Природа подчинения

 При общении с феминистками, чьи взгляды я, в большинстве своём, разделяю, однажды всплыла тема о том, что насильники оправдывают свои действия тем, что, будто бы, женщина сама втайне мечтает о подчинении, а эти самые насильники лишь действуют в соответствии с природой человека. В противовес этому феминистки исполнились ненависти даже самому лёгкому намёку на подчинение кому-либо. Что, в общем-то, верно, но лишает особо тонко чувствующую часть людей возможности ощутить поэзию жизни через подобные модели поведения, но представленные в более изящной и высшей форме. Хочется взглянуть на этот вопрос более глубоко.

 Всё это господство и подчинение проистекает из человеческой природы, но берёт истоки именно из инстинкта социализации, который является частным случаем любовного влечения.
  Желание показывать силу, или, наоборот, слабость, возникает в человеке из потребности быть частью общества, и неуёмного тяготения к любви.
  Желание подчиняться и командовать нельзя разделять на женское и мужское. Они есть в каждом человеке. Желание подчиняться - это и любовь к родителям, и любовь к родине, и потребность выслужиться перед начальником. Это желание стимулирует именно необходимость быть нужным. Желание награды. А когда насильник говорит так о женщине: будто она сама хотела.. Это просто глупость. Когда женщина хочет подчиняться, она это показывает. Она добровольно протягивает руки, чтобы их связали, она с наслаждением отдаёт себя в объятия желанного мужчины, зная, что она в безопасности - или, как минимум, просто в это веря, - и в таких условиях женщине нравится ощущать мужскую силу, и подчиняться ей. Ни одна женщина не отдаст себя в подчинение первому встречному, - исключительные случаи рассматривать не будем.
  Все мы подсознательно определяем, кто сильнее нас, и при этом готов о нас заботиться, этот человек просто становится родным, и там уже позволено гораздо больше. Тут просто та же покорность, что и перед родителями. Не многие дети её испытывают - лишь если в детстве они были окружены заботой, и им позволили почувствовать, что их любят всем сердцем. (Впрочем, и здесь бывают исключительные случаи). Любая покорность исходит из благодарности и нежности. Из желания сделать приятно человеку. Только желание доставить удовольствие - единственный критерий настоящей покорности. И при этом человек сам получает удовольствие от того, что радует этой игрой дорогое ему создание.
  Подчинение и господство - это высшая игра, она не для тупых, озабоченных и примитивных людей. Настоящее подчинение и господство основаны на равноправии, и полном учёте интересов всех участников.

 Когда человек одинок, брошен и потерян, тогда уже его желание подчиняться приобретает извращённые формы. Он готов отдать себя другому без остатка, он рад делать даже самое низкое и ужасное, лишь бы в итоге получить мимолётное одобрение, лишь бы его просто погладили по щеке и сказали: "Хорошая собачка".
  Человек в этом случае может пойти и в другую сторону - стать жестоким садистом. Но всё это лишь болезни и отклонения, не имеющие ничего общего с человеческой природой, с жизнью в полноценной семье, являющейся частью полноценного общества, основанного на равноправии и свободе.


Рецензии
Рефлексы свободы и рабства по И. П. ПАВЛОВУ.
(Термины введены в научной школе Павлова.)

«…рефлекс свободы есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирождённых рефлексов. Не будь его, всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни. И мы знаем хорошо, как все животные, лишенные обычно свободы, стремятся освобождаться, особенно, конечно, дикие, впервые пленённые человеком. Но факт, так общеизвестный, до сих пор не имел правильного обозначения и не был зачисляем регулярно в систематику прирожденных рефлексов. […]

В заключение, мы ещё раз настаиваем на необходимости описания и перечня элементарных прирожденных рефлексов, для того чтобы постепенно разобраться во всем поведении животного. Без этого, оставаясь в области общеупотребительных, но мало поучительных понятий и слов: «животное привыкло, отвыкло, вспомнило, позабыло» и т. д., мы никогда не подвинемся в научном изучении сложной деятельности животного. Нет никакого сомнения, что систематическое изучение фонда прирожденных реакций животного чрезвычайно будет способствовать пониманию нас самих и развитию в нас способности к личному самоуправлению.

Говоря последнее, мы разумеем, например, следующее. Очевидно, что вместе с рефлексом свободы существует также прирождённый рефлекс рабской покорности. Хорошо известный факт, что щенки и маленькие собачки часто падают перед большими собаками на спину. Это есть, отдача себя на волю сильнейшего, аналог человеческого бросания на колени и падения ниц - рефлекс рабства, конечно, имеющий свое определённое жизненное оправдание. Нарочитая пассивная поза слабейшего, естественно, ведёт к падению агрессивной реакции сильнейшего, тогда как, хотя бы и бессильное, сопротивление слабейшего только усиливает разрушительное возбуждение сильнейшего.

Как часто и многообразно рефлекс рабства проявляется на русской почве, и как полезно сознавать это! Приведём один литературный пример. В маленьком рассказе Куприна «Река жизни» описывается самоубийство студента, которого заела совесть из-за предательства товарищей в охранке. Из письма самоубийцы ясно, что студент сделался жертвой рефлекса рабства, унаследованного от матери-приживалки. Понимай он это хорошо, он, во-первых, справедливее бы судил себя, а во-вторых, мог бы систематическими мерами развить в себе успешное задерживание, подавление этого рефлекса».

— Павлов И. П., Губергриц М. М., Рефлекс свободы / в Сб: Павлов И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, М., «Медгиз», 1951 г., с. 221 и 222.

Модус Бытия   20.08.2014 17:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.