчик. Поезд стоял на станции " Горячий ключ".  Я смотрел в темное окно и размышлял о мужчинах. Теперь они были похожи на животных, которые не знают кодекса джентельменов. Не уступить место пожилой женщине - это просто невоспитанность. Я испытывал отвращение к этим людям.
 Из купе тихо вышла бабушка. Мы разговорились с ней.
- Я попрошу Светлану Викторовну найти нам свободное купе с нижними полками, - сказала бабушка.
- Ну, попроси, - ответил я.
- Да, нам нужно выспаться. На верху не уснешь, и еще ты простынешь!
 Поезд тихо тронулся. Проводница предложила нам свободное купе. Мы перешли туда и повалились спать...
 Пять часов утра. Солнце плавно встает из-за моря. Море было спокойно, чайки летали над водой. Поезд подъезжал к Гаграм. Виднелись роскошные, зонтики- пальмы.  Ветер качал заросли эвкалиптов, 
 Огромные шары, неизвестных мне, вырастали из под земли и скрывались за большими домами.  Мы подъезжаем к вокзалу. Пахнет морем, солнцем, галькой -всеми курортными запахами. Поезд останавливается и мы выходим. Нас встречает Ачба Илона. Бабушка обнимается с ней, целуется.  Мы едем к ней домой. Она живет с родителями в большом доме, на седьмом этаже. Я с удивлением рассматривал высокие, лохматые пальмы. Одни были такие огромные, толстые, что походили на баобабов. В доме работал лифт. Мы прокатились на нем и вошли в квартиру. Я и бабушка познакомились с мужем, родителями и сыночком Илоны. Они показали нам нашу комнату. Она была небольших размеров, две кровати, две тумбочки и небольшой столик, стоящий у стены. К комнате прилегал балкончик. Расположившись и отдохнув немного после дороги, мы пошли на рынок. Бабушка и я восхищались красотой природы. Четко и ясно виднелись горы. Они могучие, высокие, стройные, покрыты зеленью, как бородой.
- Ах, как красиво! - сказала бабушка.
- Да, у нас великолепные места. Вот завтра поедем на озеру Рица, на голубое озеро.
- Здорово! - воскликнул я.
 На обратном пути мы зашли на набережную. Море, сверкало лазурью, а ближе к берегу, волны блестели, как рыцарская броня на солнце. Оно тихо шумело, жужжало, и ласково гладило берег. На берегу загорали отдыхающие. 
- Бабушка, давай сегодня искупаемся! - предложил я.
- Давай, внучок! Отдохнем немного, и покупаемся, - ответила бабушка, глядя на море.
- Хорошо.
До вечера я ходил с фотоаппаратом и фотографировал все что видел. Пальмы, цветы, горы. Какая прекрасная природа Абхазии! Повсюду предлагают экскурсии по городу Гагры и его окрестностям. Экскурсии в Новый Афон...
 Мы с бабушкой вернулись в квартиру. Бабушка чуть-чуть полежала, и подождав когда спадет жара и пошли на море. Как приятно ступать по округлой, гладкой гальке. Как ласково шепчет море! Я приближаюсь к воде. Погружаюсь в прохладную, чистую воду, и получаю невообразимое удовольствие. Режет волны быстрый катер. Вдали слабыми цветами отливаются буйки. Если вы посмотрите налево, или направо, то увидите, что набережная усеяна кафе и закусочными.
 А море все играет и играет. Маленькие и большие белые, призрачные медузы, плывут на волнах. Если взять такую медузу за шляпку и положить на ладонь, то внизу вы увидите пучок щупалец, которые внешне напоминает небольшой, белоснежный цветок. Шляпка этого создания украшена узорчиком.
 Невидно конца и края моря, вдали за горизонт медленно прячется солнце. Справа раскинулись горы, которые приветствуют волны и что-то тихо говорят им. А волны кивают своими гребнями, покорно кланяются горе и пропадают, ударившись о берег. За этим процессом можно наблюдать часами.
 Бабушка подошла ко мне и тихо сказала:
- Женька, пойдем домой! Завтра снова придем сюда.
- Хорошо, бабулечка, - согласился я. Мы вернулись в квартиру. Поужинав, мы стали наблюдать за маленьким Эрастиком. Он любил нажимать кнопки на стиральной машине, крутить рычажки на газовой плите. Он всегда что-то бросал или ломал. Взрослые ходили туда-сюда, и было непонятно, что они делают. Вот потянуло ко сну. Но в нашей комнате  нас вдруг атаковали комары. В комнате всегда летало по три-четыре комара. Я шлепал их, но они все летели с улицы, так как балкон был открыт. Наконец, бабушка набрызгала на шторку жидкость от комаров и мы, спокойные, что нас никто не покусает повалились спать.


