Два стихотворения, сопоставление

Сопоставительный анализ стихотворения А.А.Блока «Из газет» и стихотворения Н.А.Некрасова «Еду ли ночью по улице тёмной...» позволяет увидеть проблемы, которые всегда волнуют людей неравнодушных, способных сопереживать, сочувствовать «брату-человеку».
Поэты Н.А.Некрасов и А.А.Блок жили в разных эпохах, их общественно-политические взгляды не были одинаковыми, и в их творчестве найдётся немало отличий.
В поэзии Н.Некрасова преобладали гражданские, патриотические мотивы, и многие его стихи имеют ярко выраженную публицистическую окраску, а литературным направлением был выбран критический реализм.
А.Блок – поэт-символист, и в его стихах ценители поэзии найдут не только «пленительную сладость», но и романтизм «туманных грёз», хотя реализму он также «отдал дань».

Н.А.Некрасов считал себя поэтом-гражданином, он посвятил своё творчество Родине и народу, выступая в роли защитника обездоленного русского крестьянства: «Я лиру посвятил народу своему...». В его лирике тема бесправия человека раскрывается совместно с темой нищенского существования большинства населения России.
Стихотворение «Еду ли ночью...» написано в 1847 году, то есть до отмены крепостного права, поэтому мотивы произведения могли быть политическими, однако в нём отсутствует публицистическая окрашенность. Сюжет произведения сообщает о ситуации, которая могла произойти в любом месте и в любое время, если человек попадает в тяжелые жизненные обстоятельства. «Друг беззащитный, больной и бездомный» вызывает у автора жалость и раздумья о том, почему именно так сложилась судьба:

Сердце сожмётся мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты – другого любя.

Героиня решилась на смелый для того времени шаг, она с ребёнком ушла от нелюбимого мужа, но счастья от этого не прибавилось. И уже с гражданским мужем они, стараясь зарабатывать на совместную жизнь, не смогли решить простые житейские проблемы: иметь пищу, тёплый и уютный дом. Глава семейства болен и угрюм, как и отец женщины, а в холодной комнате плачет умирающий ребёнок, которому мать пытается дыханием согреть ручки. В лучшую сторону ничего не изменилось, жизнь всё так же беспросветна и страшна, не приносит радости, как было и в родительском доме до замужества.
В стихотворении нет оценки поведения мужа, но мнение автора угадывается через размышления героя. Мужчина не утешает плачущую женщину, но о многом говорят его рассуждения:

...слёз безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Также глубоко и сладко заснём...

Человек настолько устал от бесплодных усилий в стремлении выжить, что больше не хочет бороться: воля сломлена, надежд никаких нет, осталось одно желание – умереть. Этими строчками Некрасов подчёркивает весь ужас нищенского существования людей, когда смерть становится единственным и желанным выходом из тяжёлого, невыносимого положения.
Герой стихотворения упоминает о хозяине, что можно считать намёком на общественно-политические условия:

Купит хозяин, с проклятьем, три гроба...

Можно предположить, что проклятия людям, которым даже труд не гарантировал заработка на кусок хлеба, хозяин произнесёт с озлоблением, так как придётся потратиться на гробы, на похороны. Есть в словах героя стихотворения какая-то мстительная нотка торжества по отношению к хозяину (из-за его скупости и бездушия). Работники могут «насолить» господину хотя бы своей смертью, заставив раскошелиться на гробы.

Кроме темы нищеты и безысходности в жизни беднейших слоев населения, затрагиваются также вопросы человеческих взаимоотношений, которые сложно назвать любовью. Это, скорее, сожительство двух одиноких существ. Они привязаны друг к другу, но жизнь так их ожесточила, что мужчина не нашёл нужным пожалеть мать, потерявшую ребёнка, и утешает её словами о смерти-освободительнице. Искать выход он и не собирался, так как болен, обессилен, испытал разочарование в жизни и отчаялся. Поэтому принимать решение приходится женщине, которая идёт добывать деньги доступным ей способом. Ситуация для мужчины унизительная: подруга спасает его от голода, а он не может принять и простить её поступок. Деньги нужны также, чтобы похоронить ребёнка, однако мрачному сожителю трудно признать эту жертву, на какую вынуждена пойти женщина. Хотя, возможно,озлобленным и угрюмым человека сделала безысходность ситуации, поэтому всё вокруг вызывало ожесточённость:

Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был...

В жестоком и страшном мире не всякий готов бороться с «нищетой горемычной», и потому «злая борьба» может сокрушить человека, как это происходит с героиней стихотворения А.А.Блока «Из газет» (1905 год). Её образ является антиподом некрасовской героине, хотя по тематике эти стихотворения перекликаются друг с другом. Одна мать готова на самопожертвование, чтобы отдать последнюю дань умершему ребёнку, а другая бросает детей на произвол судьбы и устраняется от заботы  о них, заканчивая жизнь самоубийством. О дальнейшей судьбе женщины из стихотворения «Еду ли ночью...» автору (Некрасову) не известно, а Блок сообщает, что в газете написано о происшествии: женщина сама легла на рельсы, чтобы расстаться с жизнью.
Детей её, ждущих возвращения матери, утешает соседка:

Маме хорошо. Мама умерла.

