Коды и шифры для супершпиона. фолкон трэвис. перев

Продолжение:

   
КРИПТОГРАММА

           Очень важным в использовании кодов и шифров в играх и состязаниях является то, что их можно легко расшифровать. Криптограмма, яв-ляющаяся частью какой-либо игры, не сможет служить установленным правилам игры, если ее нельзя будет расшифровать (прочитать). Нет ничего легче, чем составить такую криптограмму, которую нельзя будет взломать. Поэтому, дабы быть уверенным в том, что криптограмму смогут расшифровать и прочесть, надо просто немного фантазии. А также элементарные пособия для тех, кто обнаружит серьезные трудности в расшифровке простейших криптограмм. Мы применяем здесь этот термин "криптограмма", поскольку он удобно сочетает как коды, так и шифры, и кроме того, охватывает различные средства, применяемые в играх и состязаниях - сообщения, инструкции, предписания, указания, пароли и т.п.

Сфера применения:

 Криптограммы могут применяться, как внутри помещения, так и на от-крытом воздухе. Очень простые транспозиционные шифры ( т.е. с использованием " перемещения " ), которые можно разгадать чуть ли не с первого взгляда, и даже без карандаша и листка бумаги, наиболее подходят для такого рода недолгих по времени проведения игр.
В игровой деятельности вне помещений, таких как "казаки-разбойники", "искатели сокровищ", "Следопыт", и в соревнованиях по туризму, криптограммы могут зачастую добавляться в ход игры для смены физической деятельности на умственную, внесения разнообразия в ход игры. В игре они могут быть использованы как полностью (шифровка  маршрута, указательных знаков,  и т. п., где все направления, азимуты движения могут быть зашифрованы) так и частично. Здесь же можно применить и так называемые "невидимые чернила". Соревнования по дешифровке могут проводиться среди энтузиастов, где каждый участник предлагает своему сопернику "взломать" его криптограмму. Если необходимо, то вначале даются определенные сведения, такие, к примеру, как: какого рода шифр используется; или же наводящее слово, по типу: "Одно из слов - месяц года", или "Четвертое слово - девичье имя". Только от опытных декодировщиков можно ожидать дешифровки криптограмм зашифрованных замещающими шифрами, со словами, разбитыми на группы равной длины, а потому лучше, когда криптограмма для таких случаев остаются в обычных текстовых группах. Поверьте, что в таком  виде и  криптограммы, и их расшифровки не потеряют своей привлекательности. Однако прежде согласуйте с участниками игры или состязаний минимальную длину криптограммы, скажем, в двадцать слов.

Составление криптограммы:
   
Если Вы составляете криптограмму простым, замещающим шифром, то имейте в виду, что каждая буква  должна появиться не менее двух раз. А это значит, что она будет служить и меткой для проверки правильности расшифровки. Предположим, например, что некое послание полностью расшифровано, за исключением последних трех слов, чтобы дополнить каждое: "?O   ?HE    FOR?" .Очевидно, что  " ?HE" может быть только SHE или THE, значит , подставив "Т" получим :"TO   THE   FORT ", а если "S" , то: " SO   SHE   FORS "(фраза не имеет смысла!). Но если бы пропущенная буква в слове "FOR?" не соответствовала бы  этим двум, и не появлялась в сообщении где-нибудь еще раз, она могла бы быть любой буквой не входящей в сообщение. Так, если бы в сообщении не появлялись ранее, к примеру, буквы "D", "E" (что само по себе необычно), "К" или "М",  то последние три слова могли бы быть:  " TO   THE   FORD", "... FORE", "... FORK", "... FORM"  и никак нельзя было бы установить, какое из этих слов соответствовало бы смыслу  сообщения.
Следует, однако, упомянуть, что нет необходимости применять такого рода правило  повторяемости букв  к одиноким буквам, по поводу которых не может быть никаких сомнений. Например:   "JANUAR? ", "TELE?ISION", "?EDNESDAY", "Q?EEN", "Y?U".
Обычно, для дешифровки криптограммы, необходимо наводящее слово. К примеру: "Сторона света, не восток и не запад. Появляется в этом сообщении "; " Второе слово - это цвет"; " Одно из слов -GOING"; " В этом шифре  QZXKV =  HORSE". Наводящие слова должны иметь буквы, могущие помочь в расшифровке хотя бы одного слова, которое в свою очередь  поможет расшифровать другое и т.д. Таким образом, наводящее слово должно начать, как бы цепочку слов ведущих, в конце концов, к взлому всей шифровки:

