Первая глава

  А вы видели живых мертвецов? Глупое словосочетание, как живое может быть мертвым? Или наоборот – мертвое живым. Оказывается, может, ведь я видел. Меня зовут Антон, и я рою могилы. Нет, конечно, я не мародер, работа у меня такая – копать. Приехал на лето в родной город, в области, и устроился на подработку. Городок у нас небольшой, и мало куда возьмут на пару летних месяцев студента уже второго курса исторического факультета. Старшекурсники предлагали ехать на раскопки, куда-то на Урал, но я отказался. Обещал маме, что в первое свое студенческое лето буду дома. А работа…ну что же, деньги никогда лишними не бывают. Да и городок у нас небольшой, как я уже говорил, поэтому и копал я не часто: раз в два-три дня. Разумеется, у вас может возникнуть логичный вопрос: «А как же экскаватор?». И я на него отвечу: «А никак». Месторасположение городского кладбища не позволяет подъехать туда никакой технике. Деревья кругом – разве что по могилам – но об этом и речи быть не может. Сколько раз уже уговаривали администрацию хоть какую-то объездную дорогу проложить, деревья выкорчевать, в результате: я рою могилы. Не один, конечно, нас четверо. Двое постоянных работяг: Саня и Валера – большие любители выпить.  И двоих взяли на летнюю подработку: меня и Тему. Он в местном техникуме учится, на сварщика. Парень не глупый, но ветер в голове.
   Чтобы мы не просиживали на кладбище целыми днями, нам звонили, когда нужно приехать. Благо, двадцать первый век, и сотовый телефон уже самое обыкновенное средство связи. Поэтому я успевал отдохнуть, позагорать, поплавать и порыть могилы. Может, кому-то это покажется странным или даже страшным занятием, но ничего такого нет в том, чтобы выкопать яму в человеческий рост, в длину, и в глубину. Тем более, что почва на кладбище была достаточно мягкая, а я неплохо сложен физически. В общем, меня все везде устраивало. Хотя, пожалуй, если бы меня абсолютно все устраивало, я бы не стал рассказывать эту историю, так что приступим.
   Утро выдалось жарким и бодрящим. Я, по сути своей, жаворонок, проснулся около девяти часов утра, поел и сразу отправился на речку. Десять минут быстрым шагом и, скинув одежду, я уже плавал в прохладной воде. Небольшое течение и достаточно большая ширина реки не позволяли ей как следует прогреться. Поэтому вода была именно прохладной – как раз того самого градуса, что и нужно в жаркое лето для расслабления и отдыха. Как вы уже догадались, ни сильно расслабиться, ни отдохнуть у меня не получилось, потому что зазвонил телефон. Плавал я в безлюдном, особенно по утрам, месте и поэтому не боялся все оставлять на берегу. Тем более что телефон у меня был, как говорят сегодня, простая «звонилка», никаких «наворотов». Конечно, ответить я не успел, но в списке пропущенных вызовов значился рабочий номер. Я перезвонил:
 - Антон? – в трубке раздался голос нашего начальника Андрея Семеновича. Мужик хороший, добрый, деловой. В городе его за глаза называли «могильщик». Он знал об этом и не обижался.
 - Да, Андрей Семенович, надо выйти?
 - Ну, два заказа на завтра, так что сегодня весь день работаете, – он старался не называть вещи своими именами, использовал всякого рода деловые обозначения:
 - Ты с Артемом на связи?
 - Конечно.
 - Набери его, хорошо? Саша и Валера уже приступили, я им все объяснил.
 - Я все сделаю.
 - Ну, пока.
 - До свидания.
   Наскоро вытеревшись, я направился домой. По дороге позвонил Артему, он спал после очередной местной дискотеки. Тоже мне «тусовщик». После непродолжительного разговора, состоящего с его стороны из односложных мычаний, он все-таки сказал, что приедет, и положил трубку. Я взял уже не раз постиранную, приготовленную рабочую одежду и направился на автобусную остановку. Минут через десять на нее подошел Артем. Жил он в доме прямо за остановкой, и вид при появлении имел невыспавшийся: 
 - Привет. – Еще только с одним открытым глазом поздоровался он. Я нисколько не преувеличиваю, открыт был действительно только один глаз.
