Вопросы и ответы...

Племянник выпускник детского сада.. Он всё лето проводил у нас в деревне. Мы смотрим мультики и читаем книги с русскими народными сказками. Появился переносной магнитофон с микрофоном, и Андрей стал вечерами записывать соловьиные песни.

Научился держаться на воде и ездить на велосипеде. Верхом на лошади помогал пахать огороды и свозить копны в один большой стог на сенокосе. Это тоже было в деревне по имени пос. Марьинский завод.

Берега местного пруда были заполнены детскими голосами. А ещё нам было интересно играть в «вопросы и ответы». Племянник – москвич, и при возможности я тоже у них гостевал.

«Что там в небе? Мой жёлтый шарик, который я сегодня упустил?»

«Нет, это луна», - отвечаю я, будто не замечаю подвоха мальчишки.

«Как люстра! А её можно выключить?»

«Нет, она слишком высоко!»

«А если подняться на крышу нашего дома? Он у нас в районе самый высокий».

«Это тоже не поможет! Туда надо лететь на ракете!»

«А на метле не хотел бы?»

«У меня нет волшебной метлы! И нет бабы-Яги из сказки!»

Племянник задумывается и потом вдруг сообщает: «В нашем доме живёт старуха, похожая на сказочную героиню. Её мальчишки дразнят, а мне её жалко. Она добрая, только вид у неё такой. Сегодня Вадик Родин упал в лужу и кричит на весь двор: «Помогите, тону!» Мокрый, грязный. Он всегда любит залезать в лужи.

Выходит его мать и говорит: «Опять мокрый по уши…Вот сейчас позову бабу-Ягу с седьмого этажа». И вдруг подходит тётя Маша. Это о ней так сказала Вадькина мать…

Тётя Маша, действительно, отличается от других. Хромает, сине-фиолетовое, в шрамах лицо. Высокая, худая, хриплый голос. Глаза слезятся. Лицо настолько обезображено, что, кажется, она всегда улыбается».

В наш разговор на балконе вмешалась мать Андрея. «У этой женщины очень трудная судьба. И зубы у неё не жёлтые, а из такого металла. Свои настоящие зубы она давно потеряла. Говоришь, Вадик называл её ведьмой, горбуньей, бабой-Ягой…Не хорошо это…Мария Ильинична такой же человек. Помнишь, когда мы сюда переехали, она была первой, кто нас пригласил в гости?»

«Я знаю, она добрая, я потом сказал Вадьки и его матери, что они поступают не правильно! Он и в садике был такой, задиристый, а потом говорил матери, что будто бы его обижают…

У тёти Маши всегда есть чем угостить. Протянет несколько конфет, погладит по голове и скажет: «Здравствуй, мой птенчик! Радуйся, утру, солнцу, что у тебя есть папа и мама!» А глаза грустные-грустные»…

«Она тоже когда-то была молодой и красивой, была семья, дети, с которыми она любила проводить время в разговорах вот под таким звёздным небом…»

«А откуда, мама, ты всё это знаешь?»

«Я к ней часто захожу, у неё много довоенных фотографий. Мы вместе с ней убираем наш двор, разговорились. Так и узнали друг друга. А ещё в её квартире я однажды увидела в гостях женщину, которая девочкой во время войны, за сараем дома, в зарослях кукурузы наткнулась на тяжелораненую незнакомку. Одежда на ней была изорвана, в крови…Она настолько ослабла, что уже не могла стонать, а только смотрела в небо широко открытыми глазами. Красивое, нежное лицо было в страшных шрамах. Никто не думал, что она выживет, но бабушка девочки сказала, что такая красота должна жить. Незнакомку звали Мария…Это было в Белоруссии…А теперь спать…»

Но,  после услышанного было уже не до сна. В те годы примерами для подражания для многих детей были мальчишки-герои, которые своими подвигами и жизнями помогали приблизить день Победы. Лёня Голиков, Валя Котик, Зинаида Портнова, Володя Дубинин…Настоящие, не вымышленные герои. Андрей ещё только готовился в школу, но в его детской библиотеке было немало книг о событиях войны.

«А почему она так много пьёт кофе?»

«Старая привычка!»

«Поэтому у неё такое тёмное лицо?»

«Нет, она почернела от горя…Уже много лет она живёт одна, всех своих близких она потеряла на войне…»

Через несколько дней племянник отправился в первый класс. Вернулся с радостными глазами.

«Помогла наша игра в «Вопросы и ответы». Учительница решила проверить, как мы провели лето. Я рассказал, а она вдруг спрашивает, как далеко от нас луна. Я ответил, что Луна от нас за четыреста тысяч километров, полный оборот вокруг Земли она делает за 28 дней. Что температура на её поверхности от плюс 130 до минус 60 градусов.
Учительница спросила, кто мой папка. Она подумала, что он астроном».

