26 Светомузыка

Помните ли вы, что такое светомузыка? Нет, я не про ментовский «Луноход».  Я про ту, которая огонёчками блыскала под Бони-эм:
   Ma Ma Ma Ma - Ma Baker - she taught her four sons
   Ma Ma Ma Ma - Ma Baker - to handle their guns
   Ma Ma Ma Ma - Ma Baker - she never could cry
   Ma Ma Ma Ma - Ma Baker - but she knew  die…

Когда я был молод и глуп… Да, теперь я уже не сильно молод, только ума так и не прибавилось. Можете себе только представить, какой у меня звонок во смартфоне?

Чудес не бывает! Прибавилось информации.

Было мне лет восемнадцать, когда увидел сборник статей по очередной конференции на тему «Цветомузыка». Из Казани.
   Как во городе было во Казани,
   Грозный царь пировал да веселился.
   Он татарей бил нещадно,
   Чтоб им было неповадно
   Вдоль по Руси гулять.
   Как во городе было во Казани.

Простите, как вспомню, так прёт! Завёлся я тогда, прочитал, всё понял и ничего не понял тоже.

Итак, идеей тех конференций было слепить воедино музыку и цветное световое сопровождение воедино. Желательно, по-простому, электронными средствами. Ляп – ляп, тяп – ляп, тяп-ляп, теперь понимаю, чтобы купили.

Помню только два факта из оттуда. Моцарт и Скрябин обладали синестезией. Индивидуальное такое свойство видеть музыку в цвете. Только Моцарт просто говорил, например, что видит «ля» первой октавы золотисто-жёлтым, а Скрябин-сам создал произведение «Прометей». Сам.

Только как-то у этих электронщиков всё это поскрипело и завяло. Тогда ещё мой дипломный руководитель, Густылев, дай ему Бог здоровья на долгие годы, услышав мои страстные речи про новый вид искусства, сказал приблизительно так: «Я вижу цветомузыку только так: в соответствии с написанным сценарием сидящий за пультом осветитель сопровождает музыкальное представление».

Многие годы спустя коту под хвост, узнаю интересное: стандарты звуковые менялись, струны из обезьяньих кишок сменились стальными. Аутентичные инструменты с теми кишками, оказывается, гнусавят, диринчат и рыпят. Короче, наше современное «ля», четыреста сорок герц, звучит на два с половиной тона выше того, что слышал своими собственными ушами друг наш Моцарт. Или того, что не хотел слышать Людвиг Ван, за что и был отравлен другом Амадеем.

Повторяю, два с половиной тона! То есть великий Моцарт видел золотисто-жёлтой  «ми» первой октавы по нашему стандарту. И какую будем делать электронную машинку? Под Моцарта? Или под Жарра? Да только кому захочется слушать классиков под блысканье. Я, например, предпочитаю сериозную музыку с закрытыми глазами.

Эх, сесть бы на машинку времени, поехать в Казань, да посмотреть в глаза всем там собравшимся потрындеть…


Рецензии