 - Опять вчера гулял?
 - На то и каникулы. Еще бы денег за это платили, а не за рытье ям.
 - На весь день сегодня, завтра двоих хоронить будут.
 - Вот могильщик… я хотел поспать.
 - А он тут причем? Человек работает, тоже зарабатывать хочет. Пусть и на похоронах.
   Артем зевнул, показывая тем самым, что разговор ему уже не интересен. На остановку подкатил старенький «пазик». Другой транспорт в нашем городке был просто не нужен: всего пятнадцать остановок вполне легко обслуживали десять автобусов на трех маршрутах. Большинство передвигалось пешком или на велосипедах, на машинах, конечно, у кого они были. Но до кладбища минут тридцать было ходу, если бы не наличие именно двух умерших, могли бы и пешком пройти, а так следовало поторопиться.
   Городское кладбище встретило нас безмолвием, как и всегда. Первое время я пугался этой мертвой тишины, но потом привык. Артему вообще было по барабану, ему почти все было по барабану в жизни, лишь бы погулять да повеселиться. У Сани и Валеры работа уже кипела. Мужики хоть и пили часто, и в запой уходили, но работали исправно, даже с перепоя. Первым заметил нас Саша, он был помоложе и поумнее, не все мозги еще пропил:
 - А вот и молодежь, больно долго вы, мы уже вовсю пашем тут!
 - Шурик, че ты к ним прикопался, Семеныч сказал ведь, что они на полставки. Покажи лучше, где копать.
   Похоже, насчет мозгов я ошибался, Саша был выпивший – этому свидетельствовал легкий запах спиртного. Не то, чтобы я был трезвенником, но употреблял всегда в меру и редко. Ладно, иногда не в меру, но это бывало крайне редко. По дороге до нужного места Саша еще и закурил. Артем попросил у него сигарету, тоже закурил. Похоже, он был одним из последних, кто считал, что курить это «круто». Не буду врать вам, я тоже иногда покуривал, когда выпивал спиртного. Не такой уж я белый и пушистый, как выясняется.
   Когда мы дошли до самого дальнего конца, он воткнул лопаты рядом с одним из свежих захоронений:
 - Тут.  До вечера не справитесь – ночью будете копать. Похороны с утра. Мы за вас копать не будем. Семеныч говорил,  что вы на полставки, конечно, но и ее отрабатывайте. Два на два, как обычно. Ну и шириной в метр! Вперед и с песней!
   Саша ушел, унося с собой запах перегара. Табачный дым еще остался, Артем докуривал. На небе не было ни облачка, и солнце жарило беспощадно. Не зря я захватил с собой кепку на голову и бутылку питьевой воды. Артем ограничился только водой, потому как полностью проснулся лишь пару минут назад. Половину бутылки он уже умудрился выпить.
 - Вот, черт, Антоха, я на голову ничего не взял.
 - Вижу, но у меня одна кепка, может, у мужиков что есть, спроси.
 - Да они пошлют.  Слушай, у меня к тебе предложение, давай я часика два покемарю, а ты уйдешь пораньше, а?
 - Вечером Андрей Семенович приедет, и куда я уйду? Одного тебя тут оставлю?
 - Мы придумаем что-нибудь. Ну, реально спать хочу, часа три всего поспал.
 - Цезарь всегда спал по три часа, а кем в результате стал?
   Артем посмотрел на меня, как на самого страшного врага. Видимо, после вчерашней вечеринки в паре с сегодняшним пробуждением, таковым я и являлся:
 - Через час разбужу, не больше. Иди.