                День 2.

 Меня разбудило яркое, теплое солнце. Протерев глаза, я встал с кровати и вышел в коридорчик. Бабушка позвала меня к себе, поцеловала, разогрела мне кашу с отбивной и я покушал.
- Мы сегодня поедем на озеро Рица! - сообщила мне бабушка.
- Классно!
 Для меня этот день, к сожалению, не удался. А все потому, что я плохо переношу транспорт. Мы сели в машину дяди Руслана и поехали. Проезжали совсем рядом с горами – они были такими сильными, высокими, что затмили солнце. Дорога,извилистая как змея, открывала передо мной красоту природы Абхазии- заросли душистого, стройного самшита, гущи зелени, диких цветов. Горная река, могучая, шумная, быстрая, прозрачная, подняла такой страшный гул, что было ничего не слышно. Вода была студеная, ледяная. Разбиваясь о камни, она ревела и ее брызги долетали до дороги. Вдруг мне стало плохо и мы вышли.  Я подошел к реке. Дерево, которое росло рядом с рекой, было так оплетено мхом, что не видно коры - мох зеленый, мягкий, как подушечка, такой приятный на ощупь. Я выдрал клочок и взял его с собой. Под сенью деревьев расположилась беседка. Мы присели отдохнуть. Отдохнув, мы двинулись дальше.
 Проехав еще чуть-чуть мне снова стало плохо.  Мы остановились у чудесного озера. Это – Голубое озеро, сказала Илона. Здесь у берега вода прозрачная, чистая, а на глубине голубая, и такая яркая, что глаза слепит. В этом озере, кроме водорослей никто не обитает. По преданию, в давние времена, в этом озере утопилась принцесса, с голубыми глазами. И по сей день цвет ее глаз отражает вода.
  Водопад спадающий из озера  шумно гремит и брызги холодных вод то и дело попадают мне на лицо.
- Эх внук! Не доехали мы до Рицы, а как жаль! - сказала бабушка.
- Что поделаешь! За то горную реку посмотрели, на голубом озере побыли, -  ответил я.
 Вернулись мы домой уже к ужину, искупались в море и легли спать. Утро вечера мудренее.

                День 3 - 4

 А какой шторм-то на море бывает! Два дня этот шторм. Просто страсть. Волны, такие высокие и быстрые, что местами охватывали даже набережную. Но мы стояли там, где волны разбивались, не доходя до нас. Весь берег был размыт, как будто его не бывало. Вместо гальки лежал серый и мрачный песок. А море стало грязным и так гудело, что было слышно даже на квартире. На четвертый день ситуация поменялась- море  успокоилось, все больше и больше людей приходило на берег. Люди стояли и ждали волну, а когда она подходила, мочили ноги, умывались, или убегали, если она была очень большая. Я тоже принимал участие в этой потехе. Водичка была прохладная, освежала тело. Казалось, что море успокоилось, и люди подошли еще ближе к воде. Но тут, послышался ужасный визг. Огромная волна, шла на берег. Все бросились в рассыпную и  стали жаться к стене набережной, хватаясь за металлические штыри. Волна чуть не смыла половину отдыхающих. Но потом больше не было таких сюрпризов.Все успокоились. 

