Стратегия обмана. заметки публициста

(При Сталине, Хрущеве, Брежневе и…)

Оказавшись недавно на Красной площади, почувствовал какой-то внутренний дискомфорт. Ощущение, будто кто-то тебя откровенно дурачит.  Золоченые двуглавые орлы и красные, будто набрякшие от крови, звезды на шпилях. Восстановленный храм на месте своего разрушенного предшественника и мавзолей главного безбожника, разрушителя храмов. Новые скульптурные изваяния и пустой постамент на соседней площади, на который планируется вернуть фигуру главного чекиста-большевика…

Да уж чего там Красная площадь! То же самое не просто ощущается, а назойливо втирается в глаза, сознание, душу чуть ли ни со всех углов и сторон  нашей то ли капиталистической, то ли все еще совково-коммунистической действительности. Включите телевизор, особенно в длинные загулы-праздники. Сплошь знакомые до последнего кадра, штриха, звука старые советские фильмы, о строителях и защитниках коммунизма. Согласен, есть среди них хорошие, даже замечательные в художественном смысле ленты. Однако, если  уж мы взяли четверть века назад курс на частный капитал, то для какой цели используем противоречащую ему прежнюю идеологию? До каких пор намерены, к примеру, идеализировать «героическую» роль Красной Армии в Гражданской братоубийственной войне? Возвеличивать красных командиров и комиссаров в кожаных куртках?

Догадываюсь о, мягко говоря, сомнительном ответе: до тех пор, пока наше общество, дескать, не обновится, не сплотится и не изживет в себе порожденную прошлым вражду. Но в таком случае надо учитывать в соответствующих пропорциях  запросы остальных слоев общества.Не загонять болезнь во внутрь. Не потакать преимущественно тем, кто томится по социализму и новым классовым битвам. Вот пример. Получил приглашение в Дом кино на показ (15 – 16 марта) шести серийного фильма о белом движении. За два дня до показа намеченное отменили. Инициаторы отмены, наверное, приравняли белых генералов, до конца выполнявших свой долг перед Россией, с бандеровцами, которые  очень уж бесчинствовали в те дни на мятежной Украине. Не знаю, может по другим причинам отменили кинопоказ. Только вот никакой отмены  фильмов о «славных» красноармейцах и чекистах не было. Напротив, о последних по первому каналу даже начался новый сериал.

Чему же и кому мы отдаем предпочтение? Известно: красный террор существовал как узаконенный метод запугивания населения. Взять хотя бы телеграммы Ульянова-Ленина. Те, в которых он отчитывает красное командование, за их якобы недостаточную жестокость к восставшим против большевизма тамбовским мужикам.Вняло командование. Больше стали брать заложников.По восставшим начали не только из орудий палить, но и душить, уничтожать их отравляющими газами. То есть, большевики первые во всем свете, кто стал применять по своему же населению оружие массового поражения.

Со стороны белого движения никакого подобного террора не было. И поэтому, как ни пытались большевики найти документальное ему подтверждение, все их попытки оказались тщетными.

Вообще, складывается мнение, будто советское прошлое для нас, как увесистый чемодан без ручки. И нести неудобно, и бросать жалко: вдруг из заношенного, пронафталиненного скарба что-то пригодится. И что ж, такое пригодное находят, причем, довольно часто. Ведь до сих  пор, мною была затронута  лишь одна сфера нашего бытия. А сколько унаследовано из нашего прошлого в других сферах – в социальной, экономической, политической… Унаследовано, подчеркну, отнюдь не лучшее. Вот, к примеру: не напоминает ли нам нынешняя партия власти прежнюю «руководящую» и «направляющую»? Ту, что «скромно» называла себя «умом», «честью» и "совестью" эпохи? Напоминает, ох, как напоминает. Сходные, лицемерные, демагогические  лозунги. Те же программы, методы и приемы агитационно-пропагандистского влияния на людей. То же самое можно сказать и о нынешней стратегии заботы о народе. Суть опробованная: грабить простой народ, наживая  миллиарды, триллионы, а затем «задабривать» этот же народ ничтожными подачками в виде зарплат, пенсий, пособий.

