Внебрачная дочь

       До отправки автобуса оставалось двадцать минут. Сергей – мужчина лет сорока, невысокий, с правильными чертами лица, поседевший раньше срока, жил в пятнадцати километрах от районного центра. Он работал на предприятии Газпрома и получил дом в селе, в котором обосновался филиал этого предприятия. А в село это нужно было добираться на автобусе или на маршрутном такси. У мужчины была машина, но сегодня ему не захотелось возиться с ней.

   Летний день утомил Сергея жарой, пылью, поднимаемой сильным ветром. Хотелось пить. Мужчина подошел к киоску, около которого стояла полная женщина. Она недовольно отчитывала продавщицу. Сергей невольно услышал ее монолог:
- Дура ты! Как была дурой, так и останешься. Сколько раз я тебе говорила, чтобы ты хитрее была. Нет же! Ты свое дело туго знаешь! А простота – хуже воровства. Недаром народ эту пословицу придумал. Вот, когда разобьешь свою голову не раз о свое упрямство, тогда вспомнишь, что мать тебе говорила. Хватишься, да поздно будет!

   Весь монолог был произнесен таким тоном и визгливым голосом, что Сергей невольно поморщился. Женщина увидела это и резко повернулась к нему.
– Нечего чужие разговоры подслушивать и рожу кривить!
Но внезапно выражение ее лица изменилось. Она пристально посмотрела на мужчину. От этого взгляда тому стало как-то не по себе. Но женщина вдруг заулыбалась. Сергею показалось, что он уже где-то видел ее.
– Серега! Неужели это ты? Как я, наверное, изменилась, что ты меня и не узнал?

   Мужчина всмотрелся в ее потное от жары, раскрасневшееся лицо. Да, теперь он узнал ее. Это была Нина. Более двадцати лет назад, еще до армии, он встречался с тоненькой, голубоглазой девушкой. Сейчас же от той хрупкой девушки не осталось и следа. Перед ним стояла безвкусно одетая, неухоженная женщина. У ног ее Сергей увидел две тяжелые сумки с продуктами. Видимо, тоже автобус ждала. Нина оценивающе рассматривала его. Давно, в молодости, она очень нравилась Сергею. В армии он очень скучал без девушки, думал, что вот любовь пришла и к нему. Но через несколько месяцев получил от подруги письмо, в котором она написала о том, что встретила другого парня и выходит за него замуж. Сергея эта новость сильно расстроила. Он долго переживал измену Нины, но со временем эта боль прошла.

   После армии Сергей окончил машиностроительный техникум и пошел работать на завод. Там он встретил свою будущую жену Лизу. Она была такой же, как и Нина, хрупкой, синеглазой девушкой. Видимо, это сходство и заставило обратить на нее внимание. Вскоре они поженились. И вот уже два взрослых сына выросли в семье.

  – Какая встреча! Ведь мы с тобой не виделись более двадцати лет! – голос Нины стал мягче, но все равно был с какой-то хрипотцой. Курила что ли?
– Как живешь? Семья есть, дети?
Сергей утвердительно кивнул головой и ответил:
– Жена и два взрослых сына, по девятнадцать лет уже исполнилось, близнецы, в институте учатся. Мы в село переехали, живем там уже пятнадцать лет. А ты как? Где живешь?
– А я все там же живу, в своей деревне. Замуж выходила, развелась. Сейчас живу с одним… – она небрежно махнула рукой.
– Есть дочь. Да вот она в этом киоске работает. С ней я и разговаривала, когда ты подошел. Аня, выйди, познакомься с моим бывшим кавалером!

   Дверь киоска со скрипом открылась и к Сергею подошла невысокая стройная девушка, очень похожая на молодую Нину. Те же светлые волосы и васильковые, красивые глаза. У Сергея почему-то защемило сердце при виде этой девушки.
– Вот учу ее, учу, а толку нет никакого. Бесхитростной выросла. В техникум не поступила. Теперь вот здесь работает. А зарплата – кот наплакал. Хозяин – жмот! Но где еще без образования работу найдешь? А я в своей деревне вкалываю дояркой. Тяжело, но хоть зарплата больше, чем у дочери.
– Но ты сказала, что с кем-то живешь? Он что не помогает вам?
– Да, как же, дождешься от вас помощи! Лишь бы глотку свою залить – радость одна. Хорошо, что еще по дому помогает что-то сделать!
Нина недовольно передернула плечами.