                День 5 - 6.
 Вот про этот день я расскажу намного больше? Потому, что мы с бабушкой поехали в деревню! Как прекрасно! Ведь я никогда не был в деревне.
 Ну, дорога удалась – я видел много неизвестных деревьев, цветов,  а на дороге паслись коровы, козы и лошади – интереснейший пейзаж.  Мы подъезжаем к деревне Ачиндары, которая находится прямо около гор.
 Когда мы с бабушкой вошли во двор, то просто замерли – таких территорий мы еще не видели! Двухэтажный дом, еще один дом располагалась на огромной зеленой площади, за которой протекала шумная, горная речушка.  Мы посмотрели дом, познакомились с хозяйкой – тетей Светой и легли спать.
 Наутро я осмотрел родовое имение хозяина Джения Руслана . Тетя Света отвела меня на речку, которая текла за двором. И я увидел невероятный простор – горы,  покрытые лесом, окружали кольцом эту деревеньку.  Река, шумела, бурлила, как будто хотела разорвать кольцо этих гор и вырваться на свободу. В заводи жили головастики, которые водили хороводы, а неуклюжий краб,  увидев нас, пытался спрятаться, противные змеи грелись на солнце. Чистый горный воздух сотрясает  несмолкаемое пение птиц. Красота! Словами не передать!
 Мы вернулись в хозяйственные постройки, где у тети Светы  живут куры, коровы и телята. Я много времени  проводил в курятнике – играл с цыплятами, наблюдал, как квочка выгуливает своих деток, как прячет их под собой, и как шустрые цыплята залезали на свою маму.  Чинно прогуливался высокий, черный петух со своими курами. Иногда, он тряс гребнем, поднимал голову и пел свою победную песню “Ку-ка-ре-ку”!
 Как он пел! Это была чистая, сильная песня. И куры жались друг к другу и слушали песнь своего любимца. На голубом фоне безоблачного неба появиласась гордая, хищная птица – ястреб. Он зорким глазом искал свою добычу. Куры подняли переполох. Я взял палку и стал махать. Хищник улетел.
- Молодец! - сказала тетя Света.
 Илона и Эрастик вышли из дома и спросили:
- Что у вас за шум?
- Это Женя сражался с ястребом!
  Настал вечер. Солнце все дальше и дальше опускается за горы. Вернулись с пастбища коровы, тетя Света пошла доить коров, а я стал кормить телят. Закончились дневные заботы, все пошли ужинать. О, чудеса! В комнате мелькают новогодние огоньки – да это же светлячки. Мы включили свет и принялись кушать любимое абхазское блюдо мамалыгу с сыром и хачапури.
 На шестой день мы вернулись в город. Я и бабушка пошли на море. Оно было еще неспокойное, и небольшие волны ласково касались берега . Я устроил себе запруду возле большого камня, где купался, лежа на волне. Солнце сильно жгло, но я не почувствовал, как обгорел. Обнаружили мы это, когда снова пошли на море вечером. Меня сильно знобило, как только я заходил в воду. Она казалась мне такая ледяная, что у меня зуб на зуб не укладывался. Вернувшись домой, с моря бабушка поделилась плохой вестью с тетей Донной и дядей Рамазиком, а старенькая мама дяди Рамазика стала предлагать народные средства от солнечных ожогов.  Настроение у всех было испорчено.
- Эх, в последний день в такую лужу сели! - говорила бабушка.
- Да, не везет нам! - сказал я.
  Настало время собирать вещи. Родители Илоны попрощались с нами, мы поблагодарила их за гостеприимство и  поехали на вокзал. Сев в поезд, мы стали размышлять об увиденном нами в этой солнечной, сказочной стране – Абхазии: гостеприимная, ласковая, с удивительно – прекраснейшими пейзажами, горами и реками, с лазурным, чистым морем. Но самое главное, это люди – добрые, внимательные и гостеприимные. Прощай, Абхазия, нет, до свидания, я к тебе обязательно вернусь!!!
 
 


Рецензии