Снова напрашивается вопрос: смерть лучше жизни? Но так не должно быть! Кто виноват, и как сделать жизнь людей осмысленной, счастливой?
А.Блок показал ситуацию, когда мать решает снять с себя заботы о будущем детей, которых, видимо, она сама прокормить и вырастить не может. Остаются неизвестными размышления этой женщины перед тем, как она решилась на отчаянный шаг. Вряд ли несчастная любовь или какой-то другой повод могли толкнуть на самоубийство, ведь женщина «встала в сияньи», перекрестила деток. Возможно, героиня свою смерть представляла избавлением от мучений не только для себя, но и для брошенных ею сирот, если им будет суждено умереть от голода или болезней. И тот, другой мир, виделся ей добрым, где всем будет хорошо.

Произведения, созданные А.А.Блоком в начале XX века, посвящены, большей частью, не гражданской тематике, а другим, интересовавшим поэта вопросам, поэтому стихотворение «Из газет» выделяется из общего ряда, но именно оно близко по своим мотивам лирике Некрасова. Оба поэта сказали в названных произведениях о ценности жизни и тех обстоятельствах, которые могут обесценивать жизнь. В данных стихотворениях нет осуждения поступков матерей. Одна идёт на панель, чтобы найти деньги на похороны ребёнка, а другая решает закончить жизнь самоубийством, чтобы не видеть вопроса в глазах голодных ребятишек.
Авторы ничего не говорят о любви: жены к мужу или матери к детям. Как будто отводят эту тему в сторону, не считая её главной в том безрадостном существовании, когда единственной и важнейшей является цель пропитания ради выживания. А если нет больше сил для борьбы, тогда выходом становится смерть.

Некрасов и Блок не оправдывают подобную позицию, но и не отрицают в данном случае   право выбора, то есть не исключают возможный отказ человека от борьбы. Оба поэта отразили настроение своих эпох (можно сказать, предреволюционных), когда, кроме сильных личностей, готовых добиваться улучшения жизни, встречались и отчаявшиеся, уставшие от трудностей и невзгод люди.
В стихотворении Некрасова «Еду ли ночью...» есть вопрос:
Кто ж защитит тебя?
Но он остаётся без ответа, так как даже близкий человек готов произнести проклятья, замирающие бесполезно. Кого проклинает, почему бесполезно?
Возможно, винит человек не только сожительницу за её поступок, но также судьбу, или «хозяев», невозможность обеспечивать себя трудом, свою беспомощность, уныние, ощущение безысходности, а потому и бесполезными кажутся ему попытки что-либо изменить.

У Блока также нет ответов на возникающие у читателя вопросы. Стихотворение «Из газет» гораздо менее эмоционально, в сравнении с произведением Некрасова «Еду ли ночью...». Оно как будто является отражением хроники происшествий: автор беспристрастно пересказывает события дня, когда так трагически прервалась жизнь молодой женщины. Читатель ужасается как раз обыденности описываемого случая.
Но тональность произведения и особенности художественной выразительности текста выдают отношение автора к изображаемой ситуации. Для стилевой окраски не использованы эпитеты или метафоры, отсутствует музыкальность, которая в поэзии достигается стихотворным размером, ритмом, инверсией или другими средствами языка. Эта особенность сближает стихотворение с печатной хроникой, с прозой. Действительно, трудно в стихах передавать печальные и столь обыденные события, поэтому для данного произведения выбрана такая необычная форма.
 
Двух поэтов, разных по характеру творчества, удалённых также по эпохам, Некрасова и Блока объединила тема уязвимости человека в жестоком мире. Раздумья о судьбах людей, о будущем народа способствовали созданию стихотворений «Еду ли ночью...» и «Из газет».


Рецензии
Здравствуйте, Зоя. Статья ваша мне понравилась.Хотелось бы ещё почитать о других поэтах. Ничего не нашла у вас о творчестве В.Маяковского, В. Брюсова. Подожду когда вы про их творчество напишете также понятно, ярко и легко. С уважением, Светлана.

Светлана Драган   26.04.2018 15:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Света! Есть где-то и о других поэтах, у меня ведь немало ещё в черновиках и прочих запасниках хранится неопубликованных работ. Просто некогда ещё над ними посидеть, доработать...
Спасибо Вам за отзыв.
Всего наилучшего!

Зоя Орлова   26.04.2018 16:11   Заявить о нарушении
Я подожду.

Светлана Драган   26.04.2018 16:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.