PZZK KVZP MK KVZ
XSJ QMBK XT KVZ
ZMVK WFJZ                XL KZT
MQBZ LFZSJW

" Одно из слов в послании - " FIELDS ""
Если используется транспозиционный шифр, то нужно выбрать самый про-стой. Основной способ одной из возможных групп, таких, как: "МАРГ", "REV"," VOWEL - PLUS" и подобных, может быть сначала объяснен, затем дана крипто-грамма в одном из таких шифров, в представленной им группе, но разгадка содержания криптограммы остается полностью для дешифровщика.               

Как применять:

  Любая криптограмма может быть применена для разнообразия  маршрута от места  старта, как индивидуальными  участниками, так и группой участников. Каждый участник / команда, на старте, получает для расшифровки криптограмму содержащую в себе инструкцию  или направление движения, такие, как: достижение какого-то места или сообщение чего-то кому-либо. Начало движения, таким образом, определяется временем затраченным на дешифровку.
Криптограмму можно использовать и для занятия свободного времени при путешествии на поезде или в самолете, корабле или даже в машине по дороге из города на дачу  или  другую определенную местность, либо для дачи в ходе игры / соревнований  разнообразных инструкций, указаний  на любой стадии игровой деятельности.
Одним из способов быть уверенным в том, что ни один участник не сойдет с дистанции, не расшифровав криптограмму, это записать ее решение в прилагае-мом к заданию конверте. В случае, если кто-то или команда в целом не могут решить криптограмму (возможно из-за оговоренного лимита времени, или окончания поездки на поезде или машине) конверт может быть вскрыт и инструкции выполнены так, как  если бы криптограмма была расшифрована самими участниками.  Однако, открытый конверт в этом случае, будет означать получение штрафных очков  или потерей ряда заработанных очков, или другим способом.

Криптограмма  отсроченного  контроля:

  Это ряд способов обретения уверенности в том, что участники любой игровой деятельности  выйдут в контрольную точку, базу или место  и не встретят там какого-либо контролера и не получат дальнейших инструкций открытым текстом.
Способ 1. Каждый участник (или команда)  получает два запечатанных конверта. Один маркирован буквой "А", а другой буквой "В". Один из них содержит сообщение простым текстом (или криптограммой с ее решением в конверте, как мы упоминали выше), а другой содержит пробелы. Затем дается инструкция, например такого содержания: "Дойдите до телефона у здания суда. Если номер телефона- автомата 940317, то откройте конверт "А", если же  940713, то "В". Или такая: "Идите на улицу Радуги, дом 34. Если цвет парадной двери зеленый, то откройте конверт "А", если же желтый, то конверт "В". Неверно вскрытый конверт штрафуется.
Способ 2:  На определенной ступени игровой деятельности  выбирается некое общественное место и криптограмма размещается на нем таким образом, чтобы ее можно было прочесть в один миг.
Предположим, например, что Том пришел на улицу Радуги, дом 34  и обна-ружив, что передняя дверь желтого цвета, открыл конверт "В". В нем он находит код и ключ к нему, и прилагающуюся инструкцию на обычном языке  пойти на станцию  и расшифровать имеющуюся на указателе пристанционного тупика надпись.На указателе этого тупика Том находит  вывеску с надписью : " NOTICE.  THIS  ROAD   IS   NOT   A    PUBLIC    HIGHWAY". Он тут же сверяется с имеющимся в конверте "В" кодом и ключом. Такой листок может иметь следующий вид :