   Мой горе-напарник просветлел и изменился в лице. Отошел на пару десятков метров к ближайшим деревьям и уснул, натурально уснул. Я даже пары лопат не успел выкопать. В наушниках заиграла привычная AC/DC, и я принялся за работу. Монотонные движения под музыку делались интенсивней. Я проработал почти час, и, несмотря на жару, даже не устал совсем. Ну что, «тусовщик», теперь тебе пора помахать лопатой. Воткнув свою деревянную спутницу-однодневку в землю, я обернулся в сторону спящего Артема и медленно вытащил наушники из ушей. Этого недоделанного сварщика нигде не было. Вот «сачок»! Может, все-таки он к мужикам решил сходить, попросить что-нибудь надеть на голову? Надо позвонить ему. В телефоне пошли гудки, после шестого или седьмого, я точно не считал, кто-то взял трубку. Раздалось отвратительное шипение, словно в телевизоре кто-то включил помехи на полную громкость и дал мне послушать. Отдернув телефон от уха, я крикнул:
 - Артем! Где ты?! Что за шутки!?
   Мне по-прежнему отвечало лишь шипение.
 - Слушай, это вообще не смешно, я теперь один должен копать тут?
   Шипение.
 - Лучше бы вообще не приходил сегодня на работу в таком случае!
   Шипение.
 - Да пошел ты!
   Я оборвал связь, шипение прекратилось. Первый раз он меня так подставляет. Бывало, что он не выходил, бывало, что трубку не брал с утра. Потом придумывал отговорки детские, неправдоподобные. Андрей Семенович не верил ему, конечно, но прощал. Нас по знакомству ведь устроили на подработку. И все же это не повод так бросать меня в начале дня. Да и глупо это, приехать и уехать что ли? Какой-то розыгрыш устраивать непонятный с помехами этими. Короче, я плюнул про себя, засунул наушники обратно в плеер и принялся копать дальше. Очень злой и недовольный.
   Когда я шел в будку, чтобы перекусить в обеденное время, мужики спросили меня, где Артем. Я объяснил им, что он бессовестно «свалил», на что они нахмурились – ведь теперь придется мне помогать докапывать. Один-то я явно не справлюсь. Саша тут же позвонил Андрею Семеновичу, многозначительно кивнул и передал трубку мне:
 - Антон, что там у вас произошло? Куда делся Темка?
 - Не знаю, домой видимо… Или еще куда ушел.
 - Ты конкретней объяснить можешь?
 - Мы начали копать, а потом он говорит: «Сейчас я приду», и ушел куда-то. Уже пару часов нет.
   Ну и добрая же я душа! Если бы я сказал ему, что Артем хотел поспать часик, Андрей Семенович точно бы его больше не взял на работу. Но что поделать, как-то не привык я людей сдавать, с которыми работаю или учусь. Пусть даже они мне гадости делают! Ну, не смог, в общем. Решил сам потом с Артемом разобраться.
 - А телефон?
 - Да не отвечает.
 - Может, случилось что?
   Ага, случилось, приступ лени и пофигизма:
 - Спросите сами у него, хорошо?
 - Ладно, трубку Саше передай.
   Я отдал сотовый и направился в будку, обедать. Будка – это небольшой сторожевой домик, в котором  проживал сторож. Жуткий алкоголик – даже Саня с Валерой отзывались о нем крайне отрицательно. Этот тип вообще не просыхал, мне кажется, что он водку не просто пил, а питался ею, и больше ничем. По ночам он откровенно квасил, пару раз обходил все кладбище и делал вид, что работает. Днями спал, по вечерам ходил за алкоголем. Вот такое бесполезное существование. Звали его, по-моему, дядя Коля и выглядел он лет на сто. Последние лет двадцать так и выглядел и не менялся. Я помню, лет десять назад, когда мы с друзьями спорили, кто храбрее и бегали по вечерам сюда, он уже так выглядел, и пил, и гонял нас.
   Обычно, когда я обедал, дядя Коля мерно похрапывал, изредка переворачиваясь. Сегодня он лежал тихо, не двигаясь, мне даже показалось, что он не дышит. Отдал концы дед что ли? Пока я согревал макароны в микроволновке, он не издал ни звука. Блин, да он точно не дышит! Я попытался растолкать сторожа, и он был холодный. Это в жаркий летний день-то? Конечно, врач из меня никакой, но пульс-то я могу нащупать. Точнее, мог бы, так как у дяди Коли не было ни пульса, ни дыхания, ни каких-либо вообще признаков жизни. Одно дело рыть ямы, в которых кого-то кладут и потом закапывают. И совсем другое дело видеть этих кого-то воочию. Очень неприятно находится в комнате с мертвым телом. Я сглотнул слюну, в лучших традициях голливудских фильмов ужасов, и медленно вышел на улицу.
