Колькина бригада

   Закончился август, наступили теплые и погожие дни бабьего лета. В воздухе поплыли легкие паутинки. В посадках, в лесу на деревьях начали желтеть и опадать листья. Побурела трава. А по утрам на землю и строения ложились холодные серебристые туманы, стекающие с крыш струями воды. На огороды потянулись люди, началась уборка картошки.
   Нина подошла к одному из домов, расположенных на центральной улице деревни, открыла калитку, вошла во двор. На полянке, за домом лежал пьяный мужчина, он не спал и разговаривал с двумя женщинами, сидевшим около него на лавочке. Нина спросила хозяйку дома:
– Наташа, Вы не могли бы нам помочь убрать картошку?
– А почему нет, можно. Я приду, вот Валя,– она показала рукой на подругу.
– Муж отоспится сегодня, а завтра все в порядке будет.
Нина взглянула на Николая, тот утвердительно кивнул головой.
– Ну что ж, приходите. И еще кого-нибудь позовите с собой, Хорошо?
Наталья сказала:
– Дочку свою позову, ей деньги на учебники нужны, вот пусть и подработает.

   На следующий день около девяти часов люди собрались на огороде Нины. Пока тракторист распахивал борозды, все взрослые тайком от хозяйки опохмелились, так как от вчерашнего возлияния у них болели головы.

   Руководит бригадой работников Николай. Эта бригада состоит из шести человек. Николаю, которому исполнилось только пятьдесят лет, можно было дать все шестьдесят от постоянной выпивки и плохого питания. Высокий и очень худой, он похож на Дон Кихота, но почему-то получил странное прозвище Конва. Что оно обозначает, никто толком не мог объяснить, но Николай безо всякой обиды отзывается на него. Когда-то у него была семья, выросли сын и дочь, но жена, доведенная до отчаяния постоянными запоями мужа, выгнала его из дома. Через несколько месяцев разбился на мотоцикле сын Николая. Мужчина любил сына, горевал о нем, горе заливалось водкой.

   Колька – добрый человек, всем помогает то вскопать огород, то почистить сарай, то скосить траву перед домом. Часто можно было видеть, как пьяный мужчина, еле стоящий на ногах, сшибает траву перед домом какой-нибудь бабульки. В накладе он никогда не остается, все стараются работника угостить да еще денег дать.

   Прибился он к Наталье, которая была гораздо моложе Николая. По внешнему виду она не отличается от сожителя, так как тоже любит выпить. Муж женщины умер, оставив ее с двумя детьми.
 
   Сын Натальи окончил школу с золотой медалью, поступил в институт, но учиться так и не смог, потому что в областном городе не хватало денег на жизнь, а из дома не наездишься по этой же причине. Юноша устроился в сельхозкооператив на ферму скотником. Работа ему не нравилась, да и платили мало, он рассчитался и сидит теперь на шее матери.

   Дочь учится в восьмом классе. Все жалеют ее, так как она очень мала и худа, ей часто приходится работать на уборке и переборке картофеля, чтобы иметь хоть какие-то деньги на свои личные расходы.

   Семья Натальи живет в комфортабельном доме, который получил когда-то ее покойный муж. Внутри он представляет ужасное зрелище, так как все комнаты обгорели потому, что Колька заснул на диване с сигаретой. Закопченные стены пугают всех своей наготой, денег на ремонт нет, так и живут они в обгоревших комнатах.
 
   Продукты берут в местных магазинчиках в долг, пока хозяева не закрывали кредит. Тогда в магазины посылали Галю, дочку Наташи. Продавцы дают ей продукты, так как не могут отказать этой маленькой и хрупкой девочке. Когда Галя уходит из магазина, женщины ругают ее мать и сожителя за то, что те заставляют ребенка унижаться. Но голод – не тетка, приходится Гале все чаще самой ходить в магазин за продуктами.