И еще у этой партии, да и руководителей страны, коммунистическая привычка кормить простой  люд обещаниями. Сколько нацпроектов было принято! Ну и что, кардинально улучшилась наша жизнь? Стало лучше здравоохранение? Образование? Жилищное обеспечение? Уменьшилась  огромная разница между доходами бедных и богатых? Поголовная коррупция среди госчиновников исчезла? (Под шум крымских событий власти втихую амнистировали бывшего министра обороны  Сердюкова. Воруйте по крупному, "рассеяне", и вас оправдают!).

Если и есть улучшение, то лишь в подтасованных, угодных властям цифрах и процентах. Тех, что выводятся только по  им, власть предержащим,  понятной, хитроумной методике. И тех, по которым будто у нас нет ни галопирующего подорожания жизни, ни инфляции, сводящей на нет и без того низкие доходы. Не скрываю: умышленно сосредотачиваюсь на негативе. «Позитивное» и без того сверх красочно рисуется, подается нашими проправительственными СМИ и другими всевозможными средствами пропаганды.

Надо заметить: в народе живуч миф о хваленной  жизни при Сталине и, в частности, - сталинской  системе снижения цен на продукты и товары. Именно миф, так как в действительности – все тот же скрытый обман. Вот, к примеру, выписки сделанные мною из справочника о росте цен в 1935 году по сравнению с 1930 годом.  Хлеб белый стоил 6 копеек, вырос до 1 рубля 50 копеек: на 2500 процентов. Сахар, за килограмм, цена увеличилась с 60 копеек до 4 рублей 60 копеек: на 800 процентов. Пара ботинок с 25 - 30 рублей - до 100-120 рублей: на 400 процентов... При том, что рост зарплаты вырос в среднем на 250 - 300 процентов.

Своеобразная картина складывается с ценами в СССР после войны. Суть проблемы в том, что за период с 1941-го и по 1946 год денежная масса рубля увеличилась  более чем в четыре раза. Вследствие чего упала его покупательная способность. Руководимое Сталиным правительство взвинтило цены на все товары и продукты на 400 - 500 и более процентов . Народ терпел. Понимал, это вызвано войной, разрухой. Однако такое положение отрицательно сказывалось и на состоянии советской экономики в целом. Поэтому Правительство Сталина вынуждено было пойти в декабре 1947 года на денежную реформу. Она дала возможность провести несколько компаний по снижению цен на продукты и некоторые товары широкого потребления. Но снижались цены лишь на десятки, а то и единицы  процентов. Зато пропагандистская шумиха подавала это как огромную заботу Правительства, лично "товарища Сталина" о благосостоянии народа.

Между прочим, послевоенные трудности усугублялись тем, что, заботясь о своей независимости, СССР наотрез  отказался от помощи США, которую однако с благодарностью приняли европейские капиталистические страны. Эта помощь, в совокупности с частной предприимчивостью, здоровой конкуренцией, обусловили быстрый экономический рост этих стран. В Советском Союзе (и странах социалистического лагеря) экономика росла за счет беспощадной  эксплуатации населения. Особенно доставалось крестьянам-колхозникам. Вместо зарплаты им начисляли трудодни. «Палочки», как их называли. По ним выдавались нищенские пайки натуральными продуктами. При невыполнении же планов госзаготовок этих продуктов, вообще, ничего не выдавали. А чтобы надежно закрепостить колхозников на земле, их исключили из паспортной системы. Писатель Василий Белов как-то вспоминал: на каждого вола или лошадь – паспорт, на телегу – тоже, а колхозник ставился ниже всего этого, и паспорта ему не полагалось.

Чуть лучше жили рабочие, рядовая интеллигенция. Они особенно радовались, когда произошло уже упомянутое снижение цен. Вместе с политической пропагандой это заметно влияло на энтузиазм людей. Фанатики-оптимисты неустанно повторяли лицемерно-притворное  изречение Сталина на Всесоюзном совещании стахановцев, в 1935-м году:«Жить стало лучше, жить стало веселей!». Скептики добавляли: «Шея стала тоньше, но зато длинней».

Во времена Хрущева и Брежнева снижение цен не практиковалось. Больше того, вслед за денежной реформой 1961 года Хрущев бесчеловечно повысит цены. На колбасу, мясо, сливочное масло, сахар – в пределах 100 – 150 процентов. Вдобавок на некоторых предприятиях повысили нормы выработки по зарплатам. В итоге – массовые волнения рабочих. В Новочеркасске по митингующим военнослужащие внутренних войск открыли огонь на  поражение. Несколько десятков убитых, еще больше – раненых. По распоряжению властей убитых ночью тайно вывезли и закопали в чужих могилах на разных кладбищах.Самых активных из живых упрячут в тюрьмы. Народ же продолжал с благоговением вспоминать:
-  А вот при Сталине каждый год цены снижали.