   Сергей не мог привыкнуть к столь разительным переменам в облике
своей бывшей подруги. Он невольно сравнивал дочь и мать, и сравнение это было не в пользу Нины.

   Женщина уловила настроение Сергея и вдруг неожиданно сказала:
– Отойдем в сторону, я тебе кое-что сказать хочу, а то вдруг больше не встретимся никогда.
Они отошли под навес перрона, к скамейке.
– Ты ведь когда ушел в армию, я поняла, что забеременела. А в деревне порядки строгие всегда были. Мне бы родители не простили, если бы без мужа родила. А тут Андрей за мной ухаживать начал, замуж позвал. Я и согласилась. Так что Анька – твоя дочь.

   Сергей перевел дыхание и спросил: – А она знает об этом?
  – Знает, что Андрей не ее отец. Но кто именно, не знает. И продолжила:
– Ну, что, пойдем с дочкой еще раз познакомлю.

   Они подошли к киоску. Аня выглянула в окошко. Нина жестом позвала ее.
– Вот, дочь, и отец твой нашелся! – сказала она со странной интонацией в голосе. Аня внимательно посмотрела на Сергея, хотела что-то сказать, но мать грозно взглянула на нее и девушка промолчала.

   Сергея ошеломило это известие. В автобусе он всю дорогу домой только и думал о том, что у него есть еще и дочь. Он тоже вырос без отца, тот умер, когда мальчику исполнилось семь лет. Сергей помнил, как тяжело им жилось с мамой на одну ее зарплату и небольшую пенсию за отца. Ему было горько оттого, что его дочь тоже росла без отца, а он ничего о ней не знал и ничем никогда не помог. Его не смущало то, что девушка вдруг появилась в его жизни, но как он об этом расскажет жене и детям?

   Семья Сергея была трудолюбивой и дружной. С женой жили в согласии, сыновей вырастили трезвых и спокойных. Домой Сергей вернулся под вечер. Жена сразу поняла, что что-то с мужем случилось, но ничего не спросила и стала собирать на стол. После ужина, когда сыновья разошлись по своим делам, Елизавета спросила:
– Что-то случилось? И, видя замешательство мужа, сказала:
– Ну, не томи, рассказывай быстрее!

   Сергей долго молчал, но, наконец, рассказал обо всем жене. Та ничего не сказала и ушла в свою комнату. А перед сном, когда Сергей пришел к ней, увидел заплаканные глаза жены.
– Лиза, я же не знал ничего, пойми. Я же не скрывал от тебя, что у меня до армии была девушка. Что теперь делать? Я же не могу отказаться от собственной дочери. Да и живется ей, видно, не очень-то легко – в киоске на вокзале мороженое да воду продает.

   На следующий день, когда Сергей ушел на работу, к Лизе приехала их города ее мама, Ольга Георгиевна, и вся эта история повторялась Лизой неоднократно. Женщины поплакали, обсудили пути решения этой, свалившейся на семью, проблемы, но к нужному варианту так и не пришли. Ольга Георгиевна возмущалась поведением зятя:
– Вот, пожалуйста, в молодости нагулялся, а ты теперь принимай его дочь! Господи! Да за что же это нам такое?

   Вечером, когда Сергей пришел с работы, она демонстративно ушла в другую комнату и разговаривать с ним не стала. Сергей тяжело вздыхал и тоже молчал. Жена тоже избегала разговоров. Только при сыновьях все делали вид, что ничего не произошло.

   Сергей часто приходил к киоску на вокзале. Из рассказов дочери он узнал, что кроме матери и ее сожителя у Нины есть еще брат, который учится в седьмом классе. Семья живет трудно, не хватает денег. Мужчина заметил скромную одежду девушки, стоптанные, старые босоножки и это как-то сдавило душу болью. В выходной день он попросил Аню взять отгул и повел ее на рынок. Там они присмотрели несколько платьев, туфли и босоножки. Аня не хотела принимать подарки, но отец уговорил ее взять их.