   Бюджет семьи состоит из пенсии по потере кормильца на дочь, небольшой зарплаты Николая, который числится ночным сторожем в кооперативе, а днем подрабатывает на участках директора, бухгалтера или зоотехника того самого кооператива. Жить без выпивки он уже не может и, потерпев какое-то время, начинает канючить стаканчик. Ему не отказывают, так как боятся, что никто больше не согласится выполнять эту работу.

   Третья в бригаде – дочь Натальи. Работает она тогда, когда нет уроков в школе, заработанные деньги тратит на обновы, немного дает брату на сигареты.

   Четвертый член этой бригады – Валентина. Приехала она из Казахстана с мужем и сыновьями, которым сейчас было тринадцать и восемь лет. Самой женщине нет и сорока, но выглядит она старше своих лет. Муж работает на строительстве дороги и живет там весь год в вагончике. Валентина зимой работает телятницей, а летом уезжает к супругу, оставив своих детей на попечение сестры.

   Сыновья Валентины плохо учатся в школе, часто пропускают занятия, хулиганят и дерутся с соседскими мальчишками. Тех денег, что оставляет им мать на питание, хватает ненадолго, так как старший сын сразу же тратит часть суммы на пиво и сигареты. Курит он давно, родители не запрещают ему это занятие. Да и мать целыми днями дымит сигаретой.

   У тети денег тоже немного. Муж и два сына нуждаются во внимании и заботе. Она старается помочь мальчикам, но уследить за ними не может. Племянники тетю не слушаются и делают все, что им заблагорассудится. Родители же мальчишек все лето не дают о себе знать и жизнью детей не интересуются. Сестра ругает родственницу за беспечность и глупость. Несколько раз она обращалась в школу, администрацию деревни. Помощь заключалась лишь в нравоучительных беседах с детьми. Мальчишки же то ли от голода, то ли от того, что нет денег, воруют на огородах односельчан раннюю картошку, овощи и продают в городе на рынке. Так и живут все лето.

   В конце августа мать явилась домой без денег, но с огромным синяком под глазом, после очередного скандала и выяснения отношений с мужем. И, нисколько не стесняясь, сверкает пожелтевшим синяком и радостно хохочет от подковырок подруг

   Еще один постоянный работник в бригаде – баба Аня, маленькая, худенькая, бледная от вечного недоедания. Ей исполнилось уже семьдесят шесть лет, но она вынуждена подрабатывать на чужих огородах. Когда-то давно продала она свою квартиру в городе и переехала к сыну, отдав все деньги его семье. Сын задолжал большую сумму за газ и жилье. Долг заплатили бабушкиными деньгами. Через некоторое время семья опять была в долгах. Им отключили газ и электричество, и теперь они живут, готовя еду на старом керогазе. Взрослые в семье постоянно скандалят из-за нехватки денег. Сын бабы Ани не работает, его уволили за прогулы, он лишь получает пенсию по инвалидности. Сноха трудится в школе техничкой, там и обедает с сыном, который учится в пятом классе. А баба Аня сидит на сухомятке, так как боится подойти к керогазу – он мог загореться в любую минуту. Единственная радость в ее жизни – общение с внуком.
 
     Шестой член бригады – Татьяна. В молодости она была красавицей, но к сорока пяти годам лицо ее от пьянства и курения поблекло и пожелтело. Прибилась женщина в эту деревню из соседнего поселка, так как нашла себе здесь очередного сожителя. Он, как и Татьяна, любит выпить, погулять, неоднократно женился. Женщина в трезвом состоянии работает без устали, а друг ее трудиться не любит, за что и получил прозвище Забулдыга. Так как он на тридцать лет старше Марии, то очень ревнует ее ко всем, контролирует каждый шаг. Вот и сегодня привел женщину на место работы, посмотрел, с кем она собирается здесь работать, поговорил со всеми и, успокоившись, пошел домой. Члены бригады привыкли и не обращают на ревизора внимания. Такой строгий контроль вызван тем, что Татьяна может не прийти ночевать домой, загуляв с подругами и друзьями. Иногда эти загулы длятся около недели. После таких дней ходит женщина к будущим клиентам и просит денег в долг, так как, по ее рассказам, ей не на что купить хлеба. Полученные деньги быстро пропиваются, а Татьяна потом долго обходит стороной тех, кто ее ссудил деньгами.