А у меня не выходил из головы рассказ сестры о её соседке. Ночным поездом я уехал в санаторий, в небольшом латвийском городке Слока купил несколько банок кофе, которое больше всего обожала Мария Ильинична. Покупал без всякой цели, хотя надеялся на новую встречу. И эта встреча состоялась, а история женщины получила своё продолжение.

.....За прошедший месяц племянник и баба Маша подружились. Заметив, что я приехал из Юрмалы с хорошим подарком – колумбийским кофе, он сразу догадался, кому принадлежат эти подарки.

«Может, завтра сходим, тётя Маша приболела», - предложила сестра…Но, перезвонив и получив разрешение, мы решили подняться этажами повыше.

Нам открыла дверь женщина в белом халате. «Ей уже лучше! Правильно сделал Ваш малыш, что уговорил Вас…Мы только что говорили о том, и Мария Ильинична призналась, что ей самой вдруг очень захотелось, чтобы  кто-то зашёл…» Врач по «скорой» уехала. Нас ждали.

«Вот и птенчик мой пришёл…Не один…Как я рада! Мне лучше, проходите в ту комнату…Устала лежать!»

В комнате мы увидели портреты, которые были сделаны из увеличенных фотографий…С одной из них смотрел молодой человек со скрипкой в руке…

«Её младший сын, - прошептала сестра. – Учился в консерватории на первом курсе. Был очень одарённым, погиб под Курском…В своём первом и последнем бою»…

Рядом висели другие фотографии…

«А это её старший сын. Ушёл на фронт из мединститута. Погиб под Сталинградом.

Он обходил ночью палаты с тяжелоранеными, когда налетела фашистская авиация. А это её муж. Работал в газете».

Фотографии. Мирные и военные. На одной мужчина у печатного станка. На другой – у тяжёлого орудия. После ранения умер в госпитале. Уже в самом конце войны.

В комнате всё осталось так, как было при их жизни. Тот же стол, за которым сыновья выполняли школьные и студенческие работы. Кресло мужа, в котором тот любил сидеть по вечерам.

«А эту скрипку узнаёшь?»

Смотрю на фотографии, вещи и пытаюсь представить, сколько лет было самой хозяйки, когда она осталась одна и приняла решение тоже уходить на фронт. Её забросили в один из партизанских отрядов Белоруссии.

С кухни потянуло запахом вкусного, свежезаваренного кофе, и сестра поспешила на помощь. На Марии Ильиничны было красивое синее выходное платье.

«Как я Вам рада, дорогие мои! Я знаю, что мой птенчик любит сладкое…Попробуйте медку…В этом году пчёлы хорошо потрудились, его мне каждый год присылают с Алтая…Мой хороший знакомый. Я ему помогла найти сестру, они потерялись во время эвакуации. Эшелон попал под бомбёжку, много погибло, мальчика определили в детский дом. Назвали Таганрогским. Написала письмо подруге из этого города, та занялась поисками. Так вышли на женщину, которая искала брата. Тому было меньше двух лет, а сестра всё помнила. Запомнила она и то, что у брата на лопатке было родимое пятно в виде созвездия Большой Медведицы. С тех пор мы дружим, я была на их первой встрече через много лет. Сергей и Светлана.

Как она выжила после того ранения? После полной блокады отряда партизаны выходили из окружения небольшими группами и в одиночку. Чаше шли через болота, куда фашисты не совались. Но оставшихся в живых продолжали преследовать.

Однажды на деревню, которая приютила многих беженцев и партизан, а её вылечили, налетела авиация. Горели дома, многие погибли.

Контуженная и ещё ослабленная после ранения, Мария нашла в себе силы, выползла в окно, прикрывая собой девчушку, которая ещё недавно помогла выжить ей. Уже после войны Зоя найдёт Марию Ильиничну, и они будут самыми счастливыми…Но это будет после мая 45-го, а тогда они расстались.

Людей приютила соседняя деревня, девочка, потеряв родных, осталась у сестры матери. А Мария отправилась к линии фронта.

Болели и гноились раны на лице и шее, с трудом слушались ноги. К своим вышла в ноябре, когда уже выпал снег и установились морозы. Питалась корой деревьев, сырыми грибами. Обессиленную и обмороженную её нашли наши разведчики. Судьба в очередной раз была на её стороне.

«С тех пор моё лицо на холоде темнеет». И зная увлечения мальчишки, предложила: «Помоги, мне, пожалуйста, покормить рыбок. Этот аквариум мне подарили друзья на День Победы. Они меня никогда не забывают. Приходи ко мне почаще, я расскажу тебе про своих друзей, с которыми познакомилась на фронте»…

Мы возвращались домой молча. Уже дома племянник спросил: «Неужели ей не страшно жить одной. Среди фотографий людей, которых уже нет?»

«Да, война отняла у неё самое дорогое! Но у тёти Маши много друзей, а скольким она помогла найти друг друга. Этим она живёт, в этом и состоит сила и красота нашей Марии Ильиничны!»

Сентябрь 1979 года. г. Москва.


Рецензии