   Сергей решил познакомить своих сыновей с Аней. Мальчики жили в районном центре у бабушки, так как учились в Орле в институте. В один из летних вечеров мужчина с девушкой поднялись на третий этаж многоэтажного дома, в котором жили его сыновья. Дверь открыла теща, на ее лице Сергей увидел такую неприязнь, что поздоровавшись с ней, сразу провел Аню в комнату мальчиков. Те уже знали из рассказа отца о том, что у них есть сводная сестра, и встретили пришедших спокойно. Видно было, что Аня им понравилась. Завязалась непринужденная беседа.

   В комнату заглянула Ольга Георгиевна и жестом позвала Сергея за собой. Он прошел на кухню и сел на стул. Теща стремительно вошла вслед за ним и с порога стала возмущенно отчитывать Сергея:
– Знаешь, ты можешь ее приводить в свой дом, а ко мне не води, не нужна она тут. Я ее знать не желаю. Она, резко повернувшись, ушла на улицу.

           С этой поры обстановка в семье накалилась еще сильнее. Ольга Георгиевна настраивала дочь против Ани, Елизавета быстро склонилась на ее сторону и в доме принимать девушку не хотела.

   Наступил июль месяц. Сергею в профкоме предложили путевки для всей семьи на Азовское море. Он попросил добавить еще одного члена – Аню. Планировал на юг поехать на своей машине. Эта идея так захватила его, что он только и мечтал о том, как все его домочадцы поедут на отдых. Он надеялся, что эта поездка сблизит всех. Но дело приняло неожиданный оборот. Жена отказалась от поездки. Сыновья, настроенные бабушкой и мамой, тоже не захотели отдыхать в компании сводной сестры и уехали в студенческий лагерь. Сергей поехал в пансионат с дочерью один.

   Аня никогда не была на море и, видно было, что поездка на автомобиле доставляет ей огромное удовольствие. Стояла теплая, солнечная погода. За окнами автомобиля менялись пейзажи, города, поселки и деревни. Многочисленные придорожные кафе приглашали путешественников перекусить. Сергей старался купить для Ани что-то вкусненькое, угощал клубникой, абрикосами, черешней. Ему было приятно наблюдать за тем, как дочь с восхищением рассматривает все это изобилие фруктов и лакомств и как осторожно ест угощение.

   В пансионате Сергея и Аню поселили в разные двухместные номера. Соседкой Ани оказалась тоже молодая девушка. Они быстро подружились. Сергея поселили с земляком и работником того же предприятия, на котором он трудился. Соседа звали Алексеем. Это был лысеющий мужчина лет пятидесяти, с округлившимся животом, энергичный и веселый. Он хорошо знал всю семью Сергея и с первой же минуты стал намекать на то, что тот привез на отдых свою любовницу. Сергея это сильно раздражало, но он старался не грубить соседу.

   Дни на отдыхе пробежали быстро. Купание в море, экскурсионные поездки, посещение кафе и ресторанов, винных погребков, прогулки по вечернему, приморскому городу, танцы по вечерам в пансионате – все это для Ани было сказкой. За двадцать лет своей жизни она ничего кроме районного и областного города не видела. Аня была очень благодарна отцу за эту поездку.
 
   Сергей водил дочь по южным магазинам и рынкам. Купил ей демисезонное модное пальто, осенние и зимние сапоги, несколько кофточек и свитер. Ане нравились все эти вещи. Но в глазах ее отец все чаще замечал непонятную тревогу.
– Смущается, наверное. Ведь никогда у нее не было отца. Да и вряд ли кто ей покупал такие вещи, – думал Сергей и нежность давила сердце.
– Как могло такое случиться, что дочь росла без него?

   Наступило время отъезда. Сергей загрузил в машину персики, абрикосы, которые так любили сыновья, на местном винном заводе купил несколько упаковок виноградного вина для жены и тещи, которым это вино очень нравилось. Купил одну упаковку и для матери Ани. Он скучал по дому, но непредсказуемость дальнейших событий томила его.

   Деревня, в которой жила девушка с родственниками, располагалась на южной трассе. Сергей довез Аню до дома. Нина, предупрежденная дочерью о времени приезда, ждала их. Увидев все подарки, радостно хлопотала, накрывая на стол. Сергей от вина отказался. Нина, попробовав южного вина, раскраснелась. Она все говорила и говорила дочери о том, как хорошо иметь такого отца. Аня же опускала глаза и краснела. Потом и совсем ушла в свою комнату, сказав, что устала с дороги.