   Мужики продолжали копать, не обращая на меня никакого внимания. Я попытался их окликнуть, не получилось, вместо громкого голоса вылетел какой-то невнятный шепот. Что такое? Я, конечно, испугался, но не настолько, чтобы потерять дар речи. По спине пробежал холодок, кончики пальцев начало покалывать. И как-то через силу я пошел в сторону копающих. Хотя нет, через силу это громко сказано, просто с усилием сделал первые шаги в их сторону, с ощутимым усилием. Буквально через пару секунду наваждение прошло, и я смог уже крикнуть громко и внятно:
 - Народ, дядя Коля умер!
   Скорость шага я не снижал и продолжал приближаться к яме, из которой то и дело вылетали комья земли. Первым поднял голову Саша:
 - Чего говоришь?
   Я подошел почти вплотную:
 - Кажется, дядя Коля умер!
 - Да ладно! – поднял голову Валера.
 - Точно? Может, просто обпился вчера да дрыхнет без задних ног, – уточнял Саня.
 - Мне кажется, что умер, у него пульса нет…
 - Когда кажется… – начал было Саша, но Валера оборвал его:
 - Погоди, помнишь, он вчера говорил, что какую-то новую самогонку нашел, что, мол, будет ее пробовать вечером. Кто-то в частных домах гонит, все ее хвалят, нас звал тоже.
 - Да! Только мы не пошли отраву эту пить! Купили водки как всегда. Вот и живы остались.
 - Пойдем глянем, как бы нам третью яму копать не пришлось.
   Саша пожал плечами, показывая, что ему абсолютно наплевать, жив ли старик охранник или нет, и выбрался из ямы. Помог выбраться Валере, и мы все направились в будку. В которой нас всех ждал сюрприз: дяди Коли там не было. Совсем, ни его, ни одежды, ничего, только мятая постель. Саня сразу начал мне выговаривать:
 - Антон, я не понял, че за шутки? То у тебя Темка куда-то пропал, то дядя Коля мертвый. Ты ничего часом не принимаешь? Может, траву какую куришь втихаря?
   В углу попискивала микроволновка, подавая сигнал, что разогрев закончен, и ее можно открывать.
 - Нет, он тут лежал, говорю вам, холодный и не живой.
 - Ага, и пахло от него самогонкой. Вон, какая-то бутылка, без этикетки.
   Микроволновка продолжала пищать. Ее купил сам Андрей Семенович и под страхом смерти запретил дяде Коле ее трогать, боялся, что пропьет. Саша подошел к пустой бутылке, что валялась на полу, и понюхал ее горлышко. Сразу же скривился и отбросил бутылку за кровать:
 - Он что, тормозуху пьет что ли? Воняет ужасно!
   Микроволновка продолжала пищать. Валеру, видимо, этот звук раздражал хуже скальпеля по стеклу:
 - Да выключи ты ее! Задолбала пищать.
   Саша нажал на кнопку, приоткрылась дверца, пищание прекратилось.
 - Значит так, малой, – начал он, хотя был старше меня лет на семь, не больше, – давай ешь и иди, работай. Часам к шести вечера мы закончим и придем твою яму докапывать. И больше не беспокой нас по всяким своим дурацким галлюцинациям!!!
   Последние слова он сказал на очень высоком тоне, и я понял, что еще чуть-чуть, и он начнет кричать. Или просто испепелит меня своим взглядом. Оба «труженика» удалились. А я остался наедине с открытой микроволновкой, отвратительным запахом и неприятными чувствами. Но ведь он реально лежал тут, я видел, трогал ему пульс, осматривал, дышит ли он или нет. Чертовщина какая-то. Либо все это какая-то глобальная отвратительная шутка либо…либо придется признать, что я схожу с ума. Поесть мне довелось без приключений. На обратной дороге к своему рабочему месту в голову пришла незатейливая мысль: перегрелся на солнце. Весь день на жаре, в духоте – даже кепка не спасет. Напекло сильно вот и мерещится всякая «фигня». А с Артемом тогда что? Я всего ведь час провел за работой, не успело еще солнце нанести удар. Помехи в телефоне тоже померещились? Нет, Артем, наверное, дома отсыпается, или уже встал.  Хоть бы после обеда приехал, работничек! Надо ему еще разок позвонить. В этот раз оператор мне сообщил, что абонент находится вне зоны действия сети. Я немного воспрял духом и продолжил свои «раскопки», благо тень близлежащих деревьев добралась до моей ямы, и солнце уже не палило столь сурово, как изначально.