   Наконец, тракторист заканчивает распашку, и люди принимаются за подборку картошки. Поначалу работа кипит. Но часам к одиннадцати энтузиазм работников угасает. Не помогают анекдоты, которые они друг другу рассказывают, ни шутки Николая, который старается быть в центре внимания этой женской компании. На поле постоянно слышится его хриплый голос:
– Рот твой, ёдом намазанный, что вы, как курицы мокрые, еле шевелитесь,– кричит он на Валентину и Марию, которые без конца присаживаются курить. Те в ответ недовольно грубят, но начинают работать.

   Близится время обеда. Колька, сходив на переговоры к хозяину, довольно потирает руки, так как бригаде обещана выпивка и закуска. На поляне все достают свои тормозки, хозяйка приносит еду и выпивку. Баба Аня садится в сторонке, достает булку, бутылку с чаем и начинает есть. Хозяйка зовет ее:
– Теть Ань! Иди сюда, что ты в стороне сидишь.
Та подсаживается ближе. Колька придвигает к ней тарелку с колбасой:
– Ешь, бабка, не стесняйся!

   От жары и выпивки всех клонит в сон. После отдыха женщины принимаются опять за работу. Бригадир, утомленный вчерашней и сегодняшней выпивкой, ложится к трактору в тень и засыпает. Наталья просит:
– Хозяин, пусть он немного поспит, а потом поработает, грузить тебе картошку поможет.

   Женщины, кроме бабы Ани, никак не могут втянуться в работу, они неторопливо копаются на грядках. А баба Аня еле тащит ведро по грядке от усталости и жары. Все чаще садятся работники на ведра, все длиннее становится перекур.

   Наконец, не проспавшись до конца, появляется Колька. Он энергично начинает подгонять своих подчиненных:
– Заснули тут без меня. Быстрей шевелитесь, а то заночуете на грядках
.
   В конце дня, получив деньги за работу, все спешат в магазин. Отдают часть долга, накопленного за зиму, за продукты, покупают водку, пиво, закуску и отправляются на пруд. Одна баба Аня из магазина торопится домой, куда обязательно несет большую бутылку пива. Дома разразится скандал, если она придет с пустыми руками. Уходит и Галя.

   Хозяин, видя, как все направляются к пруду, говорит жене:
– Нин, а, может, мы с тобой неправильно живем? Вон погляди, набрали выпивки, закуски и на пруд пошли отдыхать. Нет у них забот о семье, детях. А мы с тобой все работаем и работаем. Он тяжело вздыхает и уходит в дом.

   До поздней ночи на пруду слышатся смех, визг и брань веселой компании. И так проходит каждый погожий осенний день. Выкопав картошку у одного хозяина, работники переходят к другому. За ними приезжают даже из других деревень. Вечером у дома Конвы останавливается машина, из которой вываливается пьяненький и довольный Колька со своей бригадой, нагруженной кабачками, капустой, пучками морковки и свеклы, так как на своих участках никто ничего не сажает.
 
   Бригадир никому не отказывает в помощи, но не всегда на этих людей можно надеяться, Они, выпив и хорошенько «отдохнув» вечером, часто вообще могут не выйти на работу утром. Тогда на следующий день можно видеть, как на распаханном поле суетится хозяин и не знает, что ему делать с такой массой неубранной картошки.

   Осенняя уборочная пора – лебединая песня Колькиной бригады. Их рвут на части, просят ради Бога помочь убрать картошку, капусту, ведь в деревне остаются незанятыми одни старики. Люди не жалеют денег на оплату, а члены этой бригады от своей значимости и нужности начинают себя уважать все больше и больше. Отдают долги в магазины, заготавливают кое-какие овощи на зиму, вдоволь едят. Жизнь уже не кажется им беспросветной и тяжелой. Так и трудится Колькина бригада от весны до осенних уборочных дней. И долго еще можно услышать над огородами:
– Рот твой, ёдом намазанный, шевелись, заснула совсем!


Рецензии