   К вечеру Сергей добрался до дома. Жена была дома одна. Сыновья еще отдыхали в лагере. Теща не приехала. Мужчина был этому рад, так как хотел поговорить с женой. Разговор получился тяжелым. Лиза плакала. Она уже не упрекала мужа за дочь, но принять ее никак не хотела. У нее даже возникала мысль о разводе. Пришли к мнению, что время все поставит на свои места, нужно только немного переждать и все обдумать.

   Отпуск Сергея еще не закончился, осталось несколько свободных дней, и он решил навестить Аню, хотя жена настаивала на том, чтобы он не виделся с дочерью и ее матерью. Лиза даже как-то в ссоре сгоряча сказала Сергею о том, что если он ее не послушает, то она уйдет жить к матери. Но мужчине очень хотелось повидать Аню. В один из дней, когда жена была на работе, он подъехал к дому дочери. Во дворе никого не было. Входная дверь была приоткрыта. Задержавшись на пороге, Сергей услышал голоса Нины и Ани. Нина опять громко отчитывала дочь:
– Да что ты все дергаешься? Да, он не твой отец! Ты правильно догадалась. Ну и что? Откуда он узнает об этом? Ты ничего ему не говори только. Смотри, как он одел, обул тебя, как куколку, на море свозил. Когда бы ты там побывала, если бы не Сергей? Так бы и сидела всю жизнь в своем киоске. А у меня нет денег, чтобы тебя по югам развозить. Сама видишь – еле концы с концами сводим. Он хорошо зарабатывает, денег ему для тебя не жалко, вот и пользуйся моментом.

   Сергей вошел в дом. Аня с заплаканным лицом резко повернулась и выбежала во двор. Нина приняла воинственную позу.
– Что, слышал все то, о чем мы говорили? Нечего подслушивать, тогда ничего неприятного для себя не услышишь!
Уловив вопрос в глазах Сергея, она сказала:
– Да, Аня не твоя дочь, ну и что! Ты как был простодушным дураком, так им и остался. Поверил во все бредни, которые я тебе наговорила. А я решила тебя использовать и посмотреть, как ты реагировать на все это будешь. Потом, сразу видно, что ты человек обеспеченный, не пожалеешь для дочки ничего. Вот я и подумала, а почему бы не воспользоваться этим моментом. А Анька обо всем догадалась, совестливая больно, все плачет, не хочет тебя обманывать. Стыдно ей, видишь ли! Вон и вещички все собрала, чтобы тебе вернуть. Господи! И в кого она такая?

   Сергей не дослушал монолог Нины и вышел во двор. Аня сидела на скамейке под окном и плакала. Увидев Сергея, поднялась и сказала:
– Дядя Сергей! Простите меня! Я почувствовала, что мама говорит неправду, но почему-то не призналась во всем Вам раньше, наверное, мне так захотелось почувствовать себя дочкой любящего отца. Спасибо Вам за все. Я Вас всю жизнь помнить буду. А маму не ругайте. Она хорошая. Это ее нищета и безысходность такой сделала.

   Она метнулась в дом и вернулась с большой дорожной сумкой, набитой вещами.
– Вот все вещи, которые Вы мне купили. Я все выстирала и выгладила. Спасибо Вам еще раз за все. – Аня быстро поцеловала Сергея в щеку.
Сергей вернул сумку девушке.
– Не нужно мне ничего отдавать. Носи на здоровье.

   Сергей быстро сел в машину и поехал домой.
– Вот и конец этой истории. Жаль, что Аня не моя дочь!
Он уже привязался к этой хрупкой девушке. Печаль постепенно сменило хорошее настроение. Деньги, что потратил на Аню, его совершенно не волновали.
– Пусть девочка порадуется, хорошая она и лучшей доли заслуживает, – рассуждал про себя Сергей.

     Показался знакомый поворот к улице, на которой жил Сергей. Опять заныло сердце оттого, что боялся увидеть окна своего дома темными, боялся, что жена действительно уедет к матери. Подъехав к дому, он с облегчением вздохнул – в окнах дома горел свет.


Рецензии