   Под вечер я совсем выдохся и решил закончить на сегодня свой труд. Дело в том, что я торопился, ведь копал один и уставал, соответственно, больше, но две трети нужной ямы все-таки осилил. Воткнув лопату, я решил повернуться, посмотреть, не идет ли ко мне помощь. Плеер как раз ставил очередную композицию рока середины восьмидесятых годов прошлого столетия. Ну, люблю я этакие вещи, что уж поделать?! Dio начинал первый куплет композиции This Is Your Life. Я отдышался, стал поворачивать голову в том направлении, откуда должны были прийти мужики мне на помощь. Шел Саша, один, с лопатой. В тот самый момент, когда я повернул к нему голову, он запнулся о кочку, которая сама по себе выросла прямо из земли под его ногой. Опять что ли напекло голову или… Саня, разумеется, попытался удержать равновесие, воткнув лопату, которую он держал в руке, в землю. То есть он хотел так сделать, но в результате лопата полностью ушла в почву, быстро и без препятствий, словно раскаленный нож погрузился в масло. Мой помощник распластался, успел поднять на меня запачканное грязью удивленное лицо, и резкий хруст позвонков отделил его голову от тела. Небольшой наклон поверхности ко мне и отсутствие какой-либо физической связи с телом заставил голову легонько покатиться. Покатиться в мою сторону отрезанную голову человека, который только что был жив, которого я хоть и недолюбливал, но знал лично. Она катилась, постепенно поворачиваясь на бок, и брызгала кровью. Между раскинутым руками виднелась окровавленная лопата, выросшая из земли. Это с какой силой надо было толкнуть старую тупую штык-лопату, чтобы перерубить ею шейные позвонки? Кто вообще способен на такое… Окровавленный колобок докатился до края ямы, в которой я все еще стоял и слушал: 

This is your life
This is your time
What if the flame won't last forever
This is your here
This is your now
Let it be magical*

   Его открытые в ужасе и удивленные глаза смотрелись безумной зарисовкой какого-то авангардиста на измазанном грязью и кровью лице, настолько нереально мне казалось все происходящее. Дальше все становилось только хуже.
   Обе части еще недавно дышащего тела стали погружаться в землю, их как будто засасывало в трясину на болоте. Я нашел в себе силы посмотреть под ноги, они стояли на твердой земле. Так бывает в экстренных ситуациях, когда случается шок от увиденного, первые пять – семь секунд ты стоишь и не понимаешь, что делать. Не веришь в происходящее, словно мозг еще не осознал картинку, воспринятую глазами. Словно он тормозит, и тебе не хватает некой человеческой мощности на обработку. А затем как будто подключаются не только все основные ресурсы, но и еще откуда-то берутся дополнительные, так сказать потерянные за эти секунды, и ты начинаешь действовать молниеносно. За те же секунды принимая важные, спасающие твою жизнь решения.
   Выдернув наушники, я выпрыгнул из чьей-то будущей могилы, чьей-то, но не моей. Пока останки Саши продолжали погружаться, я лихорадочно соображал. Земля враг, на ней нельзя стоять, лежать, все что угодно! Похоже на детскую игру «выше ноги от земли», даже как-то получилось слегка улыбнуться. Смех часто перемешивается с безумием. Останки погружались, раздалось какое-то шипение, или нет, не шипения, а чавканье. Отвратительное чавканье, кому-то явно нравилось то, что он делал, все больше и больше. И я побежал, так быстро, как не бегал еще никогда в жизни. Прочь с этого кладбища, прочь от пропадающих и погибающих людей. Все быстрее и быстрее!