Вот ведь как можно заслужить авторитет у нашего доверчивого, простодушного люда. Сначала обобрать его до нитки,  а после ему же отдавать все по крохам из отобранного.

Проверенная десятилетиями подлая государственная практика продолжается и сегодня.

Позволив небольшой кучке наглых, изворотливых дельцов захватить основные богатства страны, Горбачев и Ельцин, не забыв и о себе, обрекли своих малоимущих соотечественников  на самовыживание. Цены стали неуправляемыми. Зарплаты, пенсии, пособия перестали платить вовсе. В целом, почти десятилетнее правление Ельцина – это своего рода стояние нации над пропастью, в которую, казалось, вот-вот рухнет все, что оставалось еще у людей. В то самое время, когда он, с пьяной физиономией, скоморошничал перед подзадоривавшими его своими и западными политиками, а страну продолжали грабить новоиспеченные рубинштейны и ротшильды, большая часть населения, включая военных, не получали даже своих ничтожных зарплат,  пенсий, стипендий. Создалось равенство между работающими и безработными.

"Заслуга" Путина в простом. В том, что он всего-навсего прекратил  преступную практику лишения россиян заработанных ими же денежных средств. А вместо того, чтобы  по примеру своего «крестного отца» из танковых пушек громить  депутатов парламента и их сторонников, стал методично громить (точнее – мочить)  террористов. То есть он вернул население из крайне ненормального состояния в более-менее нормальное. И уже этого оказалось достаточно, чтобы народ его "зауважал". Только вот стиль руководства В.В. уж больно напоминает стиль руководителей той, ушедшей от нас в относительное небытие, Советской Державы. Кстати, по которой, судя по всему, он тоже  испытывает неизбывную ностальгию. Такая противоречивость может сыграть  злую шутку и с ним, и с его соратниками, и со страной. Дай, Бог, чтобы мои слова не сбылись.


Рецензии
Очень содержательная и правильная статья, поддерживаю полностью.

Артем Кресин   30.09.2019 13:42     Заявить о нарушении
Бдагодарю, Артём.
С уважением

Иван Варфоломеев   30.09.2019 19:44   Заявить о нарушении
Хочу добавить по поводу снижения цен при Сталине. Размеры снижения были настолько малые, что кроме агитационного действия, никакой ощутимой польхы от них не было. В один из годов (кажется в 1952) на сахар цена была снижена на 3% и на соль на 30%. Шутили - стало слаще на 3% а солоней на 30%
Но главное то было в том, что продукты в государственных магазинах были только в Москве, Ленинграде, Киеве и конечно же в Арзамасе. Остальная Россия жила рынком, где была своя система ценообразования. Описыва жизнь колхозников и вообще крестьян, Вы не упомянули, что помимо пустых трудодней, у них выгребали налоги с личных подворий, Не скажу точно по памяти -За корову 400 литров молока, с сотки картошки около 30 кг и т.д. с курицы, с овцы, с козы, с фрутового дерева и т.д. Уверен, что проживи это "отец родной" еще несколько лет, страна бы развалилась от голода. Деревня бы или разбежалась, либо вымерла.

Артем Кресин   24.10.2019 21:34   Заявить о нарушении
Вы правы, Артём! Но всего же в одну статью не втиснешь. Немыслимые налоги, помнится, висели постоянным гнётом над семьями колхозников: денежные и натуральные. Точно помню: мать на местный масло-сыр завод в течение лета должна была сдать 100л. молока или 4 кг топлёного масла. И ещё такой штрих сам хозяин не имел права резать своего кабана. Обязан был вызвать забойщика. Тот в пользу государства сдирал и уносил шкуру. Ещё было страшное слово "агент". Лицо, своего рода государственный рэкэтир, ходил и выколачивал недоимки. Мог забрать имуществом. Мать всё время прятала швейную машинку, которой нас обшивала.
Спасибо за дельное дополнение

Иван Варфоломеев   24.10.2019 22:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.