КОД Расшифровка КОД Расшифровка
A OF NOW WEST
BRIDGE METRES NOTICE MESSAGE
CHURCH STRIDES PRIVATE TWELVE
HIGHWAY BOARD PUBLIC THIS
IS PACES ROAD THREE
NO NORTH STREET SEVEN
NOT EAST THIS HIDDEN
 
Том находит в коде слово NOTICE, а напротив его расшифровку: MESSAGE. Затем он находит, что кодовое слово  "THIS" соответствует "HIDDEN". Он продолжает в том же духе по всему бланку, соотносит каждое кодовое слово вывески с его соответствием, и в конце концов получает сообщение такого вида : " MESSAGE   HIDDEN   THREE   PACES   EAST   OF   THIS   ROAD  ". Для создания такого кода надпись вывески была сначала записана столбиком, а расшифровка слов - напротив, в другом столбике  и  были добавлены несколько " сбивающих с толку" слов в промежутках между словами   обоих столбцов, так, чтобы сообщение не было раскрыто сразу, а требовало бы соблюдения режима поиска соответствий. После чего слова кода были размещены в алфавитном порядке, а их соответствия - напротив. В случае, если надпись не точно соответст-вует сообщению, то она предназначается для переноса  ( но коль скоро так получается, то это не более, чем случайное совпадение). Поэтому приходится тщательно готовить слова надписи для  соответствия их словам сообщения.   Там, где слово в надписи повторяется, первое из них должно стоять отдельно, а сле-дующее должно быть связано со словом  ( или словами) стоящими до или после него, с тем, чтобы отличать его от первого. Ниже мы приводим пример очень короткого сообщения (а) созданного для соответствия надписи  указателя пристанционного тупика и (b) сообщения, основанного  на надписи с повторами, которые Вы легко сможете расшифровать сами.
(а)   "NOTICE: THIS   ROAD   IS   NOT   A   PUBLIC   HIGHWAY "

КОД   
Расшифр КОД Расшифр КОД Расшифр
A ASK FORBIDDEN    MARY NOTICE PHONE
ARE  NOW ELM HIGHWAY    JOE PRIVATE TONY
BEWARE AT IS  NOT      75 PUBLIC FOR
MUST  BE      26 THIS  ROAD LING
THESE  MEN ROAD

(b)   "NO BARKING HERE BETWEEN 9 A.M.  AND 9  P.M."

КОД Расшифровка КОД Расшифровка
A POST  OFFICE M TO   RECEIVE
AFTER POLICE STATION NO GIVE
AND   9 FURTHER OR   6 TO
BEFORE NEW PARKING PASSWORD
BETWEEN OLD P.M. INSTRUCTIONS
EXIT THE 3 BY   PATH
FISHING GO  NORTH 9 NEWTON
HERE AT 12 YEW   FARM

Способ 3: Здесь применяется субтракционный ("вычитательный") Шифр.
Предположим, что Том, пройдя три шага на восток ( как указано в расшифровке надписи указателя) нашел сообщение, гласящее: "Пойди на улицу Вязов, дом 23, вычти название здания из слова  TRETHURENTHOOMSETSTARETAD    и выполни оставшуюся часть инструкции".
У дома 23 на улице Вязов, Том обнаруживает, что название здания "THE   HOMESTEAD", и тут же выбрасывает буквы этого названия из слова, содержащегося в криптограмме  и получает в результате последнюю инструкцию : "RETURN TO THE START'. " (вернитесь на старт). Этот вид шифра можно применить и к телефонным номерам, как в сообщении: "Пойди к телефону- автомату  за центральным рынком и вычти его телефонный номер  из  числа:  34203459622785,  позвони  по оставшемуся номеру и попроси инструкцию". Таким образом мы видим, что имеется великое разнообразие применения кодов и шифров в разных играх.


                Окончание следует...


Рецензии