   Проносясь мимо почти выкопанной мужиками ямы, я увидел Валеру. Он смотрел на меня удивленным и непонимающим взглядом:
 - Антон, что случилось?
 - Вылезай оттуда, и беги, беги быстрее! – ноги неумолимо несли вперед, но я не мог не попытаться. Ведь он такой же человек.
 - Ну почему? Где Шурик?
 - Нету! Нету его больше! Вылезай же ты! – я подал ему руку, не дожидаясь, пока он ее возьмет, сам схватился за его плечо и потянул прочь из этой земляной ловушки. Неожиданно он послушал меня, может быть, дело было в затуманенном разумом алкоголе, может, в том, что этот Валера и так был слабый и безвольный человек, и в сложной ситуации привык подчиняться кому-то. Я не знаю, но он послушался.
 - Бежим! – повторил я. 
 - Но куда?
 - За забор, за территорию, – уже набирая скорость, на ходу пояснял я, – там он не должен нас достать!
 - К-кто? – Отравленный пьяной жизнью, хиреющий организм копателя начал подводить уже через пару метров. Когда он последний раз бегал?  И бегал ли вообще когда-нибудь?
 - Не знаю, но мы нужны ему, или ей, или какого оно там пола. – На самом деле я и сам не понимал, от чего мы бежим. И почему нас должна спасти ограда кладбища. Какой-то инстинкт что ли, человеческое желание жить, и жить как можно дальше от того, что забирает жизнь. 
   Напомните, какой там мировой рекорд по бегу на сто метров? Десять или девять секунд? Ручаюсь, что если бы кто-то стоял с секундомером и засекал время, как мы спасаемся, он бы выдал нам медали. Пара мгновений, и мы без труда одолели как раз около ста метров, отделяющих нас от спасительной асфальтовой дороги.  Вот оно, вот результат молниеносной работы мозга. Асфальтовая дорога – это не земля, она не засосет, она надежно укроет от этого. Даже если это способно действовать вне кладбища. Я стоял, полусогнувшись, пытаясь отдышаться и хоть как-то прийти в чувства, а Валера просто упал. Под ним растекалась противно пахнущая лужа пота: 
 - Что, что это было? Если это какая-то твоя шутка парень, я тебя пришибу! – Он часто и тяжело дышал.
 - А! Какого хрена? 
   Валера отпрянул от асфальта и схватился рукой за живот. Печень что ли забарахлила? Нет, дело было совсем не в этом! На том месте, где он только что лежал, на асфальте появилась трещина и небольшое возвышение, как будто кто-то пытался пробить чем-то полотно снизу, из земли. Еще мгновение, и из трещины молниеносно вылезло лезвие все той же штык-лопаты. Не сильно, где-то на треть всего, но если бы этот «спортсмен» продолжил лежать там же, то тычок равнялся бы хорошему ножевому удару.
 - Тебя зацепило?
 - Слегка, синяк будет, – Валера отвел руку. – Раны нет. 
 - Вставай, нам нужно двигаться.
 - В город? Может, машину поймаем? – он встал, и мы пошли быстрым шагом вдоль ограды.
 - Скольких это убьет в городе? – постепенно тычки из-под земли прекратились. Либо нечто успокоилось, либо и вправду не могло действовать далеко от кладбища. 
 - Дак оно только тут может, наверное. А что с Шуриком-то? – поздновато забеспокоился о собутыльнике Валера.
 - Лопату видел, что снизу бьет?
   Копатель кивнул.
 - Она ему голову отрубила. – Коротко и без подготовки сообщил я, так сказать, «в лоб».
 - Совсем?
 - Нет, частично! Конечно, совсем! Кочка прямо у него под ногой вылезла из земли, он споткнулся, упал, хотел на лопату опереться, а оно взяло и засосало лопату. А потом как ударило прямо в шею и обезглавило.
 - Не может быть! А если это газы какие-нибудь подземные сильно бьют?
 - Лопатами что ли? Валера, очнись, кто бы оно ни было, оно же забрало и Темку, и дядю Колю, а Сашины останки на моих глазах в землю всасывались, как в болото. Еще и причавкивало, чтоб ему пусто было.
 - Чертовщина какая-то, – Валера перекрестился. Эх, верующий ты наш, только когда тебе что-то угрожает, тогда о боге и вспоминаешь, а так… Не то, чтобы я сам отличался верой в какую-либо из мировых религиозных конфессий, нет. Пожалуй, меня можно было назвать атеистом, даже не смотря на то, что только что произошло. Скорее я поверю в присутствие внеземного разума, чем в божественное существо. Но раз уж веришь в это, значит верь всегда, а не только когда тебе надо или когда удобно. Впрочем, эти размышления не совсем уж к месту, нужно решать что делать. Не привык я пускать все на самотек, тем более в такой «убийственной» ситуации.
 - Давай позвоним Семеновичу, пусть вызывает кого-нибудь, милицию там или полицию, или армию, не знаю! – Валера начинал психовать.
 - Так он тебе и поверит, решит, что вы совсем спились и меня заодно споили, раз уж я все подтверждаю. Обязательно приедет проверять, пойдет на кладбище сам, на землю. На ту самую землю, Валера, из которой его лопатой и зарубит. Если это нечто не придумает какой другой предмет использовать.
 - И что делать? Сваливать?
 - Хотелось бы. – Я посмотрел на кладбище, за разговором мы прилично от него отошли. Никаких признаков Крот, надо же это как-то называть, не подавал. Но ведь откуда-то он взялся, всего три дня назад мы тут рыли яму и ничего. Все было как всегда. Ту самую яму, рядом с которой сегодня копался я. Свежая могила!
 - Кого хоронили позавчера?
 - А я откуда знаю? Мое дело копать. Да какая разница? Уходить надо, и чем дальше, тем лучше!
- Кого хоронили позавчера?! – я повысил голос. – Включи мозги свои, или все в спирте уже хранится? Мы все  вчетвером три дня назад копали тут, все было в порядке. Позавчера кого-то похоронили, вы его закопали и ушли. Вчера тут никого не было кроме сторожа. Сегодня он мертв, Темка пошел покемарить с утра под деревья, пропал…
 - Но ты же говорил, что не знаешь, куда он делся? – перебил меня Валера.
 - Врал я! Прикрывал этого идиота-тусовщика! Он поспать отпросился у меня с утра, а потом пропал совсем. А затем Крот…
 - Какой крот?
   Если бы я мог, то, наверное, испепелил бы его сейчас своим взглядом.
 - А, ну, типа понял.
 - Затем нечто, что мы будем называть Крот, подставило подножку из земли Саше, уронило его, отрезало ему голову и всосало туда же в почву. Тем самым, вероятно, получив какую-то жизненную силу, ну или типа того. Я, кстати, когда кричал вам про то, что дядя Коля не дышит…
 - Он все-таки лежал там у себя в будке-домике?
 - Да! Вышел я из будки и чувствую, что как-то сложно мне пошевелиться, не могу вас окрикнуть, как наваждение какое. А потом постарался и все получилось. Видимо, Крот еще не совсем силен был тогда, не смог меня заморочить. 
 - Но ведь дядя Коля не на земле лежал, а на кровати, а кровать на полу.
 - А пол из досок, – продолжил я логическую цепочку, – много где прогнивших, а под досками земля. А он в усмерть пьяный, совсем никак не сопротивляется. Скорее всего, Крот сначала Тему забрал, потом до дяди Коли смог дотянуться, меня попробовал, не получилось. Собрался с силами и Сашу уронил, ну и дальше ты знаешь, в общем.
 - Делать-то чего будем?
 - Кого хоронили позавчера? – уже в третий раз повторил я вопрос.
 - Говорю же, не знаю! Старика какого-то, Семенович много о покойниках не рассказывает. Народу немного было на похоронах, человек пять всего. Дети, как я понял, да внуки. Все как всегда – люди плачут, гроб закрывают, опускают, мы закапываем. Идем в магазин.
 - Про магазин можешь не рассказывать. Валера, я тебя прошу, пожалуйста, хорошо подумай, вспомни, что могло произойти не так, что могло измениться, может мелочь какая подозрительная? Напряги свое серое вещество. Не хочу я покойника отрывать, если он не причем.
 - А мы что, вернемся туда и копать будем? Ты с ума сошел?!
 - Валера! Думай!
 - Гроб принесли, поставили рядом с ямой. Двое мужчин, похожих друг на друга и на покойника – скорее всего, сыновья его, держались мужественно. Один постарше выглядел, с женой и двумя детьми. Девочки-близняшки, лет семь-восемь. Они плакали, ну жена у этого, который старше, чуть всплакнула. Священника не было никакого, постояли, простились со стариком, дали команду ребятам, чтобы накрывали и опускали. Точно, одна из девочек перед самым закрытием подбежала и что-то положила на грудь усопшему. Отец ее еще так косо на нее посмотрел, мол, «ты чего это делаешь, это же похороны, а не игрушки». Все, дальше как всегда.
 - К сторожу кто-то из них подходил?
 - Ага, и вправду походил, отец этих близняшек, спросил у Семеновича, где сторож. Семенович указал ему на будку, но предупредил, что тот спит. А мужик сказал, что это не проблема, и пошел к дяде Коле.
 - Все это напоминает какой-то ритуал.
 - Как еще ритуал?
 - В данном случае, видимо, нацеленный на воскрешение за счет чужих жизней.
 - Так бывает разве?
 - В теории бывает, а на практике… На практике нам еще предстоит узнать.
 - Делать-то чего будем?
 - Экскаватор нам нужен, знаешь, где взять?
 - Да ты чего? Я туда не полезу!
 - Завтра сюда люди придут, Валера, живые люди,  – а среди них вполне может оказаться моя мама, или друзья, или знакомые. Не в этот раз, так в следующий. – И что-то мне подсказывает, что никогда больше не уйдут. Только мы с тобой знаем, что тут происходит, другие пока сами не увидят, не поверят. Скольких ты предлагаешь отдать Кроту? Нам нужен экскаватор!
 - Дак ведь не подъехать туда! Только по могилам если!
   Я молча кивнул.
 - Нас посадят за вандализм! Такой срок впаяют! Нет, я не согласен.
 - А знать, как люди гибнут, ты согласен? Знать, что ты мог их уберечь, ты согласен?
 - Давай позвоним в полицию и скажем, что там в будке бомба, они поприезжают все и разберутся. Это их работа!
 - Когда же ты поймешь, наконец, что бы мы ни делали, куда бы ни звонили, кому бы ни говорили, в итоге пока они разберутся, будут гибнуть люди, и Крот будет только сильнее. Нужно его выкопать экскаватором, он ведь на гусеничном ходу, лопаты из земли нам ничего не сделают, и содрать с него то, что бросила девочка в последний миг. А еще лучше его всего сжечь. В древние времена так и делали, тогда люди сильнее верили в магию, и считали, что сожженное тело не восстанет из мертвых. Как выясняется, не зря они так делали.
   Валера задумался на пару секунд. Серое вещество все-таки заработало:
 - У Толика экскаватор есть, в механизаторском, только как его уговорить? Да и Семеновичу чего скажем?
 - В механизаторском, это ведь недалеко, двадцать минут быстрым шагом.
   В этот раз задумчиво и молча кивал Валера, точь-в-точь как я совсем недавно.
 - Андрею Семеновичу я сам позвоню, скажу, что все выкопали, все готово. Пусть не приезжает сюда до завтра. А завтра утром либо мы спасем кучу народа, либо встретимся с ними где-то в недрах земли. Пошли.
   Достаточно быстрым шагом мы направились в механизаторский отдел, или цех, или склад, как угодно. В помещение, оставшееся от бывшего колхоза. Насколько я понимал, экскаватор тоже был старинный. Это было не важно. Важно было суметь добыть его, или уговорить кого на откровенно отвратительную поездку по могилам умерших. О том, что эта поездка может быть последний в жизни водителя, как и в наших жизнях, вспоминалось в последнюю очередь.

*Это твоя жизнь,
Это твоё время.
Что, если этот огонь не будет пылать вечно?
Это твоё "здесь",
Это твоё "сейчас".
Пусть всё будет превосходно!


Корректор Мария Кокорева
Февраль 2014 г.


Рецензии